Мы продолжаем серию статей о ремонте и ТО безынерционных спиннинговых катушек. В предыдущей статье о ремонте катушек мы говорили об устранении люфтов, а сегодня, как и предполагалось, мы затронем тему ТО подшипников закрытого типа. Напоминаем, что статьи основаны на материалах, которые предоставил Владимир (Prank) в теме "Самостоятельное ТО безынерционной катушки".
ТО подшипников закрытого типа со съемными пыльниками
- 1 - использую резиновую нитку, чтобы не искать судорожно по всей кухне стопорные кольца
- 2 - снимаю стопорное кольцо иголкой
- 3 - концы стопорных колец малого диаметра с такими скосами снять сложно, только поддев иглой правый конец, левый не подденется. Кстати, рекомендую при сборке ориентировать также, как было, чтобы при повторном ТО голову не ломать
- 4 - пыльники и стопорные кольца - в бензин-калошу (нефрас С2-80/120) (обычно все в нем мою, за исключением резины и некоторых пластмасс). Для ШП, в качестве "емкости", удобно использовать колпачки от спреев очистителя экрана, а пробкой к "емкости" хорошо подходит центральная полиэтиленовая пробка крышки 20-ти литрового бутыля с водой под кулер.
- 5 - откисает вскрытый ШП
- 6 - строгаем из сосны палочку с небольшой конусностью, необходимого диаметра. Пыжим подшипник
- 7 - раскручиваем
- 8 - опускаем в бензин-калошу. Повторяем многократно, снимаем, надеваем на палочку другой стороной, опять повторяем
- 9 - используем густую смазку (речь идет о низкоскоростных ШП, используемых везде, за исключением опорных шпули мультов). Мне удобно заливать с 2-ух мм шприцов, на которые одеваю толстую спиленную иглу.
- 10 - забиваем с двух сторон. Забивать полностью не надо, достаточно 30-60% свободного объема.
- 11 - раскатываем смазку по шарам, обоймам и сепаратору, просто вращая ШП
- 12 - надеваем чехол, проверяя равномерность зазора между чехлом и внутренней обоймой ШП, заводим стопорное кольцо (резинка снова подстрахует)
- 13 - защелкиваем на место стопорное кольцо
- 14 - финита)
В общем, ничего сложного и сверхъестественного - немного желания, хорошее освещение, хорошее зрение (очки) и отсутствие хронического алкоголизма в стадии тряски рук.
ТО подшипников закрытого типа с несъемными (запрессованными) пыльниками
Качественно промыть ШП закрытого типа удается только сняв пыльники (экраны). Есть всякие технологии промывки без снятия - прогоном бензина через зазоры между пыльником и внутренней обоймой. Одна из них - подобрать нужный по диаметру шприц, взять ШП, заглушить его внутреннее отверстие, сделать при необходимости подмотку по наружному диаметру, загнать с небольшим натягом в шприц на 2/3 его длины, установить поршень и прокачивать бензин-калошу или другой растворитель. Данный способ растворит остатки смазки в ШП и выгонит большую часть продуктов износа. Но он не идеален по двум причинам:
- практически, не выгоняет абразивные частицы, которые сумели попасть в ШП через зазор между пыльником и внутренней обоймой
- не позволяет заложить новую густую смазку (гриз)
Целесообразней обслуживать ШП, сняв пыльники. Хорошо, если они съемные. В этом случае снимаются стопорные кольца и вперед, как ранее было описано. Если же пыльники запрессованы (конструктивно несъемные), то для качественного ТО лучше полностью удалить один из пыльников. Это позволит и качественно промыть и заложить гриз в "медленные" ШП.
Снимаю пыльник по методу коллеги Wit'a, описанной на сайте Миды, с небольшими вариациями:
Обслуживаемы ШП обматываю малярным скотчем. Цель действия - минимизировать вероятность попадания опилок в ШП:
Затем заготавливаю Дремель с гравировальной фрезой диаметром 0.8 мм, прямоугольной в осевом сечении (такую подобрал, как наиболее оптимальную под эти задачи). Фреза - оригинал от Дремеля:
использовать в качестве привода именно Дремель, вовсе не обязательно. Подойдет и обычная дрель с приемлемым биением патрона, лежащая на столе, а ШП подносим рукой к фрезе. Но Дремелем или его китайским аналогом, все же удобнее.
Добавляем к набору лупу и самую тонкую часовую отвертку из китайского набора отверток, жало которой делаю тоньше на наждаке:
С локальным освещением, под лупой, под углом к плоскости пыльника делаю лунку в пыльнике возле наружной обоймы:
Сдуваю опилки, углом жала отвертки продавливаю оставшуюся перемычку в районе дна лунки, выламываю пыльник, используя отвертку как ломик, опирающийся на наружную обойму ШП (для внутренностей ШП этот способ абсолютно безопасен):
Далее, стараясь не вращать внутреннюю обойму относительно наружной, переворачиваю ШП - и в растворитель:
Дав немного полежать, надеваю на палочку и аккуратно начинаю вращать под поверхностью растворителя. Если "хруста" нет, значит отдельные пылинки-опилки если и попали внутрь ШП, то в процессе снятия пыльника и последующих действий выпали в банку с растворителем. Это сигнал о том, что можно покрутить и интенсивнее:
В баночке с растворителем (калошей) ШП живет у меня несколько часов с периодическим покручиванием. Я пользуюсь ускоренным способом промывки промывки, при этом не менее качественным - с помощью шприца на 20 мл и опиленной загнутой иглы. Используем промывку под давлением, при которой струей растворителя ШП раскручивается (направление раскрутки можно менять):
Представленные фотографии сделаны на вскрытии крупного ШП для наглядности. Данным способом вскрываю и более мелкие ШП:
За все время применения данного способа вскрытия несъемных пыльников, ни один ШП (внутренний механизм) повредить не удалось. Думаю, можно смело рекомендовать.
В следующей, заключительной статье, мы затронем тему некоторых элементов тюнинга безынерционки.
Администрация сайта
директор сервисного центра. www.shimano-service.ru
За статью спасибо, очень наглядно и информативно.
директор сервисного центра. www.shimano-service.ru