Мотовесло на электротяге

Vovan007

Новичок
Регистрация
04.06.2019
Сообщения
13
Местоположение
СССР
Всем самодельщикам привет. Вот решил тоже внести вклад в разработку самодельных электроходов. Как-то увидел на форуме самодельщиков лодочный мотор на базе бесколлекторного двигателя, он был закреплён на штатной ноге от советского лодочного мотора “Салют”. Мощность небольшая, но очень тяговитый, если верить описанию, лодку казанку толкал с полной загрузкой 7 км/час. Проблема штатных электромоторов в попадании воды в корпус через сальниковое уплотнение. Это рано или поздно случается даже с дорогими моторами. Но не в этом суть. Бесколлекторные моторы могут работать с полным погружением статорной обмотки в воду, вращается корпус с магнитами, т. е. отсутствует электрический контакт. Да и обмотка не может сгореть в воде. Вот я и решил замутить троллинговый движок, лишенный проблем с герметичностью. В качестве донора было решено использовать 12-ти полюсный мотор Hitachi от списанного копировального аппарата. Его размеры позволяют получить максимально около 600 ватт мощности на валу (при условии применения неодимовых магнитов). Даже в штатном исполнении его невозможно было остановить рукой.
Итак процесс пошёл - статорная обмотка перемотана на 12 вольт и покрыта в 3 слоя лаком. Расчёт взят с форума авиамоделистов (спасибо за помощь откликнувшимся). Контроллер с регулятором оборотов уже был в наличии от разбитого квадрокоптера.
123456

Магниты и керамические подшипники летят из Китая. Вот фото отдельных узлов.
123454

Комплектующие мотора
Весь комплект с крепежом ориентировочно имеет вес около 3,5 кг, что для такой мощности неплохо.
Ещё 3-4 кг приходится на литиевый аккумулятор от электроскутера (есть в наличии).
Мотовесло в сборе
123455

Уже знакомый токарь изготовил по чертежу ось из нержавейки с фланцем для крепления гребного винта и конус корпуса из капролона. Осталось собрать все воедино и испытать. Жду вашу критику в плане инженерного решения данной идеи, кто технически не подкован делайте свои ставки - сможет ли он тягать ПВХ лодку в режиме троллинга или нет. Испытания в ближайшее время...
 

uni-el

Писатель-рыбак
Регистрация
17.07.2009
Сообщения
479
Местоположение
Новосибирск
Зачет, с погружением то он будет работать, но как быть с железным ротором( статором), рано или поздно заржавеет, лак не спасет. Отпишитесь после испытаний.
 

Vovan007

Новичок
Регистрация
04.06.2019
Сообщения
13
Местоположение
СССР
@uni-el, спасибо за интерес. На счёт ржавчины принял меры - статор покрыл кислотным грунтом и три слоя лака для пропитки электродвигателей. Ротор полностью оцинкован. Конструкция позволяет открутив гайку барашку снять ротор и гребной винт. То есть после рыбалки разобрал и просушил и смазал маслом. Места пайки кабеля покрыл силиконом. Моя конструкция, так опытный экземпляр понять почему все производители уперлись в герметичный корпус. Хотя уже давно аквалангисты используют импеллеры - буксировщики с внешним ротором. Все точки над и расставят испытания. Жду магниты...
 

Vovan007

Новичок
Регистрация
04.06.2019
Сообщения
13
Местоположение
СССР
Вчера проверил мотор на воде, пока со штатным магнитом (китайские магниты уже пересекли границу). Лодка "Колибри-240Т" самодельный транец, заглубление мотора 30см. Тяга на минимальных оборотах такая что веслами не удержать. В ходе тестирования получил результат 5А - 3км/ч, 10А- 4,8км/ч, 15А-6,5км/ч, 20А-7,3км/ч. Решил проверить максимальных ход, задымились провода от аккумулятора испытания закончились - сгорел контроллер.
Заказал мощный на 60А, надеюсь к осеннем жору щуки все смонтирую окончательно. Пока жду...
Что будет если поставить неодимовые магниты, уменьшится ли потребляемые ток? Кто имел опыт переделки бесколлекторных моторов поделитесь опытом.
 

Vovan007

Новичок
Регистрация
04.06.2019
Сообщения
13
Местоположение
СССР
По просьбе рыбаков самодельщиков добавляю видео первых испытаний указанного в этом посте самодельного мотовесла. Испытания на 12в стартерном аккумуляторе. Сейчас друг эксплуатирует на литиевом 19в×50а/ч. Максималка 7км/ч ограничена по току. Отходил весь осенний жор, запас хода более 10 часов троллинга.
https://drive.google.com/file/d/10dRhgJ-svXdRxjYC_HkjFr-pbQSWOzT2/view?usp=drivesdk
 

eremenko.volodua

Писатель-рыбак
Регистрация
05.04.2014
Сообщения
101
Местоположение
ордынское
@Vovan007, а у братьев-китайцев ничего подобного готового разве нет? Заморока с перемоткой.
 

Vovan007

Новичок
Регистрация
04.06.2019
Сообщения
13
Местоположение
СССР
Пока только нашел ссылки на буксировщики для дайверов и подруливающие устройства для яхт.
Колекторные моторы дешевле в изготовлении. И неодимовые магниты пока дорогие.
Ссылку обновил...
 

Сергей19

Писатель-рыбак
Регистрация
07.01.2013
Сообщения
438
Местоположение
Медногорск
@Vovan007, Производители не зря уперлись над герметизацией двигателя. Первая причина оржавление статора в результате которого будет сдавливаться обмотка и в итоге К,З Вторая причина это борьба с повышенным сопротивлением вращения .Попробуй стартани двигатель без воды на воздухе с замером оборотов и залей в него воды. Разница будет бешеная..Затем борьба с износом тел качения или по другому подшипников или втулок. Я думаю не такая уж сложность загерметизировать двигатель..
 

Vovan007

Новичок
Регистрация
04.06.2019
Сообщения
13
Местоположение
СССР
Сергей19, я решил вышеперечисленные проблемы.
1 статор залит акрилом полностью с обмоткой и представляет собой цилиндр, с водой нет контакта.
2 вал имеет сальник, внутри залито масло.
3 на счет трения - в полость ротора подается во время вращения воздух по трубке из дейвуда. (выступающие магниты на роторе внутри работают как насос).
Разница в токе на максимальных оборотах (без винта) на воздухе и воде составляет 0.6А, а на минимальных 0.2. На сальнике больше потери.
Из плюсов размер, масса, и хорошее охлаждение.
Из минусов на мелководье попадает внутрь ил, песок. Подача воздуха практически устранила этот недостаток.
И... скоро такие моторы появятся в продаже - чертежи отправлены китайцам для изучения возможности серийного производства. Удачи.
 

Vovan007

Новичок
Регистрация
04.06.2019
Сообщения
13
Местоположение
СССР
В июне первые испытания Newport outrunner 85lb....