Два некрупных тайменя, примерно около 8-10кг, начали водить хоровод вокруг сиговой стаи. С каждым кругом сиги сбивались всё плотнее, а таймени становились всё агрессивнее… Чуть выше по течению появилось несколько теней, напоминающих брёвна. Спустя какое-то время брёвна внезапно ожили, и стремительно метнулись в самый центр стаи, разбрасывая тысячи брызг… Спустя пару минут всё успокоилось, тени ушли вверх по течению, сиги вновь собрались в кучу, и два некрупных тайменя продолжили свой смертельный хоровод…
- Саня, есть вариант заброски в августе на Путорана! – Гриша, как обычно, начал о главном без церемониальных прелюдий. – Ты как?
Я не стал долго тупить – Я согласен! – Ну тогда позже перезвоню… Гудки. Вот так мы решили поехать на знаменитое Плато Путорана, по некоторым легендам, аномальная зона, по факту одно из малонаселённых мест планеты, край таёжных рек и водопадов.
Справка из википедии: Плато́ Путора́на — сильно расчленённый горный массив, расположенный на северо-западе Среднесибирского плоскогорья.
Название плато получило от Хантайского озера, или Путорамо. Предполагается, что это название происходит от эвенкийского «пэтэроми», что значит «дымный», или «облачный». По другой версии, название Путорана в переводе с эвенкийского означает «озеро с крутыми берегами». Также согласно языку юкагиров «Путорана» переводится как «горы без вершин».
Площадь плато составляет 250 тыс. км² (сравнима с территорией Великобритании). На севере и западе плато обрывается крутым уступом (800 и более м.), в то время как южная и восточная части характеризуются пологими склонами. Максимальная высота плато — 1701 м, среди высочайших вершин горы Камень (1701 м.),Холокит (1542 м.), Котуйская (1510). На севере плато Путорана граничит с Таймырским полуостровом.
Эвенки и другие коренные жители этих мест считают плато Путорана местом обитания Огненного бога — хозяина ада и мучителя человеческих душ. Такие верования, вероятно, связаны с тем, что ещё четыре-пять тысяч лет назад в этих местах случались извержения вулканов. Это согласуется с распространенным у многих народов «культом гор»: горы, вершины и перевалы — для богов и духов — хозяев гор, не для простых смертных. Здесь только совершали культовые обряды и оставляли приношения.
Туда мы и отправились в середине августа, а именно я, Гриня и Лена, крохотные люди с большими мечтами…
Не буду описывать колорит российских железных дорог и особенности полярной авиации, скажу лишь, что прибыли мы в северный город Светлогорск без опозданий, где нас встретили добродушные и замечательные люди Юра «Атос» с другом и напарником по приключениям Женей, с которыми мы и начали наше путешествие на Плато Путорана с коротких тёмных волн Курейского водохранилища.
Спустя пару часов вы вошли в устье не очень широкой реки, где нас встретил ещё один Евгений на голубом карлсоне с воздушной подушкой, нашим основным транспортом на последующую неделю)))
Перегрузили вещи, и пошли вверх по реке в сторону базового лагеря, минуя небольшие перекаты, скалистые берега и мелкие притоки.
Расскажу немного об обустройстве лагеря, ибо нам есть чему поучиться у наших красноярских друзей. Штаб лагеря, он же кают-компания, представлял собой большой шатёр, где мы собирались по вечерам, обсуждая прожитый день и строя планы на завтрашнюю рыбалку. Рядом с кают-компанией стоял шатёр поменьше, в котором располагалась полевая кухня – газовая плитка, баллон, два стола, полочки с консервами, крупами, специями. Чуть поодаль стояли спальные палатки, в конце лагеря находилась походная баня, неподалёку в лесу в тени деревьев спрятался туалет. Ни окурков, ни фантиков, ни прочей гадости ни в лагере, ни в окрестностях мною замечено не было.
По приезду в лагерь я ещё не успел разобрать вещи, как увидел весело прыгающего по камням Григория с ультролайтовым комплектом и хариусом))) Надо сказать, что средний вес добываемых нами хариусов в тех широтах составил 800-1000грамм.
На следующий день карлсон вынужденно находился на тех обслуживании, поэтому мы обследовали соседнюю речушку. Ещё на подходе к ней я увидел чёрные спинки харюзов на меляке, а вот Гриню привлекло какое-то брёвнышко чуть ниже… - Саня, глянь, это не рыба? – Да нет, вроде, палка какая-то… - Тогда чё она с плавниками, и плавает? – Мл…, таймень!!!
Надо признаться, тайменей ловить не просто. В первые два дня мы их только наблюдали, а в уловах были в основном хариусы и ленки. Где перекат, кидаешь за любой камешек, и красивая рыбка не заставит себя долго ждать!
Рыбалка носила в основном спортивный характер, рыбу брали только на ужин, на 6 человек вполне хватало трёх хариусов (либо три сига, либо одного ленка). Наши красноярские друзья к тому же то и дело баловали нас кулинарными изысками - то плов из северного оленя, то натуральный борщ из него же, то с утра каша на настоящем молоке, да с маслицем…
На третий день проживания на плато мы обследовали очередной плёс реки. С утра оторвались по сигу, нарвавшись на стаю полутра килограммовых, и разбрелись по плёсу, прокидывая его мышами и блёснами… Я рыбачил с катера, когда услышал сопение, и периферийным зрением уловил движение справа. Посреди реки стоял Григорий, вся его поза говорила о том, что в данный момент совершается нечто необычное, возможно даже героическое, мощный спиннинг в его накачанных руках мелко вибрировал, словно ивовый прутик… - Офигеть какой хвост! – выдохнула за спиной Лена на медленно уплывающем вниз по течению катамаране… Пообещав Лене, что мы её обязательно когда-нибудь догоним и спасём, иду на помощь другу. Несколько напряжённых минут, и таймень у Гриши в руках! Фотографируем, целуем, отпускаем! Никогда не видел Григория таким взволнованным… Случилось в этот день подержать на спиннинге тайменя и мне, но тот решил сократить всю процедуру до минимума, и сам освободился в полуметре от берега. Помахал ему на прощанье рукой…
По вечерам обсуждали кино, футбол, проблему алкоголизма в новеллах Цвейга, приходили к общему мнению, что жить хорошо, и уходили по номерам отсыпаться перед новым днём… Погодка нас то баловала, то хмурилась, то пригоняла стада агрессивного гнуса. Лето по местным меркам на плато выдалось уникальное, почти два месяца стояла 30градусная жара, и лишь к нашему приезду немного похолодало…
В один из дней я всё таки словил своего таймешёнка. Потрепал его по загривку, пожелал повторной встречи…
За неделю сплава я научился разговаривать с хариусами. Лена тоже нашла себе подружку – огромная жирная чайка прилетала каждый вечер на молитвенный камень, с которого молча и гордо наблюдала, как кто-нибудь из нас чистит рыбу…
В последний день перед выходом таймень вновь порадовал нас своими поклёвками. Гриня был более удачлив, хоть и упустил одного, но особого сожаления подобные факты не вызывали – рыбу всё равно не брали, тем более, такую благородную… Я сбегал на перекат, где попрощался с хариусами.
Уже в сумерках пошли вниз к водохранилищу. Переночевали на острове, дошли до Светлогорска, с грустью разгрузились… Тогда мы ещё не знали, что Ан24 сломается прямо на взлётке, что нам сутки придётся ждать вылетевший к нам Ан26, ночевать в местной гостинице, что мы опоздаем на поезд, и приедем с Красноярска в Новосибирск на такси в 4 часа утра 25го августа… Тогда мы лишь знали, что закончилась сказка, кануло в историю одно из лучших наших путешествий… Пока лучших.
Всем интересных приключений и хороших людей на пути.
Восторг и слюни от прочитанного и от фото!!!! +
Вероятно тут было сообщение:
Любой рыбак о таком мечтает! +++
А иначе всё позатопчут, завалят берега мусором и выцедят всю рыбу. +
Держи свой позитивнейший видос )))
https://youtu.be/_LvpN3rI22Y
Автору отчета -Большой Респект за фото и впечатления от поездки! +!!!
Такого хариуса теперь довольно редко можно поймать, где легко добраться до воды... ;-(