Первым появился у меня ледобур отечественного производства синего цвета с соединением трубка в трубку и фиксацией шплинтом со скобой ,где он был сделан и как он сверлил я плохо помню , тем более если сравнивать с каким то другим ледобуром.
Следующим у меня появился Ленинградский этим я уже по бурил много - сверлил он хорошо за что и пользовался большой популярностью у рыбаков, но у него был короткий шнек из за которого постоянно приходилось выдёргивать ледобур освобождая лунку от шуги при большой толщине льда , а так же было слабое место складывания,(тонкая прижимная пластина) которое постоянно разбалтывалось .
Потом появился у меня ледобур ( выпускаемый на Барнаульском котельном заводе) он был сделан как прототип ледобура Савина В.П. ,но при его изготовлении были использованы трубы меньшего диаметра чем нужно и тонкий метал на лапках крепления ножей - что приводило к деформации .
Ледобур Савина В. П. – был из нержавейки и отличался от всех длинным шнеком, замком соединения , трёх и двух ножевой головкой и зубчатыми ножами что позволяло сверлить лунки с большим содержанием песка и большой толщиной льда.Ножи крепились на подвижных лапках-что позволяло изменять угол резания в зависимости от состояния льда (мокрый лёд -меньше угол , сухой лёд – больше), всё регулировалось при помощи ключа , откручивалась гайка и разворачивались лапки ( что изменяло угол атаки ).Трёх ножевой ледобур позволял соединять лунки в месте , при сверлении не соскальзывая в соседнюю .Ледобур состоял из двух частей, соединение было выполнено в виде двух фрезерованных коробок в котором меньшая заходила в большую что исключало всевозможные меж осевые биения и при любом попадании льда разбиралось и собиралось без проблем.
В общем этот ледобур - был мечта рыболова - кроме веса( он был тяжёлый)и изготовлялся на заказ.
Так же были популярны ледобуры изготовленные на заводе АЗА и в г. Бийске (кустарным способом),они отличались малым диаметром в 80 мм. ,длинным шнеком и были выполнены из нержавейки ( головка неподвижная) .
У меня то же был самодельный ледобур сделанный из нержавейки по образу и подобию ледобура Савина В.П. только головка была классическая ,поэксплуатировал я его много , в каких только условиях он не бурил –коряжник,торосы,наледь,слоённый лёд всё не почём ,до сих пор живой .
В 2000г.в массовом производстве появляется ледобур под брендом Тонар г. Барнаул ЛР -130 , он был диаметром на 130 с коротким шнеком и соединением “ коробка в коробку “ , одно только соединение давало большие плюсы в отличие от Ленинградского (которое постоянно разбалтывалось ),головка была не подвижная , ножи –прямые( потом появились ступенчатые) ледобур хорошо сверлил любой лёд (конечно тяжеловато с наледью) за что и понравился рыбакам. Так же производились ледобуры ЛР-100 , ЛР -150,ЛР-180 и варианты с изменяемой глубиной буренияЛР-130Т , ЛР-150Т ,ЛР-180Т все с короткими шнеками ,только у ЛР-130Т был увеличен шнек до 600мм., вот его то я и взял себе для рыбалок на Оби ,диаметр универсальный , можно и хищника половить и лещ до кило проходит без проблем. Ледобур сверлил не плохо ,но мне не хватало скорости бурения и я поставил прокладки под всю плоскость ножей и ледобур как говорят ”пошёл как по маслу”. Есть у меня и ледобур ЛР-150Т ( специально брал для ловли леща), очень мягко сверлит, единственный недостаток короткий шнек .
Чуть позже появляется ледобур “Промтех”г. Барнаул , так же диаметром 130 , с двумя ножами которые крепились на двух подвижных лапках( в последующей версии лапки крепления ножей приварили так как изначально была не продумана система изменения угла и фиксации) и системой складывания как у Ленинградца но только с увеличенной по толщине прижимной пластиной крепления (что давало более жёсткое соединение) и сверлом между ножами (которое позволяло соединять лунки между собой не со скальзывая в соседнюю лунку (актуально при ловле леща )) ,он стал популярным у рыбаков которые чередовали ловлю хищника и леща.
Через год-два после по выхода на рынок ЛР-130 появился ледобур” Спортивный” (Казанцева ) , диаметром 100мм. с увеличенным шнеком до 815мм. классической головкой крепления ножей и глубинной бурения 1100мм..Эта “соточка “ меня всем устраивала и скоростью бурения и надёжностью соединения ,до сего времени жива.
Ледобур стал пользоваться большой популярностью как у спортсменов так и у любителей за лёгкость бурения и сверление лунки за один проход при толщине льда более метра , но не всех устраивала система складывания ручки и Новосибирские спортсмены поставили поворотную ручку как на Финских и Шведских ледобурах .
И вот в 2012г.на рынке и у меня появляется ледобур “ Торнадо-100 “производства г. Барнаул “Тонар” , самым главным отличием была поворотная система складывания ручки с телескопической вставкой удлинителем , так же был увеличен шаг шнека (для увеличения скорости бурения), у головки был сделан скос для меньшего сопротивления захода льда на шнек. Во время эксплуатации при сверлении сухого льда в определённый момент ледобур начинал проскальзывать это происходило из ,за забивания мелкой крошкой льда пространства между ножами( вылечил прокладкой на толщину ножа по всей плоскости , между ножом и головкой), при сверлении средней влажности льда ледобур справлялся прекрасно , для наледи были сделаны ножи специальной формы которые не плохо себя зарекомендовали .При раскладывании поворотной рукояти в рабочее состояние происходило заклинивание шплинта ,но со временем он разрабатывался и всё вставало на свои места .
Следующим на рынке появился “Торнадо-М “ диаметром 100 ; 130 ;150мм..
По заявлению производителя основные новшества ледобура «ТОРНАДО М» по сравнению с предыдущими модификациями:
1. Новый поворотный механизм складывания рукоятки - компактность, высочайшая надежность, полное отсутствие люфтов, абсолютная соосность шнека и рукоятки .
2. Телескопическая вставка-удлинитель позволяет ступенчато увеличивать глубину бурения до 1500 мм. Штанга-удлинитель покрашена полимерной порошковой краской.
3. Удобные ручки - прочный каркас из жесткой пластмассы покрыт мягким пластиком, остающимся приятным на ощупь даже при сильных морозах.
4. Шаг витков шнека увеличен на 10%, что обеспечивает более быстрое освобождение лунки от шуги, снижает усилие бурения, а также предотвращает заклинивание шнека. В то же время, данное новшество практически не отразилось на чистоте лунки после бурения.
5. Изменена геометрия режущей головки - скосы на ее торцевых поверхностях значительно снижают прилагаемые усилия при бурении.
6. Оригинальная окраска «хамелеон» не только имеет привлекательный внешний вид, но и является одной из лучших полимерных порошковых красок по механической стойкости.
7. Комплектация ледобура включает полноразмерный чехол из высококачественной износостойкой ткани, предназначенный для удобного хранения и транспортировки.
На данный момент ледобур “Торнадо-М 130” у меня в эксплуатации чуть более месяца , за это время я побывал на пяти рыбалках( в среднем по пятьдесят лунок за рыбалку) , посверлил им в разных условиях ( коряжник , торосы , наледь, слоённый лёд) ледобур меня полностью устраивает по скорости бурения в разных условиях , но после первой рыбалки( которая проходила в тяжёлых условиях)обнаружил погнутым болт –барашек который крепит вставку –удлинитель( вставка была зафиксирована на третьем отверстии и затянута до упора , сколько позволяло сил),ну и за пять рыбалок развальцевало отверстие на штанге-удлинителе ( на сотке такого не было ).Головка по сравнению с ЛР-130Т осталась без изменении но думаю за счёт веса ледобур стал сверлить сухой лёд без проскальзывания , шаг шнека не изменили а только добавили один виток ,поворотный механизм складывания рукоятки улучшили , теперь ни чего не заедает и надёжно фиксируется , увеличился вес ледобура ( что ощущается при длительных переходах), хотелось что бы у чехла поменяли замок на более крупные звенья и фурнитуру плечевого ремня на что то по надёжнее , в общем производителю есть над чем работать .
Вот такая получилась история про эксплуатацию мной ледобуров разных производителей и модификаций.
С уважением Андрей Калачев.