Год назад вскрыв лайтовую бейткастинговую катушку, проработавшую сезон со смазкой Shimano DG04 на ГП, был приятно удивлен нисколько не потемневшей смазкой. На протяжении предыдущих лет я использовал на ГП различные смазки, и заметил, что все они при эксплуатации хоть чуть-чуть, но теряют свой первоначальный цвет и чистоту. Некоторые, например Total MULTIS XHV темнеет быстро, после первой же рыбалки, другие, такие как серия смазок Total CERAN и смазка Ravenol Marinefett хоть и немного, но всё же грязнятся после года эксплуатации. А здесь смазка как только что положена! Тут стоит уточнить, что во всех описываемых случаях речь идет о смазке слабо нагруженной легкосплавной ГП лайтовой бейткастинговой катушки.
И вот закралось у меня подозрение, что виной потемнения смазки является наличие в её составе противозадирных (EP) присадок. Если исключить попадание грязи на ГП и окисление самой смазки, то потемнение происходит только вследствии износа поверхности и попадание частиц износа в смазку. И тут дело в самом характере износа, в его виде. В данном случае, все виды механического износа я исключил ввиду малой нагрузки на катушку. А вот коррозионный (химический) износ происходит даже в легко нагруженных парах трения при наличии в смазке противозадирных EP-присадок. Из учебника по трибологии: «Действие противозадирных присадок основана на химическом взаимодействии с металлом с образованием химически модифицированных мягких слоев, которые легко истираются, но тем самым предотвращают схватывание поверхностей.» И вот я подумал, что смазка Shimano DG04 потому осталась такой чистой, что не имеет в составе противозадирных присадок. Решил провести эксперимент. Нашел у себя в хозяйстве смазку SKF LGHP 2, не имеющую EP-присадок. На вид она отличается от DG04 меньшей вязкостью и большей консистенцией. Для уменьшения консистенции я добавил в неё некоторое количество масла И20А, нанёс полученную смесь на ГП и пользовался катушкой как обычно в течении года. На днях вскрыв катушку увидел абсолютно чистую смазку! Такие дела.
Может кому-нибудь данная информация окажется полезной. На фото смесь смазки SKF LGHP 2 и масла И20А после года эксплуатации:
И вот закралось у меня подозрение, что виной потемнения смазки является наличие в её составе противозадирных (EP) присадок. Если исключить попадание грязи на ГП и окисление самой смазки, то потемнение происходит только вследствии износа поверхности и попадание частиц износа в смазку. И тут дело в самом характере износа, в его виде. В данном случае, все виды механического износа я исключил ввиду малой нагрузки на катушку. А вот коррозионный (химический) износ происходит даже в легко нагруженных парах трения при наличии в смазке противозадирных EP-присадок. Из учебника по трибологии: «Действие противозадирных присадок основана на химическом взаимодействии с металлом с образованием химически модифицированных мягких слоев, которые легко истираются, но тем самым предотвращают схватывание поверхностей.» И вот я подумал, что смазка Shimano DG04 потому осталась такой чистой, что не имеет в составе противозадирных присадок. Решил провести эксперимент. Нашел у себя в хозяйстве смазку SKF LGHP 2, не имеющую EP-присадок. На вид она отличается от DG04 меньшей вязкостью и большей консистенцией. Для уменьшения консистенции я добавил в неё некоторое количество масла И20А, нанёс полученную смесь на ГП и пользовался катушкой как обычно в течении года. На днях вскрыв катушку увидел абсолютно чистую смазку! Такие дела.
Может кому-нибудь данная информация окажется полезной. На фото смесь смазки SKF LGHP 2 и масла И20А после года эксплуатации: