Почему судак не клюёт

kvs
kvs
2294 Анапа
22 сентября 2015, 15:41

Для комментария слишком пространно, решил отдельным текстом

Если соотнести два параметра его деятельности - питание и клёв, можно кое в чём разобраться.

Питается и не клюёт. Возможно такое? Запросто. Это во время боя. Ему нужно подобрать то, что имитирует его объект питания. В данном случае питание часто селетивное (то есть, выборочное), поэтому судак всё остальное игнорирует. Это, кстати, и для хариуса, и для форели характерно. Поэтому, если мы ему подкинем что-либо из серии "ему что никинь" (женские часики на ремешке), мы, скорее всего "промажем" и будем думать, что он не клюёт. А он клюёт, только не на всё.

 

Вероятно, что селективное питание может быть причиной "бесклёвья" и не только во время боя. Меня поразила селективность питания судака в озере Висиярве. Там, в разных местах, путём мелкоячеистого траления изымали рыбу, считали какой сколько и смотрели, чем питается судак. Поразила абсолютная специализация: часть судаков ела исключительно корюшку, часть - исключительно окуня и т.д. И там, где процент окуня доходил до 30 (без малого треть всей рыбы), доля судаков, набивающих брюхо окунем, достигала 90%. Чисто логически: в этих местах воблера надо кидать под окуня. Хотя, это только предположение, там не был, не рыбачил.

На бровках утром и вечером. Попасть в ситуацию бесклёвья можно, там, где судака просто нет. Он пришёл на бровку покушать. А на бровке относительное мелководье, богатое всякой живностью, поэтому его ожидания добычи абсолютно неконкретны. Вот тут ему по барабану. И нам хорошо, потому как работает "ему что никинь". Есть лишь одно но. "Заезженные" приманки, на которые поначалу судака ловили прекрасно, уже не дадут рекордного улова. Тут лучше что-нибудь удивительное, ему неизвестное.

День. Судак поел и свалил в тень, где поглубже, и вообще не питается. Казалось бы, клёва не жди, однако, достав его при помощи плавсредства, мы можем ловить весь день. Не питается, но, видимо, не против цапнуть нечто удивительное (опять же, "ему что ни кинь"). К сожалению, бывает, что не клюёт. А на другой точке клюёт, да и на этой можно дождаться "выхода". Можно и сыдиотничать. Я как-то в бесклёвье на Оби отменно половил с лодки судака и окуня на поппер (!). Просто, от нечего делать решил на фонтанчики посмотреть. У джигитов - по нулям. Конечно, можно и магией по нему ударить. Но не владею. А вот что лежит в основе "клюёт - не клюёт" в течение дня, я не понимаю.

Может, кто подскажет, а то и, впраду, помру и не узнаю.

 

Комментарий21
Михалыч
Михалыч
1593 Новосибирск
22 сентября 2015, 18:04
В продолжение дня судак после сытного завтрака часто поднимается на 1-1.5 м ото дна типа "на променад". Особенно любит это дело, когда солнышко пригревает. При этом на стандартного размера приманки совершенно не реагирует. Однако на всякую "перхоть" размером не более 3-см исправно клюет. Причем клюет не в переносном смысле, а в самом прямом, т.е. никакого "тук" в руку - просто кончик чуть шевельнется. Причем так клюет нормальный клыкастик от кила. Для себя я это стал называть - судачок вышел "на десерт" :)
kvs
kvs
2294 Анапа
22 сентября 2015, 18:48
Михалыч... как рад...
Ну, а за инфу отдельное спасибо! Про термоклин знаю, а про променад - впервые.
Хотя, зимой... нередко подобное случалось (опять же, вспоминаются не "глухозимние", а яркие дни марта и апреля).
Михалыч
Михалыч
1593 Новосибирск
22 сентября 2015, 20:15
Нифигасе - ты в Анапе? Я думал - просто в в философа плавно перетёк... :)
vpticin
vpticin
2118 Тюмень
22 сентября 2015, 20:39
К великому огорчению рыбаков, хищные рыбы питаются далеко не каждый день. Поэтому дни активного клёва (жора) неизбежно чередуются с днями бесклёвья, даже при наличии самых изошрённых имитаторов объектов питания.
kvs
kvs
2294 Анапа
22 сентября 2015, 20:48
Михалыч,
Дык уж 5 лет... и маман перевёз (ей 91). Я же по роду деятельности весь Союз объездил, так вот сухие субтропики Анапы, даже в отличие от влажных Сочи, по моему внению как врача, учёного, иммуногола - лучшее место (физиологически) для жизни человека в России. А к старости проблемы со здоровьем пошли (Сибирь здоровье кушает, ссылка, как никак). Ну и, бросив всё переехали. Ни капельки не жалею. Сестра, узнав, переехала через 2 месяца. Представь: сейчас вода в море 23 градуса!
kvs
kvs
2294 Анапа
22 сентября 2015, 20:58
vpticin,
Вот это тоже крайне интересно. Я то думал, сегодня один (или местное "стадо") питается, завтра другой (ли другое "стадо"), и, значит, надо искать (или знать). А есть ли какие признаки, что хищники завтра будут хищнищать, а послезавтра - нет? Или это, типа, от аппетита?
Судя по давным-давношным батуринским рыбалкам (ещё на малька), судаки, окуни и стерлядки (осетры - отдельная тема), ловились ежедневно. Как и в Караканском заливе (тоже давно, на малька ещё): щука - днём, судак - ночью, окунь - утром и вечером КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Алексей62
Алексей62
7691
22 сентября 2015, 21:30
kvs, а у тебя в субтропиках судак есть в досягаемости?
kvs
kvs
2294 Анапа
22 сентября 2015, 22:08
Полно, только мелкий, в основном (Кубань, крупные оросительные каналы, их тут такая сеть, не ожидал). Народ "придуряется" по степнякам (степные реки), но для меня это далеко... Ну и места не сдают, что только сам нашёл...
Крупняк продают с Азовского моря. Но как там его ловить, ума не приложу. Ветра, шторма, ... В продаже весь сетевой.
vpticin
vpticin
2118 Тюмень
22 сентября 2015, 22:14
kvs
То что судак ловится ежедневно (не у всех рыбаков) вовсе не означает, что каждый конкретный судак питается ежедневно. Каждый день питается только форель, которую выращивают в садках. Поэтому она и растёт не в пример судаку - гораздо быстрее.
kvs
kvs
2294 Анапа
22 сентября 2015, 22:39
vpticin,
Я и написал: "Я то думал, сегодня один (или местное "стадо") питается, завтра другой (ли другое "стадо")..."
Я это понимаю, а спрашиваю, как ихтиолога, есть ли какие признаки, что ВСЕ хищники завтра (послезавтра) откажутся от пищи (беспросветное бесклёвье будет)...
vpticin
vpticin
2118 Тюмень
23 сентября 2015, 10:09
Свои мысли по поводу клёва и бесклёвья я излагал здесь ранее (5 и 19 января 2010 г.). А у хищника, к сожалению, ничего не спросишь. Хотя рыбоводы знают, что и у форели в отдельные дни интенсивность питания резко снижается.
Михалыч
Михалыч
1593 Новосибирск
23 сентября 2015, 10:39
kvs,
Точно знаю, что ровно за сутки до холодного фронта судак начинает жрать, соответсвенно хапать все приманки. Заканчивается жор ровно за 10 часов до фронта.
Но вообще, питание судака (да и любой рыбы) и клев его на приманки - все-таки не одно и тоже. Судак любопытный, а рук нет, чтобы схватить и посмотреть... :). Вот зубами и пользуется...
kvs
kvs
2294 Анапа
23 сентября 2015, 11:41
vpticin, Михалыч,
Да. Но мне больше интересно то, что "К сожалению, бывает, что не клюёт. А на другой точке клюёт, да и на этой можно дождаться "выхода". То есть, в течение дня, во-первых, в разных участках водоёма рыба может вести себя по-разному (клюёт - не клюёт). И в одном месте может клевать, не клевать, или клевать "выходами". Всё это в течение дня. Что участвует в переключении "клюю - не клюю"? И способны ли мы СОЗНАТЕЛЬНО, а не случайным образом переключать рыбу из состояния "не клюёт" в состояние "клюёт"?
Михалыч
Михалыч
1593 Новосибирск
23 сентября 2015, 12:57
kvs,
Да можно. Это называется - вызвать пищевой психоз. Правда, это возможно только тогда, когда наличествует стая. По окуню и бели это проще. Надо заставить поинтересоваться приманкой хотя бы одну рыбу, далее процесс идет лавинообразно. Я это изучал на чебаке. Ситуация: день, жара, рып фланирует поверхуу, пофиг ему все насадки. Тем более обычный белый хлеб, который я по масенькой щепотке бросаю в стаю. никакого внимания поначалу. Потом одна рыбка потормошила кусочек.... за ней вторая... ну и так далее. В итоге образовался бурлящий котел, где за каждый кусочек хлеба шла жестокая драка.
То есть для стаи можно подобрать какой-то раздражитель. Для пассивных одиночек, по-моему дохлый номер...
kvs
kvs
2294 Анапа
23 сентября 2015, 13:50
Михалыч,
Да, интересно даже понаблюдать (мне братец аналогичное действо на форели показывал). Про окуня слыхал, типа "организовать котёл", подкормив чаек. Вот про судака не встречал. Эх...
Как-то нашли свал со ступенькой и рыбой. Первый заброс - поклёвка, сход. И всё. А уже время поджимает, дальше не пошли. Кидали, кидали... и вдруг клёв! Случайность, вроде. А, может быть, типа, "задолбали" и спровоцировали таки этот самый пищевой психоз. Может и правда надо не перемещаться быстренько с таких мест, а понастойчивее "долбить"?
Михалыч
Михалыч
1593 Новосибирск
23 сентября 2015, 15:11
kvs, Еще есть фишка у судака - если он настроен хватать "в лоб", то " в догон" не будет. Это значит, что клев зависит от того, тащишь на бровку или с бровки.
kvs
kvs
2294 Анапа
23 сентября 2015, 17:12
Михалыч,
Блин, всегда, если с лодки, пытался тащить с мели на глубину. А зря!
Василич777
Василич777
344
23 сентября 2015, 17:30
kvs, ещё интересно, что зимой, при сходе окуня, клёв прекращается надолго. Раньше считал, что окунь разбегается,
теперь эхолот или камера показывает- рыба стоит там же, но совершенно не реагирует на все приманки и ухищрения
рыболова, а вот с судаком такого не наблюдается.
kvs
kvs
2294 Анапа
23 сентября 2015, 20:36
Василич777,
Да уж, а кто-нибудь видел, как ведёт себя сорвавшийся окунь (удирает, цепенеет, ещё как)?
(Но не как в анекдоте про двух блондинок:
Одна подсекла судака, тянет, тянет, только морда в лунке появилась - сход.
Она: "Сошёл!"
Другая: "И утонул").
kvs
kvs
2294 Анапа
24 сентября 2015, 21:15
Михалыч,
Ещё одну вещь вспомнил: сидим на море иногда поклёвывает, но только под лодкой. Меняю груз с 18 на 14 (точно веса не помню, может, с 18 на 16), и поклёвки - на протяжении всей проводки. Конечно, тонет долго (катушку секунд 20 - 30 открытой держу), действо гораздо медленнее, зато эффективно. Скорость погружения?
А как-то сидели бес толку, подъехал мужик, выдернул двух, и уехал (я посчитал, там пауза между подмотками менее 1 секунды).
Опять же, скорость погружения, но в другую сторону?
Михалыч
Михалыч
1593 Новосибирск
25 сентября 2015, 12:20
kvs,
Агрессивный судак положительно реагирует на удар большим грузом о дно, а пассивный (а также трофейный) - отрицательно. Осенью гораздо лучше судак реагирует на вертикальную составляющую проводки, отсюда и поклевы под лодкой. Это время, когда подергушники часто облавливают спиннингистов.
Сама по себе скорость погружения не особо влияет (если только не вполводы ловишь). При открытой дужке перехлесты чаще, поэтому лучше ставить не чебураху, а джиг-головку.