Безынерционные катушки: обслуживание подшипников

admin
admin
13497 Новосибирск
7 апреля 2015, 11:34

Мы продолжаем серию статей о ремонте и ТО безынерционных спиннинговых катушек. В предыдущей статье о ремонте катушек мы говорили об устранении люфтов, а сегодня, как и предполагалось, мы затронем тему ТО подшипников закрытого типа. Напоминаем, что статьи основаны на материалах, которые предоставил Владимир (Prank) в теме "Самостоятельное ТО безынерционной катушки".

ТО подшипников закрытого типа со съемными пыльниками

  • 1 - использую резиновую нитку, чтобы не искать судорожно по всей кухне стопорные кольца
  • 2 - снимаю стопорное кольцо иголкой
  • 3 - концы стопорных колец малого диаметра с такими скосами снять сложно, только поддев иглой правый конец, левый не подденется. Кстати, рекомендую при сборке ориентировать также, как было, чтобы при повторном ТО голову не ломать
  • 4 - пыльники и стопорные кольца - в бензин-калошу (нефрас С2-80/120) (обычно все в нем мою, за исключением резины и некоторых пластмасс). Для ШП, в качестве "емкости", удобно использовать колпачки от спреев очистителя экрана, а пробкой к "емкости" хорошо подходит центральная полиэтиленовая пробка крышки 20-ти литрового бутыля с водой под кулер.

  • 5 - откисает вскрытый ШП
  • 6 - строгаем из сосны палочку с небольшой конусностью, необходимого диаметра. Пыжим подшипник
  • 7 - раскручиваем
  • 8 - опускаем в бензин-калошу. Повторяем многократно, снимаем, надеваем на палочку другой стороной, опять повторяем

  • 9 - используем густую смазку (речь идет о низкоскоростных ШП, используемых везде, за исключением опорных шпули мультов). Мне удобно заливать с 2-ух мм шприцов, на которые одеваю толстую спиленную иглу.
  • 10 - забиваем с двух сторон. Забивать полностью не надо, достаточно 30-60% свободного объема.
  • 11 - раскатываем смазку по шарам, обоймам и сепаратору, просто вращая ШП
  • 12 - надеваем чехол, проверяя равномерность зазора между чехлом и внутренней обоймой ШП, заводим стопорное кольцо (резинка снова подстрахует)

  • 13 - защелкиваем на место стопорное кольцо
  • 14 - финита)

В общем, ничего сложного и сверхъестественного - немного желания, хорошее освещение, хорошее зрение (очки) и отсутствие хронического алкоголизма в стадии тряски рук.

ТО подшипников закрытого типа с несъемными (запрессованными) пыльниками

Качественно промыть ШП закрытого типа удается только сняв пыльники (экраны). Есть всякие технологии промывки без снятия - прогоном бензина через зазоры между пыльником и внутренней обоймой. Одна из них - подобрать нужный по диаметру шприц, взять ШП, заглушить его внутреннее отверстие, сделать при необходимости подмотку по наружному диаметру, загнать с небольшим натягом в шприц на 2/3 его длины, установить поршень и прокачивать бензин-калошу или другой растворитель. Данный способ растворит остатки смазки в ШП и выгонит большую часть продуктов износа. Но он не идеален по двум причинам:

  1. практически, не выгоняет абразивные частицы, которые сумели попасть в ШП через зазор между пыльником и внутренней обоймой
  2. не позволяет заложить новую густую смазку (гриз)

Целесообразней обслуживать ШП, сняв пыльники. Хорошо, если они съемные. В этом случае снимаются стопорные кольца и вперед, как ранее было описано. Если же пыльники запрессованы (конструктивно несъемные), то для качественного ТО лучше полностью удалить один из пыльников. Это позволит и качественно промыть и заложить гриз в "медленные" ШП.

Снимаю пыльник по методу коллеги Wit'a, описанной на сайте Миды, с небольшими вариациями:

 

Обслуживаемы ШП обматываю малярным скотчем. Цель действия - минимизировать вероятность попадания опилок в ШП:

 

Затем заготавливаю Дремель с гравировальной фрезой диаметром 0.8 мм, прямоугольной в осевом сечении (такую подобрал, как наиболее оптимальную под эти задачи). Фреза - оригинал от Дремеля:

использовать в качестве привода именно Дремель, вовсе не обязательно. Подойдет и обычная дрель с приемлемым биением патрона, лежащая на столе, а ШП подносим рукой к фрезе. Но Дремелем или его китайским аналогом, все же удобнее.

 

Добавляем к набору лупу и самую тонкую часовую отвертку из китайского набора отверток, жало которой делаю тоньше на наждаке:

 

С локальным освещением, под лупой, под углом к плоскости пыльника делаю лунку в пыльнике возле наружной обоймы:

 

Сдуваю опилки, углом жала отвертки продавливаю оставшуюся перемычку в районе дна лунки, выламываю пыльник, используя отвертку как ломик, опирающийся на наружную обойму ШП (для внутренностей ШП этот способ абсолютно безопасен):

 

Далее, стараясь не вращать внутреннюю обойму относительно наружной, переворачиваю ШП - и в растворитель:

 

Дав немного полежать, надеваю на палочку и аккуратно начинаю вращать под поверхностью растворителя. Если "хруста" нет, значит отдельные пылинки-опилки если и попали внутрь ШП, то в процессе снятия пыльника и последующих действий выпали в банку с растворителем. Это сигнал о том, что можно покрутить и интенсивнее:

 

В баночке с растворителем (калошей) ШП живет у меня несколько часов с периодическим покручиванием. Я пользуюсь ускоренным способом промывки промывки, при этом не менее качественным - с помощью шприца на 20 мл и опиленной загнутой иглы. Используем промывку под давлением, при которой струей растворителя ШП раскручивается (направление раскрутки можно менять):

 

Представленные фотографии сделаны на вскрытии крупного ШП для наглядности. Данным способом вскрываю и более мелкие ШП:

За все время применения данного способа вскрытия несъемных пыльников, ни один ШП (внутренний механизм) повредить не удалось. Думаю, можно смело рекомендовать.

 

В следующей, заключительной статье, мы затронем тему некоторых элементов тюнинга безынерционки.

Администрация сайта

Лучшие комментарии
ShimMaster
ShimMaster
0
20 января 2016, 04:51
Подшипники закрытого типа не нуждаются в промывке и сказке. В них заложена смазка на весь период эксплуатации. То, что вы делаете - сизифов труд. Это относится и к любителям промывать закрытые подшипники. Такая промывка вымоет заводскую смазку и вы загубите его. Разбирают шары от нечего делать. С уважением,
директор сервисного центра. www.shimano-service.ru
соловей
соловей
5675
25 марта 2020, 14:28
@korobeynikov72, судя по его профилю он с америки не вернулся в 16-ом году.
Комментариев16
ВолкодавЮ
ВолкодавЮ
71 Бийск
8 апреля 2015, 01:42
Сколько катушек ,не наодной подшипник не полетел, зато шестерёнки не выдерживают наших рыбалок. А их нет, вот и пылятся катушки на полках!
соловей
соловей
5675
11 апреля 2015, 15:19
ВолкодавЮ, огласите список пылящихся катушек, для статистики. Спб.
Vovan-1
Vovan-1
78 Барнаул
9 июля 2015, 23:21
В итоге закрытые подшипники превращаются в открытые с одной стороны? Обратную заделку не производите?
соловей
соловей
5675
10 июля 2015, 01:08
Vovan-1, Если снять обойму другим способом и удастся не сильно повредить, то можно и обратно защёлкнуть, много раз закрывал ШП.
Vovan-1
Vovan-1
78 Барнаул
10 июля 2015, 08:56
соловей, а вообще нужно это делать, как считаете? Может пусть будут открытые? В след раз проще обслуживать будет.
За статью спасибо, очень наглядно и информативно.
Kostiksol
Kostiksol
3743 Новосибирск
10 июля 2015, 13:38
Пусть будут лучше открытыми с одной стороны. В процессе демонтажа пыльника он деформируется. ИМХО но ничего страшного если подшипник будет с одной стороны открытый.
соловей
соловей
5675
10 июля 2015, 16:56
Vovan-1, Константин Вам уже ответил).
Vovan-1
Vovan-1
78 Барнаул
10 июля 2015, 17:05
Спасибо!
ShimMaster
ShimMaster
0
20 января 2016, 04:51
Подшипники закрытого типа не нуждаются в промывке и сказке. В них заложена смазка на весь период эксплуатации. То, что вы делаете - сизифов труд. Это относится и к любителям промывать закрытые подшипники. Такая промывка вымоет заводскую смазку и вы загубите его. Разбирают шары от нечего делать. С уважением,
директор сервисного центра. www.shimano-service.ru
admin
admin
13497 Новосибирск
20 января 2016, 12:50
ShimMaster, может быть тогда поделитесь знаниями по правильному обслуживанию катушек в домашних условиях. Я думаю, будет интересно очень многим рыбакам.
ShimMaster
ShimMaster
0
20 января 2016, 16:02
Обязательно поделюсь и если нужно, помогу конкретным советом, только позже так как я с коллегами в США где мы покупаем спец станок для обкатки (притирки) гибридных подшипников , а так же новую линию смазочных материалов как для БИ, так и для мультипликаторов. Пора прекратить смазывать своих любимцев всякой дрянью. Вся продукция появится у нас на сайте к началу нового весенне- летнего сезона. В марте мы обновим сайт и все смогут заказать ее.
admin
admin
13497 Новосибирск
20 января 2016, 16:28
ShimMaster, что же, ждем... Хотелось бы только поменьше рекламы.
ShimMaster
ShimMaster
0
21 января 2016, 00:29
Реклама будет на нашем сайте, который мы обновим в конце марта. На страницах Вашего ресурса я постараюсь в лаконичной форме поделиться своими знаниями и многолетним опытом в виде коротких тематических обзоров. Вот примерные темы: периодичность обслуживания, узлы. на которые нужно обращать внимание, чего не стоит делать при обслуживании, совместимость смазок, какие жидкости нельзя и какие не рекомендуются для промывки деталей. Постараемся подготовить несколько видео-обзоров посвященных новым технологиям, в основном это должно будет заинтересовать любителей апгрейда катушек. Поскольку доля использования мультипликаторных катушек в нашей стране возрастает с каждым месяцем, я постараюсь рассказать и об обслуживании мультов, о возможных вариантах модернизации. Всем удачи!
admin
admin
13497 Новосибирск
21 января 2016, 12:17
ShimMaster, интересно, будем ждать материалы.
korobeynikov72
korobeynikov72
9
24 марта 2020, 09:46
@ShimMaster, день добрый! Где можно ознакомиться с материалами. Спасибо!
соловей
соловей
5675
25 марта 2020, 14:28
@korobeynikov72, судя по его профилю он с америки не вернулся в 16-ом году.