Правовые основы деятельности компаний, организующих спортивное и любительское рыболовство на примере ООО «Средний берег»
Не берусь взять на себя участь истины в последней инстанции. Вполне допускаю, что мог и ошибиться.
Побудило меня написать данную статью просьбы и стоны, идущие со всей земли русской (шутка). Если серьезно, карифаны попросили, да мне и самому было интересно разобраться, да и некоторая лепта, внесенная в борьбу с правовым нигилизмом (в области рыболовства) тешит мое тщеславие.
Цель данного написания не сводится к поиску справедливости или наоборот, все проще, - интересовали только правовые основы деятельности компаний, организующих спортивное и любительское рыболовство.
Вот что удалось мне понять. Напоминаю, что я рассматриваю ситуацию только в одном ракурсе, а именно на примере 1-го участка и использующей его компании.
Вероятно для искушенного рецензента мое изложение покажется простым. Если так будет, это хорошо, специально пишу как можно яснее и проще.
Во-первых, 1-й участок это суть рыбопромысловый участок, под которым понимается акватория водного объекта рыбохозяйственного значения или ее часть.
Во-вторых, они должны быть, поскольку являются основой того вида рыболовства, которым занимаются люди на «броне»! Для этого их формируют, утверждают, придают индивидуально-определенные признаки. Формируются такие участки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Названий этих органов мне не известно.
В-третьих, участки передаются в пользование названным компаниям, и уже они устанавливают особенности (в рамках действующего законодательства) поведения на участке, лова, и т.п. Передается участок путем заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка. Договор естественно не заключается с победителем торгов.
Бытовало в чате заблуждение, что участок передается для промысла. Что генпромысловик, передает право на промысел субпромысловикам, т.е. нам. Однако, это не так. Промысловый участок передается именно для организации любительского и спортивного рыболовства (в нашем случае).
Отсюда и заблуждение о лицензии. Лицензию может выдавать только государство в лице своих органов. Это исключительная прерогатива государства. Тот листок, что нам дают это конечно не лицензия, а согласие пользователей рыбопромысловыми участками (п.4. ст. 24). Но как известно от перестановки слагаемых ………………. Косвенно это подтверждается и КоАП РФ, где в статье 8.37. ответственность устанавливается за нарушение правил добычи и использования объектов водного мира, а не на осуществление деятельности без лицензии.
Напрашивается вывод, что понятие лицензионный лов в принципе не применимо к любительскому и спортивному рыболовству, а может и вообще отсутствует в лексиконе законодателя.
Еще одно заблуждение касается мнения о том, что компании использующие рыбопромысловый участок обязаны получить разрешение на добычу водных ресурсов. Однако его не требуется, поскольку в данном случае сам договор является таким разрешением. В частности ст. 33.3. ФЗ так и формулирует предмет договора о предоставлении рыбопромыслового участка: «По договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке».
Вообще сама конструкция договора конечно очень неоднозначна. Не вдаваясь в подробности, хочу сказать, что правовую природу договора лично я для себя не установил. Какая-то смесь между арендой и ссудой.
Что касается возмездного характера рыбалки. Тут все просто. Общее правило установленное ст. 24 ФЗ говорит, что граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона. Про ограничения сразу следует пояснить, что они касаются только сроков, способов, периодов и т.д. и т.п. Та же статья ФЗ в п.4. устанавливает, что любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках осуществляется с согласия пользователей рыбопромысловыми участками. Ключевое слово и соответственно отличие я выделил. Свободно и бесплатно можно рыбачить везде, кроме рыбопромысловых участках. Об этом говорит и Верховный Суд РФ, кстати попутно отвечая и на вопрос о лицензиях: «Анализ норм данного Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что для осуществления гражданами любительского и спортивного рыболовства на рыбопромысловых участках федеральным законодательством предусмотрено лишь наличие согласия пользователя, которое в силу п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ определяется на любых не противоречащих законодательству условиях. При этом Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" форма документа, являющегося подтверждением заключения договора между лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в виде организации любительского и спортивного рыболовства, и гражданином (договор, путевка или билет и т.д.) не определена» (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВС от 15 октября 2008 г. N 25-Г08-5).
Ну вот как-то так. Лично я не заметил ничего особенного, все логично.
Общий вывод такой: рыбачить на рыбопромысловых участках мы обязаны по правилам, установленным копаниями, использующими эти участки по договору, поскольку того требует закон. Ну и компании естественно обязаны соблюдать закон и договор.
Выдержки из использованных нормативных актов
Было использовано три нормативных акта:
1. Федерального закона «О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ» №166-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 260-ФЗ, 20.04.2007 N 57-ФЗ,от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ) от 20 декабря 2004г (Далее по тексту – «ФЗ»)
2. Гражданский кодекс РФ
3. Кодекс РФ об Административных правонарушениях.
Статья 18 ФЗ
1. Рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 260-ФЗ)
2. Рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 260-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ)
3. Рыбопромысловый участок может использоваться в одной или нескольких из указанных целей.
4. Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ)
5. Использование рыбопромыслового участка осуществляется в соответствии с законодательством о водных биоресурсах и водным законодательством.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 260-ФЗ)
6. Использование земельных участков для целей рыболовства осуществляется в соответствии с водным законодательством и земельным законодательством.
(часть шестая введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 260-ФЗ)
Статья 33.3. ФЗ
Договор о предоставлении рыбопромыслового участка
1. По договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке.
2. В договоре о предоставлении рыбопромыслового участка указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия.
2.1. Договор о предоставлении рыбопромыслового участка, который состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, для осуществления в соответствии со статьей 29.1 настоящего Федерального закона добычи (вылова) анадромных видов рыб заключается на срок от десяти до двадцати пяти лет с указанием условий добычи (вылова) анадромных видов рыб, определенных комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, а также условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 250-ФЗ)
3. Договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
4. Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ГК РФ
Статья 1. Основные начала гражданского законодательства
2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 8.37. Нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства
2. Нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -
(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
(в ред. Федеральных законов от 03.11.2006 N 182-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ)