Попытаюсь выложить методику изготовления самодельного кноба, которой я пользуюсь.
Для изготовления самодельного кноба понадобятся следующие материалы:
1. трубки - 2 диаметра (у меня - алюминиевые). Наружный диаметр этих трубок 10 мм и 8 мм. Толщина стенок примерно один миллиметр. Такие мне попались при покупке. Это под подшипники 4х8х3мм.
Если планируется использовать подшипники штатного размера 4х7х2,5 мм - тогда нужны трубки наружным диаметром 9 мм и 7 мм.
Трубки нужны для изготовления основы (каркаса) кноба.
Естественно, что внутренний диаметр подшипников должен соответствовать диаметру оси кноба, а внутренний диаметр бОльшей трубки примерно соответвовать наружному диаметру подшипников.
В случае необходимости трубку можно или рассверлить или слегка обжать.
2. материал для тела (рукоятки) кноба:
- ЭВА (можно взять пляжные тапки с толстой подошвой или вкладыш из упаковки ).
- Пробка (можно от шампанского, причём у импортного шампанского диаметр пробки побольше, чем у отечественного).
- Некоторые используют покупные заготовки, применяемые для изготовления рукояток спиннингов при самостоятельном родбилдинге.
- Также можно сделать тело кноба из твёрдого красивого дерева, например из ореха, груши и т.п.
- 3. Естественно, понадобятся инструменты: отвёртки, пассатижи, дрель или шуруповёрт со свёрлами, напильники или надфили. Очень хорошо, если есть аппарат типа "дремель" с насадками, но можно обойтись и дрелью.
- Очень желательно иметь тиски и труборез. Если трубореза нет, тогда понадобится ножовка по металлу. Просто труборезом удобнее и точнее получается.
- Наждачная бумага (шкурка).
- Нужен клей, которым будем вклеивать каркас в тело кноба. Желательно водостойкий.
Порядок выполнения работ следующий:
1. Из старого кноба вытаскиваем затычку специальным крючком (его можно сделать из кольца для ключей с толщиной проволоки 0,6-0,8 мм или просто из пружинистой сталистой проволоки), крестовой отвёрткой отвинчиваем открывшийся после удаления затычки винтик и снимаем старый кноб с оси. Тем-же крючком вытаскиваем из кноба подшипники (или втулки - у кого что в штатном кнобе стоИт) - если они сами не выпали.
2. Надеваем подшипники на ось (не обязательно штатные, а именно те, которые планируем поставить в новый кноб) завинчиваем на место винт и штангелем замеряем расстояние между подшипниками. Цыфирьки запоминать совершенно необязательно, можно просто законтрить штангель.
3. Берем тонкую трубку и законтренным штангелем отмечаем от конца трубки размер будующей внутренней втулки, на которую будут опираться подшипники нового кноба.
4. Отрезаем отмеренный кусок трубки, оставив припуск около 0,3-0,5 мм (этот припуск при подгонке сточим). Я делаю это труборезом, чтобы торец отреза был строго перпендикулярен. Да и для дальнейшей работы труборез пригодиться. Можно и ножовкой.
5. Отвинчиваем винт с оси, снимаем один подшипник, ставим отрезанный кусок трубки между подшипниками. Завинчиваем на место винт и оцениваем, правильный-ли размер трубки мы отчекрыжили. Если подшипники "поджаты" трубкой - подтачиваем её напильником до нужного размера, то есть когда концы трубки слегка касаются подшипников. Может быть понадобится подтачивать и примерять не один раз. Главное - результат. Снимаем фаску и снаружи и изнутри трубки. Одна главная деталь будущего кноба готова.
6. Берём трубку бОльшего диаметра и отмеряем по высоте будующего кноба нужный кусок. Отрезаем и обрабатываем торцы, снимаем фаску.
7. Примеряем, входит-ли тонкая трубка внутрь толстой.
Хорошо, если входит с минимальным зазором. Если не входит - сверлом рассверливаем толстую трубку до нужного диаметра.
8. Окончательно собираем каркас нового кноба на оси. Ставим первый подшипник, на него тонкую трубку и затем второй подшипник. Затягиваем всё винтиком и ещё раз проверяем размер (высоту) внутренней трубки. Одеваем на всю конструкцию наружную толстую трубку и проверяем зазор с основанием оси кноба (по высоте).
10. Если всё устраивает - надо обжать наружную трубку на внутренней. Я делаю это тем-же труборезом, заменив острый режущий ролик на обычную шайбу большого диаметра, подперев её с боков шайбами маленького диаметра, чтобы большая не болталась/не перекашивалась. Первый "обжим" лучше сделать не снимая каркас с оси, чтобы трубки не сдвинулись относительно друг друга. Следите, чтобы место обжима не пришлось на то место, где должны стоять подшипники. Обычно я делаю три обжима. Возможно, что вместо обжима можно применить накернивание в нескольких местах или клеевое соединение наружной и внутренней трубок каркаса, но я никогда так не делал и технологии не знаю.
11. Собираем на оси всю систему с подшипниками, затягиваем винтом и проверяем - легко-ли всё крутится. Если есть излишний осевой люфт - под подшипник надо подложить регулировочную шайбу. Но при этом минимальный зазор обязательно должен быть! Натяг недопустим!
12. Если всё устраивает и каркас на оси крутится легко - можно приступать к изготовлению наружной части нового кноба, за которую мы будем держаться рукой.
13. Снимаем всё с оси, вынимаем из каркаса подшипники и берем заготовку тела кноба. Сверлим вдоль оси заготовки отверстие, которое будет насаживаться на сделанный нами каркас. Сверлить лучше тремя свёрлами постепенно увеличивая диаметр и проверяя, чтобы отверстие получилось строго по продольной оси заготовки. Сначала использую сверло диаметром около 3 мм. Оцениваю, по оси прошло отверстие, или на выходе ушло в сторону. Если есть уход отверстия от продольной оси заготовки, то при сверлении следуюшим сверлом (у меня диаметром 6 мм) корректирую направление сверления в нужную сторону. Обычно на этом этапе уход в сторону удаётся нормально скорректировать. Заключительное сверление сверлом 9 или 10 мм (в зависимости от плотности материала) обычно окончательно корректирует соосность отверстия по продольной оси кноба. Если материал заготовки полумягкий (пробка от шампанского, ЭВА) я делаю диаметр этого отверстия на 1 мм меньше, чем диаметр внешней трубки каркаса, чтобы насаживать с натягом. Если материал будет неэластичным (например, красивое твёрдое дерево - груша, орех и т.п.) то диаметр отверстия надо делать одинаковым с наружным диаметром каркаса (или даже чуть больше), чтобы при насаживании заготовка не треснула.
14. Мажем наружную трубку каркаса подходящим клеем (желательно - водостойким, например "Моментом" или обувным "Марафоном") и пока клей не высох насаживаем тело кноба на трубку каркаса. Мазать клеем внутри отверстия тела кноба не нужно, чтобы при насаживании на трубку каркаса клей не затёк внутрь трубки. Сильно быстродействующий клей применять нежелательно, ибо часто возникает потребность корректировать глубину посадки каркаса в теле кноба, а если клей моментально схватывается- то сделать это не получится. Желательно, чтобы каркас выступал из тела кноба снизу (в той части, которая прикрывает основание оси) на 1-1,5 миллиметра. Оставляем сушиться на сутки.
15. После высыхания клея обрабатываем тело кноба до нужной формы, применяя резаки, напильник/надфили, дрель/шуруповёрт с насадками, дремель и т.п. приспособления. Если кноб будет иметь круглую форму , то быстрее и удобнее его закрепить в шуруповёрте, а обтачивать дремелем. Для закрепления кноба в шуруповёрте удобно пользоваться специальным болтиком из цангового (цельнометаллического) дюбеля. У него головка очень удобной конической формы и хорошо центрирует кноб. Пробку и дерево на заключительной стадии работы я вручную обрабатываю мелкой (800 грит) шкуркой. Если тело кноба из пробки или дерева то заключительным этапом должно быть покрытие изделия лаком. При этом надо следить, чтобы лак не протёк внутрь трубки каркаса, ибо тогда придется его оттуда выковыривать. Иначе подшипники правильно на место не встанут.
16. После высыхания лака - окончательная сборка и подгонка (если потребуется) по месту в основании оси кноба.
17. В качестве заглушки отверстия винтика крепяшего кноб на оси я применяю резиновый поршень от одноразового шприца на 2 миллилитра. Получается достаточно плотно, почти герметично.
Я так и не понял, как в одно сообщение сразу несколько фотографий вставить. У меня это не получается. Придётся фотки с подписями к ним отдельными постами выкладывать.