Бывало и так

СКИф
СКИф
3402
12 марта 2016, 04:00

Заблудиться можно везде  -  и в лесу, и в поле, в тундре, и в горах  -  и даже в своей комнате как оказывается. Есть такая байка о том как два охотника  -  один промышляющий в тундре  -  другой в тайге, размышляли о том где проще ориентироваться.  Тундровик сетовал на то, что в тайге кругом деревья  -  и не видно куда идти  -  заблудиться проще простого. Таежник же напротив жаловался  -  на бескрайних просторах глазу зацепиться не за что, куда ни глянь  -  везде одно и тоже, как определить куда стопы направить.

Таежная тема мне все таки ближе. 

 Блудят не только охотники, бывает и рыбаки забираясь в глухие места за особенно жирной рыбой, иногда теряются в пространстве.

Добирались до пасеки на санях с конной тягой, на 18 километров уходило довольно много времени, хотя мартовские дневные оттепели и ночные заморозки сотворили неплохую дорогу, порой на крутых спусках превращая ее в подобие бобслеевской трассы.

Пасека стояла на довольно пологой чистине у ручья, по другому же склону очень крутому, мы спускались к речке  -  это был алтайский Сары-Чумыш, левый приток Чумыша. Притормаживая, катились вниз по диагонали, стремясь сделать лыжню как можно положе, ведь на обратном пути  -  здесь будем и подниматься. До реки оставалось пройти пару километров по пойме, летом сильно заболоченной и с трудом проходимой. В марте же это было легкой прогулкой, первый день после приезда прокладывали лыжню, используя компас, по известному азимуту. Мимо реки там конечно пройти было невозможно, просто так точнее попадали на нужный плес.

Надо сказать описываемые события происходили во времена «сухого закона», поэтому добравшись среди ночи до пасечной избушки, мы с огромным удовольствием промочили горло медовухой, ее здесь бил неиссякаемый источник. Друг Ваня, больше других страдавший в городе от антиалкогольного беспредела  -  отвел душу. Он родился в одной здешней деревеньке, у него и сейчас неподалеку проживали родственники, местные считали его за своего и сильно уважали. Один из его талантов заключался в способности выпить огромное количество медовухи. Если мы, все таки вздремнули малость, то Ваня ложиться не стал  -  вел задушевную беседу с флягой.

Не очень ранним утром мы отправились на рыбалку. Прибежали на плес, забурились, прикормили  -  рыбешка заволновалась, начались поклевки. И только через пару часов появился Ваня  -  он покидал избу последним. Его рассказ нас изрядно повеселил.

Выпив на дорожку, он захватил с собой чайник, наполнив его благословенной влагой, что бы веселее шагалось. Опустошив эту емкость, может пролив нечаянно, Ваня поставил родственника самовара на снег, планируя забрать при возвращении. Спуск закончился, отшагав по пойме с километр Ваня упал, потеряв равновесие, видимо сказалось действие медовухи. Все таки «не все йогурты одинаково полезны». Скорее всего после падения он малость вздремнул, потому что выбравшись из сугроба двинулся в обратную сторону. «В пяту»  -  как говорят охотники. Через какое-то время, вместо желанной речки он уперся в гору.

 -  Вот же шорцы! Куда завели! Ничего нельзя доверить!  - ругая заплутавших недотеп, Ваня стал вершить нежданный подъем. Его сильно выручило то что на половине горы лыжи уперлись в чайник, стоявший на лыжне. Прозрение наступило одновременно с протрезвлением.

 

В тех же краях имел место такой случай, на этот раз в ноябре. Вчетвером, на двух санях, мы ехали душить чебаков, по перволедью. В это время года та пойма возле пасеки была непроходима, зато в стороне, ниже по течению, прямо на берегу рыбного плеса, стояла «будка». Она представляла собой отличное рубленное из осины зимовье, с печкой и нарами человек на восемь. Но почему то на местном сленге все подобные сооружения назывались будкой и никак иначе. На лугу, перед началом сплошной тайги мы погрузили в наши сани большой рулон сена. Именно в наши  -  так решил Ваня, якобы своим конем он пробивает дорогу. Делать нечего  -  последние километры шагаем ногами, зато сена коням на три дня должно хватить.

В первый день, отведя душу на чебаках, мы стали подумывать о тех дальних омутах 3-4 метровой глубины, где огромные не пуганные щуки, пасли сорожек рекордного размера. Вечером, за ужином, было решено посетить те приснопамятные угодья, несмотря на Ванино запугивание волками, которые и вправду всю ночь выли где то в стороне. Под страшные ужастики о серых разбойниках, он периодически выскакивая на свежий воздух стучал пешней по дощатым стенкам навеса и кричал дурным голосом:

 -  Ух! –Ух!  -  волков от коней отпугивал.

 -  Кончай орать! Наоборот приманишь серых  -  советовали мы изрядно пьяному, а от того не в меру ретивому коневоду.

 Утречком тронулись в путь. Идти по петлявшей речке было неудобно, да и намного дальше, поэтому перейдя на противоположный берег двинулись напрямки, целиком доверившись Ваниному знанию местности и чутью.

Покрутив головой, пошмыгав носом, бывалый Ваня наметил маршрут. Пошли. Мне стало интересно  -  как он ориентируется, солнца не видно, ровная болотина с редкими деревьями, глазу зацепиться не за что.

 -  Вдоль речки пихты повыше, и погуще растут  -  как то неохотно поделился проводник секретом.

Ну что же  -  ему видней. По прошествии небольшого времен наша команда упирается в продолговатое озеро  -  старица судя по всему. Ваня сильно удивился  -  до этого он и не подозревал о ее существовании. Ясно  -  ушли далеко от реки, круто сворачиваем вправо. Я на всякий случай засек направление по компасу. Если по ровному льду, слегка заваленном снегом, цепочка наших следов выглядела идеально прямой, то в дальнейшем картина изменилась. Все попадавшиеся на пути препятствия, кусты, завалы, бочажины Ваня обходил обязательно слева  -  и буквально через пять минут мы сбились с первоначального курса на девяносто градусов влево.

 -  Да что он знает, твой компас! Я здесь родился и вырос! Да я тут все ногами исходил  -  Ваня в праведном возмущении выглядел очень убедительно, но магнитной стрелке я доверял как то больше, «плавали-знаем». Малоопытные напарники молчали, но Ване были склонны доверять больше, уж больно личность колоритная  -  бывалого сразу видно.

 -  Ну как хотите  -  меня с панталыку сбить не так то просто, в своей правоте я был уверен на сто процентов, местность себе представлял  -  я пойду один, а вы, когда через полчасика описав круг, на свои следы наткнетесь, догоните.

 - Что, и волков не боишься!

 - Ты волками пацанов попугай!

Двинулись за мной, Ваня идя замыкающим, все время что то бурчал и ругался, до тех пор пока наша процессия вскоре не уткнулась в искомый плес.

Комментария2
Василич777
Василич777
344
12 марта 2016, 09:30
Поучительная история! Знакомо... +
Хищник123
Хищник123
23063 Новосибирск
13 марта 2016, 15:27
И снова прекрасно, спасибо-)+