" Ломать - не строить " (Не все так славно в Датском королевстве).
----------------------------------------------
Всего немного времени прошло с тех пор, всего 15 лет, когда могущественная организация под названием "РЖД" уничтожила единственную железную дорогу, соединяющую Транссиб с севером Новосибирской области, с Колыванским районом.
Дорога эта начиналась на станции Кокошино, что за Чулымом, а заканчивалась в Пихтовке.
Фрагмент карты 80 - ых годов.
Начали строить её в 1929 году. Стране нужен был лес, и строили железку, чтобы вывозить его с лесоразработок севера Колыванского района. Начинали строить её комсомольцы, но в начале 30 - годов контингент лесорубов поменялся, и стройка стала частью ГУЛАГа. Маховик репрессий начал поставлять на лесоповал зэков. Можно сказать, что замешано там было на поте с кровью. Протяжённость дороги ( до Пихтовки ) была 179 км. Были сделаны два прекрасных моста в Мальчихе и Пихтовке ( через Баксу ). От Пихтовки в тайгу были были проведены лесовозные узкоколейки. Во время войны дорога внесла большой вклад в Победу. Ведь именно из тех берёзовых лесов были сделаны тысячи прикладов винтовок и автоматов - лес прямиком по жел. дороге шёл в Ижевск и Тулу, на оружейные заводы. Также лес направлялся на шахты Кузбасса.
Вдоль дороги возникло 30 поселений. Дорога стала в прямом смысле слова источником жизни для десятков окрестных деревень. Старожилы еще помнят многолюдные сельские ярмарки в селе Пенёк, ныне обезлюдевшем.
В 1993 году при губернаторе Индинке закрыли участок дороги Пенёк - Пихтовка, а в 1997 г. губернатор Муха с подачи руководства "РЖД" закрыл полностью железную дорогу. К 2000 году все рельсы повырывали и увезли. Три тысячи местных жителей потеряли работу и дорогу на Большую землю. Край обезлюдел. Молодёжь разбежалась, остались в основном одни старики умирать. Насыпь с каждым годом всё более зарастает молодым лесом, а на месте некоторых поселений только заросли конопли в рост человека.
( Снимки с Интернета )
Сомневаюсь, что всё это делалось от бедности и невозможности содержать дорогу. Ведь в то же время были выстроены железнодорожный музей на ст. Сеятель и Детская жел. дорога в Заельцовском парке, возведение которых требовало значительных средств. Можно было просто законсервировать дорогу до лучших времён.
По сути, местное население было брошено на произвол судьбы и заброшен край с богатейшими урманами с обилием клюквы, залежами торфа. Людям по железной дороге удобно было добираться до тайги с её охотой и рыбалкой, грибами - ягодами.
Аналогичная ситуация произошла в то же время в Мошковском районе. Там закрыли жел. дорогу Мошково - Ташара.
Очень жаль! ((((
Новосибирский речной порт потерял свое значение как крупная перевалочная база для северного завоза. Грузовых рейсов на северА крайне мало сейчас. А пассажирских нет совсем.
Основной поток перехватила железная дорога. Соответственно весь (почти) флот, в т.ч. и баржи ушли работать в среднее (нижнее) течение Оби.
Те составы, что сейчас на реке работают - на 95% песок таскают из пригорода.
И судовой ход давным давно не чистят как раньше. Редко работающий земснаряд можно увидеть.
P.S. Пиши еще. Всегда интересно почитать исторические статьи.
Ромуальдович, рыболовный - это ведь не значит, что только крючки и палки нужно обсуждать! История своего края - это тоже очень важно, и интересно, и её надо знать! Без прошлого нет будущего! А ваши рассказы действительно привносят в сайт много интересного, и оживляют скучную рутину!
Ждем следующего "урока" по истории! +
Была там еще одна дорога, от Вдовина в ТО - дорога смерти, вот тут кое что о ней http://klv-bib.ngonb.ru/pihtovka/Istorij/doroga%20v%20nikuda.htm
Я больше не буду выкладывать подобные материалы, не относящиеся к рыболовной тематике на Фишингсибе. Всё таки здесь не Форум краеведов, а рыболовный сайт.
Очень жаль!
И в конце концов, чего это мне одному отдуваться ? :) Пусть и другие присоединяются. К примеру, у Молотка хороший слог...
Всё-таки это не сон!!!