putorana-rafting
Новичок
Уникальный тур который проводим один раз в году.
Путешествие по Енисею одной из величайших рек Мира запомнится на всю оставшуюся жизнь.
Казалось бы ну, что там может быть интересного? Однако имея за спиной сплавы по многочисленным Сибирским рекам мне удалось Енисей пройти на веслах в режиме гонки от Красноярска до Дудинки. И...???
Он меня покорил, очаровал и влюбил в себя! Я потрогал его ладошками и он оказался совсем не такой какой можно видеть и чувствовать реку с комфортабельного борта корабля. Нет это совсем другие ощущения!
Много лет понадобилось, что бы осуществить мечту пройти его на плоту. И вот в 2015 и 2016 годах это удалось!
Потрясающе! Такое же чувство наверное испытывали Том Сойер и Гекльберри Финн путешествуя по Миссисипи.
Именно путешествие по Енисею дает чувство понимания, что такое воля! Мы не привязаны ни к каким графикам,ни к каким портам. Мы ночуем там, где нам понравиться и в перспективных рыболовных местах.
Любуемся шедевральными закатами и восходами солнца слившимися в одно целое.Любознательные знакомятся с укладом жизни Енисейских староверов и с историей освоения Енисея нашими предками.
Ну и конечно же настоящая рыбалка на Енисейских монстров. Имея на борту две приличных ПВХ лодки мы сможем заходить в глубь притоков Енисея. Оной из целью Енисейского Меридиана зайти в верх по реке Сухая Тунгуска к Большому порогу, где водятся таймени. Более подробней можно посмотреть о нашем путешествии по Енисею здесь;
http://www.putorana-rafting.ru/Енисейский-меридиан-ООО-Академия-Пут/
маршрут "Енисейский меридиан"
Даты проведения тура: 10.06.2017 - 18.06.2017 (тур проводится 1 раз в сезон)
Продолжительность тура: 9 дней / 8 ночей
Протяженность: 1500 км.
Количество участников в группе: 10-12 человек
Цена тура на 1 человека: 35 000 руб.
В стоимость путевки входит:
- передвижение по маршруту на комфортабельном катере
- продукты для приготовления пищи на протяжении всего тура
- услуги гидов по сопровождению на протяжении всего тура
- предоставление снаряжения для проживания (палатки, матрасы)
В стоимость путевки не входит:
- перелет в г. Красноярск
- выезд из с. Туруханск (возможен на самолете или на теплоходе)
- трансферт, проживание, питание в г. Красноярске до начала тура и после его окончания
- экскурсии г. Красноярске и населенных пунктах по маршруту
- услуги по приготовлению пищи и установке палаток (не предусмотрены форматом тура)
ПРОГРАММА ТУРА
Мы приложим максимум усилий для выполнения Программы тура, но не несем ответственности за несоответствие Программы ожиданиям и представлениям Участника.
Во времена Советского Союза по Енисею курсировало до 14 туристических кораблей аж до самого арктического поселка Диксон. Путевки на круиз практически невозможно было приобрести, т.к. они выкупались за год, а то и за два года вперед. К сожалению, в современной России этот маршрут полностью пришел в упадок из-за технического состояния кораблей и экономически "не выгодного" их содержания. Часть кораблей продали, часть списали. На сегодняшний день осталось всего 2 корабля, которые выполняют пассажирские перевозки по Енисею.
Мы решили восполнить хотя бы маленькую "былинку" славного туристического прошлого нашей величайшей реки Енисей. С этой целью в 2015 г. и в 2016 г. мы построили двухпалубные моторные плоты «Том Сойер» и совершили на них трехмесячные путешествия по р. Енисей и его притоку - р. Курейка, протекающей в горах плато Путорана.
Путешествие на таком судне позволяет не только любоваться красотой реки и достопримечательностями старинных поселков, но и "потрогать Енисей ладошками". Это совершенно новые необыкновенные ощущения и потрясающие впечатления. Это приключение, которое оставит впечатление на всю жизнь! Вы будете поражены таким природным явлением, как полярный день, при котором закаты и восходы солнца соединены в одно целое. Они полыхают по несколько часов, создавая полотна шедевров не подвластных любому именитому художнику.
Наши путешествия на моторных плотах прошли удачно, но, тем не менее, мы приняли решение усовершенствовать судно, на которых они проходили. Наш опыт требует тщательного изучения конструкторских решений для создания малого туристического судна.
К сезону 2017 года мы готовим модернизацию лодки, использованной в 2016г. в качестве несущей части плота. Лодка будет модернизирована в катер, по аналогии лодок-РИБ, которые показывают хорошие ходовые качества. Рисунок-схему модернизации лодки в катер можно посмотреть в разделе «Транспорт».
Как бы там ни было, а формат «Енисейского Меридиана», включающий в себя знакомство с величайшей рекой мира, останется прежним. Дух приключения, рыбалка, купания на песчаных пляжах, полевая баня, преодоление Енисейских порогов, встречи со староверами и многое-многое другое ждет тех, кто решит пуститься в плавание.
Во время путешествия мы посетим исторические и культурные достопримечательности прибрежных населенных пунктов. Но основное наше стремление - это ощутить дух Енисея, его мощь и богатство! "Потрогать Енисей ладошками!". Мы непременно будем ловить огромных енисейских щук, окуней, язей, хариусов, сигов и готовить из них разнообразные блюда. В пути мы обязательно отведаем енисейские деликатесы. Вы спросите: какие? А это наш сюрприз!
Первый этап. Маршрут начинается из самого центра г.Красноярска - с Острова Отдыха. Первый этап проходит до г. Енисейска. На этом этапе путешественникам представится возможность увидеть Красноярск с реки. Это набережные города с куполами церквей, и могучие, под стать Енисею, мосты. Это причалы и порты, а также Енисейский речной флот.
Вы сможете ощутить всю мощь и скорость течения великой реки - Енисей то сужается, то расширяется, то образовывает лабиринты островов. То там, то тут появляются селения сибиряков. После сел Додоново и Шивера Енисей входит в узкий коридор, на правом берегу которого видна железная дорога и порталы огромных штолен, расположенных в горе - это ворота города Атомграда (Железногорска). Далее Енисей расширяется и взорам предстают живописные берега, красивейшие луга, поля, рощи и урманы. В районе села Предивинск Енисей бежит среди глухой темнохвойной тайги. После небольшого села Порог реку преграждает настоящий Казачинский порог, который является серьезным препятствием для кораблей. Для оказания помощи кораблям в преодолении порога здесь всегда находится корабль-туер, который с помощью лебедок помогает кораблям преодолеть мощь порога.
Через 300 км. в Енисей впадает красавица Ангара, река становится шириной аж в 4 км. и приобретает совершенно другой вид и характер. Он будто бы проснувшийся богатырь начинает набирать свою силу для похода к Северному Ледовитому океану.
В городе Енисейске, который называют еще Сибирским Суздалем, мы остановимся на сутки, чтобы посетить монастыри и музеи древнего города (он основан в 1619 году), ощутить красоту старины и силу предков, которые создали в глухой тайге прекрасную белокаменную столицу бывшей Енисейской губернии. Этот город называют «музеем под открытым небом», в нем вы можете встретить 94 памятника архитектуры. Комплекс Спасо-Преображенского монастыря (основан в 1642 году) и четыре церкви представляют собой неповторимые образцы сибирского барокко.
Первым пароходом на Енисее был пароход "Енисей", построенный в 1863 году в Енисейске. Пароход был спущен на воду в речку Лазаревку, и 20 мая 1863 г. совершил свое первое плавание от Енисейска до села Усть-Кемского. Туда пароход шел 39 минут, а обратно 1 час 10 минут. В свой настоящий первый рейс пароход отправился уже 31 мая 1869 г. с баржой на буксире.
Это событие ознаменовало открытие парового судоходства на Енисее. Строительство парохода вели богатые енисейские купцы: А.С. Баландин, братья Кытмановы, Калашниковы и Грязновы, они организовали частную пароходную компанию – «Енисейская компания пароходства и торговли». Руководил постройкой парохода и сбором машины вольноотпущенный, бывший крепостной княгини Трубецкой, механик-самоучка И. Худяков, ранее возглавлявший строительство пароходов на других реках.
Пароход «Енисей» имел длину 25 сажен (53 м.), ширину 3 сажени (6,4 м.) и осадку 5,4 аршина (3,8 м.). Мощность машины составляла 60 номинальных сил (240 л/с). Судно было способно принять на борт до 100 человек. Вместе с пароходом «Енисей» были построены две деревянные баржи, с которыми пароход отправлялся в рейсы на север. Основным грузом была рыба и пушнина, а также хлеб и промышленные товары. В навигацию 1863 года пароход совершил два рейса в низовья Енисея. Модель парохода "Енисей" можно увидеть среди наших фото.
Второй этап. Этот этап целиком посвящен созерцанию дикой природы, и посещению сибирских сел, которым не менее трехсот лет. Это совершенно уникальные места. Представьте себе местность, куда до сих пор нет другой дороги, кроме как по реке, где жители в большинстве своем живут земледелием, рыболовством, таежной охотой и пчеловодством - в общем, все как и триста лет назад. И это не так называемое коренное население малых народов России, а обычные русские люди, селяне, сибиряки. Поселки и села на пути встречаются уже редко.
Одно из сел - Назимово, возникло еще в 1631 году, основано ни кем иным, как Ерофеем Хабаровым (!), который устроил тут зимовье по пути на восток к Амуру. Тут все самобытное: одной крышей накрыты жилой дом и хозяйственные пристройки, лодки построены местными умельцами лет 50-60 назад. На противоположном берегу реки - остатки поселка золотопромышленников Ермак. Сегодня от поселка практически ничего не осталось, а когда-то это было место ссылки декабриста Александра Якубовича.
Следующее село - Ярцево, в 2005 году село отметило свой юбилей - 400 лет (!). Ярцево основано казаками и промышленными людьми, которые дошли сюда с целью освоения новых земель.
Далее - село Ворогово. В 1614 году мангазейские казаки поставили здесь зимовье для сбора ясака с местных племен, живших в те времена в этих краях (остяки-самоеды, или селькупы). С 1636 года здесь возникло уже постоянное селение русских казаков во главе которых стоял некий Иван Ворогов - в честь него и названо село. В селе есть краеведческий музей, где среди экспонатов представлены предметы быта различных народов, проживавших в этих краях. Также стоит отметить, что в годы репрессий здесь побывало много ссыльных.
В 40 км от устья реки Подкаменная Тунгуска (509-511 км. от Красноярска) расположен Осиновский порог. Это легендарный узкий каньон, который преодолевается с большим трудом. Проход через порог узок (700 м) и извилист. Два корабля разойтись не смогут, поэтому движение здесь одностороннее.
Порогом могучий Енисей входит в Осиновские щеки – самый живописный район в нижнем течении реки. Высокие гранитные берега образуют коридор высотой 50 м. Через 20 км от порога, за поворотом, возникают два островка. Первый остров возвышается над водой на 50 м., он покрыт редким лесом и похож на корабль, поэтому он так и называется - “Остров Кораблик”. За ним, в 150-200 м. стоит "Остров Барочка". Это одно из самых живописных мест на Енисее.
Слева от острова Барочка над водою возвышается большой каменистый остров Монастырский, в старину сюда в наказание отправляли беглых монахов Спасо-Преображенского монастыря, расположенного в Енисейске. Коренные жители-знатоки утверждают, что кельи монахов сохранились на острове до сегодняшнего дня.
В советские времена в этом месте хотели построить ГЭС. Если бы это произошло, то все острова архипелага (а их около 70-ти), да и все таежные поселки и села до самого Ворогова превратились бы в Осиновское водохранилище. К счастью, этого не произошло. Поэтому у каждого путешествующего в этих краях есть возможность своими глазами увидеть нетронутую природу, которая восхищает до самого сердца! Невероятно красивы ночи в среднем и нижнем течении Енисея! Там, где проходит граница полярного дня, ночь представляет собой картину одновременного заката и восхода солнца. Это лучше хотя бы один раз увидеть своими глазами, чем описывать или читать... Стоя на носу судна в ночи, хорошо думать о том, как величественна природа вокруг нас, и как редко мы замечаем эту красоту.
Третий этап. Очередная остановка - поселок Бор. Это довольно крупный поселок летчиков, охотников, геологов и научных работников Центрально-сибирского заповедника. Поселок большой, здесь, как правило, с судов выходит много пассажиров и выгружается много груза. В Бору проживает примерно 2,7 тысяч человек. Здесь расположен довольно крупный аэропорт "Подкаменная Тунгуска", достигший своего пикового развития в середине 1985 года, когда он принимал в сутки 60-65 (!) самолетов. Тогда здесь базировалось много геологических экспедиций, кроме того, аэропорт использовался на дальних маршрутах для дозаправки.
Есть что-то необъяснимо притягательное в нижнем течении Енисея. Тревожно и, в то же время, торжественно выглядит темная непроходимая тайга; низко и грозно нависает небо; покосившись, кособоко стоят немногочисленные деревни. И среди всего этого сурового великолепия несет свои воды могучий, стремительный Енисей.
После Бора стоят еще несколько далеких сибирских сел и поселков: Бахта, Чулково, Верхнеимбатск. В этих местах живут представители одного из самых малочисленных народов севера - кеты, в древности более известного как "енисейские остяки". Десяток изб вокруг тайги на берегу Енисея - это деревня Канготово. В этих местах нога приезжего человека ступает редко-редко, да и проживает в этой маленькой деревушке едва ли 30-40 человек...
В 50 км. ниже Бора, на левом берегу село енисейских староверов - Сумароково. На берегу поселка - необычная, можно сказать, «выставка» уникальных староверческих лодок, способных перевозить груз до 2-х тонн, как по мелководным таежным рекам, так и по грозному штормовому Енисею. Наш катер построен как раз на основе таких лодок.
Крайним пунктом нашего путешествия станет с. Туруханск. Туруханск расположен у впадения реки Нижней Тунгуски в Енисей, в 1474 км к северу от Красноярска. Туруханск был основан мангазейским воеводой Д. Жеребцовым в 1607 году как зимовье, опорный центр различного промыслового люда. Город древний, имеет цикличную историю развития. После опустошительных пожаров знаменитая Мангазея пришла в упадок, и
уже к 1670 году она была окончательно оставлена своими жителями, которые затем нашли свое пристанище в Новой Мангазее - Туруханске. С 1619 Туруханск заселялся переселенцами сгоревшего города Мангазея.
Затем Туруханск стал поселком Старотуруханском, а современный поселок с названием Туруханск (административный центр района) ранее носил имя Новотуруханск. Во второй половине 18-го века это был крупный торговый центр, специализировавшийся на пушнине. На Туруханскую ярмарку съезжались купцы не только из Сибири, но и со всей России. Однако, пушнина вскоре перестала быть бесценной валютой, и в 19-м веке Туруханск стал заштатным городом, с населением, не превышавшим к концу 19 века и 200 человек.
Здесь Вы увидите правый приток Енисея – Нижнюю Тунгуску. В 17 веке так назвали эту реку русские землепроходцы. Тунгуска – поскольку на ее берегах жили тунгусы (современные эвенки), а определение Нижняя отличало ее от двух других Тунгусок – Ангара (верхняя Тунгуска) и Подкаменная Тунгуска, впадающая в Енисей правым притоком возле п. Бор.
Туруханск - "столица" политических ссыльных. Сюда ссылали, начиная еще с бучи Емельяна Пугачева, позже - декабристов, и, наконец, эсеров, социалистов и прочих во главе с будущим "премьером" Яковом Свердловым. В Туруханске отбывал ссылку, в том числе, и Иосиф Сталин в 1914—1916 гг. А потом настала эпоха ГУЛАГа... Достопримечательностью поселка является Троицкая церковь (конец 18 - начало 19 вв.). В Туруханске находятся нефтегазоразведочная экспедиция, речной порт, аэропорт, музей революционеров Я.М. Свердлова и С.С. Спандаряна и прекрасный краеведческий музей.
Туруханск теперь село, поскольку он утратил статус города. Впрочем, это центр огромного по территории Туруханского района, где проживает сегодня более 4800 человек (в 1987 году было 8900 чел.)
Енисей часто называют "Сибирским Меридианом" или "Голубым Меридианом". Принято считать, что эта река разделяет Сибирь на Западную и Восточную. Ну а мы пройдем прямо по границе!
Путешествие по Енисею одной из величайших рек Мира запомнится на всю оставшуюся жизнь.
Казалось бы ну, что там может быть интересного? Однако имея за спиной сплавы по многочисленным Сибирским рекам мне удалось Енисей пройти на веслах в режиме гонки от Красноярска до Дудинки. И...???
Он меня покорил, очаровал и влюбил в себя! Я потрогал его ладошками и он оказался совсем не такой какой можно видеть и чувствовать реку с комфортабельного борта корабля. Нет это совсем другие ощущения!
Много лет понадобилось, что бы осуществить мечту пройти его на плоту. И вот в 2015 и 2016 годах это удалось!
Потрясающе! Такое же чувство наверное испытывали Том Сойер и Гекльберри Финн путешествуя по Миссисипи.
Именно путешествие по Енисею дает чувство понимания, что такое воля! Мы не привязаны ни к каким графикам,ни к каким портам. Мы ночуем там, где нам понравиться и в перспективных рыболовных местах.
Любуемся шедевральными закатами и восходами солнца слившимися в одно целое.Любознательные знакомятся с укладом жизни Енисейских староверов и с историей освоения Енисея нашими предками.
Ну и конечно же настоящая рыбалка на Енисейских монстров. Имея на борту две приличных ПВХ лодки мы сможем заходить в глубь притоков Енисея. Оной из целью Енисейского Меридиана зайти в верх по реке Сухая Тунгуска к Большому порогу, где водятся таймени. Более подробней можно посмотреть о нашем путешествии по Енисею здесь;
http://www.putorana-rafting.ru/Енисейский-меридиан-ООО-Академия-Пут/
маршрут "Енисейский меридиан"
Даты проведения тура: 10.06.2017 - 18.06.2017 (тур проводится 1 раз в сезон)
Продолжительность тура: 9 дней / 8 ночей
Протяженность: 1500 км.
Количество участников в группе: 10-12 человек
Цена тура на 1 человека: 35 000 руб.
В стоимость путевки входит:
- передвижение по маршруту на комфортабельном катере
- продукты для приготовления пищи на протяжении всего тура
- услуги гидов по сопровождению на протяжении всего тура
- предоставление снаряжения для проживания (палатки, матрасы)
В стоимость путевки не входит:
- перелет в г. Красноярск
- выезд из с. Туруханск (возможен на самолете или на теплоходе)
- трансферт, проживание, питание в г. Красноярске до начала тура и после его окончания
- экскурсии г. Красноярске и населенных пунктах по маршруту
- услуги по приготовлению пищи и установке палаток (не предусмотрены форматом тура)
ПРОГРАММА ТУРА
Мы приложим максимум усилий для выполнения Программы тура, но не несем ответственности за несоответствие Программы ожиданиям и представлениям Участника.
Во времена Советского Союза по Енисею курсировало до 14 туристических кораблей аж до самого арктического поселка Диксон. Путевки на круиз практически невозможно было приобрести, т.к. они выкупались за год, а то и за два года вперед. К сожалению, в современной России этот маршрут полностью пришел в упадок из-за технического состояния кораблей и экономически "не выгодного" их содержания. Часть кораблей продали, часть списали. На сегодняшний день осталось всего 2 корабля, которые выполняют пассажирские перевозки по Енисею.
Мы решили восполнить хотя бы маленькую "былинку" славного туристического прошлого нашей величайшей реки Енисей. С этой целью в 2015 г. и в 2016 г. мы построили двухпалубные моторные плоты «Том Сойер» и совершили на них трехмесячные путешествия по р. Енисей и его притоку - р. Курейка, протекающей в горах плато Путорана.
Путешествие на таком судне позволяет не только любоваться красотой реки и достопримечательностями старинных поселков, но и "потрогать Енисей ладошками". Это совершенно новые необыкновенные ощущения и потрясающие впечатления. Это приключение, которое оставит впечатление на всю жизнь! Вы будете поражены таким природным явлением, как полярный день, при котором закаты и восходы солнца соединены в одно целое. Они полыхают по несколько часов, создавая полотна шедевров не подвластных любому именитому художнику.
Наши путешествия на моторных плотах прошли удачно, но, тем не менее, мы приняли решение усовершенствовать судно, на которых они проходили. Наш опыт требует тщательного изучения конструкторских решений для создания малого туристического судна.
К сезону 2017 года мы готовим модернизацию лодки, использованной в 2016г. в качестве несущей части плота. Лодка будет модернизирована в катер, по аналогии лодок-РИБ, которые показывают хорошие ходовые качества. Рисунок-схему модернизации лодки в катер можно посмотреть в разделе «Транспорт».
Как бы там ни было, а формат «Енисейского Меридиана», включающий в себя знакомство с величайшей рекой мира, останется прежним. Дух приключения, рыбалка, купания на песчаных пляжах, полевая баня, преодоление Енисейских порогов, встречи со староверами и многое-многое другое ждет тех, кто решит пуститься в плавание.
Во время путешествия мы посетим исторические и культурные достопримечательности прибрежных населенных пунктов. Но основное наше стремление - это ощутить дух Енисея, его мощь и богатство! "Потрогать Енисей ладошками!". Мы непременно будем ловить огромных енисейских щук, окуней, язей, хариусов, сигов и готовить из них разнообразные блюда. В пути мы обязательно отведаем енисейские деликатесы. Вы спросите: какие? А это наш сюрприз!
Первый этап. Маршрут начинается из самого центра г.Красноярска - с Острова Отдыха. Первый этап проходит до г. Енисейска. На этом этапе путешественникам представится возможность увидеть Красноярск с реки. Это набережные города с куполами церквей, и могучие, под стать Енисею, мосты. Это причалы и порты, а также Енисейский речной флот.
Вы сможете ощутить всю мощь и скорость течения великой реки - Енисей то сужается, то расширяется, то образовывает лабиринты островов. То там, то тут появляются селения сибиряков. После сел Додоново и Шивера Енисей входит в узкий коридор, на правом берегу которого видна железная дорога и порталы огромных штолен, расположенных в горе - это ворота города Атомграда (Железногорска). Далее Енисей расширяется и взорам предстают живописные берега, красивейшие луга, поля, рощи и урманы. В районе села Предивинск Енисей бежит среди глухой темнохвойной тайги. После небольшого села Порог реку преграждает настоящий Казачинский порог, который является серьезным препятствием для кораблей. Для оказания помощи кораблям в преодолении порога здесь всегда находится корабль-туер, который с помощью лебедок помогает кораблям преодолеть мощь порога.
Через 300 км. в Енисей впадает красавица Ангара, река становится шириной аж в 4 км. и приобретает совершенно другой вид и характер. Он будто бы проснувшийся богатырь начинает набирать свою силу для похода к Северному Ледовитому океану.
В городе Енисейске, который называют еще Сибирским Суздалем, мы остановимся на сутки, чтобы посетить монастыри и музеи древнего города (он основан в 1619 году), ощутить красоту старины и силу предков, которые создали в глухой тайге прекрасную белокаменную столицу бывшей Енисейской губернии. Этот город называют «музеем под открытым небом», в нем вы можете встретить 94 памятника архитектуры. Комплекс Спасо-Преображенского монастыря (основан в 1642 году) и четыре церкви представляют собой неповторимые образцы сибирского барокко.
Первым пароходом на Енисее был пароход "Енисей", построенный в 1863 году в Енисейске. Пароход был спущен на воду в речку Лазаревку, и 20 мая 1863 г. совершил свое первое плавание от Енисейска до села Усть-Кемского. Туда пароход шел 39 минут, а обратно 1 час 10 минут. В свой настоящий первый рейс пароход отправился уже 31 мая 1869 г. с баржой на буксире.
Это событие ознаменовало открытие парового судоходства на Енисее. Строительство парохода вели богатые енисейские купцы: А.С. Баландин, братья Кытмановы, Калашниковы и Грязновы, они организовали частную пароходную компанию – «Енисейская компания пароходства и торговли». Руководил постройкой парохода и сбором машины вольноотпущенный, бывший крепостной княгини Трубецкой, механик-самоучка И. Худяков, ранее возглавлявший строительство пароходов на других реках.
Пароход «Енисей» имел длину 25 сажен (53 м.), ширину 3 сажени (6,4 м.) и осадку 5,4 аршина (3,8 м.). Мощность машины составляла 60 номинальных сил (240 л/с). Судно было способно принять на борт до 100 человек. Вместе с пароходом «Енисей» были построены две деревянные баржи, с которыми пароход отправлялся в рейсы на север. Основным грузом была рыба и пушнина, а также хлеб и промышленные товары. В навигацию 1863 года пароход совершил два рейса в низовья Енисея. Модель парохода "Енисей" можно увидеть среди наших фото.
Второй этап. Этот этап целиком посвящен созерцанию дикой природы, и посещению сибирских сел, которым не менее трехсот лет. Это совершенно уникальные места. Представьте себе местность, куда до сих пор нет другой дороги, кроме как по реке, где жители в большинстве своем живут земледелием, рыболовством, таежной охотой и пчеловодством - в общем, все как и триста лет назад. И это не так называемое коренное население малых народов России, а обычные русские люди, селяне, сибиряки. Поселки и села на пути встречаются уже редко.
Одно из сел - Назимово, возникло еще в 1631 году, основано ни кем иным, как Ерофеем Хабаровым (!), который устроил тут зимовье по пути на восток к Амуру. Тут все самобытное: одной крышей накрыты жилой дом и хозяйственные пристройки, лодки построены местными умельцами лет 50-60 назад. На противоположном берегу реки - остатки поселка золотопромышленников Ермак. Сегодня от поселка практически ничего не осталось, а когда-то это было место ссылки декабриста Александра Якубовича.
Следующее село - Ярцево, в 2005 году село отметило свой юбилей - 400 лет (!). Ярцево основано казаками и промышленными людьми, которые дошли сюда с целью освоения новых земель.
Далее - село Ворогово. В 1614 году мангазейские казаки поставили здесь зимовье для сбора ясака с местных племен, живших в те времена в этих краях (остяки-самоеды, или селькупы). С 1636 года здесь возникло уже постоянное селение русских казаков во главе которых стоял некий Иван Ворогов - в честь него и названо село. В селе есть краеведческий музей, где среди экспонатов представлены предметы быта различных народов, проживавших в этих краях. Также стоит отметить, что в годы репрессий здесь побывало много ссыльных.
В 40 км от устья реки Подкаменная Тунгуска (509-511 км. от Красноярска) расположен Осиновский порог. Это легендарный узкий каньон, который преодолевается с большим трудом. Проход через порог узок (700 м) и извилист. Два корабля разойтись не смогут, поэтому движение здесь одностороннее.
Порогом могучий Енисей входит в Осиновские щеки – самый живописный район в нижнем течении реки. Высокие гранитные берега образуют коридор высотой 50 м. Через 20 км от порога, за поворотом, возникают два островка. Первый остров возвышается над водой на 50 м., он покрыт редким лесом и похож на корабль, поэтому он так и называется - “Остров Кораблик”. За ним, в 150-200 м. стоит "Остров Барочка". Это одно из самых живописных мест на Енисее.
Слева от острова Барочка над водою возвышается большой каменистый остров Монастырский, в старину сюда в наказание отправляли беглых монахов Спасо-Преображенского монастыря, расположенного в Енисейске. Коренные жители-знатоки утверждают, что кельи монахов сохранились на острове до сегодняшнего дня.
В советские времена в этом месте хотели построить ГЭС. Если бы это произошло, то все острова архипелага (а их около 70-ти), да и все таежные поселки и села до самого Ворогова превратились бы в Осиновское водохранилище. К счастью, этого не произошло. Поэтому у каждого путешествующего в этих краях есть возможность своими глазами увидеть нетронутую природу, которая восхищает до самого сердца! Невероятно красивы ночи в среднем и нижнем течении Енисея! Там, где проходит граница полярного дня, ночь представляет собой картину одновременного заката и восхода солнца. Это лучше хотя бы один раз увидеть своими глазами, чем описывать или читать... Стоя на носу судна в ночи, хорошо думать о том, как величественна природа вокруг нас, и как редко мы замечаем эту красоту.
Третий этап. Очередная остановка - поселок Бор. Это довольно крупный поселок летчиков, охотников, геологов и научных работников Центрально-сибирского заповедника. Поселок большой, здесь, как правило, с судов выходит много пассажиров и выгружается много груза. В Бору проживает примерно 2,7 тысяч человек. Здесь расположен довольно крупный аэропорт "Подкаменная Тунгуска", достигший своего пикового развития в середине 1985 года, когда он принимал в сутки 60-65 (!) самолетов. Тогда здесь базировалось много геологических экспедиций, кроме того, аэропорт использовался на дальних маршрутах для дозаправки.
Есть что-то необъяснимо притягательное в нижнем течении Енисея. Тревожно и, в то же время, торжественно выглядит темная непроходимая тайга; низко и грозно нависает небо; покосившись, кособоко стоят немногочисленные деревни. И среди всего этого сурового великолепия несет свои воды могучий, стремительный Енисей.
После Бора стоят еще несколько далеких сибирских сел и поселков: Бахта, Чулково, Верхнеимбатск. В этих местах живут представители одного из самых малочисленных народов севера - кеты, в древности более известного как "енисейские остяки". Десяток изб вокруг тайги на берегу Енисея - это деревня Канготово. В этих местах нога приезжего человека ступает редко-редко, да и проживает в этой маленькой деревушке едва ли 30-40 человек...
В 50 км. ниже Бора, на левом берегу село енисейских староверов - Сумароково. На берегу поселка - необычная, можно сказать, «выставка» уникальных староверческих лодок, способных перевозить груз до 2-х тонн, как по мелководным таежным рекам, так и по грозному штормовому Енисею. Наш катер построен как раз на основе таких лодок.
Крайним пунктом нашего путешествия станет с. Туруханск. Туруханск расположен у впадения реки Нижней Тунгуски в Енисей, в 1474 км к северу от Красноярска. Туруханск был основан мангазейским воеводой Д. Жеребцовым в 1607 году как зимовье, опорный центр различного промыслового люда. Город древний, имеет цикличную историю развития. После опустошительных пожаров знаменитая Мангазея пришла в упадок, и
уже к 1670 году она была окончательно оставлена своими жителями, которые затем нашли свое пристанище в Новой Мангазее - Туруханске. С 1619 Туруханск заселялся переселенцами сгоревшего города Мангазея.
Затем Туруханск стал поселком Старотуруханском, а современный поселок с названием Туруханск (административный центр района) ранее носил имя Новотуруханск. Во второй половине 18-го века это был крупный торговый центр, специализировавшийся на пушнине. На Туруханскую ярмарку съезжались купцы не только из Сибири, но и со всей России. Однако, пушнина вскоре перестала быть бесценной валютой, и в 19-м веке Туруханск стал заштатным городом, с населением, не превышавшим к концу 19 века и 200 человек.
Здесь Вы увидите правый приток Енисея – Нижнюю Тунгуску. В 17 веке так назвали эту реку русские землепроходцы. Тунгуска – поскольку на ее берегах жили тунгусы (современные эвенки), а определение Нижняя отличало ее от двух других Тунгусок – Ангара (верхняя Тунгуска) и Подкаменная Тунгуска, впадающая в Енисей правым притоком возле п. Бор.
Туруханск - "столица" политических ссыльных. Сюда ссылали, начиная еще с бучи Емельяна Пугачева, позже - декабристов, и, наконец, эсеров, социалистов и прочих во главе с будущим "премьером" Яковом Свердловым. В Туруханске отбывал ссылку, в том числе, и Иосиф Сталин в 1914—1916 гг. А потом настала эпоха ГУЛАГа... Достопримечательностью поселка является Троицкая церковь (конец 18 - начало 19 вв.). В Туруханске находятся нефтегазоразведочная экспедиция, речной порт, аэропорт, музей революционеров Я.М. Свердлова и С.С. Спандаряна и прекрасный краеведческий музей.
Туруханск теперь село, поскольку он утратил статус города. Впрочем, это центр огромного по территории Туруханского района, где проживает сегодня более 4800 человек (в 1987 году было 8900 чел.)
Енисей часто называют "Сибирским Меридианом" или "Голубым Меридианом". Принято считать, что эта река разделяет Сибирь на Западную и Восточную. Ну а мы пройдем прямо по границе!