Есть в Пермском крае в Ордынском районе речка Федуловка. Маленькая речка, почти ручеёк. Течёт по лугам да перелескам, собирая воду с окрестных ключей. Где-то перекат по колено, где-то омуток в человеческий рост. Места живописные, уральская природа.
Дело было в июле. Приехали мы туда на выходные большим табором на нескольких машинах, на место, где раньше была одноименная деревня. Только заглушили машины, из нетоптаной луговой травы взметнулись полчища паутов, слепней или как их там, злых кусучих тварей. Мы в панике задраили окна, и, наверно, с полчаса сидели, обливались потом в душных салонах, ждали, когда эта орда схлынет.
Потом стали обустраивать лагерь, все занялись своими привычными делами, а нас с дядей Васей откомандировали за рыбой для ухи. Дядя Вася родом из этих мест. С детства рыбачил на Федуловке. Он устроился на обрывистом берегу, над плёсом и на поплавочную удочку на червячка стал бойко подлавливать окуньков-матросиков. Я решил пройтись по берегу, присмотреться, поискать перспективные места для трофейной рыбалки.
Пробираюсь в овражке через прибрежные заросли, и вижу картинку: берега раздвигаются в стороны, образуя неглубокий омуток с нависающими кустами и прибрежными водорослями. Пятиметровым телескопом можно дотянуться до противоположного берега. Вообще-то летний жаркий день, а здесь в овражке, в зарослях кустарника – свежо и сыро…
Стою тихонько, разглядываю дно омутка сквозь кристальные струйки. Красота! Но признаков присутствия рыбы не вижу. Ловлю на лету какую-то букашку и пускаю её по течению. Как только отплыла она от меня на пару метров, от тени нависающих над водой веток отделяется тёмный силуэт, движется наперерез добыче, и, сверкнув ярко-красными плавниками, хватает её с поверхности, только круги по воде разошлись. Ага, думаю, голавлики здесь есть, вот на них-то я и поохочусь! Выбрался из овражка на поляну, наловил кузнечиков, снял с лески поплавок и грузило, оставил только крючок.
Спускаюсь обратно к омутку, и пускаю кузнечика на крючке тем же маршрутом по струйке. Но поклёвки нет почему-то. Может, пока я наживку добывал, стайка ушла? Присмотрелся – нет, здесь они! Вон самый крупный – вожак, наверно с полкилограмма потянет. А вон его компания - несколько голавликов ходят косячком следом за ним вдоль границы чистой воды и водорослей. Я своим кузнечиком начал их провоцировать. То прямо на головы им подброшу, то по струйке мимо них проведу. А они никак не реагируют.
Может, наживка не та? Достаю из коробка кузнечика, отправляю его в свободное плавание – есть! Соблазнился самый крупный голавль, схватил кузнечика. А того, что на моём крючке только обнюхивает подозрительно, носом снизу тычет, но не берёт.
Вспомнил я тогда, что голавль – рыба зоркая. Если видит на берегу что-то подозрительное – ни за что не поймается. Начинаю маскироваться, сажусь на корточки, прячусь за кустом – нет эффекта, не берёт голавль. Видать, хитрый, сообразил, что на него охотятся.
Пока я соблазнял кузнечиками местных голавлей, в нашем лагере вскипятили чай, и меня позвали к столу. Я закрепил удочку на кусте, оставил кузнечика с крючком плавать по омутку, а сам пошёл чаёвничать. Дядя Вася сидит на бережке довольный – десятка полтора окуньков поймал и чистит их для ухи. Я пока пустой, ловлю на себе ироничные взгляды тёщи. Чувствую, что у неё на языке уже вертится какое-нибудь ехидное замечание, и меня это начинает слегка заводить.
Возвращаюсь примерно через полчаса на своё место со свежими силами. Или, думаю, перехитрю этих голавлей, или пойду искать удачи дальше. Без улова мне возвращаться никак нельзя.
Спускаюсь к омутку, вижу, картина поменялась. Кузнечика моего нет на воде, леска от удочки уходит под острым углом в самые густые заросли у берега. А там и водоросли, и затопленные ветки кустов. Я уже догадываюсь, что произошло. Меня охватывает азарт и тревога. Не оборвать бы снасть, не запутать бы леску! Не ушёл бы, хитрюга!
Но всё обошлось. Достал я его, жирного, мордатого, краснопёрого федуловского голавля!
Понятное дело – пока я маячил на берегу, он ни за что не соблазнился бы на моего кузнечика. А когда я ушёл – не выдержал, бдительность потерял. За что и поплатился.
Сгрёб я свой трофей в охапку и побежал к лагерю. Дядя Вася его почистил и в уху отправил вместе со своими окуньками. В котелке он смотрелся весьма внушительно на фоне полосатых матросиков. И уха на костре получилась жирная, сытная и невероятно вкусная.
Пиши чаще. Рассказ замечательный, слог отличный, читать интересно.+