Якутская эпопея , послесловие ...
Сейчас, спустя месяцы после выхода с маршрута, мы понимаем , что с нами было. Осознаем , на сколько это был тяжелый маршрут, сколько мы наделали ошибок и в чем были наши просчеты и достижения.
На фоне всех погодных и технических катаклизмов самое главное – наша команда закалилась и притерлась. Мы шли без регистраций и даже на участок сплава без средств связи – это обязывало всех к максимальной собранности и мобилизации.
Основной ошибкой нашей был заход в тайгу (в горную часть ) на одном вездеходе Урал. Не ходят по одному в этих местах , всегда один второго вытаскивает.
Ну и конечно вальяжное расточительство временем, отведенным природой.
После постановки группой заброски нас на стапель на воду в истоках р.Юдомы мы задержались всего на день на старте , да и вообще не спешили на заброске. Ребята ушли в обратный путь с тревожным чувством. Назад, по своим зарубкам на деревьях , по ягелю примятому, по трафику навигатора, но природа оказалась сильнее.
1. Урал в тайге лезет
В первую же ночь пошел дождь, просто ливень.
В Якутии почвы не впитывают воду, вечная мерзлота образует так называемую «линзу», и вода вся собирается с долин по ручейкам в реку, поток, лавину за считанные часы. Группа заброски шла без остановки сутки по перевалам Верхоянья.
Прошли страшную реку Сетанья , каньоны которой в некоторых местах шириной в 3-5 метров в горной породе. Высота каньона до 20 метров. Если бы там застала волна наводнения – это гибель. Но они прошли, успели. Высадили нашего друга-охотника перед рекой Тыры в свои угодья, Анатолий был нашим хорошим проводником всю неделю. И вот она уже – последняя речка – Тыры. До трассы Колыма всего каких-то 95км , просто до дороги 35км. Осталось пройти по долине реки 30км.
И вот судьба : дождь не переставал третий день и пришла она, большая вода.
Как называют ее местные «черная вода». Ребята решили переждать день.
Отъехав буквально 3 км ,встали на большом острове в долине реки. Дождь не прекращался, всю долину затянуло черно-серым смогом. Ждали второй день, а вода начала подъем волновой – по 10см в час.
2. разлива Тыров
И тут открылась новая проблема – один из участников группы, случайно попавший на заброску (Андрей, приятель нашего водителя) болен диабетом и колит инсулин все это время. Он рассчитывал на поход в 5-6 дней и взял инсулина на 12 дней. Инсулина осталось у него на 2! дня.
Ждать было нельзя больше. Остров заливало. Андрей сдает. Нервы на пределе.
И ребята решили идти. Конечно без нас, без проводников ,набивших глаз, руку, ноги за недельный переход это было обречено. И только тронувшись, на первом перекате переходе , не проехав и 100 метров они нырнули .
3. Урал под водой
Многотонную машину сбило течение с мелкого брода (70-90см) на яму…
Тут повезло им – машину поставило кабиной против течения – не перевернуло. Ребята вылезли на крышу быстро из окон. Благо была резиновая лодка двухместка.
Накачали прямо на крыше кунга , и первый пошел , к ближнему берегу…
Все получилось, вышел на берег . Остальные трое ждали как зайцы Мазая.
Бросили веревку и перетаскивали остальных. Отойдя от шока , осмотрелись, посчитали потери. Точнее собрали все , что осталось. А осталось не много : карабин унесло, вещей нет, еды на день (ведь оставалось то всего 35км до дороги…).
Осталось ружье , но патроны унесло. Вещи кое какие набрали. Все мокрые , испуганные , но уверенные решили идти пешком. Но самое страшное в этом моменте было то , что они по воле случая вылезли на коренной берег – скальник. Это горная порода, которая идет вдоль реки постоянным забором с перепадами высот в 30-50 метров скальных пород. И они пошли, под непрекращающимся дождем . Благо взяли с собой наловленную и посоленную рыбу – мальму. Ею и питались. Шли , точнее продирались по непроходимой тайге , горам, по разлившимся ручьям и болотам два дня. Прошли 6 км за это время. Андрею стало совсем плохо, спутниковый телефон умер еще три дня назад, ливень мочит уже 4-й день – ситуация патовая. Но надо идти. Продукты кончились на третий день. Ребята держались и лезли. И как обычно постоянно соседствовали с мишкой, олени бегали и волки выли.
Мы (основная группа) шли по маршруту под этим же ливнем с не меньшими приключениями и проблемами, но чувствовали проблемы наших ребят.
4. Фото сплава нашего
Поток бешенной реки из сплошного завала:
Так же чувствовали наши родственники, ждавшие машину обратно еще 3 дня назад, на Севере это работает четко. Родственники подняли всех и все в воздух. И решили искать ребят. МЧС выделил вертолет. Но вот проблема – сплошная пелена и вода.
Но есть на Северах еще профи – задача была подлететь под пелену облачности над рекой Тыры , а это высота 150-200м в горной ситуации. Все понимали , что от реки группа не отойдет. И они нашли их, на последнем издыхании на четвертый день, как в кино. В состоянии шока и на исходе сил. Далее все просто: вертушка, эвакуация , аэропорт Маган , дом .
Вот и все – цена вальяжности могла быть очень дорогой.
Но они выстояли , и более того мы достали свой Урал со дна реки.
Дождавшись падения реки ( а это случилось спустя месяц), взяв второй Урал, ребята пошли на поиски своего «Боливара». И нашли :
5. Фото Урала после потопа .
День откапывали – камни и песок были везде, в кабине в двигателе. День тащили по тайге , но притащили домой. Конечно мы его восстановим и сделаем еще лучше.
И пойдем опять в манящую даль походов!
Мы готовим следующую экспедицию : «Индигирка-2016» , мы опять взайдем на Верхоянский хребет и спустимся на лодках моторных Беркут,Ротан и Гольфстрим по Индигирке до Восточно-Сибирского моря,посетим полюс холода – Оймякон, пройдем по морю в р.Яну (как позволит обстановка) , пройдем через Тикси в реку Лена и вернемся в Якутск.
Всего маршрут более 7000км, водный участок 5000км, морской участок 1270км.
Пока еще на мотолодках данный маршрут не проходил никто.
Это будет самое серьезное испытание и нам ,и лодкам ,и моторам…
Фильм итоговый наш :
Есть время+средства+желание+цели = есть результаты и достижения... как показывает практика - несколько отличимые от задуманного )))
сам я был организатором подобных походов в 1977-1980 на БАМе на реке Амгунь, правда без такой серьезной экипировки и даже без оружия (хотя мишки и волки были рядом)... ходил сплавом и рыбачили - в качестве плавсредств были связанные между собой надутые автокамеры от дорожной техники скреперов... попадали в подобные очень серьезные ситуации - но выжили! видимо есть хранитель! )))
эх - все никак не соберусь написать новеллы о тех временах! :(
Есть время+средства+желание+цели = есть результаты и достижения... как показывает практика - несколько отличимые от задуманного )))
сам я был организатором подобных походов в 1977-1980 на БАМе на реке Амгунь, правда без такой серьезной экипировки и даже без оружия (хотя мишки и волки были рядом)... ходил сплавом и рыбачили - в качестве плавсредств были связанные между собой надутые автокамеры от дорожной техники скреперов... попадали в подобные очень серьезные ситуации - но выжили! видимо есть хранитель! )))
эх - все никак не соберусь написать новеллы о тех временах! :(
конечно возможны засады с штормами . Главное не попасть на больших переходах в него .
Килемяр ходили?
http://www.youtube.com/watch?v=Al0QJyZ7cEA
Вытащил нас он из ....
Кто не был - тот будет ! ( ели настоящий рыбак)