dr.trout сказал(а):
мне кажется длинная ось лучше.
пиньон сидит на РЕАЛЬНОЙ оси - гарантия точности зазора ГП лучше обеспечивается. это на мой взгляд самое важное в варианте с длинной осью
Опора пиньона в современных мультах почти не связана с длиной оси. Со стороны шпули он опирается на шасси (раму) через подшипник 7х11х3 (чаще всего встречающийся размер). В Вашей Татуле это ШП под номером 36 по схеме. В конструкции мультов подешевле с короткой осью со стороны редукторной крышки пиньон опирается на полуось, возле опорного ШП в редукторной крышке, на котором стоит эта полуось. А на катушках подороже полуось вообще не несет радиальных нагрузок, так как пиньон со стороны редукторной крышки также опирается на ШП.
Т.к расстояние между опорами в конструкции с плавающей
(короткоосной) шпулей меньше, соответственно конструкция более жесткая.
dr.trout сказал(а):
что касается прочнсти оси - я рвал катушкой 20кг прошку на зацепе ось не погнулась.
Ранее говорили про жесткость оси катушки. Прочность же никто под сомнение не ставил. Прочность - это разрушение. Изгиб же в виде окончательной деформация оси возможен при недостаточной ее жесткости, когда нагрузки на ось создают в ней напряжения, превышающие предел пропорциональности. До достижения этих усилий/напряжений ось изгибается на опорах, но упруго восстанавливает свою форму после снятия нагрузки. Весь смысл "3-го Шимановского" ШП как раз в том, что ось, изгибаясь при повышенных нагрузках ложится на него и он становится опорой, увеличивающей жесткость конструкции.
А в общем опасаться изгиба оси при любых разумных нагрузках и перегрузках не стоит, т.к при разработке японцы считают НДС.