Каждый зимний рыбак знает как стучит сердце, когда он видит как прихватывает тонким ледком забереги на городских прудах, а скольких я знаю таких, которые бегают каждое морозное утро на ближайшее озеро и камни с насыпи бросают, проверяя лёд на его прочность. Да, это рыбаки, да непросто рыбаки, а именно зимники, рисковые ребята, ходят по тонкому льду, рискуя потерять жизнь и здоровье, ведь не останавливает их эта опасность, как перелётных птиц тянет инстинкт на юг, так и их на первую рыбалку сезона. Вот и захотелось мне рассказать вам вот такую историю:
Всё началось в ноябрьский четверг. Первым позвонил дядя Коля, вежливо поинтересовался, чем занят Сашка в субботу?
Дядя Коля был закадычным другом Сашке, хоть и был на двадцать четыре года старше, как-то сдружились они, у парня отец погиб когда ему было четыре года, он рос в многодетной семье в сибирской глубинке Алтайского края, вместе с ним у матери осталось на руках шестеро ребятишек, Сашка был предпоследним, мать воспитывала их одна и отцовским вниманием Сашка был обделён, вот может по этому и сдружились молодой восемнадцатилетний парнишка, на тот момент уже студент третьего курса художественного училища и взрослый мужик работавший механизатором на заводе.
- В субботу пар нет, дядь Коль.
Сашка знал зачем звонит дядька, он ещё в понедельник заметил что на лужах встал крепкий ледок, но подыграть в таком спектакле он любил, тем-более дядя Коля всегда заходил из далека.
- А у тебя валенки есть?
Не унимался дядька.
- Есть конечно и валенки есть и тулупчик овчинный и удочки я достал.
Накануне Сашка разговорился с хозяином квартиры у которого снимал комнату, оказалось что тот в прошлом зимний рыбак и барахло рыбацкое уже лет пять в гараже валяется, сам не рыбачит, здоровья нет, а молодому рыбачку, готов отдать безвозмездно.
- Только вот на уху пригласишь обязательно, уж больно я по свеженькой соскучился.
Говорил старый рыбак.
- Едем в шесть тридцать утра, я за тобой заеду, купи завтра мотыля, не забудь.
Какой там забудь. Ведь не для этого Сашка так долго ждал зимней рыбалки, да да именно зимней.
Парень рос смышлёным мальчишкой, рыбачить он начал ещё в шестилетнем возрасте с пацанами на "купалке", купалкой называлась лужа, семнадцать метров в длину, шесть метров в ширину и полтора метра в глубину. Это когда железную дорогу строили, добрый дядя бульдозерист взял и подрезал ближайшую полусухую мочажинку на полтора метра, вот она и набралась ключевой водичкой, ребятишкам там раздолье было, вода за день так прогреется что до темна ребятня плещется, вылазить неохота, иногда Саньку Мамка хворостиной из воды выгоняла.
- Ты посмотри, ведь синий уже весь, я кричу кричу а он ноль внимания.
- Мам, мы же ныряем, мог и не слышать как ты звала.
Оправдывался мальчуган, прыгая вперёд на одной ноге, наклонив голову набок,пытаясь вытрусить воду из уха.
- Вот был бы жив отец, он всыпал бы тебе по тридцать первое число.
После этих слов Сашка больше не оправдывался и не огрызался, он не знал отца, не знал Сашка и что такое тридцать первое число, шёл Сашка под конвоем по остывшему после заката песку шмыгая носом и размышлял:
- Так... Червей я накопал, удочка на чердаке на бане, ещё бы краюху хлеба стырить, для прикорма, ведь у меня в прошлый раз плохо клевало, вон у Серёги Канина даже караси клевали а я всего-лишь гольянов ловил, решено, стырю утром, пока Мамка корову доить будет.
Июньская зорька раньняя. Мать вставала до рассвета и Сашка не слышал как она поднялась, может он устал от вчерашних купаний? Может мать специально не шумела что-бы не разбудить сладко сопящую ребятню?
Проснулся Сашка когда солнце уже показалось из за соснового бора за железной дорогой.
- Проспал. Подумал он. Вскочил мигом, умываться некогда, краюху хлеба за пазуху, старый армейский котелок, банку с червями, удочку и дёру. Перед лужей сбавил ход, подошёл тихо, размотав снасть и закатав штанины, стал аккуратно заходить в воду.
- Проспал?
Донёсся голос с противоположного берега.
- Угу.
Не поднимая головы и выбирая из банки аппетитного червяка, промычал мальчуган.
- А я уже восемь поймал.
Сашка зацепил самого жирного червя, сделал заброс под кувшинку и поднял глаза. Это был Серёга Канин, они дружили с малого детства, Серёгу научил рыбалке его отец, очень много Серёга знал про рыбалку, знал как нумеруются крючки, знал что у лески есть диаметр, про то как прикармливать рыбу знал и удочка у него бамбуковая была. Ещё Серёга рассказывал про то как отец берёт его на зимнюю рыбалку, Сашка слушал и завидовал, так хотелось попробовать, хоть бы посмотреть на этих окуней, не на картинке в журнале рыболов, а по настоящему, в живую. Вот и представилась ему такая возможность.
Ноябрьская зорька поздняя, Сашка поднялся в четыре, не спалось, долго проверял снасти, пытался имитировать игру мормышки на кухонном столе, смотрел как работает самодельный кивок из нипеля, искусно изготовленный старым рыбаком, заварил в термос чаю, собрал рыбацкий скарб и вышел из подъезда. На улице потрескивал морозец. - Градусов тридцать точно есть. Подумал он и закурил.
Дядя Коля не опоздал. В шесть тридцать к подъезду подкатила зелёная пятёрка, в машине оказалось ещё два рыбака, тоже в возрасте, они долго шутили над Сашкой, травили анекдоты про рыбалку, расспрашивали кто таков и откуда, тем самым коротая путь до места рыбалки. Из разговора рыбаков Сашка понял что они едут на искусственный пруд, с множеством коряжников и большим количеством окуня. Его обуревало волнение. Он старался не показывать этого старым рыбакам, улыбался на шутки, отшучивался, но волнение его не покидало. В голове пробегало много мыслей , как он клюнет? Как подсекать? А если крупный? Как вываживать?
Вот такие переживания испытывает рыбак, который выходит на первый в своей жизни подлёдный лов окуня.
К озеру подъехали когда начало светать. Разгрузились быстро. На берегу разгружались ещё две машины, как выяснилось они все знакомые, в общей сложности на лёд в месте с Сашкой вышло двенадцать человек. Рыбаки опытные, знающие пруд потянули сразу к коряжникам, на мелководье. Шагая по льду Сашка то и дело одёргивал себя чтобы не сорваться в галоп, как это часто он делал в детстве, рванут с пацанами на перегонки, что-бы занять лучшее место на озере, а тут нельзя, прочь ребячество.
- Держи дистанцию, видишь лёд как ковёр надувной колышется. Тонкий ещё.
Дядя Коля предостерегал. Сашке показалось что в этот самый момент дядька был очень сосредоточен и строг. Отвечать он ничего не стал. Сбавил ход.
Первыми пробили лунки идущие впереди матёрые рыбаки, они уже достали свои волшебные коробочки и что-то молча и сопя себе под нос колдовали на своих коленках. Сашка сел поодаль от всех, ведь опыта нет и если и будут какие-нибудь неудачи то хоть не увидит никто. Думал он, разматывая свои нехитрые снасти. Поклёвки начались конечно у самых матёрых рыбаков. Вот и дядька ловить начал, а вот у Сашки не клюёт ни как и всё тут. Он и мормышки пробовал менять и место, нет результата. Прорубив очередную лунку и усевшись поудобней, стал горе рыбак наблюдать как ловят другие рыбаки.
- Ты лови давай.
Шутил дядя Коля.
- А то эти хапуги всю рыбу выловят.
Рыбаки подхватили шутку дружным смехом.
- У меня не получается никак.
Оправдывался парень.
- Может я чего делаю не так?
- Да тут дел то нет никаких, берёшь и трясёшь пока голова не отвалиться.
Это шутил пожилой рыбак с длинной и густой бородой, его так и звали: Коля борода. Рыбаки опять на шутку отозвались громким смехом.
- Была не была. Сашка стал трясти удильник что есть мочи , одновременно, медленно, поднимая его в верх. В этот момент он подумал: Как же я увижу поклёвку если так трясти буду? Ответ на этот вопрос не заставил себя ждать, резкий удар в руку Сашка почувствовал сразу, мгновенная подсечка и первый, самый первый Сашкин окунь оказался на льду. Рыбаки перестали шутить, вообще стало очень тихо как будто на озере он был один. - Понимают. - Дают возможность насладиться. Думал рыбачок. Кто его знает? Какие мысли были у Сашки в тот момент? Может он вспоминал как мамка его с прутом выгоняла из купалки? Или вспомнил своего друга детства, Серёгу Канина? Но когда в очередной раз, трясущимися от волнения руками он одевал на крючёк мотыля, в этой тишине послышался слабый звук , похожий на стон, Сашка осмотрел рыбаков, всё тихо вроде. Не предавая значения он не торопясь опустил мормышку с наживкой в лунку и снова стон вроде. Парень насторожился и поднял голову, рыбаки молча колдовали на своих лунках как ни в чём не бывало. Сашка продолжил проводку, как вновь услышал стон но более отчётливей: Хлопцы... Сашка повернул голову туда откуда донёсся крик, щуря от сильного солнечного света глаза, на ледяной глади практически невозможно ничего разглядеть и вдруг опять отчётливо: Хлопцы. У парня вскипела кровь.- Это голова человека. Там на середине озера
- Там человек тонет.
Закричал Сашка. Рыбаки даже не шевельнулись, лишь некоторые украдкой посмотрели в ту сторону где на льду лежала голова человека.
- Дядь Коль, он же утонет.
- А я чем ему помогу? Мать твою за ногу.
Дядька выругался с сожалением.
Парень рванул с места.
- Сашка провалишься.
Кричал рыбак, кроя того матюками.
- Санки мои возьми, у них верёвка длинная хоть.
Схватив ледобур и санки на которых настаивал дядька, он кинулся на помощь. До торчащей головы на льду было около ста пятидесяти метров. За спиной послышался крик дяди Коли:
- Сашка не беги.
Сашка и сам понимал что бежать нельзя, ведь лёд под ногами словно ковер на воде волной впереди его бежит, но как не торопиться ведь человек тонет, а ему ли не знать как тонуть.
Знал Сашка. Знал как чувствует себя тонущий человек когда нет помощи вокруг на километры.
Ему тогда было десять лет. В километре от станционного участка где жила его семья, находилось озеро, название у озера было: Малое Рямовое. Сашка там рыбачил на корчаги. Конечно он не один там рыбачил, свои ставки там ставили ещё рыбаки и лодка там у них была, да и за мальчишкой глянут. Но именно в это дождливое сентябрьское утро на озеро мальчишка пришёл один. Шёл мелкий противный дождь. Но промысел есть промысел, он заранее был готов, оделся потеплее, старенькая ватная телогрейка, военная плащ палатка оставшаяся от отца, и сапоги болотники не по размеру. Он как обычно погрузил в лодку всё необходимое, вычерпав воду старой консервной банкой из под повидло, взял курс на свои снасти. Проверив практически все ловушки, Сашка остановился у одной, осмотрев снасть опытным взглядом, он решил. Как то она стоит неправильно, дай ка я её переставлю. Сашка с усилием попытался выдернуть трёхметровую тычку. - Вроде как за водоросли зацепилась. Подумал он. Дёрнул посильней и по инерции лодка стала кренится на противоположный борт, Сашка потерял равновесие и со всего маху, оттолкнувшись от лодки ногами, спиной упал в воду, лодка стремительно уплывала от него всё дальше и дальше, ещё мгновение и водой наполнились болотные сапоги, намок и ватник и стал словно свинцовый. В этот момент мальчишка хотел закричать от отчаяния, но знал что рядом нет ни души.
Потому и знал он как чувствует себя тонущий человек. Знал.
Только бы успеть, только бы успеть, стучало у Сашки в голове. Вот уже близко, вот уже можно разглядеть черты лица человека который кричал о помощи, он был в отчаянии, это был пожилой, деревенский рыбак, вокруг себя он раздолбал майну примерно метров десять в диаметре, осталось пять метров до него. - Надо лечь и подползти. Подумал Сашка. Только подумал. Лёд словно убежал из под ног. В миг показалось что закружилась голова, как-будто теряешь землю из под ног. В этот момент тело парня пронзили тысячи иголок, жгучая и холодная вода мгновенно проникла под овчинный полушубок, ещё мгновение и Сашке удалось сделать первый вздох. - Спас. Пронеслось в голове. - На помощь позвать? Никто не придёт, к этому же никто не пошёл. Вынырнув ещё раз он ухватился за кромку льда, увидев лицо старика, который безмолвно наблюдал за парнем на которого он несколько секунд назад возлагал надежды как на спасителя, Сашка понял, он его пожалел. -Ничего, Батя. Подумал он. -Выберемся как нибудь. Мысль пришла мгновенно, инструкция, которую ему вдолбили в голову, ещё со школьной скамьи на уроке ОБЖ, если провалился под лёд всегда пробуй выбраться туда откуда ты пришёл. Зацепившись за лёд он выполнил силовой выход, как на турнике, навалился грудью на лёд, но лёд предательски обломился и он опять оказался в воде, он опять сделал рывок но лёд опять не выдержал. - Не смогу. Пронеслось у него в голове. Хотелось заплакать. Ну почему они не идут на помощь?
Ещё рывок. Навалившись грудью на кромку льда, он изловчился закинуть правую ногу на её край, секунда и он покатился как колбаска от майны в сторону откуда пришёл, сделав четыре оборота вокруг себя, Сашка огляделся. С права ещё можно подползти к утопающему рыбаку, взяв в руки бур он медленно стал подползать к краю кромки, старик молча и понимая всю стратегию по его спасению, стал перемещаться на встречу к Сашке, вот рука старика ухватилась за бур, Сашка что есть силы потянул на себя, кисть руки была словно онемевшая, нет, боли он не чувствовал, он только слышал как в пальцах крошится битое стекло. Старик наваливаясь грудью на кромку, обламывал её раз за разом. Сашка отползал и снова пытался вытащить его, но попытки были тщетны. Вдруг, боковым зрением Сашка замечает что с права к ним подходит человек на охотничьих лыжах, ложиться на одну а вторую протягивает старику, старик цепляясь за Сашкин бур и за лыжу охотника, всё-же выбирается из воды.
Теперь назад. Собравшись с силами, Сашка ползёт назад, ещё метров десять, ноги и руки не слушаются, встав в полный рост он побрёл к берегу, думать он не мог, неочем было, тело парня бил сильный озноб, он пытался с ним справиться но не мог. -Тяжело идти, но идти надо. Говорил себе Сашка.
Когда Сашка вышел на берег, его обступили рыбаки, они стали его раздевать, прям на улице, встретили по хозяйски, посадили в разогретую машину, промокшую одежду положили сушить на двигатель под капот, мужики снимали с себя кто что смог: Cвитер, штаны, носки, всё для Сашки.
-Ты у нас теперь МЧСовец будешь, мы теперь тебя на все рыбалки брать будем, ты ведь в беде никогда не бросишь. Толи шутили рыбаки, а может и жалели они Сашку? Но Сашке было не до этого. Борясь с жуткой дрожью, он улыбался в ответ на слова суетившихся рыбаков и бормотал себе под нос: Успел, успел, успел...