Vasilovich сказал(а):
... Где можно почитать о принципе работы данной катушки(такого типа). Схему устройства фрикциона( и как он соединён с валом)?..
На примере схемы Shimano Catana:
Шпуля на штоке фиксируется от проворота за счет поперечного штифта (пина) в штоке.
Шток шпули круглый не по все длине. В задней своей части имеет 2 лыски:
Лыски необходимы для того, чтобы в детали с отверстием ответной формы шток мог беспрепятственно перемещаться вдоль своей оси, но не мог проворачиваться. Поэтому шток с такой деталью поворачиваются как единое целое, но в осевом направлении они не связаны. Такой деталью является втулка 9450:
В данной конкретной катушке на фланце втулки 9450 выполнены зубья, по ним (в собранном состоянии катушки) щелкает плоская пружинка 9276 при провороте штока (и соответственно втулки) в корпусе 9779, реализуя трещетку при провороте шпули. Втулка в задней своей части (по схеме за фланцем с зубьями) тоже имеет 2 лыски (запомним). Теперь рассмотрим шайбы пакета фрикционного тормоза (в направлении слева-направо): шайбы 9451, 5340, второй экземпляр 9451 металлические. При этом шайбы 9451 по наружному диаметру имеют "уши", как видно из схемы. В колодце корпуса 9779 имеются 2 ответных продольных паза (их по схеме не видно, т.к. они внутри и вид на корпус спереди-сбоку) на всю длину колодца, под эти "уши". Таким образом, шайбы 9451 могут перемещаться вдоль колодца корпуса вперед-назад, но не могут проворачиваться относительно корпуса. Шайба 5340 имеет внутреннее отверстие не круглое, а по форме, ответной к лыскам задней части втулки 9450, поэтому она может перемещаться в осевом направлении втулки, но не может проворачиваться относительно ее. Далее - шайбы 5269 - непосредственно из фрикционного материала (это может быть войлок, грубая толстая ткань, некоторые полимеры, карбон), шайба 5266 визуально тоже могла бы работать как фрикционная, но судя по тому, что она под другим номером, ее задача - просто быть прокладкой, чтобы снизить износ фланца втулки 9450 при взаимном провороте втулки и передней шайбы 9451. Итак, если собрать все эти шайбы в пакет, одеть на втулку и поместить все в колодец корпуса с задней его части, предварительно положив на дно колодца антифрикционную шайбу 2346, втулка 9450 будет вращаться относительно корпуса. Теперь, если приложить с задней стороны осевое усилие на заднюю "ушастую" шайбу 9451, мы сожмем пакет и затрудним вращение втулки. Чем сильнее будем давить на шайбу, тем труднее будет провернуть втулку 9450 в корпусе 9779. Далее ставим пружинку 9638, которая передает осевое усилие сжатие от гайки 9452 на заднюю шайбу 9451 и вкручиваем в колодец гайку 9452. Чем глубже вкручиваем гайку, тем сильнее тормозим проворот втулки 9450. Вот принцип работы фрикциона в данной катушке.
Остальные детали несут декоративно-дизайнерское и защитное от воды назначение, по отношению к работе тормоза.