Обслуживание, разборка-сборка и тюнинг мультипликаторов

BBK67

Старожил
Регистрация
04.07.2009
Сообщения
618
Местоположение
Кемерово
timevan сказал(а):
дольше, легче стартонуть, выглядит как аксиома и ни кто не задает вопросов,тупо меняют. Но как это работает если все зажато всевозможными тормозами?
Да собственно, как долго крутится шпуля, не шибко важно.Важно,что бы шпуля не крутилась лишнего, по отношению к летящей приманке.Для этого и нужны тормоза.Чем они совершеннее,тем дальше,стабильнее и комфортнее заброс.
 

timevan

Новичок
Регистрация
16.02.2014
Сообщения
10
Местоположение
Кемерово
Вот и я про тоже. Многие меняют стоковые пшк на керамику либо комбинированные с высшими степенями "ровности", для чего? Чтобы шпуля выкручивала шнур быстрее чем летит приманка? Чтобы затягивать туже тормоза и ровнять скорость как и на сотоковых? Смысл в чем? Уж больно все смахивает на очередной маркетинг с которого толку нет, типа это круто вы граждане покупайте а че к чему не вникайте.
Зы. К слову, мультом владею месяц) и кидал им только один раз...ночью...в снег...пьяный...чебураху о шести грамм))
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 137
Местоположение
Новосибирск
timevan сказал(а):
Народ, разтолкуйте, ну не догоняю я! В чем смысл установки скоростных подшипников?
В том, чтобы снизить потери энергии на трение в опорах, при котором снижается и общая работа сил системы подтормаживания, необходимая для хорошего заброса. И все это завязано на непостоянность тормозного усилия при разных угловых скоростях шпули и ее инерцию. Если простой аналогией: ставим очень плохие опорные подшипники, которые туго крутятся и выбрасываем все тормоза - нормального заброса не получим.
 

timevan

Новичок
Регистрация
16.02.2014
Сообщения
10
Местоположение
Кемерово
завязано на непостоянность тормозного усилия при разных угловых скоростях
вот это не много проясняет картину. Опять же это действительно для магнитных либо центробежных тормозов. А как же осевой тормоз? Как выставишь так и тормозит, если только ослаблять его во время полета приманки тогда мож и сыграют роль скоростные пшк, а если нет то опять не вижу смысла.
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 137
Местоположение
Новосибирск
timevan сказал(а):
А как же осевой тормоз? Как выставишь так и тормозит...
Так тоже самое. Сила осевика также зависит от угловой скорости. К тому же и нелинейно. Правда вся нелинейность осевика сжата в районе малых угловых скоростей, а далее оборотов от 300-1000 и выше - постоянная прямая, если торец оси и опорный пятак сухие (если образуется клин, то падает). При этом рассматривать надо бы не отдельный тормоз, а все же систему тормозов.
 

timevan

Новичок
Регистрация
16.02.2014
Сообщения
10
Местоположение
Кемерово
Из рекомендаций по настройке тормозов при использовании мульта: магнитный/центробежный выставить в среднее положение, эти тормоза будут работать при полете приманки. Осевой тормоз в положении при кт приманка свободно опускается и при косании земли шпуля должна сделать пару оборотов и остановится, т.е в момент заброса в начальной точке на шпулю действует тормозное усилие складывающееся из суммы разных тормозных усили, осевой тормоз+трение пшк+прочие. Уменьшая трение пшк выравниваем баланс осевым т.е общее ТУ не изменилось, шпуля также останвливается едва приманка коснулась земли. И при забросе ТУ может только увеличится в следствии изменения/увеличения скоростей, так какже это самое ТУ может уменьшить скоростные пшк?
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 137
Местоположение
Новосибирск
timevan сказал(а):
...И при забросе ТУ может только увеличится в следствии изменения/увеличения скоростей, так какже это самое ТУ может уменьшить скоростные пшк?
Убирая трение в опорах вся работа сил торможения уменьшается на величину работы сил трения в опорах (разницу до и после), т.е. тормозную систему отстраиваем только на компенсацию избыточных сил инерции. В этом и есть выигрыш. Практически же это выглядит так, что при забросе на ту же дистанцию необходимо меньше вкачивать в разгон шпули и не требуется раскручивать шпулю до тех же скоростей, как при плохих опорах. И это позволяет в процессе привыкания к изменениям постепенно ослаблять тормоза.
И видимо еще следует иметь ввиду, что чем выше качество ШП, правильнее и долговременнее маслянный клин (держится в более широких интервалах скоростей шариков) и меньше нагрев ШП, тем меньше прирост сил трения при увеличении скорости шпули.
ЗЫ: Есть и еще один практический плюс применения более точных ШП - они более стабильно крутятся, меньше сбоят в парах шарик-сепаратор при определенных (резонансных) скоростях.
 

Yaroslavl

Бывалый рыбак
Регистрация
13.08.2013
Сообщения
25
Местоположение
Yaroslavl
Здравствуйте! Мультипликатор был приобретен в прошлом году, сразу были заменены шпульные подшипники на SKF
разобраны и смазаны по методике взятой с Вашего форума.( Стоковые подшипники при раскрутке Dremel
через резиновую оправку до 30000 об/мин очень сильно грелись. SKF эти обороты держит запросто.)
Свой первый сезон с мультипликатором то же осваивал благодаря советам Володи (Prank).
В конце сезона появилось желание сделать тюнинг центробежной тормозной системы т.к. два грузика мне было много, а один мало,
смазки тормозного зеркала хватало на час рыбалки.
В итоге решил сделать колхозный тюнинг и изготовил грузики из жидкой пластмассы.
Вес стокового грузика (красный) - 0,018 гр
Вес изготовленного грузика такой же.
Прошу совет.
Каким образом можно облегчить вес изготовленного грузика, либо какие антифрикционные добавки применить в состав пластмассы -
Полиуретан Smooth-Cast 300.
Извиняюсь за качество фото.
P2270039.JPG
 

BBK67

Старожил
Регистрация
04.07.2009
Сообщения
618
Местоположение
Кемерово
timevan сказал(а):
Вот и я про тоже. Многие меняют стоковые пшк на керамику либо комбинированные с высшими степенями "ровности", для чего? Чтобы шпуля выкручивала шнур быстрее чем летит приманка? Чтобы затягивать туже тормоза и ровнять скорость как и на сотоковых? Смысл в чем? Уж больно все смахивает на очередной маркетинг с которого толку нет, типа это круто вы граждане покупайте а че к чему не вникайте.
Я бы поменял подшипники на катушках,работающих в лайте или лезущих в УЛ.В остальных случаях, пожалуй, этого бы не делал.Хотя...Люди меняют ручки,кнобы,красят катушки.Почему бы и нет,если нравится и в удовольствие?Хуже, катушка работать не будет...
 

VitalijWood

Старожил
Регистрация
13.07.2012
Сообщения
1 374
Местоположение
Великие Луки
Yaroslavl сказал(а):
В конце сезона появилось желание сделать тюнинг центробежной тормозной системы т.к. два грузика мне было много, а один мало,
1. Плетенка - желательно что бы была намотана до края, и при этом ее не должно быть 300 метров :D
2. Грузик сточи надфилем один край ...тем самым уменьшая площадь контакта...вроде помогает... это уже тонкие материи :D
 

Netleon

Старожил
Регистрация
07.03.2011
Сообщения
943
Местоположение
Новосибирск
BBK67 сказал(а):
Я бы поменял подшипники на катушках,работающих в лайте или лезущих в УЛ.В остальных случаях, пожалуй, этого бы не делал.Хотя...Люди меняют ручки,кнобы,красят катушки.Почему бы и нет,если нравится и в удовольствие?Хуже, катушка работать не будет...
А вот тут позволю себе не согласиться.
Владею Риогой1016L - после установки гибридов дальность заброса точно увеличилась, кроме того, на мой взгляд тормоза стали работать точнее :roll:
То же кино с 2020HL, и с Хроначем101Д.
На лайтах я сейчас вообще смотрю только на микрокерамику ежовую ;)
Там всё не так однозначно - производитель в стоковых подшипниках бывает так же неплохо решает задачу - я сейчас о Конквесте51ДС.
 

Netleon

Старожил
Регистрация
07.03.2011
Сообщения
943
Местоположение
Новосибирск
timevan сказал(а):
Из рекомендаций по настройке тормозов при использовании мульта: магнитный/центробежный выставить в среднее положение, эти тормоза будут работать при полете приманки. Осевой тормоз в положении при кт приманка свободно опускается и при косании земли шпуля должна сделать пару оборотов и остановится, т.е в момент заброса в начальной точке на шпулю действует тормозное усилие складывающееся из суммы разных тормозных усили, осевой тормоз+трение пшк+прочие. Уменьшая трение пшк выравниваем баланс осевым т.е общее ТУ не изменилось, шпуля также останвливается едва приманка коснулась земли. И при забросе ТУ может только увеличится в следствии изменения/увеличения скоростей, так какже это самое ТУ может уменьшить скоростные пшк?
Вы реально покидать попробуйте ;)
Не всё так категорично.
Особенно когда в руках катушки высокого класса ;)
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 137
Местоположение
Новосибирск
BBK67 сказал(а):
В остальных случаях, пожалуй, этого бы не делал..
Володь, твой земляк спрашивает "почему", а не надо или нет менять. Это нормальный вопрос к пониманию, однако чтобы понятно и наглядно объяснить нужно сделать скомбинированный график всех сил в процессе заброса по времени и еще наложить угловую скорость шпули. Задача непростая и нудноватая.. :(
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 137
Местоположение
Новосибирск
Yaroslavl сказал(а):
Каким образом можно облегчить вес изготовленного грузика..
У 2-х грузов убрать фланец. Но не по высоте, а спиливая радиально. Попробовать с ними. Если мало уменьшение - только утонять по периметру. По длине резать не желательно, т.к. чтобы избежать перекоса с подклиниванием грузика на луче, длина грузика должна быть не меньше диаметра отверстия (в Вашем случае - наибольшего размера отверстия в поперечном сечении грузика).
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 137
Местоположение
Новосибирск
Отвставить мой предыдущий совет ! :lol:
Yaroslavl сказал(а):
Каким образом можно облегчить вес изготовленного грузика..
Сергей, напряг немного извилину. Получилось предложение по грузикам несколько другое:
Имеется в природе "термоусадка" - изолирующий кембрик (трубочка-изоляция) при нагревании "обтягивающая" элемент, на который одета. У нас в Новосибирске продается совершенно разных диаметров на радиобарахолке. В интернетах тоже полно можно найти.
Смысл осадить ее на оправку, повторяющую сечение оси-луча центробега, но чуть-чуть большего диаметра. В Вашем случае подберите сверло или проволоку и сформируйте на данной оправке лыски, чуть меньше, чем на луче.
У меня на Кураде лучи звезды в сечении круглые, я просто использовал подходящее сверло. Вот результат - грузики с разной массой, нашинкованные бритвой после охлаждения на оправке термоусадочной трубки разного исходного диаметра:









Кроме того можно уменьшить пятно контакта грузика с тормозным зеркалом путем срезания/спиливания торца грузика, тем самым уменьшая тормозное усилие грузика без значительного изменения его массы (об этом выше писал VitalijWood. На фото я утрированно срезал под 45° :mrgreen: :



Грузики конечно ставить парно, друг напротив друга. Это я для примера 1 одевал на луч.
 

Netleon

Старожил
Регистрация
07.03.2011
Сообщения
943
Местоположение
Новосибирск
Владимир, получается изготовленный таким способом грузик будет неотключаемый?
В какой ситуации он полезен? Когда одного мало а два много?
Так это вроде намасливанием зеркала решали... Выше коллега отписал, что масло быстро уходило - но мне кажется это вопрос подбора смазки.
Расскажи, пож-ста поподробнее - какую проблему ты этим решил/решал?
Чую - перспективная тема для "баранчика"....
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 137
Местоположение
Новосибирск
Netleon сказал(а):
Расскажи, пож-ста поподробнее - какую проблему ты этим решил/решал?
Только вариацию на тему массы грузов без смазывания зеркала. Естественно такие грузики не являются отключаемыми - они снимаемые :lol: . Отсутствие стопорного фланцев также осложняет и закрытие байонетной крышки - при закрытии придется ориентировать катушку осью вертикально, чтобы грузики не слетали. Все вышеописанное всего лишь идея, которую еще надо проверять на практике. Но затраты на опробирование - полкопеечные ;).
 

BBK67

Старожил
Регистрация
04.07.2009
Сообщения
618
Местоположение
Кемерово
prank сказал(а):
Володь, твой земляк спрашивает "почему", а не надо или нет менять. Это нормальный вопрос к пониманию, однако чтобы понятно и наглядно объяснить нужно сделать скомбинированный график всех сил в процессе заброса по времени и еще наложить угловую скорость шпули. Задача непростая и нудноватая.. :(
Я понял вопрос как сомнение в необходимости установки лучших по качеству, по сравнению со стоковыми, подшипников.Не думаю,что такая необходимость есть,во всяком случае, если катушка стоит приличных денег и производитель известный,то подшипники замены не требуют.Понимаю,что сразу возникнет традиционный вопрос дальности,но этот момент я комментировать не буду.Установку более качественных "шаров" отрицать как "класс" то же не буду,ничего не имею против и уж точно считать данный момент исключительно маркетинговым ходом будет не правильно.Думаю каждый самостоятельно должен решить нужно ли это.Я такой необходимости не вижу.Если в итоге такой инсталляции, я получу лишних 5 метров заброса,то это не взбудоражит мое сознание точно.Дальность в 30-50 метров комфортного заброса меня устроит более чем.Вопрос же с графическими выкладками,законами физики,гидродинамики и прочими нудностями меня просто вгоняет в тоску смертную.Я иногда читая форумы мультипликаторщиков начинаю в ужасом понимать,что ничего не понимаю в прочитанном.Ощущение,что читаешь пособие для студентов физ-мата,а когда соотносишь прочитанное с пониманием,что речь идет о рыбалке,то чувствуешь,что мозг просто разрушается от попыток собрать несовместимое.