«Арктика-Индигирка-2016»
Наверно для бывалых путешественников нельзя найти в России более притягательного места, чем Якутия. Несомненно, бриллиантом которой является северо-восток республики. Край удивительных природных красот, сурового климата, древних артефактов, контраста цивилизации административных центров и полной автономности окраин. Овеянная легендами и подвигами первопроходцев, таящая сумрачный холод жизни каторжан и готовность самопожертвования ради помощи попавшему в беду путнику. Смесь исконно коренных народов, беглых, религиозных миссионеров, государевых людей, романтиков и путешественников.
Вот в эти места и нацелена в этом году ЭГ «Разбушлат».
Экспедиция включает в себя заброску автотранспортом в верховья Индигирки, сплав до Восточно – Сибирского моря, переход в море Лаптевых с радиальным заходом по реке Яна в Нижнеянск, переход до северного порта Тикси, далее до устья Лены и подьем по ней до Якутска.
Планируемый маршрут суров и опасен, даже не проходим для новичка, но за плечами группы серьёзные реки - Алдан, Лена, Юдома…, а значит, есть надежда на успех экспедиции и мы готовы рискнуть.
Индигирка по праву считается уникальной рекой в великолепной северной тройке Яна-Индигирка-Колыма. Начиная свой бег из озера Лабынкыр, где водится, как гласят местные предания некое громадное животное — «Лабынкырский чёрт». По описаниям якутов, это нечто тёмно-серой окраски с огромной пастью. Расстояние между глазами «чёрта» равно ширине плота из десяти брёвен. Если верить легенде, «чёрт» очень агрессивен и опасен, нападает на людей и животных, способен выходить на берег. Вытекая из озера ручеёк постепенно набирает воды и в нём начинают угадываться очертания великой и непредсказуемой реки, коей она становится ниже. Изобилуя перекатами, шиверами, завалами и заломами, разбегаясь на множество проток и вновь собираясь в одну этот верхний участок интересен для сплава на надувных судах с мелкой осадкой – катамаранов, байдарок, рафтов. Нас отличает от таких туристов наличие металлической крупной лодки – Беркут.
Далее Индигирку условно можно разбить на три участка:
- типичная горная северная река, набирающая силу и мощь;
- зажатый в глубоком каньоне 100 километровый участок со сложнейшими порогами 3-4 категории. Скорость течения в котором достигает 4м/сек. Дожди меняют уровень воды на высоту 10 метров в сутки, превращая её в бушующий котел, перемалывающий огромные стволы и двигающий обломки скал. Гигантские водовороты способны поглотить и разбить суда любого типа;
равнинная, тихая и в основном безлюдная. Русло изобилует мелями и косами, местами разбивается на множество рукавов. Протекая по низменной равнине очень извилиста. Ближе к устью Индигирка разбивается три главных рукава (Русское устье, Средний, Колымский), которые образуют дельту площадью 5500 км?. От моря устье Индигирки отделено мелководным баром.
В основе гидронима Индигирка эвенское родовое наименование индигир — «люди рода инди». Длина реки 1726 км, площадь бассейна 360 тыс. км?. На Индигирке расположен северный полюс холода — посёлок Оймякон и город-памятник Зашиверск, вымерший от оспы в XIX веке. По ряду параметров Оймяконская долина — наиболее суровое место на Земле, где проживает постоянное население, а Зашиверск, основанный в 1639 году как зимовье за порогами-шиверами (отсюда название города) в XVII — начале XIX веков являлся местом сбора ясака, крупным торговым и административным центром в бассейне Индигирки, с населением до 500 человек. Перекрёсток водных и сухопутных путей (из Якутска на Колыму). С истреблением пушного зверя пришёл в упадок, после эпидемий оспы к 1880-м годам прекратил существование. Последние исследования грунта свидетельствуют о том, что находиться там не безопасно и споры оспы не погибли за эти века.
Ещё больший интерес представляет село в низовьях реки Индигирки - Русское Устье. По преданиям жителей села, Русское Устье было основано в конце XVI века русскими поморами, выходцами из старых владений Новгорода Великого (предположительно около 1570 года), бежавшими от преследований опричников Ивана Грозного. Однако первое упоминание о селе относится к 1638 году, именно в этом году казацкий отряд под руководством тобольского казака Ивана Реброва открыл морской путь на Индигирку и построил в низовьях реки два острожка. Много великих исследователей бороздили эти просторы. Из самых известных можно назвать Дмитрия Лаптева, Семёна Дежнева, Сергея Обручева и Иван Черский, но до сих пор люди живут своим укладов вдали от цивилизации в нашем сегодняшнем её понимании. Заметим, что даже уникальный материал двух книг, увезенный отбывавшим в 1912 году тут ссылку В. М. Зензиновым — членом ЦК партии эсеров, будущим профессором одного из американских университетов - хоть и сделал Русское Устье известным не только в России, но и в Европе, не смог повлиять на самобытность поселения. От чего интерес к нему только возрос в нашем сознании.
Расположенная по берегам Индигирки природа, целая горная система, которую принято называть хребтом Черского, уникальные кисиляхи (высокие скальные столбы причудливой формы, образованные в результате криогенного выветривания. Камни, торчащие на поверхности плоских гор или из-подо льда со снегом, похожи на человека, откуда и происходит название), впадающие горные ручьи и реки, причудливые изгибы, огромные плоские долины, нетающие в самые жаркие месяцы вечные наледи и многое многое другое делает эту реку поистине подарком для любого путешественника. Растительность представлена тополево-чозениевыми лесами на дне речных долин, редкостойными лиственничными лесами в нижней части склонов хребтов и зарослями кедрового стланика и ольховника, а также каменистыми, лишайниковыми и кустарниковыми тундрами в высокогорье. На вершинах наиболее высоких хребтов — холодные каменистые пустыни. Волшебные рассветы и закаты, скрывающие в тумане бурные воды – это просто кладезь для фотографа или художника.
Индигирка богата рыбой, в устье — промысел ряпушки, чира, муксуна, нельмы, омуля, сига. Также ведется добыча золота и бивня мамонта.
Река хоть и таит множество опасностей, но предыдущий наш опыт путешествий позволяет их нивелировать, чего не скажешь о морском участке пути. Сложность даже на выходе из устья Индигирки – многочисленные бары (мелководье), а уж дальше – АРКТИКА. Северный Морской Путь. Полная автономность. Ветра и штормы. В восточной части моря даже летом сохраняются плавучие многолетние льды. Даже в устьях рек вода соленая и к питью не пригодна. Как ни странно, но именно малые глубины представляют для нас наибольшую опасность – ведь на протяжении десятков километров нет возможности подойти к коренному берегу, а в непогоду это чрезвычайно важно. Широкие полосы песчано-илистой осушки и сильная изрезанность песчаными косами и островками заставляет проявлять крайнюю бдительность при навигации. Зато Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь. К травоядным обитателям тундры относятся: заяц — арктический беляк, лемминг, овцебык и дикий северный олень. Они являются пищей для песца и волка. Полярный медведь также является хищником, он предпочитает охотиться на морских животных со льда, а уж о его любопытстве по отношению к людям, каждый местный житель может рассказать с десяток историй. Для холодных регионов эндемичны многие виды птиц и морских обитателей. Кроме того, в Арктике обитают росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики. Полярным летом в тундре гнездятся миллионы перелётных птиц. В морях Арктики обитают тюлени, моржи, а также несколько видов китообразных: усатые киты, нарвалы, касатки и белухи. Всё это мы надеемся увидеть и отснять для наших зрителей.
Кроме прочего, эта часть пути осложняется ограниченными запасами топлива и питьевой воды, которые мы способны взять на борт. Если найти природные источники воды есть возможность (плавающий лед, например), то за топливом мы вынуждены будем зайти в Нижнеянск и Тикси. Это довольно крупные северные порты, к тому же имеющие авиасообщение, что немаловажно в нашем непредсказуемом путешествии.
Море Лаптевых обладает меньшей соленостью по сравнению с Восточно – Сибирским, но в связи с удалённостью от Атлантического и Тихого океанов, является одним из самых суровых среди арктических морей. Полярная ночь и полярный день длятся около 3 месяцев в году. Снег падает даже летом и чередуется с туманами. Глубины постепенно увеличиваются (наибольшая - 3385 метров) и рельеф береговой линии меняется в сторону её повышения над уровнем моря. Сгонно-нагонные колебания уровня моря значительные — до 2 метров, а в заливах достигают 2,5 метров. В целом, уровень моря повышается при северном ветре и понижается при южном. Вследствие относительно слабых ветров и небольших глубин море Лаптевых относительно спокойно, с волнами обычно в пределах 1 метра. В июле-августе в открытом море могут наблюдаться волны высотой до 4-5 м.
Если боги будут благосклонны, и нам удастся воплотить задуманное, то дальше мы достигнем ещё одного уникального места – дельты реки Лена (общая площадью 45 тыс. км?). Это одна из самых больших речных дельт в мире. Бесчисленные острова, островки, протоки и озёра, низкие, затопляемые во время разлива, беспрестанно меняющие очертания. Только три главные протоки доходят, не прерываясь, до моря: самая западная — Оленёкская, средняя — Трофимовская и восточная — Быковская. Все они судоходны, но наибольшее значение имеет Быковская длиной 130 км, по которой мы и пройдем от бухтыТикси. В дельте Лены находятся Усть-Ленский заповедник и крупнейший российский биосферный резерват Лена-Дельта площадью более 60 тыс. км?. В заповеднике живёт огромное количество водоплавающих птиц, гусей, лебедей, уток, гагар, чаек и других.
В 2014 году, пройдя Лену с самых верховий мы уже были тут, финишировав на острове – Столб. Эта огромная скала высотой 114 метров, вырастает прямо из воды на краю дельты. По легенде, остров был сложен шаманом на могиле дочери, убитой в бою с врагами, дух девушки продолжает обитать в этом месте и время от времени является людям. Путники до сих преподносят Столбу жертвы в виде мелких предметов, монет, спичек, хлеба. На вершине скалы стоит знак и древний гурий, отсюда открывается великолепная панорама на дельту Лены с лабиринтом проток и островов и на устьевой участок Лены.
Лена в своем среднем и нижнем течении - это гигантский водный поток; даже там, где она идёт одним руслом, её ширина местами доходит до 20—30 км. Берега реки суровы и малолюдны. Населённые пункты очень редки. Два главных притока — Алдан и Вилюй. Чем ближе к Якутску, тем заселенность берегов всё более и более возрастает, а наше путешествие заканчивается…
Итак:
В этот раз мы пойдем на таких судах:
1. Металлический Беркут (модель TwinConsole) – пожалуй, лидер в своем классе выпускаемых в России моторных лодок. Его вес, габариты, 90-то сильный двигатель фирмы Golfstream делает невозможным прохождение самого-самого верхнего участка реки. Кроме того ограничение по времени и бюджету экспедиции диктует нам стапелиться в районе пересечения реки с федеральной трассой “Колыма”.
2. Вторым уникальным в своем роде судном у нас будет надувной Ротан – 520. Судно, в котором конструкторам удалось совместить лодку и катамаран, вплотную приблизившись к эффекту экранопланов, т.е. движению на грани двух стихий. Мы оснащаем его 40-ка сильным мотором фирмы Golfstream.
3. Третья лодка, тоже надувная - Гольфстрим-Profi- 560. Это несправедливо недооцененное пользователями серьезное судно. Надежно, маневренно, отлично сбалансировано и продумано до мелочей. Его младшую версию (Golfstream Master MS-430) мы в прошлом году испытали на Юдоме и она не оставила ни тени сомнения в выборе судна. Двигатель - 40-ка сильный мотор фирмы Golfstream.
Из собранного материала обязательно сделаем большой итоговый фильм об этом крае и красивый фотоальбом. Кстати, в сети встречаются видеоматериалы о сплавах по Индигирке, но качественной картинки нам найти так не удалось (не удалось найти и доказательств сплава на металлических лодках). Напишем статьи и отчеты, поделимся информацией и эмоциями… По ходу, если получится технически, то будем вести он-лайн репортаж.
Если есть желающие помочь, поучаствовать в проекте - будем рады даже совету, информации. Ну и конечно Вашему участию!
Мы готовим, считаем, планируем! Давайте с нами!
Наши контакты :
Info@razbushlat.com
best.big@yandex.ru
http://www.razbushlat.com/#!volga-2012/co3z
http://www.razbushlat.com/#!volga-delta-2013/cwgj