Рыбалка на Бий-Хеме

al104
al104
554 Новосибирск
12 августа 2013, 13:12

Из Новосибирска мы выехали в воскресенье, 28 июля, в 4:00 ночи. Несмотря на ночной туман, лежавший на дороге и ограничивающий скорость на некоторых участках до 20 км/ч, к Кемерово мы подъехали в девятом часу утра. Машин в воскресное утро почти не было и город мы проскочили в кратчайшее время.

Останавливаясь только для заправки топливом, к концу дня мы доехали до Минусинска. На ночевку расположились в Потрошиловском бору. В этом году берег бора оказался сильно замусорен плАвником и выглядел неприглядно.

На следующий день выдвинулись в дорогу ближе к обеду и поэтому за день добрались только до Ергаков. Там, в поисках места для ночлега, потыкались на турбазах. Цены показались нам завышенные (от 500 до 1000 р за ночь с человека). Но разговорившись со скучавшим конюхом возле турбазы “Верхняя Оя” мы узнали, что можно поставить палатку у него на поле в нескольких километрах от турбазы. Место оказалось спокойное. Вечером конюх вернулся с турбазы, проведал нас и отвел подальше коней, чтобы они не бренчали своими колокольчиками. Начавшийся после заката дождик убаюкивал своим шумом.

Утро третьего дня путешествия было солнечным. С восстановленными силами мы собрались для совершения последнего рывка. Кызыл проехали в 10 часу утра. Сильно порадовал тот факт, что бензин в Туве на два рубля дешевле чем в Новосибирске. К обеду добрались до Бояровки и свернули на дорогу до Тоора-Хема.

Первые 70 км катились довольно бодро, но затем дорога пошла по перевалам и скорость движения упала. В середине пути остановились поесть в кафе. Готовят очень вкусно и дешево. Вместе с нами в кафе находились еще несколько местных жителей, машины которые беспрерывно курсируют по этой дороге. Движение на дороге можно назвать интенсивным. Рыбаки везут лодки на прицепах, грузовики ремонтируют дорогу, местные ездят на “буханках”, которые выполняют роль маршруток.

И вот наконец последний перевал и мы спускаемся вниз по серпантину в Тоджинскую котловину. Объезжаем по насыпной кочкастой дороге заболоченное озеро Мюн-Холь и приближаемся к месту. На прохождение участка от Бояровки до базы у нас ушло 6 часов.

Первая точка где можно оставить машину расположена сразу за мостиком через ручей со сложным названием на 135 км. Место очень легко распознать, хотя никаких табличек у него нет — с дороги видны останки строительного крана. Хозяин рассказывает по ситуации на реке. Говорит что подниматься до самого водопада смысла нет, т.к. вся рыба ловиться гораздо ближе и любезно показывает нам место спуска лодки. Это обрыв высотой с полметра и под ним вода глубиною 70 см. В одиночку в таких условиях снарядить и спустить лодку я не смогу. Но, как я понял позже, у этого места есть другие преимущества — оно находится на основном русле реки, и его легко найти. Не нужно блуждать среди проток с навигатором.

Вторая точка в нескольких километрах дальше — это база “Букатинский затон”. Там более удобный спуск для лодки и мы решаем оставить машину здесь. Возле домиков уже стоит порядка десятка машин, в основном с кемеровскими номерами и парой томских. На базе жуткое количество комаров, они буквально съедают. Сторож сообщил нам, что сейчас на водопаде народу как на городском пляже и если мы хотим уединения, стоит подождать пока все оттуда сплавятся.

Мы переночевали в домике и рано утром следующего дня (1 августа) собрали лодку и отплыли. Возле базы довольно сильно прижимное течение, много затопленных деревьев прямо по руслу и двигаться приходится крайне осторожно. С осторожностью проходим последний узкий проход из протоки, который имеет ширину не более 5 м с сильной струей, и выходим в основное русло.

Первые 20 км от базы средняя глубина на русле около 1,7 м с перекатами глубиной по 80 см. Очень много островов и проток, некоторые из которых закрыты заломами. Двигаемся по протокам, выбирая основную по самой сильной струе.

Начался дождь. Рябь на воде мешает разглядывать камни на дне. Острова кончаются, река течет единым руслом среди обрывистых берегов. Начинается участок длинных километровых перекатов. Как двигаться не понятно. Глубина посредине реки 40 см, у берегов до 70 см, сильное течение. С целью безопасности лодка двигается с черепашьей скоростью. В результате расход топлива достигает 1 л на 1 км.

Постоянное напряжение утомляет глаза и руки. Останавливаемся на ночевку перед небольшим порогом. За день пройдено около 50 км. Попытки поймать рыбу на месте стоянки оказываются безуспешными.

Напиливаем дрова, разжигаем костер. Дым от костра немного разгоняет комаров. Наблюдаем за проходящими лодками, чтобы понять как проходить расположенный выше “порог”.

На следующий день вновь штурмуем водный поток. Глубины падают. При обходе одного из островов была неверно выбрана протока и мы попали на мель. Мотор отбрасывает камни со дна, некоторые залетают в лодку. Становится ясно, что на моторе здесь не пройти и придется тащить лодку против течения руками. Я выпрыгиваю из лодки и поскальзываюсь на камнях. Погружаюсь по грудь в воду. Холодная вода бодрит.

Наконец лодка выведена на глубину, двигаемся дальше, сливаем воду из сапог, выжимаем носки.

Снова начинаются километровые перекаты. Мотор в мелководном режиме ревет толкая лодку против течения. Бензин в баке заканчивается. Останавливаемся у галечного берега для заправки и обеда. После заправки я осознаю, что при таком режиме движения бензина у меня остается еще на пару десятков километров. Максимум удастся дойти до Харала.

Попив чаю, я решил наудачу покидать спиннинг. Вроде по признакам место нашей временной остановки может оказаться удачным для рыбалки: перекат, глубина 50 см, течение не сильное, но ровное.

Делаю первый заброс, два оборота катушкой и вертушка цепляется об дно. Кручу дальше натягивая шнур. Нет, не цепляется — это поклевка. Вытаскиваю на берег ленка, бегу за фотоаппаратом. Ленок отцеплен, сфотографирован и отправлен расти дальше. Забрасываю еще раз — снова поклевка, снова ленок. Третий заброс — на этот раз хариус. И так в течение 20 минут ни одного пустого заброса с двух удочек. Вот это рыбалка! Больше времени уходит на оцепливание рыбы с крючка, чем на ее поимку. Через полчаса клев ослабел а потом и закончился. Вся рыба отпущена, так как мы собирались идти дальше, а возить рыбу с собой не было желания.

Снасти смотаны, вдохновленные удачными поклевками двигаемся дальше. Проходим вверх около километра и видим удачное место для стоянки среди высоких кедров и лиственниц. Останавливаемся на нем на ночевку. За день пройдено около 15 км.

Вечером я спустился к реке и за полчаса наловил хариусов для еды. Рыбу закоптили и съели на ужин.

Утро следующего дня было солнечным. Выбранное нами место стоянки имело удивительное свойство — ни одного комара или мошки. Мы весь день ходили раздетые и загорали под солнцем. Вокруг лагеря было много муравейников, но муравьи нам не досаждали. Главное было не стоять на муравиной тропе.

Клева с утра и днем не было. Клевать здесь начало только после 17:00 часов. Но снова за полчаса можно было наловить достаточно рыбы для ужина. Я пытался ловить балдой, но безуспешно. Я и раньше пробовал балду, и на нее особенно не рассчитывал, поэтому взял с собой нахлыст, чтобы попробовать его.

Нахлыст я первый раз держал в руках. Перед поездкой теоретически подготовился как снарядить снасть и как бросать. Дальность и эстетика заброса меня особенно не интересовали, главное — не цеплять кусты на берегу. Через полчаса я приноровился и успешно забрасывал муху на две длины удилища. Это позволило мне выловить нескольких хариусов. В следующие дни я также ловил хариусов на нахлыст. Клевало только на тонущие темные мухи.

На этом месте стоянки мы находились пять дней. Через несколько дней пребывания в полной тишине у нас начались звуковые галлюцинации. Мне постоянно слышался низкочастотный гул переменного тона на уровне инфразвука. То что это галлюцинации я понял только потому, что куда бы я не поворачивал голову звук шел во всех строн.

Один раз я рыбачил в 200 м выше лагеря когда уже было смеркалось и услышал на яру возле себя шум. Какой-то зверь ходил сверху. Стало страшно и я несколько раз крикнул “хоп, хоп”. Зверь вздрогнул, сверху посыпались камешки обозначив место его нахождения. На фоне еще светлого неба я увидел силуэты маралов. Через секунду послышался топот копыт и хруст ломаемых веток. Я вернулся в лагерь и рассказал Виталии. Она сказала что тоже слышала как кто-то в лесу ходил и ломал ветки. Она решила что ей показалось.

Днем мимо нас проплывали туристы на катамаранах и рыбаки на лодках. В один из дней два седовласых мужика пенсионного возраста поднимались вверх, причалили ко мне и попросили шланг для перекачки топлива, т.к. свой они забыли на берегу. Пока заправляли топливо они показали своих мух, снасти. Рассказали что сейчас клев слабый, обычно они приезжают ближе к осени. Что сами они из Абакана и сюда ездят постоянно, т.к. у них знакомые староверы забрасывают их за компанию вверх по реке бесплатно. Я рассказал, что меня перед отъездом пугали тувинцами и спросил были ли у них сложности. Вначале они даже не поняли о чем я говорю, а потом смеялись.

На следующий день я снова их видел, они уже спускались. Мы помахали друг другу руками.

За 5 дней нашего нахождения на этом месте уровень воды упал на 17 см. Если предположить равномерность этого процесса, то получается что еще пару недель назад по реке можно было "летать" на лодке под винтом не напрягаясь.

В последний день нашего пребывания клев был слабый. За целый день у меня было несколько сходов. Один раз рыба ушла, разогнув крючки на тройнике. В итоге поймать ничего не удалось.

Во вторник 6 августа мы снялись с места и сплавились ближе к базе. Во время сплава ловили на балду и вертушку. Ничего ни разу не клюнуло. Остановились на косе в 10 км от базы. Комары сразу накинулись на нас. Мы уже отвыкли от них и поэтому их присутствие было очень не комфортно.

Пока я ставил палатку, Виталия взяла спиннинг. И тут началось...., что не заброс, то ленок. Я не успевал их отцеплять с ее крючка. За полчаса было поймано около двух десятков ленков. Парочку особенно крупных мы оставили на ужин, остальных отпустили.

На следующий день в девятом часу мы уже прибыли на базу. Без навигатора я бы ни за что не нашел бы ее среди проток. В этом плане первая точка для стоянки машин определяется с реки очень хорошо — виден крест на горе и на берегу стоит шест с красным флажком.

Вечером этого же дня мы уже заехали в парк Ергаки и остановились на ночевку на берегу реки Ус недалеко от Ардана. На стоянке рядом с нами стояла еще одна машина из Новосибирска. Мужчина и женщина возрастом за 50 ехали в Туву к родственникам и на рыбалку. Они нам рассказали что ежегодно ездят отдыхать в Туву. Мы попили с ними чаю, они показали нам свои снасти. Утром мы синхронно собрали палатки и выехали, мы — в Новосибирск, а они — в Кызыл.

В Новосибирск мы вернулись в пятницу вечером.

PS/ Этот отпуск был наверное самым удачным в плане отдыха и рыбалки. Так спокойно и комфортно я еще не отдыхал ни разу.

Еще есть ссылки в фото и видео галерее.

https://www.fishingsib.ru/gallery/view/60537/

https://www.fishingsib.ru/gallery/view/60538/

https://www.fishingsib.ru/gallery/view/60539/

https://www.fishingsib.ru/gallery/view/60540/

https://www.fishingsib.ru/video/view/60620/

https://www.fishingsib.ru/video/view/60637/

Комментариев7
Якут
Якут
5292 Новосибирск
12 августа 2013, 19:00
Молодцы! Хороший отдых.
Миксер
Миксер
1707 Новосибирск
12 августа 2013, 21:55
Ээх,хорошо.Как будто ещё раз съездил.
AndreyI
AndreyI
4865
13 августа 2013, 00:02
Поздравляю с удачной экспедицией и рыбалкой! Молодцы! +++! А на Усе останавливались не у базы "Золотой Ус" (у моста через Буйбу)?
al104
al104
554 Новосибирск
13 августа 2013, 07:54
2AndreyI: нет, какой-то сверток в пределах 10 км от Арадана.
AQUA-L
AQUA-L
460 Новосибирск
13 августа 2013, 11:45
Скажите какое расстояние вы преодолели в оба конца.
al104
al104
554 Новосибирск
13 августа 2013, 11:53
2AQUA-L: На машине в круг около 3000 км, из них грунтовка ~300 км.
На лодке поднялись на ~65 км и потом сколько же назад.
Molotok
Molotok
31060 Новосибирск
20 августа 2013, 11:24
перечитал раз пять. Проследил по карте маршрут. Очень толково все расписано. Принял как руководство к действию!!!)))
Шикарный отчет!!!