В соответствии со ст. 18 федерального закона от 25.12.2018
N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации":
1. договоры о предоставлении рыбопромыслового участка
(РПУ) для организации любительского и спортивного
рыболовства (ЛСР) и (или) договоры пользования рыболовным
участком для организации любительского рыболовства,
которые заключены до дня вступления в силу указанного
Федерального закона и срок действия которых не истек,
действуют до 31 декабря 2020 года, за исключением случаев,
предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. В районах добычи водных биоресурсов в Байкальском,
Дальневосточном, Северном, Восточно-Сибирском
рыбохозяйственных бассейнах договоры сохраняют свое
действие и регулируются статьей 33.3 Федерального закона
от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и
сохранении водных биологических ресурсов".
04.03.2020 года АКЗС в соответствии со ст. 104 Конституции РФ в порядке законодательной инициативы направило на рассмотрение ГД Федерального Собрания РФ проект федерального закона «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Целью данной инициативы является сохранение действия после 31 декабря 2020 года ранее заключенных договоров о предоставлении рыбопромысловых участков (далее – РПУ) для организации любительского и спортивного рыболовства (далее – ЛСР) и договоров пользования рыболовным участком для организации ЛСР в отношении водных биоресурсов из числа ценных и особо ценных видов в Западно-Сибирском рыбохозяйственном бассейне.
Теперь попробуем пристальнее взглянуть в суть вопроса.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.03.2009 года №191 (РГ от 14.04.2009г., № 488
утвержден перечень ценных и особо ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства. Согласно ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА ДЛЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО БАССЕЙНА, УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 ОКТЯБРЯ 2014 Г. N 402 (в ред. Приказа Минсельхоза России от 18.02.2016 № 62) в Новосибирской области к вылову разрешен лишь один вид – судак (жилая форма), да и тот с ограничением в размере. Наиболее характерным водоемом в плане репродуктивности судака принято считать Новосибирское водохранилище, которое было образовано на р. Обь в 1957 г. С момента основания водохранилища шло переформирование его ихтиофауны, которое проходило в несколько этапов. В 1958-1963 гг. наблюдалась вспышка численности местных видов рыб – щуки, окуня, плотвы. На щуку и окуня приходилось до 76,8 % общего улова. В этот же период по рекомендациям академической и рыбохозяйственной науки проводились работы по направленному формированию его ихтиофауны путем вселения ценных видов рыб, в том числе судака с 1959 по 1964 год интродуцировано около 31 млн. личинок из западных регионов страны (Оз. Жижицкое, оз. Селигер, Куршский залив, Рыбинское водохранилище). Период 1968-1993 гг. характеризовался преобладанием в уловах акклиматизантов - сначала леща, а с 1976 г. и судака. В конце 1980-х – начале 1990-х годов отмечались самые высокие уловы за всю историю промысла судака – 264 т (1989 г.). До середины 1990-х гг. уловы рыбы были стабильными. В 1994-2011 гг. произошло резкое увеличение промысловой нагрузки на ихтиофауну водоема, что привело к подрыву рыбных запасов. Так уже в 1995 году промышленный вылов судака составил 44,5 т, а к 2011 году общий улов судака на Новосибирском водохранилище составил всего 12,6 т. При этом траловая нагрузка снизилась с 10 до 4 единиц. В настоящее время запасы судака также испытывают наибольший антропогенный прессинг, в том числе и за счет любительского рыболовства. Несмотря на ужесточение ответственности за вылов особей с размерами менее утвержденной промысловой меры в 33 см, любителями вылавливаются особи длиной от 13-15 см. При этом даже выпущенные в живом виде в зимний период экземпляры имеют низкие шансы на выживание из-за травмирования и обморожения жабр. В результате ежегодного мониторинга любительского лова установлено, что рыболовами – любителями в год вылавливается не менее 50 т судака, при этом официальный промысловый вылов за 2010-2011 годы составляет всего 18-19 т. (Современное состояние рыбных запасов Новосибирского водохранилища и их использование промыслом,
Дорогин М.А., Визер А.М., Абрамов А.А., Зайцев В.Ф., http://www.vniro.ru/). Следует отметить, что в период с 2000 по 2015 год в Новосибирской области на акватории Новосибирского водохранилища, а так же на р. Обь до административной границы с Томской областью действовало максимальное количество участков для организации ЛСР.
Следующим фактором, по мнению Алтайских законодателей в пользу принятия инициативы высказывается тезис: отсутствие договоров о предоставлении рыбопромысловых участков Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна для организации ЛСР влечет развитие браконьерства, пресечение которого трудно организовать только силами специалистов отделов Росрыболовства, без постоянного контроля со стороны пользователей РПУ. Как ни странно, но Новосибирское водохранилище и тут является наилучшим объектом для анализа. По мнению специалистов отделов Росрыболовства наиболее характерными нарушениями при осуществлении ЛСР являются нарушения связанные с определением размера объекта рыболовства и использования орудий лова. Так, согласно Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбопромыслового бассейна, на Новосибирском водохранилище запрещено использование сетных орудий лова. Однако, по данным ВТУ Росрыболовства, незаконное использование сетных орудий лова является наиболее характерным нарушением для этого водоема. Тем не менее, при полном отсутствии действующих договоров о предоставлении участков для организации ЛСР на Новосибирском водохранилище уровень нарушений этой категории неукоснительно снижается с 7100 случаев в 2017 году до 3800 случаев в 2019 году. С другой стороны, несмотря на близость населенных пунктов (Академгородок, Бердск, Искитим, р.п. Ордынское) Новосибирское водохранилище, Бердский залив и р. Бердь являются своего рода «лидерами» среди выявленных случаев нарушений, в том числе среди рыболовов-любителей. «Второе» место по уровню выявленных нарушений занимают отдаленные места Новосибирской области (оз. Чаны, оз. Сартлан). Затруднительно точно определить факторы, влияющие на такое положение, однако третьим в этом «тебеле о рангах» выступает город Новосибирск. Критически оценивая малозаметную деятельность РПУ в черте города, склонен отнести это третье место на счет активной гражданской позиции законопослушной части рыболовной общественности.
Отдельно следует рассмотреть вопрос о наличии полномочий у пользователей РПУ в плане пресечения нарушений и задержания нарушителей. В настоящее время у них, как и у любых других граждан отсутствуют полномочия по задержанию нарушителей без присутствия представителей власти (сотрудник полиции, инспектор отдела Росрыболовства). Наличие достаточной квалификации для наделения пользователей такими полномочиями и внесение изменений в действующее законодательство вызывает обоснованные сомнения в правильности таких шагов.
Учитывая вышеизложенное склонен сделать следующие выводы:
1. Деятельность РПУ для организации ЛСР не оказывают положительного влияния на ценные и особо ценные виды биоресурсов на территории НСО.
2. Необязательно становиться пользователем РПУ для организации ЛСР, что бы реализовать свою активную гражданскую позицию по борьбе с нарушениями в области рыболовства.