Этот отчет был выложен мною на другом сайте, но по причине моего ухода с того ресурса, решил,что это единственная статья, которую мне жалко удалить и она еще будет полезна людям. Поэтому после разрешения администрации, выкладываю ее сюда, с некоторыми подробностями (о рыбалке).Почему-то некоторые фотографии стали нечеткими. После подсказки Ромульдовича исправил,стало получше:)
Данное путешествие было совершено в середине июля 2013 года. Сейчас уже не актуально, но скоро лето, думаю будет полезно тем,кто поедет туда и тем,кто не знает куда поехать:)
Наш экипаж состоял из двух семей (моя и семья девушки) на трех машинах : Toyota Alphard Hybrid, Mazda Premacy, Honda CR-V.
11 июля выезжаем рано утром, на "Гарике" встречаемся со всеми и едем в сторону Алтая. Я получил приятный для себя презент в виде комплекта раций:) давно мечтал о них, в путешествиях удобная штука, т.к. куда мы едем связи нет. В первый день запланировано было проехать 780 км и остановиться на базе "Кочевник", практически в Акташе. Вот мы уже прошли Семинский перевал, перевал Чике-Таман и решили остановиться где-нибудь отдохнуть немного. Доехали до деревни Иня. В принципе обычная деревня, НО есть там как минимум 3 достопримечательности : мост через реку Иня, самая маленькая в мире скульптура Ленина, каменные бабы. Про мост особо говорить нечего, ну мост и мост…помостовее видели:) Скульптура Ленина уже интереснее, почему же она такая маленькая? ведь всегда его делали больше, чем обыкновенных людей, как бы возвышая перед нами его. Но тут все не так. Скульптура либо в натуральный рост, либо уменьшена. Оказывается так сделано из-за негативного отношения местного населения к его власти. Третья достопримечательность как я уже сказал это каменные бабы. Их там стоит 3 штуки. Две огромные( метра по 3) и одна метра 2. И еще не известно сколько в земле:) Всегда меня поражали такие сооружения на Алтае. Как предки могли делать такие вещи сотни лет назад? Я всегда восхищался таким местам, но никогда не подходил к ним. Суеверный или нет, судить не мне, но думаю, что не стоит соваться в чужой монастырь. НО очень часто видел как туристы фотаются с ними, обнимают, трогают. Ну и вот когда мы ехали, решили посмотреть поближе на них. Надо съехать с дороги и проехать немного. Вышли, я подошел, посмотрел, вроде разглядели выдолбленное лицо. Все, развернулся и к машине, но тут вдруг вижу такую картину : у Мазды под капотом произошел какой-то хлопок, похожий на взрыв и из под капота повалил белый дым. Все испугались, подбежали к машине, оказалось, что давануло антифриз. Машина перегрелась. Осмотр выявил течь радиатора. Вот теперь я точно не буду подходить к таким местам древних обрядов, захоронений и т.д. Оказалось, что буквально секунд за 20-30 до этого водитель Мазды потрогал бабу. Совпадение или мистика никто не знает:) в общем до Кочевника оставалось километров 100. Попытались заделать течь, вроде помогло, но как оказалось потом, что не помогло( и мы ехали по 5-10 км, подливая холодную воду из реки,которая текла вдоль дороги в радиатор. Когда до базы оставалось где-то 40 км, я поехал быстрее, занимать домик и постараться успеть на СТО. Она уже не работала, развернулся и поехал на базу. Через час примерно приехали все остальные. На этом день кончился, все вымотались. Ну ничего, у нас еще 10 дней впереди:)
Мазда должна уехать чуть раньше нас, 16 числа Дашиной маме на работу. Поэтому надо срочно чиниться. Выспаться во второй день не удалось:( рванули рано с утра до СТО, узнать ремонтопригодность радиатора. Узнали, что не чинится, он у них, надо покупать его. Может конечно повезет очень и спец.средство для радиатора задеалет щель. Взяли 2 или 3 бутылки разные, и еще пластилин. Мазали- лили, нифига не помогло. Купить В Горном Алтае радиатор можно только в городе Горно-Алтайске. До "города" ехать километров 400( Придумали схему полегче. Родственник в Новосибе покупает радиатор, отправляет с автобусом, который идет в Чемал, мы перехватим деталь в Усть-Семе, это самая ближняя для нас точка маршрута, где то в 300км от нас:) больше писать про это не буду, скажу лишь, что радиатор забрали, поставили, вроде все ок:) из-за Мазды не было смысла спускаться к Телецкому, поэтому было решено до 15 стоять в Кочевнике и осмотреть окрестности:)
Теперь о более приятных впечатлениях от поездки:) пока были на Кочевнике сходили на гейзеровое озеро. Очень интересно наблюдать за ним. Оно как будто живое:) постоянно меняет рисунок на своем дне. медленно, но заметно. Очень эффектно. Кто будет в тех краях, посетите. Стоит это удовольствие всего 10 рублей с человека. Просто озеро находиться на территории какой — то базы. На входе специально обученный дяденька собирает деньги. Идти до озера минут 5-10, не более:)
На другой день мы поехали в Курайсткую степь в сторону Северного Чуйского хребта. Сразу решили доехать только до бродов, их не переезжать:) так сказать просто показать красоты местного пейзажа) Пока ехали по степи, немного потерялись:( Ведь дорога там это множество дорог, которые переплетаются между собой и не все выходят туда, куда нужно:) не смогли выйти к мосту через речку, пришлось немного вернуться. Со второго раза попали на нужную дорогу, повезло:) Дорога очень пыльная, и не совсем хорошая, пузотеркам будет сложновато наверное, но до бродов доехать смогут.
Вот несколько фоток 2012 года, тогда мы на двух машинах ( црв и опель астра) доехали до перевалки и на утро смогли сходить на ледники. Туда-сюда дорога более 30 километров. Мы были на легке и смогли дотемна успеть вернуться. Подъем и спуск занял 15 часов.
На переправе оторвал номер. Когда заметил, полез в ледянющую воду, но нашел только чужой:) чуть позже еще раз попробовал и нашел свой и убрал в багажник, не стал его прикреплять в горах. А астра не смогла проехать брод и утонула,выдергивали патриотом.
Вот что ждало нас в горах :
Вернусь обратно к нашему путешествию:) доехали мы до бродов, места шикарнейшие:) устроили пикничок, поехали обратно:)
На следующий день ничего не вышло посмотреть, т.к. надо было ехать за деталью. Ну а на следующее утро Мазда отправилась в Новосибирск, а мы — в самую интересную часть нашего путешествия:)
Настало утро 15 июля, мы проводили мазду в Новосиб где-то в 8 утра и стали сами собираться. К 10 собрались и двинулись. От Кочевника до Акташа пару километров, в Акташе поворачиваем налево, где зеленая вывеска Сбербанка. Заправиться лучше в начале Акташа и набрать канистру на всякий случай. Дальше заправок не будет! Есть еще в Улагане, но чтобы там заправиться надо найти хозяина. Читал в интернете, что у алтайцев не вырабатывается фермент какой-то и что они очень уязвимы перед алкоголем. Алтайцу надо выпить вчера, чтобы он завтра еще был пьян. Это реально так. И пьяному алтайцу надо постоянно подзаправляться водкой. В Улаганском районе они попрошайничают где только можно. В других районах конечно тоже встречались такие индивиды. Но именно в улаганском их просто ОЧЕНЬ много…они объединяются, ходят по 3-4, просят водку. Никто их за это не ругает, полиция, про которую там почти никто не слышал чуть трезвее среднестатистического гражданина. И вообще местное населенеие очень воинственно настроено к туристам. Они еще не поняли, что на туристах можно зарабатывать деньги, а не есть их:)
Я ехал в ту сторону с несколькими целями:
— Спуститься и подняться на Кату-Ярык
— Увидеть каменные грибы
— Дойти до Учара
— РЫБАЛКА. По рассказам она тут просто бешенная должна была быть:)
Доезжаем до перевала Кату-Ярык. В интернете многие пишут, что дорога Кату-Ярык — Юг Телецкого это очень сложный участок, дорога еле проходимая. Да, дорогая сложная, есть очень плохие места( НО я на своей хонде прошел ОТ и ДО эту дорогу своими силами и без посторонней помощи:) скажу даже больше, Альфард со своим просветом сантиметров 5-8 тоже прошел эту дорогу. НО с потерями. Оба бампера порваны в итоге:( передний в трех местах, задний в одном. Спускаемся с перевала. Пассажиров лучше высадить, опасно там достаточно. Медленно, но упорно спускаемся, ничего сложного, правда есть парочка моментов страшных( Срузу скажу, что если кто-то боится не подняться, вас отбуксируют наверх за 1000 рублей в любое время суток. Местные машины всегда там внизу колымят. Фото перевала с другой стороны, взятое из интернета.
Спустившись с перевала, мы оказываемся в долине реки Чулышман. Это самая большая река, образовывающая Телецкое озеро. Долина реки Чулышман называется "долиной водопадов". Их здесь просто не сосчитаешь:) вода летит с огромных высот вниз, очень зрелищно:)
Движемся по плохой грунтовой дороге вперед. Много людей стоят дикарями на берегу Чулышмана, кто-то на базах, которые стали появляться тут и разростаться) ну а мы едем на базу Курсай, это конечная точка нашего маршрута) сказать, что дорога плохая — ничего не сказать. Средняя скорость движения где-то 20 кмч сначала, потом потихоньку разгоняемся. Встречаются и скоростные участки ( личный рекорд 100 кмч ) как я уже потом понял, надо ехать не меньше 60,тогда ям почти не ощущаешь. Когда нам остается до Кырсая каких -то 15 км, нас останавливает рав 4, ребята с Москвы говорят, что на Телецком ловить нечего, там холодно, много комаров, типа не стоит ехать туда) мы же не слушаем их, едем туда. Ведь проехать почти 1000км и не доехать 15 это глупость. Тем более что для нас комары и прохлада?) мы же туристы, переживем.
у нас на хвосте появляется Прадик, который все пытается нас обогнать, но дорога узкая, у него не получается, вот расширение и он нас обгоняет и улетает вперед далеко из зоны видимости. Тут перед нами подъем высокий, прошел дождик, дорога скользкая, глина летит из под колес, я поднимаюсь без проблем и бац…почти на самой вершине подъема стоит клюгер и шлифует. Не может бедняга подняться, он начинает сдавать, мне приходится задом скатыватсья назад в самое начало подъема. Со второго раза он поднялся, Хондочка и Альфард без проблем залетают на горку:) обгоняем клюгера, он держится за нами. Едем буквально пару километров и подъезжаем к воротам. Их сделали местные, чтобы скотина не разбегалась по долине. Их надо открыть, проехать и закрыть. НО там стоят два местных воина и берут ясак:) (дань) как вы думаете чем? Да, правильно, водкой! На наше счастье мы приехали тогда, когда мужик на прадике, что нас обгонял, отдавал бутылку как раз и сел в машину, поэтому мы проехали колонной из 4 машин и ворота за нами закрылись:) едем дальше:) Впереди Балыкча — последний населенный пункт. Там тоже ворота, но воинов не видно, проезжаем так:) еще совсем чуть-чуть и мы на Кырсае!
Мы это сделали:)
Ребята, когда говорили про комаров соврали нам…) комаров было не много, а просто ООООООЧЕНЬ много, вышел на улицу в футболке, стоишь секунду, бьешь себя по руке, штук 20 убъешь) я никогда в жизни столько не видел комаров! Вечером решили сгонять на рыбалку, но из-за комаров и того,что мы не смогли найти где копать червей не вышло:( с утра проснулись, пошли копать червей снова, потому что решили рыбачить в чебачьей протоке, там водится соответственно чебак и окунь. Найти червей тут проблема. И те, кто из местных на базе не говорят, где их взять. А кругом песок и глина, земли нет. В итоге одна повариха проговорилась, что местные мужики собирают червей у забора под листвой, мы пошли с братом, насобирали, реально черви не в земле живут, а в листьях, да причем такие длинные и жирные:) собрали удочки, пошли рыбачить) выходим из базы через вторые ворота, переходим на косу, там залив большой, не глубокий. Глубина не больше, чем по пояс. Но сразу же видно, что рыба есть, даже много ее тут. Я никогда в жизни не видел такого бешенного клева! Сначала рыбачили на удочки, потом мне пришлось раздать всем удочки,что у меня имелись и я себе соорудил спиннинг - удочку без поплавка. Бросал, а потом впроводку ловил. Почти каждый заброс был результативный! Потом и брат попросил сделать ему такую же:) Рыба атаковала грузило,скачущее по дну и даже голый крючок!!! видимо нечего есть, они там просто дрались за все,что мы им предлагали:) С удовольствием провели время, отложили немного рыбы, чтобы пожарить, остальную отпускали:)
Решили после рыбалки выдвигаться в сторону каменных грибов и водопада Учар. Доехали до базы. Те, кто живет на базе перевозят через речку на лодке. Поездка туда - обратно стоит 500 рублей(нехило за переправу через 30 - 40метровую речку) . Народу сколько залезет в лодку. Нас ездило 5 человек + моторщик:) Грибы и водопад находятся с другой стороны реки Челушман.
На следующее утро пошли на грибы. Если честно я думал, что они меньше в размере и их меньше по количеству. Их в общем штук 30, очень красивое зрелище! Такие огромные валуны стоят на таких тоненьких ножках)
Интересное наблюдение : на дверях юрты не было замка снаружи. Только изнутри, а с нами был наш домашний кролик, собаки иногда пытаются охотиться на него. Поэтому надо закрывать двери на замок. Но как быть, если замка нет? HONDA CR-V : одна машина — тысяча возможностей:)
Один день мы ничего не делали, ждали хорошую погоду:) и вот дождались, с утра 18 мы переправляемся на ту сторону и идем. Держаться надо всегда левой тропы, потому что правая тропа как правило рыбацкая(!) Кто пойдет туда, помните)) Водопад относится к пятерке самых труднодоступных достопримечательностей России, и это не спроста. Сколько точно расстояние до него я не знаю. По рассказам и статьям от 8 до 12 км в одну сторону. Это достаточно не много для нас, мы и не столько за день проходили:) все сложности в 3-4 речках, которые надо перейти по бревну ( ничего сложного) и одного очень не приятного участка. Сначала спускаемся по скале вниз на веревке, там мало, метра 3 -4. а вот потом надо по отвесной скале пройти влево боком метров 20, снизу отвесная скала. Уступ есть, но он очень маленький. Носок ноги едва туда помещается, опасно, страшно, но мы преодолеваем этот участок:) Не бойтесь в этом месте намочить свои ноги, впереди еще будут места, где это придется так и так сделать) если заходить на скалу по воде, будет немного легче:)
Дальше идем и уже видим Учар издалека, слышим его, как он грохочет.
Чем ближе, тем меньше сил остается:) Но все таки мы дошли и мы крутые)) много людей сдается, не дойдя до водопада. Фотография не передает всей мощности огромного потока летящей сверху воды. Надо видеть вживую.
Придя обратно в лагерь нахожу, что новенькие носки не прошли тест-драйв и восстановлению не подлежат, я в шоке, ведь пробега не более 25 километров. Офф диллеру не стал отдавать, вылечил заменой:)
На базе закорешились с ребенком хозяев базы,Серегой. Ему 11 лет,говорит по-русски плоховато, но ничего) он показал мне как ловить хариуса на сплетню, взял меня 2 раза с собой на рыбалку) один раз просто ходили по берегу, поймали штук по 10 небольших, взял несколько пожарить, остальные обратно отпускались. Второй раз поехали на моторной лодке с его папой, который не лучше Сереги говорит по-русски:) ловился толже только хариус, но Серега сказал, что его папа и тайменей ловит тут. Рыбачили на Чулышмане, где в него впадает другая река. Мы были не единственные, народу было много,как на Матвеевке. Я реально был в шоке, жаль,что телефон не взял с собой,так бы сфотал) Ловили не все, но я очень хорошо отловился, около 20 хариусов, причем были и особи большие. Взял опять же несколько первых пойманных, остальные - обратно:) Фото не с самым крупным хариусом, были и больше, но они ,надеюсь, еще в Чулышмане. И,кстати,сделано не на вытянутой руке:)
19 числа мы поехали с базы в Чемал, чтобы 3 дня просто батониться и ничего не делать:)
Пожалуй стоит только описать взятия Кату-Ярыка:)
К Хонде никаких претензий нет, сработала на 5+, а может и с двумя:)
А вот Альфард проблематично забрался. 2 раза я его толкал руками, но обошлось без трактора:) все дело в гибриде. Гибрид приводит в действие задний электропривод, а бензиновый двигатель — переднюю ось. Есть 4 шкалы деления гибридной батареи. Чтобы все работало хорошо надо 3 деления, но они тратятся достаточно быстро в горку, поэтому приходилось стоять и накапливать энергию:)
Ну вот и все:) поднялись, поехали, отдохнули)) Все довольны очень сильно)
У кого есть возможность съездить туда, очень советую! ВСЕ,конец:)
У меня замечательная супруга, супер-жена, супер-мать и супер-хозяйка, но....... Но она может выезжать в места отдыха в которых нет 5-звездочного отеля, душа, шезлонга и теплого сортира максимум на 1 день без ночевки ))))))) Один единственный раз мы выехали с ней на рыбалку с ночевкой. Сначала солнца было много, потом мало, потом кусали комары, потом были муки отсутствия душа, потом у нее болело все тело после ночевки не в любимой кроватке и под финал с 9 утра я слышал каждые 3 мин "Когда поедем домой" ))))))) Это была худшая рыбалка в моей жизни )))))) Еще она периодически с тоской заглядывает в нишу, где хранится лодка, спиннинги и пр. рыбацкий скарб и мечтательно рассуждает сколько новых курточек и шубок можно было б сюда повесить если переоборудовать ее под гардероб ))))))
Думаю, что ей моя "коллекция" блесен, воблеров и резины еще более непонятна, чем мне ее шкафы набитые селективными духами (хбз чо это такое), платьицами и туфельками )))))))
Конечно это вообще не проблема, но прикольно было б поехать вот так как автор .......
Да и несколько мостов на трассе разрушены.