Своим первым Зилликом я обзавелся в далеком 2008 году, с тех пор через мои руки прошло большое количество других мультов, но если бы я оставил бы только один мульт, то это был бы именно он. Чем же он так заслужил мое доверие.
Зиллион у меня изначально был в базовой для американского рынка версии 100HLA и имеет следующие характеристики:
Передаточное отношение главной пары: 6.3:1
Намотка лески в расчете на один оборот ручки: 71см
Вес: 245гр
Емкость шпули: моно 0.360mm-100м
Количество подшипников: 6
Рассмотрим конструкцию катушки. Рама и боковая крышка у Зиллика сделана из дюраля, а также байонет, в котором крепится опорный подшипник шпули и тормозная система.
По сути, силовая конструкция корпуса полностью метал, это одна из первых предпосылок к высокой устойчивости к серьезным нагрузкам и высокой точности изготовления катушки. Зачастую низкопрофильные мультипликаторы имеют ключевые элементы силовой конструкции изготовленные из пластика, поэтому справедливо их считают слабее мультипликаторов-бочек, которые в основном имеют металлический корпус. В случае Зиллиона это не так.
Пластиковая только декоративная крышечка со стороны магнитного тормоза, она не несет никаких нагрузок. И в то, что эта крышка из пластика, есть большой плюс при рыбалке в холодную погоду, гораздо комфортнее контактировать рукой с пластиком, чем с холодным металлом. Отмечу еще достаточно, крепкую покраску катушки, бодрый внешний вид сохраняется гораздо дольше, чем на многих современных дайвовских мультах.
Теперь перейдем к главной паре. Она достаточно мощная, вот для примера сравнение с парой классической бочки для тяжелых весов и джеркинга Абу Гарсиа Амбассадор 5601С4.
Пара Зиллиона слева, а Амбассадора справа. Интересно отметить, что у Зиллиона пара мощнее, чем у Амассадора которого применяют для джерков до 150гр. Если брать в расчет более современные катушки, такие как Риога 2020 или Z2020, то у них пара мощнее. Но если пара Риоги под нагрузками живет очень долго, то про Z2020 я такого не скажу, мягкий ход у неё пропадает быстрее, чем у Зилла.
Плавность хода у нового Зиллика просто отменная.
Внутренние механизмы и приводы сделаны на Зиллике с большим запасом прочности, все ключевые детали сделаны стальными или дюралевыми. Пожалуй, отмечу, что обе шестерни привода бесконечника сделаны из латуни и дюраля, а также металлический механизм распускания шпули. Если сравнить с более свежими дайвовскими мультами (Риога, Z2020, Татутла, Зиллион TW), то у них эти места сделаны гораздо менее надежно, например шестерни привода бесконечника пластик.
В версии 100HLA стоит 6 подшипников, 2 на валу ведущей шестерни, 2 на ведомой, 2 в опорах шпули. Впоследствии, установкой карбоновой ручки с кнобами на подшипниках и заменой пластиковой втулки на бесконечнике на подшипник, я довел число подшипников в своей катушке до 11шт.
Недостаток в механизме Зила я нашел только один, это осевой люфт ручки. Хотя он и многих других мультах присутствует. Легко лечится установкой дополнительной шайбы, в место крепления вала ведущей шестерни.
Отдельно отмечу глазок лесоукладывателя, пожалуй, это лучшее что я видел для рыбалки по холоду, он большой и легко чистится ото льда.
Теперь поговорим о тормозной системе. На большинстве Зилликов стоит нелинейный магнитный тормоз Magforce Z. На шпуле стоит подвижный индуктор, который выталкивается под действием центробежной силы двумя грузиками в зазор между магнитными кольцами. Такая конструкция предназначена для более комфортной работы с парусящими приманками. Важным плюсом магнитных тормозных систем является безпроблемная работа в дождь и в сырых условиях. С центробежной системой сталкивался с заметным падением дальности заброса, когда вода попадала на тормозное зеркало. С родной шпулей заброс вполне нормальный, на уровне снасти с безинерционкой, но не более того. Если хочется большего, то нужно заниматься тюнингом.
Комфортный низ у 100HLA по приманкам я бы определил от 7гр. Верх чтобы максимально долго сохранять плавный ход до 40гр, хотя иногда возможно и 50-60гр.
Вариантов у Zillion было очень много, базовый TD-Zillion 100HLA для американского рынка самый простой и дешевый вариант. Хотя сделан он, как и все Зиллики в Японии.
Передаточные отношения главной пары были доступны 4.9:1, 6.3:1, 7.1:1. 4.9:1 – создавался под упористые кренки, имеет самую силовую пару из Зилов, в наших условиях подходит для джига в случаях, где не требуется высокая скорость подмотки, ну и под кренки конечно. 6.3:1 – это универсальная катушка. 7.1:1 – чуть хуже силовые характеристики, но более высокая скорость подмотки лучше подходит для твича и джига с резким отрывом приманки.
Для прибрежной рыбалки производился TD Zillion Coastal с передаточным отношением 7.3:1,
это тот же Зиллик под американский рынок, но скоростной парой и в серебристо-голубой отделке.
Базовые варианты для японского рынка имеют более легкую ручку со съемными пластиковыми кнобами, прорези на ведомой шестерне для пина четырехзаходные, а не двухзаходные как на версии для американского рынка и небольшие отличия в декоре.
Кроме того для японского рынка выпускались и другие модификации Зиллиона.
Daiwa TD-Zillion Hyper Long Cast предназначена для дальнего заброса компактных приманок.
Главное отличие это облегченная шпуля HLC c укороченным индуктором и более жесткой возвратной пружиной . Лютая катушка для дальнего заброса, работает с приманками от 14гр. Парусящие приманки не любит. Кроме шпули, на Зиллике HLC стоит карбоновая ручка, кнобы под пробку, вал ведущей шестерни из легкосплава, а не стальной, другой декор. 7 подшипников.
Daiwa TD-Zillion PE special 6.3 по замыслу японских инженеров предназначен для работы с ПЕ шнурами. Имеет самую серьезную по материалам пару среди Зиллионов, ведущая шестерня изготовлена из бронзы, ведомая стальная.
Скоростной привод лесоукладывателя с более перекрестной намоткой чтобы меньше шнур между витков врезался. По факту и у обычного Зилла нет проблем с шнурами 15-20лб. Шпуля более легкая и менее лесоемкая чем у базового варианта. Магнитные тормоза линейные, индуктор фиксированный. 11 подшипников, дополнительные подшипники стоят в кнобах -4шт и один на бесконечнике.
Daiwa TD-Zillion PE special 7.9 также предназначен для работы с ПЕ шнурами.
Скоростной лесоукладыватель, пара обычная, ведущая и ведомая шестерни из бронзы, облегченная шпуля с подвижным индуктором (Magforce Z), но с настройками для работы со шнурами. Фрикционный пакет тормоза с карбоновыми пластинами. 11 подшипников. Ручка 100мм с кнобами из EVA.
Daiwa TD-Zillion J Dream – ограниченная серия для японского рынка, выпускалась с передаточными отношениями 5.3:1, 6.3:1 и 7.9:1.
Основные отличия это модернизированная более легкая шпуля с измененными настройками магнитного тормоза. Фрикционный пакет тормоза с карбоновыми пластинами. Звездочка фрикциона как на Риогах, Z2020, модернизированный под неё вал ведущей шестерни. Новая легкая алюминиевая ручка с выборкой лишнего метала, которая по весу приближается к карбоновой. 10 подшипников.
Кроме того выпускались ограниченные серии посвященные 50-летию бизнеса Дайвы со скоростной парой 7.3:1 - для Японии черная с гибридной карбоновой ручкой, для США красная с обычной ручкой и только праворукая.
К 50-летию Кабеласа был выпушен Zillion CB, по сути это обычный Зиллион с увеличенным количеством подшипников и окрашенный в зеленый цвет.
Был доступен только в праворуком варианте.
На рынке США был доступен Zillion Type R, передаточное отношение главной пары - 7.3:1, карбоновая ручка, 11 подшипников, Звездочка фрикциона как на Риогах.
Кроме того выпускались тюнинг версии от Мегабасс IP68 и IP79 и Deps.
У Зиллика огромные возможности для тюнинга, его рабочие характеристики можно очень сильно улучшить. Поскольку производителей тюнинга очень много, а также можно ставить запчасти от разных модификаций катушки, я рассмотрю наиболее распространые варианты.
Первое что можно улучшить это шпулю.
Тюнинговым подразделение Daiwa I’ze Factory выпускались шпули HLC и PE Long Cast Special.
Облегченная шпуля HLC в целом аналогична шпуле, которая ставилась на Zillion HLC. Но дополнительно имеет перфорацию дна. Её предназначение дальний заброс компактных приманок от 14гр.
Шпуля РЕ special также легкая, но более мелкая, чем базовая или HLC. Настройка индуктора позволяет работать с парусящими приманками от 5 гр весом.
Шпульные подшипники можно заменить на гибридные металлокерамические, например ZPI, bocabearings c классом точности ABEC7. Это даст небольшой прирост дальности заброса порядка нескольких метров и лучший старт с легкими весами.
Далее ручка, стоковый Зилл для американского рынка имеет очень тяжелую ручку, заменив которую на карбоновую можно выиграть в весе, и что более важно, уменьшить инерцию ручки и избежать проворота (это актуально для тех, кто умеет ну очень сильно резко кидать с мультипликаторной снастью).
Вариантов карбоновых ручек много от дорогих японских Daiwa RCS, ZPI и тому подобных, до китайских с алиэкспресса с очень приемлемой ценой – Diy.
Причем по качеству китайские ручки ничем не хуже японских.
Для остальных модификаций Зиллиона замена ручки не имеет большого смысла, кроме эстетического, поскольку ручки на версиях под японский рынок достаточно легкие и выигрыш по весу при установке карбона будет мизерный.
Выбор кнобов очень большой, пластиковые разных цветов, под пробку, карбоновые, алюминиевые, титановые, из ценных пород дерева, из EVA.
На многих мультах прежних поколений не было трещотки фрикциона, на Зиллике в том числе. Но и это можно исправить, есть тюнинг-пакет от Олега dr.trout (подробнее можно почитать в форуме) и при потяжках шнура у Зиллика с таким пакетом фрикцион трещит. Кроме того с трещоткой идет набор карбоновых шайб фрикционного пакета, что улучшает плавность работы фрикциона. В принципе, если не ставить трещотку, базовому Зиллику плавность работы фрикциона можно улучшить карбоновыми шайбами от Carbontex.
Из возможных вариантов тюнинга которые я проходил, но вернулся к изначальной версии, отмечу главную пару от версии Zillion PE special 6.3, пара бронза по стали очень долговечная, выдерживает большие нагрузки, но довольно жестко работает. В итоге я предпочел мягкую работу родной пары. Также устанавливал бесконечник с приводной шестеренкой от PE special 6.3, тоже никаких преимуществ не заметил на тех шнурах с которыми я ловлю 15-20лб. Появились лишь горбы по краям на HLC шпуле. В итоге вернул родной бесконечник.
В общем Зиллион показал себя как очень надежная долговечная катушка, за это время использования я бы поменял уже не одну мясорубку.
Со шпулей HLC еще и очень дальнобойная, самый дальний бросок с него и палки Авид 2.59м 10.5-28гр шнуром Sufix Performance Braid 20lb поролонки с грузиком 20гр был 96м. С близкого комплекта с безинерционкой я кидал метров на 70 такую приманку. По сравнению с последующими поколениям мультипликаторных катушек технические решения и материалы заложенные в Зиллион дают большую надежность. Запчасти относительно недорогие и их можно без проблем купить в японских магазинах, которые занимаются продажей запчастей к катушкам. К сожалению, Zillion был некоторое время назад снят с производства, ему на смену пришел Zillion TW, который по своему уровню изготовления, материалам, сборке не японской, а тайландской, стоит на несколько ступенек ниже. Теперь нового Зиллика купить сложно. Хотя на аукционах продается много катушек в отличном состоянии.
Но, видимо, Дайва учла недовольство снятием Зиллика с производства и для американского рынка анонсирована катушка Daiwa SV103, в хорошо угадывается старый добрый Зиллион, но с новой 103-й шпулей SV.
С уважением, Гусев Дмитрий.
Еще бы о Shimano CURADO 301 E что то подобное за зиму от вас услышать, я да и многие другие любители,были бы счастливы+)
Какова роль материала шестиренок привода глазка л.у в надежности механизма?
Паша, про Z2020 я возможно напишу, пока не знаю будет это отзыв или статья.
Дим, у меня есть несколько вопросов можно с вами списаться, моя почта andrganus@mail.ru