Роль цвета в эффективности сухих фантазийных мушек

kvs
kvs
2294 Анапа
5 мая 2016, 11:43

 

В конце прошлого века Г. Лафонтен в своей книге "Сухая мушка. Новые англы" представил результаты своих исследований, которые выявили несколько очень интересных свойств сухих мушек, которые делают их соблазнительными для рыбы. Самый главный и на первый взгляд парадоксальный вывод: для аттракторов (так в Америке обозначаются фантазийные мушки) цвет имеет несоизмеримо большее значение, чем для имитационных моделей.

 

Прежде чем приступить к изложению понимания этих результатов с позиций собственного опыта, следует кратко представить основные характеристики сухих фантазийных мушек (аттракторов). Чисто понятийно, фантазийная мушка и аттрактор, совершенно разные вещи: первая отражает процесс создания мушки на основе фантазии автора, тогда как аттрактор (от латинского attractio – притяжение, привлечение) отражает цель: притянуть, привлечь  внимание рыбы с такой силой, чтобы она клюнула. Понятно, что с точки зрения цели эти мушки идентичны, как и с точки зрения изображаемого объекта. Это ни подёнка, ни веснянка, ни ручейник, ни кузнечик и ничто другое, это некое неизвестное рыбе, но уж очень притягательное насекомое.

 

Основные принципы строения и использования сухих фантазийных мушек

Итак, первая характеристика аттрактора – это размер, который, как правило, намного больше, чем размер имитационных моделей. Относительно большой размер аттракторов и имеет целью привлечь внимание рыбы к незнакомому объекту (примерно так: неизвестно что, зато такое большое, что, вероятно, являет собой внушительный кусок пищи). 

Так, если летом я имитировал подёнок на крючках № 12 (по международной классификации), то фантазийные мушки вязал на крючках от 10-го до 6-го номера. И этого не надо бояться. Когда я, к примеру, испытывал стример Muddler Minnow для ловли хариуса, модели длиной 3 см (максимальный размер кузнечиков, которых я видел на берегу) при падении на воду вызывали немедленную хватку даже заурядных хариусов длиной 20 – 22 см  (стример в данном случае работал как сухая мушка). Следует оговориться, что речь идёт о хариусе сибирском, рот которого больше, чем у хариуса европейского. Это, наверное, следует учитывать. А у форели рот гораздо больше, чем у хариуса, так как форель – это живущий в реке лосось, морской хищник, питающийся рыбой. Для крупной форели, такие мушки тем более не проблема, как и мушки, связанные на крючках №4 и даже №2.

Вторая характеристика – это фигура. На гладкой поверхности лучше работают объёмные ("дородные") аттракторы, тогда как в быстрых водах – стройные. В первом случае рыба видит неспешно дрейфующую по поверхности мушку, и чем она "жирнее", тем её дальше видно (в пределах конуса поля зрения). В небольших же зеркалах переката быстрое движение "жирной" мухи, проносящейся с большой скоростью, рыбу может просто напугать.

Мне не нравится бороться за плавучесть мушки в бурлящих водах с водоворотами и порогами, которые норовят её утопить, поэтому там я использую мокрые мушки. Зато на относительно спокойной воде использую и сухие. Ведь момент поклёвки на сухую мушку многого стоит! Поэтому практически все мои фантазийные сухие мушки обладают значительным объёмом.

Далее, блеск. Хитиновый покров насекомых зачастую до того гладкий ("полированный"), что отражает свет зеркально, создавая блики ("зайчики"). Это кардинально отличает упавших в воду насекомых от частичек мусора, дрейфующих по поверхности воды. По этой причине для аттрактора, предназначенного для спокойной воды, желательно применять детали, сделанные из блестящих материалов. На медленно текущих водах это важно, потому что это заметно. Наоборот, в пене бурлящих вод, где масса пузырьков воздуха создаёт яркий светящийся фон поверхности, блеск мушки не имеет значения, так как он не заметен.

Коротко о главном: аттракторы эффективны всегда, кроме периодов массового вылета насекомых одного вида, когда работают модели, имитирующие актуальные стадии метаморфоза этих насекомых.

Физические законы в понимании цвета сухой мушки

В самом общем виде можно выделить три особенности сухих фантазийных мушек с точки зрения их цвета.

Первое. Сухая мушка принципиально отличается от мокрой по цветовым характеристикам. Это связано с тем, что её надводную часть освещает весь спектр солнечного света, то есть наиболее полихромный. Поэтому её цвета, воспринимаемые рыбой вблизи, наиболее точно соответствует тем, которые в ней представлены. Напротив, мокрую мушку освещает обеднённый спектр, поэтому, чем глубже она дрейфует, тем в её цветах будут всё менее заметны красный и фиолетовый, поскольку эти составляющие спектра света, освещающего мушку, значительно абсорбируются уже первым метровым слоем воды.

Второе. По той же причине (в связи с наиболее выраженной абсорбцией водой крайних спектральных составляющих света), яркость мушек разного цвета (или их деталей), прежде чем достигнет глаза рыбы, тоже будет угасать неравномерно. Так, мушки (или их детали) красного и фиолетового цвета с увеличением расстояния до глаза рыбы будут всё более и более блёклыми по сравнению с таковыми оранжевого, жёлтого и зелёного.  Последние цвета, кстати, особо яркости и не потеряют, так как даже в прозрачных "нахлыстовых" реках рыба не видит мушки на поверхности с большого расстояния.

Третье. И это очень важно, на мой взгляд, в "цветоведении" сухой фантазийной мушки. Яркость цвета предмета, дрейфующего по поверхности реки, – параметр, который принципиально отличает живые (насекомые) и неживые (кусочки коры, травы и пр.) объекты. Цвет живых объектов, которые могут стать добычей рыбы, в отличие от неживых, как правило, гораздо ярче. Достаточно взглянуть на жучков, муравьёв, мух, кузнечиков и других "сухопутных" насекомых, случайно падающих на воду, чтобы увидеть, что их хитиновый покров ярко отражает тот или иной цвет (да ещё с переливами), а плывущие по воде кусочки всякого мусора – нет. Я сознательно написал "случайно падающих на воду", потому что именно это "случайное сообщество" насекомых формирует у рыбы реакцию на всё, что угодно, но именно яркого цвета. Это и является основой создания ярких цветных аттракторов (фантазийных мушек), в отличие от ситуации массового вылета водных насекомых, когда работают имитационные модели, цвет которых не важен, потому что у этих насекомых он особо ярким и не бывает. В данном случае, как правило, важен размер, форма, какие-то характерные для субимаго и имаго детали и т.д., но не цвет.

Цвет сухой фантазийной мушки в зависимости от условий ловли

Главным критерием выбора цвета мушки является то, какой спектр превалирует в свете, который эту мушку освещает. Спектральный состав солнечного света у поверхности воды зависит от двух параметров: высоты солнца над горизонтом (на это влияет время суток и сезон) и облачности.

Рассмотрим летний день. Конец весны и лето – время, когда солнце "ходит" довольно высоко, в связи с чем днём спектр солнечного света наиболее полихромен и обеднён лишь фиолетовыми и синими тонами. Поэтому спектр освещающего мушку света зависит от окружающей обстановки. Зелёные деревья, или холмы, покрытые травой, отражая свет, обогащают его зелёными спектральными составляющими. Значит, цвет мушки должен быть в пределах оттенков зелёного, так как эти цвета сухих мушек будут самыми яркими. Да и защитная окраска многих гусениц и взрослых насекомых летом (тоже под цвет листьев и травы) – зелёная, что "тренирует" рыбу реагировать на этот цвет тем, что такие насекомые периодически падают на воду и становятся её кормом.

Моя любимая сухая мушка в летний день для хариуса – зелёная мушка типа "паучок" по версии М. Курноцика ("Энциклопедия нахлыста", 1990). Принципиально это всего лишь ёршик от загиба до ушка крючка. Мушка – типично фантазийная, поскольку никакого конкретного насекомого (и уж никак не паучка) не имитирует, но создаёт большой полупрозрачный объём. Мне доводилось ловить а неё хариуса, елца, плотву и язя и форель, размер крючка только должен соответствовать.

Вечером солнце подходит к горизонту и в спектре его света превалируют красные спектральные составляющие. Красные и оранжевые мушки в это время являются наиболее яркими. Поэтому красный "паучок" – одна из уловистых вечерних мушек. Это касается тех участков реки, которые ориентированы с востока на запад, и поэтому освещаются солнцем до тех пор, пока оно не скроется за горизонтом. А там, где река повернёт на север или на юг, красная мушка, оказавшись в тени деревьев или гор, свою яркость потеряет и станет просто тёмной.

После захода солнца наступает великолепное время сумерек – длительных сибирских сумерек. В июне и июле полумрак продолжается довольно долго, что даёт возможность в полной мере насладиться активным клёвом хариуса. Например, под небольшими водопадами или порогами на участках площадью всего 5 – 10 квадратных метров хариус клюёт на каждом забросе, и это при том, что днём здесь можно получить лишь 1 – 2 поклёвки (я это про Каменные ворота на Малом Ике и про водопады Ичка в Малиновке). Дело в том, что, во-первых, в сумерках происходит вылет белых подёнок, и хариус охотно их поедает, а во-вторых, он не видит рыболова. Поначалу я, как умел, имитировал эти существа, поскольку на другие мушки хариус практически не отзывался, и в результате пришёл к бескрылой фантазийной мушке типа Hackle ("пёрышко") на 10-м крючке. Получилась очень рабочая мушка для данных условий. Позже попробовал и паучка белого цвета (на крючке №8). Уловы не пострадали, а паучки за счёт своего богатого оперения лучше плавают, что поздним вечером немаловажно.  

Утро. Сибирское утро даже в середине лета может быть ясным и прохладным (давление высокое), когда на растительности лежит роса и насекомые не летают (и на сухую мушку рыба практически не клюёт – это время мокрых мушек, изображающих мотыля и прочих личинок). Но утро может быть тёплым и пасмурным (давление низкое), без росы, когда продолжается вылет тех же самых белых бабочек, даже когда уже рассвело. А белый паучок работает заметно хуже, чем белое пёрышко. Для себя я это объяснил так: в сумерках хариус кроме белого цвета в мушке ничего разглядеть не может, а утром, когда уже светло, дополнительно оценивает размер и форму. Поэтому мушка-пёрышко предпочтительнее.

Далее, в течение такого дня (пасмурно и тепло), когда вылет белых подёнок прекращается, можно снова применять паучка, но уже жёлтого цвета. Дело в том, что в облачную погоду, почти как и в сумерках, превалируют "холодные" тона спектра: синий и голубой. В принципе, синие и голубые мушки были бы наиболее яркими (пробовал, синие мушки хариус игнорирует), но на практике, в такой недостаточно освещённой обстановке, вступает в силу другой закон, обеспечивающий наилучшую видимость (заметность) предметов, - закон контрастности. Поэтому жёлтая мушка наиболее контрастна освещающему окружающую среду свету. Похожая ситуация возможна и в ясную погоду, когда рыбалка происходит на речке, берега которой поросли богатой растительностью, и местами крона деревьев, растущих на разных берегах, смыкается (тот же Малый Ик, Тарадановка, Каменка 1-я). Или речка протекает в глубоком ущелье.  Конкретика не важна, важна тень, где преобладают те же холодные тона, которым контрастен жёлтый цвет.

В данной ситуации вступает в силу ещё один закон, эмпирический закон нахлыста: светлый день – светлая мушка, тёмный день – тёмная мушка. Действительно, в условиях сниженной освещенности для рыбы, стоящей у дна, наиболее контрастной будет проплывающая над ней мушка чёрного цвета на фоне хоть и пасмурного, но светлого неба. Кстати, чёрный цвет делает мушки уловистыми ещё по одной причине: многие виды насекомых, попадающих в воду и становящихся добычей рыбы, имеют чёрный окрас. Этот цвет рыбе привычен. И, вернувшись к физике явления – контрастам цветов, нужно сказать, что чёрный цвет можно рассматривать контрастом к любому цвету и к любой интенсивности света, поскольку чёрный цвет – "абсолютный ноль".  Думаю, в этом заложена эффективность рыбалки на чёрные приманки совершенно разного типа в совершенно разных условиях. 

Пришла осень. День укоротился, солнце даже в полдень не радует своим высоким положением над горизонтом, в связи с чем в его спектре преобладают тёплые тона. К тому же по берегам рек деревья перекрасили свои листья в красные, оранжевые и жёлтые цвета, и стена камыша, окаймляющая берег, стала жёлтой. Солнце оранжевое, и вся эта растительность отражает в воду много оранжевых составляющих спектра. И даже некоторые насекомые появились на свет в оранжевом "камуфляже". Всё это и определяет дневной цвет аттрактора как оранжевый.

В дополнение к фантазийным мушкам оранжевого цвета я использую и чёрные. Во-первых, осенью освещённость даже в ясные дни гораздо меньше, чем летом. Для средних широт показано, что освещённость у поверхности воды в декабре в 10 раз меньше, чем в июне (а октябрь гораздо ближе к декабрю). Во-вторых, день короток, и рыбалка происходит, как бы, утром и вечером, то есть в условиях пониженной освещённости. А это – лучшее время для чёрных, наиболее контрастных в таких условиях мушек. Плюс к тому я наблюдал в редкие тёплые для Сибири октябрьские вечера вылет каких-то чёрных бабочек типа подёнки непосредственно у стены берегового камыша. И вся рыба была там (Бердь ниже переката под Старососедово). И прекрасно ловилась на чёрные сухие фантазийные мушки, которые этих бабочек не имитировали, а были просто чёрные. Поэтому чёрный цвет считаю лучшим для мушек в условиях пониженной освещённости.

Не могу оставить без внимания уловистую в самых разных условиях мушку Tup's Indispensable (по версии того же М. Курноцика). В ней присутствует три цвета: белый (доминирующий), который занимает 2/3 тела, жёлтый  - 1/3 и плюс чёрный – чёрная головка. Мушка работает в любом исполнении ("летающая", сухая, мокрая) на крючках 6 – 10, то есть, довольно крупная. На неё я ловил не только хариуса и форель, но много другой рыбы (в Оби на мокрую модель однажды даже лещ попался).

Апология аттракции (вместо заключения)

Исторически, основной тенденцией в нахлысте является создание и использование имитационных моделей (так сложилось у большинства рыболовов не только в нахлысте – предлагать рыбе приманки, имитирующие привычные ей объекты питания). Я же ратую за другой принцип: то, чем рыба питается, и то, на что она клюёт, чаще всего – "две большие разницы". Например, в Сибири (река Бердь) массовый вылет подёнки происходит всего в течение 2 – 3 дней в июле. Поймать ельца, язя или хариуса в эти дни, действительно, можно лишь на имитации её имаго или субимаго. И поймав, можно обнаружить, что её брюхо просто раздуто (как у глистастых особей) от подёнки. Этой же подёнкой усыпаны, как снегом, и берега реки. Но это – в течение двух или трёх дней в году, и не всегда так выражено. В остальное время сухие фантазийные мушки (аттракторы) не хуже, а чаще всего, лучше имитаторов, поскольку имитировать принципиально нечего. То одно насекомое, случайно упавшее на воду, проплывёт, то другое соберётся вылупиться, всплыв к поверхности… То тут, то там, глядишь, рой появится… Туда и бежать? Что имитировать, непонятно, потому что неизвестно, чего и где в данный момент больше. Вот и начинают рыболовы, предпочитающие имитационные модели, перебирать запас мушек из бесчисленного арсенала в своих коробочках... А аттрактор может быть всего один:  тот, что привязан к поводку. И если он не сработает с первого заброса, то с третьего – четвёртого точно. Потому что, раз за разом проплывая над головой рыбы, аттрактор соблазнит её не только аппетитностью (солидным размером, дородностью фигуры и яркостью цвета), но и тем, что создаст иллюзию, что этого неизвестного насекомого стало много. А если чего-то стало много, то это один из главных сигналов для рыбы, что "кушать подано".

Успехов!

 

Комментария4
kvs
kvs
2294 Анапа
6 мая 2016, 11:04
На всякий случай: фото хариусов сделано четверть века назад. В те времена его было много, и можно было вылавливать за одну рыбалку 5 штук простым гражданам, 10 - членам Общества охотников и рыболовов (так же, кстати, как и судака). Да и принцип "поймал - отпусти" у нас получил распространение совсем недавно.
АБМ
АБМ
1237 Новосибирск
6 мая 2016, 12:03
На первом фото крючки слишком мощные для "сухаря". Да и для "мокряка". Утонут мухи.
Гриня
Гриня
33861 Новосибирск
6 мая 2016, 13:43
АБМ, мухам 25 лет, тогда и нахлыста не было))))
kvs
kvs
2294 Анапа
6 мая 2016, 14:10
АБМ, я начинал с "русской тенкары": 4-х метровый стеклопластиковый "телескоп" (я тогда посильней был, сейчас такой дрын и не поднял бы) с мушкой на глухой оснастке. Плавучесть мушек поддерживал той самой удочкой. С появлением в 1991-м нахлыстового набора "Мартин" появились и флотанты (в90-х часто моталсят в командировки (в том числе в Германию), вот всё и прикупал. Но это для Берди, где рыбачить вскоре приспособился на нимфы и сухими мухами не пользовался. А за хариусом по Ичкам продолжал ходить с "тенкарой", правда потом углепластиковой трёхметровкой, а потом и с лёгким спиннингом (в кустах нахлыстом не помашешь). Так что плавучестью мух особо и не заморачивался, поддерживая проплыв мухи в нужном местечке удилишком. Была, однако, одна приблуда (нарисую, выложу)