27.12.2012
Рыбак в России – больше, чем рыбак
27 декабря глава федерального аграрного ведомства Николай Федоров принял участие в заседании Правительства РФ, которое провел Премьер-министр Дмитрий Медведев.
В ходе рассмотрения проекта федерального закона «О любительском рыболовстве» министр сельского хозяйства России в своем выступлении отметил, что в положениях документа содержатся принципиальные нормы о непосредственном участии граждан в регулировании любительского рыболовства. Тем самым преследуется и задача-максимум: дебюрократизировать рыбную отрасль, повысить ее открытость.
Законопроектом определен понятийный аппарат, установлен порядок организации любительского и спортивного рыболовства, формирования рыболовных участков и рекреационных хозяйств (ст.2). А самое важное - закреплены гарантии прав граждан на свободную и бесплатную рыбалку (ст.
. То есть не нужно будет платить за лов на водоемах общего пользования, за исключением отдельных случаев, когда необходимо именное разрешение. Важной характеристикой законопроекта стало решение вопросов определения прав собственности на водные биоресурсы (ст.7), являющиеся объектами зарыбления, а также преодоление проблем, связанных с рыболовством на водоемах, где сырьевая база сформирована за счет зарыбления.
Чтобы не допустить высокого уровня изъятия водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства, признано необходимым нормирование вылова рыбы на одного рыбака-любителя (ст.9-10).
Законопроектом также предусмотрен порядок организации и проведения спортивных рыболовных соревнований (например, ограничения объема вылова не устанавливаются, а правила регулируются спортивным регламентом (ст.11).
Представляя проект федерального закона «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Николай Федоров подчеркнул, что законопроект предусматривает приведение ст. 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в соответствие с принятыми федеральными законами «Об организованных торгах» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах».
Из выступления министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.В.Федорова на заседании Правительства Российской Федерации 27 декабря 2012 г.
Во вступительном слове, по сути, Вы, Дмитрий Анатольевич, уже объяснили, что рыбак в России – больше, чем рыбак…
И сухая дефиниция «рыбалки» из энциклопедии – «любительское занятие рыбной ловлей» – не может передать всего богатства смыслов, вкладываемых в это слово россиянами. Данное занятие, не просто пополняющее продовольственные запасы семей, но и приносящее немалое удовольствие, обросло обрядами и мифами, стало частью культуры народов России. Рыбалка давно уже modus vivendi – образ жизни. И источник вдохновения для писателей, художников, теперь и режиссеров.
По экспертным оценкам до 25 миллионов человек в нашей стране занимаются любительским рыболовством. И это – люди активные, по-своему сплоченные. Свидетельство тому – массовые общественные волнения, возникшие в прошлом году. Граждан возмутили попытки ввести плату за рыбалку, а также неограниченное предоставление водоемов для рыбопромысловых участков, где предприниматели взимали плату не за услуги, а фактически, за право вылова рыбы.
Детальное изучение «клёвого» вопроса выявило, что в законодательстве любительское рыболовство регламентировано … плохо. Отсюда и ряд появившихся проблем. Перечислю некоторые из них:
1) в отдельных регионах платными стали традиционные места рыбалки;
2) участки для платного рыболовства формировались на максимальных площадях водных объектов вблизи населенных пунктов;
3) предприниматели в действительности не оказывали гражданам реальных услуг при организации рыбалки, а лишь собирали плату за право лова;
4) цены на путевки произвольно завышались, так же произвольно ограничивался доступ рыбаков-любителей к водоемам.
На фоне таких «перегибов на местах» сильным раздражающим фактором стала опубликованная в СМИ информация, о том, что якобы вся любительская рыбалка будет платной, что принесет в казну в 2,5-3 раза больше доходов, чем промышленное рыболовство. Следует признать, что при подготовке изменений в законодательство не учитывалось мнение населения, не прозвучали и публичные комментарии.
В результате распоряжением Росрыболовства от 06.04.2011 № 8-р. пришлось ввести «мораторий» на создание участков для любительского рыболовства.
Нужно отметить, что заметный вклад в подготовку нового законопроекта, прошедшего широкие общественные слушания, внесли жители России. В положениях документа содержатся принципиальные нормы о непосредственном участии граждан в регулировании любительского рыболовства. Тем самым преследуется и задача-максимум: дебюрократизировать рыбную отрасль, повысить ее открытость.
Законопроектом определен понятийный аппарат, установлен порядок организации любительского и спортивного рыболовства, формирования рыболовных участков и рекреационных хозяйств (ст.2). А самое важное - закреплены гарантии прав граждан на свободную и бесплатную рыбалку (ст.
. То есть не нужно будет платить за лов на водоемах общего пользования, за исключением отдельных случаев, когда необходимо именное разрешение, предусмотренное:
- при вылове включенных в Перечень особо ценных объектов лова (14 видов);
- при использовании сетных орудий лова;
- на ограниченных рыболовных участках, где предприниматели оказывают по договору реальные возмездные услуги, перечень которых утверждается Правительством. Что касается рекреационных рыболовных хозяйств, то предоставляемая для них акватория не должна превышать 10% всего водного фонда региона (ст.14).
Перечень таких участков готовят создаваемые региональными администрациями комиссии под руководством главы субъекта федерации. При этом в их в состав обязательно следует включать представителей сообщества рыболовов (и их должно быть не менее половины состава комиссии), а решение приниматься с учетом результатов общественного обсуждения.
Следует отметить, что на предпринимателей, заключивших договор пользования рыболовным участком, возлагаются обязательства проводить комплекс мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, зарыблению и рыбохозяйственной мелиорации (ст. 16-19).
Важной характеристикой законопроекта стало решение вопросов определения прав собственности на водные биоресурсы (ст.7), являющиеся объектами зарыбления, а также преодоление проблем, связанных с рыболовством на водоемах, где сырьевая база сформирована за счет зарыбления.
Чтобы не допустить высокого уровня изъятия водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства, признано необходимым нормирование вылова рыбы на одного рыбака-любителя (ст.9-10).
Законопроектом также предусмотрен порядок организации и проведения спортивных рыболовных соревнований (например, ограничения объема вылова не устанавливаются, а правила регулируются спортивным регламентом (ст.11).
Предлагается внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы в связи с введением госпошлины за выдачу именного разрешения (200 руб.) и установлением ставок сбора за объекты лова. Это позволит показать составляющую цены за такое разрешение и не даст возможность её завышать.
Срок вступления закона в силу и переходного периода подлежит актуализации ко второму чтению в Госдуме.
Принятие закона не повлечет изменений полномочий органов государственной власти и не потребует дополнительных бюджетных расходов.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
Законопроект носит технический характер и предусматривает приведение ст. 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в соответствие с принятыми федеральными законами «Об организованных торгах» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах».
В действующей редакции Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» частью 3.5 статьи 19 установлено, что реализация уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции может осуществляться на товарных биржах в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Ранее Росрыболовство вносило в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий исключение всей части 3.5 статьи 19.
В представленном законопроекте учтено мнение Минэкономразвития России, что исключение всей части 3.5 статьи 19 Закона о рыболовстве может восприниматься в обществе как запрет на реализацию рыбохозяйственными организациями своей продукции на товарных биржах (организованных торгах) и предлагается в части 3.5 статьи 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» исключить только слова «в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации».
Законопроект одобрен на заседании Комиссии Правительства по законопроектной деятельности.
Источник: Министерство сельского хозяйства РФ