Лодки от 2,5 м хотят подвергнуть регистрации!

РЫБАНУТЫЙ

Старожил
Регистрация
09.12.2010
Сообщения
7 008
Местоположение
Новосибирск
Ничего не сделаем (-ете).
До выборов "пообсуждаете",а после - гайки полностью закрутят.
Все будет , как было до 2009 года : права на электромотор и поголовная регистрация.
Так что очередь в обучающие организации можете сейчас уже занимать. :cool:
Или к Андрюхе (Сфинксу) на тесты... :mrgreen: :lol:
 

vlad40

Старожил
Регистрация
20.09.2010
Сообщения
5 641
Местоположение
Новосибирск
olegov сказал(а):
И на любой велосипед и вообще, на хождение по тротуарам то же права....

Ну при чем тут велосипед? Он без мотора! Как и пешеход, - типа, аналоги весельной лодки! :D
А лодка с даже маленьким мотором, - это уже мопед! :D А на них, кстати, уже ввели "права"! Ибо ездят по тем-же дорогам, как и авто. И лодки с любыми моторами тоже катаются в одних акваториях. Это так, детали для размышления.
Так что я тоже за то, что любой "капитан" моторной лодки должен пройти курсы и иметь удостоверение судоводителя!
А вот вводить регистрацию малых лодок, особенно надувных, я-бы не стал. Оставил-бы всё как сейчас, т.е. у которых моторы свыше 10.8 л.с. (8 кВт).

Пи.Си. - Яшка, с..ка, ботало злорадное! :lol: Андрюхе-Сфинксу теперь как кататься??? У него-ж "прав" нет! Ты не подумал что-ли?? Он сейчас придет и тебе ухи открутит! И прикрутит их на то место, которым ты на стуле сидишь! :lol: :lol: :lol:
 

k.a.a.18

Старожил
Регистрация
11.12.2014
Сообщения
2 345
Местоположение
Новосибирск
Из за пяти выездов за лето на лодке, на реку. Мне ее проще продать. Хотя я думаю, что после прянятия этого закона "КОМУ ОНА НУЖНА БУДЕТ ЭТА ЛОДКА".
 

olegov

Писатель-рыбак
Регистрация
07.07.2006
Сообщения
201
Местоположение
Новосибирск
k.a.a.18 сказал(а):
Из за пяти выездов за лето на лодке, на реку. Мне ее проще продать. Хотя я думаю, что после прянятия этого закона "КОМУ ОНА НУЖНА БУДЕТ ЭТА ЛОДКА".

Молодец... Здравые мысли пошли. Там много интересного получится с этим законом :)
 

Славка-Ганс

Старожил
Регистрация
15.09.2014
Сообщения
657
Местоположение
Новосибирск
Тут еще может возникнуть проблема, в том что у многих нет документов на лодку, а как ставить на учет лодку без документов?
 

olegov

Писатель-рыбак
Регистрация
07.07.2006
Сообщения
201
Местоположение
Новосибирск
Продолжаем переписку с господином Нуникяном (он занимается подготовкой этого законопроекта).

Среда, 28 июня 2017, 17:38 +03:00 от Олег Чепрасов <olegov-nsk@mail.ru>:

Здравствуйте, Амаяк Амаякович !

Меня к Вам переадресовал Виктор Моисеевич Бершадский (он указан как ответственный за разработку проекта федерального закона о безопасности судоходства) на сайте http://regulation.gov.ru/projects#

Виктор Моисеевич сообщил, что теперь Вы занимаетесь этим законопроектом и у меня вопрос…

Статья 7. П.2. "Не подлежат государственной регистрации маломерные суда, являвшиеся принадлежностью других судов, а также маломерные суда с наибольшей длиной корпуса мене 2,5 м и установленным двигателем менее 8 кВт."

Параметр 2.5 метра… это не опечатка ? Т.е. в законе действительно планируется предусмотреть регистрацию маломерных судов длинной более 2.5 метров с двигателем менее 8 кВт, а их владельцам получать удостоверения судоводителей ?

С Уважением !
Олег Чепрасов

28 июня 2017 г., в 21:58, Нуникян Амаяк <2120556@mail.ru> написал(а):

Уважаемый Олег!

В действительности вопросом разработки законопроекта занимаюсь в настоящее время я.
На сайте regualion/gov/ru действительной указан Бершадский В.М., нами подана заявка в службу поддержки и обещают, что завтра будет размещена актуализированная информация.
Действительно проектом предлагается установить такую норму.
Указанный параметр взят из системы стандартов ISO small craft.

С уважением,
Нуникян Амаяк
Начальник Отдела Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России
тел/факс: (495) 983 6556
моб.: 8 926 280 76 48

Среда, 28 июня 2017, 18:47 +03:00 от Олег Чепрасов <olegov-nsk@mail.ru>:

Спасибо за ответ !

Но, Вы же сами, вероятнее всего, понимаете, что это доведет ситуацию до абсурда.
Вы представляете что из себя представляет лодка 2.5 метра длинной ? По сути под эту категорию попадают практически все надувные лодки используемые для рыбалки или отдыха. Т.е. установив на эту лодку любой мотор, человек должен будет её регистрировать и получать права.
Я так понимаю, планируется увеличение персонал ГИМС (регистрирующих органов и т.д.) раз в 10 со всеми вытекающими (аренда помещений, компьютерная техника и т.д.). Так же непонятно, какими силами это всё будет контролироваться ? Нынешний состав ГИМС не справляется да же с более/менее серьезными судами. Кто будет бегать за сотнями тысяч владельцев «надувнушек».

Ну и самое непонятно - какая этим преследуется цель ?

Если брать статистику по происшествиям на воде, то таковые с участием именно небольших лодок (т.е. те, что попадают в рамки нынешнего законодательства, т.е. до 200 кг и с моторами до 8 кВт), то там мизерные цифры.

Если исходить с точки зрения пополнения бюджета за счет налога, то суммы пополнения не покроются затратами на взимание.

В целом же это погубит саму отрасль строительства маломерных судов (как раз именно лодок ПВХ в сегменте до 4-х метров) и создаст проблемы на рынке продаж лодочных двигателей (самый популярный сегмент нынче, это как раз до 8 кВт). Собственно и первое и второе развилось именно благодаря послабинкам в законе, когда было разрешено эксплуатировать маломерные суда массой до 200 кг с моторам до 8 кВт без регистрации и получения прав…

Тогда в чем суть такой жесткой поправки ?

Ответьте, если будет возможность.

С Уважением !
Олег Чепрасов


Уважаемый Олег!

На государственную регистрацию судна в настоящее время завязаны такие процедуры как получение права управления и прохождение освидетельствования судна.
Наличие права управления маломерным судном требуется только на те суда которые подлежат государственной регистрации, и освидетельствованию подлежат только те маломерные суда которые подлежат государственной регистрации.
Также появление права собственности силу положений ГК РФ (подлежащие государственной регистрации маломерные суда являются недвижимым имуществом) на маломерные суда подлежащие гос. регистрации и не подлежащие государственной регистрации существенного различаются.
То есть исходя их изложенного гос. регистрация судна является одной из основных точек существенно влияющих на такие вопросы как обеспечение безопасности и появление прав собственности.
По мнению разработчиков законопроекта данная линия должна быть неимение вариативный вне зависимости от желания собственника судна, она должна быть проста и понятна.
Существующая модель показала, что суда способные перевозить до 12 человек по паспорту, а на практике и более, наибольшей длиной корпуса более 2,5 м, масса которых менее 200 кг, которые не подлежат гос. регистрации и соответственно для права которых не требуется удостоверение, которые не подлежат освидетельствованию могут привести к трагедиям, так на Сямозере, к глубочайшему сожалению, погибли дети, в 2017 году в Чукотском АО погибли люди, при эксплуатации м/с не подлежащего гос. регистрации также погибли дети, в Республике Карелия, 5 подростков управляя судном не подлежащим гос. регистрации, без права управления перевернулись, спаслось только двое.
В связи с эти, разработчиком предлагается изменить существующую линию и провести следующую черту:
подлежат гос. регистрации все маломерные суда за исключением судов наибольшей длиной корпуса не более 2,5 м, (так как на таких судах сложно перевозить людей и аналогичная норма содержится в системе стандартов ISO Small craft), а также оставить существующую норму в 8 кВт.
Вместе с тем, В связи с Вашими обращениями и другими подобными обращениями, разработчики постараются в рамках общественного обсуждения рассмотреть разнообразные варианты изложения данного пункта.
При подготовке законопроекта не рассматривались вопросы налогоображения.
Реализация предложенных законопроектом норм не повлияет на увеличение количества государственных инспекторов. Более того маломерные суда, не подлежащие гос. регистрации в настоящее время поднадзорны ГИМС и деятельность в отношении них проводится в таком же объеме за исключением требования о наличии права управления, гос регистрации и освидетельствования.
Я надеюсь на конструктивный диалог. Наша деятельность точно не является попыткой ущемления чьих то прав.
Отрасль строительства маломерных судов не регулируется предлагаемым законопроектом. Она регулируется ТРТС "О безопасности маломерных судов". И там требования об обязательной оценке соответствия установлено в отношении судов массой более 100 кг.

С увадением,
Нуникян Амаяк
Начальник Отдела Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России
тел/факс: (495) 983 6556
моб.: 8 926 280 76 48


Благодарю Вас за ответ !

Приведенные Вами случаи единичны ! Как можно на основании единичных случаев вводить столь жесткие ограничения ?
Если глянуть статистику по происшествиям на воде, то их количество, с участием зарегистрированных судов, под управлением водителей с правами на управление судном, не поддается подсчету - их в сотни раз больше. Да и давайте честно разговаривать - что изменилось бы в этих трагедиях, если бы эти суда были зарегистрированы, а судоводители имели права ? Ничего ! Они произошли из-за элементарной халатности и той самой случайности.

Исходя из Ваших соображений следует ввести обязательную регистрацию, а так же аттестацию владельцев, для велосипедов, зимних санок, газонокосилок и т.д. Там количество происшествий, в том числе с серьезными увечьями и смертельным исходом, опять же, значительно выше, чем на маломерных судах не подлежащих регистрации по нынешнему законодательству.

Что касается увеличения или не увеличения штата инспекторов. Поясните тогда, какими средствами планируется обеспечивать процедуры постановки на учет, снятия, перерегистрации и т.д. ? Ведь это затрагивает не только процедуры самой регистрации, как таковой, но и процедуры купли продажи (все эти лодочки нужно будет сначала снимать с учета, затем ставить на учет новым владельцам), процедуры смены двигателей (это так же всё нужно будет регистрировать и ставить на учет). Т.е., если не планируется увеличения штата регистрирующих органов, принятие закона (особенно без предварительных подготовленней инфраструктуры), это приведет к определенному коллапсу. Да же сегодня поставить лодку на учет за один день, а за частую и за неделю, практически невозможно. То же самое касается и количества инспекторов осуществляющих контроль на воде. Для водителей судов, подлежащих регистрации, периодически проводятся проверки наличия удостоверений водителя, наличия тех.осмотра, проверка самой регистрации судна и т.д. Как можно будет осуществлять данный контроль тем же численным составом инспекторов ? Их количество да же на сегодняшний день катастрофически низкое. Ни для кого не секрет, что на громадном количестве водоемов масса судоводителей управляет судами в состоянии алкогольного опьянения (при чем это зарегистрированные суда, а судоводители имеют права) и проконтролировать это, нынешний НИМС нынешним составом, не в состоянии. По этому существенное расширение штата и инфраструктуры контролирующих органов неизбежно. И будет еще хуже, если этого не будет сделано до принятия закона.

Что касается налогообложения… Рассматривали Вы этот аспект или нет, но факт налогообложения возникает автоматически - приобрел лодку с мотором, поставил на учет, плати налог. Если кто-то платит налоги, кто-то должен их и считать.
Я допускаю, что Вы не до конца представляете себе количество судов, не подлежащих регистрации в соответсвии с нынешним законодательством - их значительно больше тех, которые нужно регистрировать. Т.е. и увеличение штата налоговых инспекторов неизбежно !

Вывод - введенние этих ограничений бессмысленно ! Если же, конечно, не считать конечной целью этого закона фактическое уменьшение любых судов на водоемах. А вот это уже будет затрагивать (косвенно) ограничение прав граждан.


Мы поднимаем сейчас это вопрос на профильных форумах и в рыболовных любительских сообществах. Попытаемся сформировать протестное движение.

Еще раз благодарю Вас за ответы !

С Уважением !
Олег Чепрасов

Пока так...
 

BlAr

Бывалый рыбак
Регистрация
10.01.2014
Сообщения
41
Местоположение
Москва
Несколько деталей по обсуждению.
1) 2,5 м уже надо регистрировать! Не подлежат регистрации ДО 2,5 м.
2) на лодку от 2,5 м, конструктивно не предполагающую использование мотора, требование регистрации тоже распространяется. Очевидно, она несет повышенный риск для окружающих, и при этом более опасна для владельца, чем такая же короче 2,5 м... :lol:
И 3) вот честно, понял бы посыл поставить на регистрацию все моторизированные лодки. Не одобрил бы, но логика была бы ясна. А тут форменный бред - для моторов до 8 кВт окно открывают! Пусть даже есть нестыковка по размерам лодки, но разработчик считает возможным не подвергать регистрации маломощные моторы. Ну и при чем тогда тут безопасность???
 

k.a.a.18

Старожил
Регистрация
11.12.2014
Сообщения
2 345
Местоположение
Новосибирск
BlAr сказал(а):
Несколько деталей по обсуждению.
1) 2,5 м уже надо регистрировать!
2) на лодку от 2,5 м, конструктивно не предполагающую использование мотора, требование регистрации тоже распространяется. Очевидно, она несет повышенный риск для окружающих, и при этом более опасна для владельца, чем такая же короче 2,5 м... :lol:
И 3) вот честно, понял бы посыл поставить на регистрацию все моторизированные лодки. Не одобрил бы, но логика была бы ясна. А тут форменный бред - для моторов до 8 кВт окно открывают! Пусть даже есть нестыковка по размерам, но разработчик считает возможным не подвергать регистрации маломощные моторы. Ну и при чем тогда тут безопасность???
Ну, а вдруг Вы на веслах разгонитесь до 30км/ч и веслом с режете череп.
 

Миксер

Старожил
Регистрация
30.01.2010
Сообщения
601
Местоположение
Новосибирск
Бурчать вы можете сколько угодно долго
Но в ГИМС вам стоит всё таки поторопиться
Сейчас там нет совсем очередей
Да и цена всего лишь девять , а не тридцать . :D
 

olegov

Писатель-рыбак
Регистрация
07.07.2006
Сообщения
201
Местоположение
Новосибирск
k.a.a.18 сказал(а):
Ну, а вдруг Вы на веслах разгонитесь до 30км/ч и веслом с режете череп.

Что бы потопить человека или несколько человек, ни нужно ни разгоняться ни мотора. Можно бухим заплыть в толпу плавающих-отдыхающих и там кого-то веслом зацепить как положено. А можно в лодку насадить штук пять таких же бухих и перевернуться. Закон не имеет никакого отношения к безопасности. Господин Нуникян льет конкретную воду в решето в своих ответах. Я, честно говоря, вообще не могу понять, на что нацелен этот закон. Я там единственный смысл вижу - сократить любым путем количество человек с лодками на воде и разгрузить ГИМС. Как не вертел, я не смог найти там для кого-то выгоды. Абсурд сплошной...
 

vlad40

Старожил
Регистрация
20.09.2010
Сообщения
5 641
Местоположение
Новосибирск
olegov сказал(а):
Существующая модель показала, что суда способные перевозить до 12 человек по паспорту, а на практике и более, наибольшей длиной корпуса более 2,5 м, масса которых менее 200 кг, которые не подлежат гос. регистрации и соответственно для права которых не требуется удостоверение, которые не подлежат освидетельствованию могут привести к трагедиям, так на Сямозере, к глубочайшему сожалению, погибли дети, в 2017 году в Чукотском АО погибли люди, при эксплуатации м/с не подлежащего гос. регистрации также погибли дети, в Республике Карелия, 5 подростков управляя судном не подлежащим гос. регистрации, без права управления перевернулись, спаслось только двое.
Откровенно говоря, какая-то бредовая аргументация. Да, беда. Несчастье. Погибли люди, дети. Но это сплошь и рядом случается и на регистровых судах. Вода, - дело такое. Не регистрация и наличие "прав", а только осторожность, опыт, предусмотрительность и неукоснительное соблюдение ТБ поможет избежать трагедии. И никак иначе!
А этого Мунукяна читаешь, и можно подумать, если-бы погибшие дети в Карелии ехали на той-же самой лодке, но только с рег.номером на борту, то трагедии-бы не случилось?? Что, в Чукотском море лодка-бы не перевернулась ввиду наличия номера на борту?? Ну ведь бред полнейший! Неужели ничего поумнее не могли сочинить?? Тьфу, пля, законотворцы херовы.
 

Сфинкс

Старожил
Регистрация
13.12.2013
Сообщения
4 714
которые не подлежат гос. регистрации и соответственно для права которых не требуется удостоверение, которые не подлежат освидетельствованию могут привести к трагедиям, так на Сямозере, к глубочайшему сожалению, погибли дети, в 2017 году в Чукотском АО погибли люди, при эксплуатации м/с не подлежащего гос. регистрации также погибли дети, в Республике Карелия, 5 подростков управляя судном не подлежащим гос. регистрации, без права управления перевернулись,
Такое впечатление, что там сидят одни дебилы! Как будто на автомобилях, где жёсткие правила, права и мощная инспекция, без прав и пьяные ни кто не ездят! :lol:
Правильно сказал С. Лавров про некоторых чиновников - Дебилыбля! :evil:
 

vlad40

Старожил
Регистрация
20.09.2010
Сообщения
5 641
Местоположение
Новосибирск
Нет, я согласен, что регистрация и "права" нужны, ибо слишком много нынче развелось "речных волков". Авто ведь все регистрируем, и никто не умер от этого.

НО!! Всё было-бы ничего, если будут вразумительно названы объективные и логические причины новых законов!
А нынешняя (выше постом выделено) именно откровенно идиотская логика оправдания нововведений из уст подобных чиновников-Мунукянов попросту вызывает определенное недоумение! Всё-ли с головой у них в порядке? Такое впечатление, что вместо мозга у них плавленный сырок. Ну, а как можно ещё думать, читая их бредовые обоснования? :(
 

k.a.a.18

Старожил
Регистрация
11.12.2014
Сообщения
2 345
Местоположение
Новосибирск
У нас, что на зарегистрированных пьяные и бестолковые с купленным и правами, что и без этого всего. Если человек без мозгов ему будет все равно на регистрацию.
Нужно изложить правильную петицию и подписаться родней и отправить Путину. Много де таких петиций проходят и не принимаются законы тупые.
 

olegov

Писатель-рыбак
Регистрация
07.07.2006
Сообщения
201
Местоположение
Новосибирск
Что радует.. Переписка продолжается...

29 июня 2017 г., в 20:02, Нуникян Амаяк <2120556@mail.ru> написал(а):

Уважаемый Олег!

Рассмотрим на примере трагедии на Сямозере. Если бы суда были зарегистрированы то у этого судна был бы определен район плавания, то есть собственник к этому серьезнее относился, и при волнении или прогнозе волнения превышающего район плавания с меньшей вероятностью принял бы решение оправлять судно в плавание. Собственник бы понимал, что эксплуатировать судна без лица имеющего удостоверение нельзя. То есть в штате организации было бы лицо имеющее достаточные знания для управления маломерным судном. Этих знаний было бы достаточно чтобы не одевать детей во взрослые спасательные жилеты и не плыть в штормовую погоду. Я там был я видел. Думаю, высока вероятность, что если бы суда были зарегистрированы то трагедии с не случилось бы.
Вопросы установления ограничений собственников и владельцев велосипедов, зимних санок, газонокосилок и т.д. не входит в мою компетенцию, ответить на эти вопросы мне не представляется возможным.
Осуществлять гос. регистрацию, аттестацию и освидетельствование теми же силами которые в настоящее время существуют. Существенно это не скажется на их загруженности. Во время надзорной деятельности нет больших трудозатрат для проверки документов, это не занимает много времени. Более того проверка документов осуществляется только в отношении тех лиц которые нарушают установленные требования. А вот отсутствие документов у нарушителей это серьезная трудоемкая работа, так как перед привлечением к ответственности потребуется проверить личность нарушителя.
В случае наличия фактов нарушений, прошу Вас сообщать информацию в правоохранительные органы.
По вопросу налогооблажения не могу комментировать, не моя вахта.
По данному вопросу много обращений.
Думаю, что все таки редакцию данного пункта необходимо изменить, и учесть, что надувные суда не регистрируются если только не несут двигатель более определенной мощности ну или как нибудь таким образом (текст буду прорабатывать и думаю к окончанию общественного обсуждения сформулирую). Если у Вас есть желание можете мне помочь с формулировкой.

С уважением,
Нуникян Амаяк
Начальник Отдела Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России
тел/факс: (495) 983 6556
моб.: 8 926 280 76 48
 

olegov

Писатель-рыбак
Регистрация
07.07.2006
Сообщения
201
Местоположение
Новосибирск
Амаяк, многи положения Вы излагаете исключительно с теоретической стороны. Это касается и постановки на учет без проблем и выдачи удостоверений,
но на практике там всё очень грустно. Да же при нынешней нагрузке очереди и проблемы. По Сямозеру и аналогичному, я по прежнему не соглашусь.
Проблема ни в том, была регистрация или нет, был судоводитель с документами или нет. Это трагическая халатность и разгильдяйство.
Не нужно никаких особых знаний что бы додуматься использовать именно детские качественные жилеты или принимать решения о выходе или не выходе на воду в плохую погоду. Эти вопросы нада задавать организаторам мероприятия. Ну да ладно, тут можно долго спорить… Но, да же если и так, еще раз - нельзя вводить такие жесткие ограничения, затрагивающие очень большое количество людей, на основании единичных случаев.

В то же время, я абсолютно с Вами согласен, что недопустимо осуществление перевозки большого количества людей на суднах, не проходящих контроль под управлением не аттестованных судоводителей. Но ведь можно ввести ограничения по массе лодки (как сейчас) и её грузоподъемности.

К примеру, пусть данные ограничения касаются лодок грузоподъемностью свыше 300 кг с двигателями более 8 кВт. Ну или какие-то там варианты. В принципе, перемещение на воде двух-трех человек + какой-то небольшой груз, с таким мотором, это и не высокая скорость (порядка 20-25 км/ч) и сравнительно достаточный уровень безопасности.

Но привязывать это к длинненько лодки, да еще и ограниченной 2.5 метра, это слишком кардинальная мера. Можно так же и определить акватории, в которых разрешено эксплуатировать определенные суда и т.д. Ведь пешеходов штрафу за переход в неположенном месте, но никто не обязывает их регистрировать обувь и получать права на право перемещения по улицам.

Я надеюсь, что Вам удасться создать достаточно проработанный законопроект.

С Уважением !
Олег Чепрасов
 

Сфинкс

Старожил
Регистрация
13.12.2013
Сообщения
4 714
Думаю, что все таки редакцию данного пункта необходимо изменить, и учесть, что надувные суда не регистрируются если только не несут двигатель более определенной мощности ну или как нибудь таким образом (текст буду прорабатывать и думаю к окончанию общественного обсуждения сформулирую).
Дануна!... Прозрел чоли? :lol:
Если эту цитату перефразировать на рыбацкий язык то получится:
-Я всё понял, мужики, пусть остаётся всё как есть сечас в законе! Виноват, дурак, исправлюсь... :oops:
:mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
 

olegov

Писатель-рыбак
Регистрация
07.07.2006
Сообщения
201
Местоположение
Новосибирск
Сфинкс сказал(а):
Дануна!... Прозрел чоли? :lol:
Если эту цитату перефразировать на рыбацкий язык то получится:
-Я всё понял, мужики, пусть остаётся всё как есть сечас в законе! Виноват, дурак, исправлюсь... :oops:
:mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:

Увы, от этого далеко, но на определенные мысли человек находит. Я так понял, что он не очень близок этим нашим местным болтам, хотя сам и давно работает в МЧС.
 

РЫБАНУТЫЙ

Старожил
Регистрация
09.12.2010
Сообщения
7 008
Местоположение
Новосибирск
olegov сказал(а):
...многие положения Вы излагаете исключительно с теоретической стороны. Это касается и постановки на учет без проблем и выдачи удостоверений,
но на практике там всё очень грустно. Да же при нынешней нагрузке очереди и проблемы.
Уважаемый,какие проблемы и очереди ? Чего за надуманная ерунда ? :lol:
Вы были хоть раз в МРЭО ГИМС ,например,на Планировочной ?
Все "проблемы" решаются максимум за 15 минут.
Сколько ранее бывал (наверное раз 8 за 10 лет), в очереди видел не более двух человек.
И то,если к открытию подьедешь. :lol: