Эти заметки не являются подробным отчетом о путешествии по северной Монголии, которое состоялось в июле - августе 2010 г. При желании ссылки на таковой можно найти в и-нете, вставив в строку поиска названия ключевых мест. Это скорее впечатления человека неравнодушного к рыбалке о местах, где побывал, о том кого и как ловил. Возможно, они подвигнут кого-либо на повторение подобного мероприятия. "Сдавать точки" не боюсь. Случайные люди туда не попадут. А для хороших - не жалко.
В подсознании любого рыбака явно или не явно заложена мечта попасть на рыбалку в сказочные места, где, во-первых, не ступала нога, ну, хотя бы не человека, а товарища по увлечению и, во-вторых, в идеальном варианте ты должен оказаться там в компании, в которой рыбаков больше нет или их число минимально.
Что касается первого условия, то места такие к счастью еще существуют на нашей планете, проблема одна - попасть туда. И здесь уже возникают трудности с выполнением второго условия. Чаще получается, что в коллективе, способном попадать в любые наперед заданные места, в силу своего опыта, физических, да и финансовых, возможностей, но полностью или в большей своей части равнодушном к рыбалке, комфортных условий для ловли не будет: время похода неоптимальное, все клевые места проходятся с ходу, а стоянки попадают на места, где без разницы, в какую сторону кидать приманку в воду или на берег. И все это объясняется жесткостью сроков и заданным графиком движения. Если же собрать коллектив единомышленников даже из лучших друзей и при 100% дисциплине в команде, внутреннее чувство соперничества не даст тебе расслабится и изменит впечатления от поездки. Все это уже было многократно пройдено.
Получилось так, что основная часть упертых рыбаков из нашей команды не смогла поехать и из 5 человек участников похода таковых осталось двое. При этом баланс сил позволял отстаивать интересы рыбаков, да и это было заранее обговорено. Хотя, время поездки и в этот раз далеко неоптимально для ловли правильных рыб.
Нитка маршрута и способы передвижения:
Новосибирск-Слюдянка (паровоз), Слюдянка-Монды (микроавтобус), пограничный переход (300 м пешком со всем барахлом), Монды - база Серебряный берег на берегу оз. Хубсугул - стойбище на р. Ноен-Гол (УАЗ "санитарка"), стойбище на р. Ноен-Гол - р. Дзалу-Ур-Гол (сами пешком, шмотки на лошадях), р. Дзалу-Ур-Гол, р. Ур-Гол до устья р. Эгийн Гол (сплав на моторном катамаране, мотор заводили только в конце сплава, когда время поджимало), устье р. Эгийн Гол - г. Мурен - порт Хатгал на оз. Хубсугул (УАЗ "санитарка"), 120 км по озеру Хубсугул до устья р. Ноен-Гол (на катамаране под мотором), устье р. Ноен-Гол - пограничный переход Монды (УАЗ "санитарка"), Монды - Иркутск (микроавтобус).
Хвала всевидящему Интернету и всеслышащей сотовой связи! Начальные этапы путешествия были состыкованы заранее, находясь в Новосибирске. В Слюдянке нас встречал микроавтобус, с монгольской стороны границы ждал УАЗ с водителем по имени Батувшин.
Дальше начиналась неопределенность. Было запланировано несколько вариантов маршрута, в зависимости от обстоятельств, которые можно было прояснить только на месте. Идеальный вариант - с берега озера Хубсугул, наняв лошадей, уходим в верховья реки Ур-гол (90 км), сплавляемся по ней до устья р. Эгийн Гол, оттуда уезжаем на южную оконечность Хубсугула, проходим по озеру на моторе и выход назад через Монды. Менее желанный вариант - сначала на моторе по озеру до южной его оконечности, затем заезжаем на реку Ур-Гол в районе устья р. Эгийн Гол, оттуда сплав до моста через Селенгу в районе Эрденета (около 350 км), выезд из Монголии через Наушки. Снаряжение позволяло осуществить оба варианта.
Видимо, Духов озера Хубсугул мы не сильно напрягли, и Они позволили нам осуществить идеальный вариант. При этом пришлось тащить в верховья Ур-Гола дюраль для катамарана, и 40 литров бензина, которые, в принципе там были не нужны, но, во-первых, не на себе, а во-вторых - сэкономили время на стройке и передвижении в нижней части реки, да и свой российский 92 бензин вызывает большее доверие, чем монгольский. Кстати замечу, что на весь поход нам хватило одной канистры, вторую мы презентовали Батувшину - водителю УАЗа, который нас возил в районе Мондов.
На базе Серебряный ручей, куда нас привез УАЗ, и с хозяйкой, которой мы связывались из Новосибирска, выяснилось, что Батжаргал - тесть водителя УАЗа, известная в этих краях личность (в свое время он был егерем национального парка) - является держателем лошадей и живет в 40 км от Ханха. Дальнейшие переговоры мы уже вели за обедом с водителем УАЗа. Посредничество российской стороны в лице хозяйки турбазы, привело к тому, что цена за лошадей явно превышала тариф местный жителей, но нас устраивала.
Вообще пресс российского бизнеса на северный берег Хубсугула приводит к тому, что ценник становится конским, а сервис русским. На южном берегу пока все более-менее адекватно.
В тот же вечер мы уже были во владениях гостеприимного Батжаргала, который презентовал нам козлиную ногу для шурпы, которая и была немедленно приготовлена. После ужина были разговоры за традиционным монгольским чаем с молоком. В рационе монголов почти нет сладкого, поэтому конфеты и печенье, выставленные с нашей стороной имели успех особенно у детского и женского населения стойбища. За один такой вечер общения узнаешь о стране и ее людях больше, чем за месяцы ковыряния в ин-те.
Следующее утро развеяло еще один миф о необязательности монголов в отношении времени. Уже в предрассветном тумане Батжаргал с помощником собирали и седлали лошадей, а в 9 утра наш караван уже тронулся в путь вверх по реке Ноён-Гол. Предстояла пройти около 90 км в основном по верховой тундре на высоте около 2000 метров. Весь путь занял 2,5 дня и сам по себе явился украшением и разнообразием маршрута. Мы пересекали многочисленные речки, в водах которых хариус был точно (на блесну было выловлено несколько экземпляров на ночных стоянках, причем, их средний вес был около 0,8 кг). Места хороши для нахлыста, напрочь отсутствует растительность по берегам, перспективный рельеф русла: плес - перекат. По понятным причинам времени (да и сил) на рыбалку было немного - все-таки основная цель - Ур-Гол.
Место сборки катамарана было на правом притоке Ур-Гола реке Дзалу-Ур-Гол. Река небольшая, течение быстрое, часто разбивается на протоки. На той части реки, которую мы проходили сплавом, плесы и ямы практически отсутствуют. Ловился только некрупный ленок весом около, а скорее до 1 кг.
Cплав до большой воды Ур-Гола был геморройный - частые проводки по мелководью тяжело груженой посудины. Ну, вот наконец-то большая вода! Кто - греть пузо на отмели, а кто - за спиннинги. Первые полчаса рыбалки почти разочаровали, клевал лишь некрупный ленок, хариуса не было вовсе, но и ехали сюда не за ним. И хоть наивна была мысль сразу зацепить что-либо крупное, все равно она сидит в тебе на бессознательном уровне. И задавить ее полностью, тем более в таком месте, невозможно.
Стало ясно главное - перефразируя классиков - рыба в реке есть и рыбы немало.
Не стану описывать дальнейшие события в хронологическом порядке. Главное, что Рыбалка на Ур-Голе состоялась - было достигнуто ощущение гармонии с окружающим миром, людьми и собственными ожиданиями. Было и время не торопясь походить вдоль реки, наслаждаясь нетронутой природой и облавливая понравившиеся места.
Ловил на спиннинг, блесна - в основном вращалки 3-4 номеров, более мелкие - смысла не имеют, более крупные парусят (особенно при ветре) уменьшая точность заброса. Раскраска также особого значения не имела. Колебалки тоже работали неплохо любых размеров и цветов. При ловле с катамарана во время движения предпочтение отдавал вращалкам, т.к. проводку колебалок, особенно тяжелых сложнее контролировать.
Трофейных экземпляров "за 20" поймано не было. Всего было поднято 11 штук. В основном попадались таймешки около 8 кг. Была пару "за 10" и один около 15. Сразу скажу все веса оценочные, весы с собой не брали, измеряли длину и обхват "талии" в районе передних плавников.
Ленки так же размерами не баловали - в основном от 1 кг до 1,5. Один был в районе "трешки". Кулинарному беспределу подвергались ленки и хариусы. Хариуса в это время в Ур-Голе очень немного.
Вообще же Ур-Гол по "рыбной" классификации можно отнести даже не к ленково-тайменным, а к тайменным и это исходя не из количественного соотношения в улове тех и других, а по их поведению в реке.
В подавляющем большинстве случаев таймень брал блесну сразу, как только та попадала в воду и было полное ощущение "мертвого" зацепа. Такое впечатление, что он полностью контролирует не только пространство под водой, но и над ней. Видит блесну в полете и подходит к месту ее падения. Причем это происходило как на глубоких плесах, так и на относительно мелких поливах перед перекатами. (Подобным образом вели себя ленки около берега на Балык-Тыг-Хеме). Ленки же всегда "паслись" по краям ям, за камнями и выскакивали на блесну из-за укрытия при проводке.
По этой причине наиболее результативными в плане поимки тайменя были забросы вперед по ходу движения катамарана. При безупречной прозрачности воды большая посудина не то чтобы пугала тайменя, но настораживала его. Поэтому при сплаве большой компанией из нескольких посудин несомненное преимущество имеет та, что идет первой.
Довольно быстро после начала сплава по Ур-Голу я поймал себя на ощущении, которого до этого не было ни на одной реке, даже на Камчатке, а именно, каждый заброс может увенчаться поимкой крупной рыбы и это существенно добавляло остроты в процесс рыбалки.
Отдельно хотелось бы остановиться на ночной рыбалке на мыша. Это особое "кун-фу", по остроте ощущений, с которым вряд ли, что может сравниться. Поэтому поиск места для каждой ночевки подразумевал наличие соответствующих условий: присутствие обширного плеса, а еще лучше ямы с удобными подходами. Увы, даже не смотря на острое желание остановиться в правильном месте, получалось это далеко не всегда, и заветное место находилось через километр после утреннего старта. Тем не менее, два раза удалось остановиться в местах близких к идеальному, а одно место было просто супер.
Каждый раз на ночной рыбалке я был в одиночестве. Остальные члены коллектива, относящие себя к рыбакам, не находили сил оторваться от приятного общения с карифанами у костра под гитару, и их можно понять - такое тоже случается не часто.
Выдвигался на место лова после заката солнца, но еще засветло. Начинал лов на блесны. С наступлением сумерек ленок начинал действовать более активно, может быть, сказывалось отсутствие в данном месте "хозяина". С приходом темноты клев на блесны затихал и я ставил мышь. Особого значения форма мыши не играла. Ловилось и на заводские короткошерстные экземпляры и на самодельные с шубкой из норки или нутрии. Главное, чтобы они держались на воде или несильно заглублялись.
Почти в полной темноте можно только угадать направление заброса по неясным контурам противоположного берега, а силу броска по мускульной памяти рук. Заброс. К журчанию воды и шороху листьев добавляется свист от кончика спиннинга и шелест шнура, уходящего с катушки. Шлепок о воду, надо выбрать слабину шнура и держать мышь немного внатяг, чтобы течение не притопило ее. Через шнур чувствуешь, как мышь проходит конец быстротока и попадает на самый край ямы. Здесь уже сам напрягаешься по полной. Еще мгновение и сначала раздается резкий всплеск оттуда, где должна находиться мышь, а затем и удар по шнуру - поклевка!
Сколько ни жди этого момента, а он всегда будет полной неожиданностью, да еще помноженной на несовсем комфортные ощущения человека, оказавшегося в одиночестве в темноте незнакомого мира. Вот и мгновения борьбы с неизвестным соперником. Неизвестным до тех пор, пока ты не подтянул его к берегу и не осветил лучом фонарика. Процесс не форсируешь, чтобы утомить рыбину и не дать ей возможности сильно биться о прибрежные камни. Ленок! Некрупный около 1,5 кг, но какой боец! Осторожно с помощью карцангового зажима освобождаю его от крючков и отпускаю в воду.
Есть время перевести дух и подумать о том, что именно об этом мечтал в глухозимье, сидя над сто пятой "неработающей" лункой обского водохранилища, и за этим ехал за тридевять земель. И еще много, о чем можно было бы подумать, и даже можно было бы закурить, если бы не бросил 30 лет назад, но неутоляемый зуд снова зовет к действиям. Заброс, проводка, заброс, проводка, поклевка...
С одного места достаю уже 12-го ленка, все практически одинаковые, закрадывается обоснованное предположение, что не все они побывали на берегу по одному разу. Усталость и желание присоединиться к компании у костра берут свое. Сворачиваю спиннинг и иду в лагерь. Рюмка чаю под гитару и спать. Завтра будут новые впечатления, надо быть к ним готовым. Засыпаешь с тянущей болью в правом локте и нервными подергиваниями левой кисти... Завтра снова в бой..., тьфу ты, в путь.
Почему-то эта рыбалка осталась в памяти как наиболее яркое впечатление, хотя были в этом походе и другие не менее удачные ночные рыбалки на мыша и даже с поимкой тайменя в огромной яме под скалой. Таймень, как и полагается хозяину, взял мыша на первой проводке. Сколько длилось вываживание даже оценить не могу, как будто это происходило в другом измерении. Хорошо, что место было выбрано правильно, пологий галечный берег позволил аккуратно вытащить рыбину на берег, как по пандусу. Измерительных инструментов с собой никаких, измерил добычу в "попугаях" - в карцанговых зажимах. Утренний пересчет дал величину 125 см. После нескольких очередных забросов на той же яме взял ленок около "трешки".
Подошел к концу сплав по Ур-Голу. В намеченном месте окончания сплава на разных берегах живут несколько монгольских семей. Попытки выяснить ситуацию с транспортом привели к тому, что мы закупили половину барана, 3 литра коровьей водки, айрана (кефира), молоко и курт дали в придачу. Но выяснили, что на противоположной стороне реки находится некто, хорошо говорящий по-русски. Им оказался монгол из Улан-Батора, который со своей семьей приехал на пикник на берег Ур-Гола (почти по-русски - 700 верст не круг). Семья была неплохо упакована и передвигалась на несильно древнем крузаке. Выяснилось, что у них заболел маленький ребенок, и что они сейчас сворачиваются и уезжают в ближайший райцентр. Монгол очень прилично говорил по-русски. Они согласились довезти нашего капитана до райцентра и там помочь нанять машину.
Если бы не стечение всех этих обстоятельств, то, скорее всего, поездка по Хубсугулу обломилась бы. И пришлось бы нам сплавляться еще 350 км в сторону Эрденета.
А так, не слишком ранним, но, несомненно, прекрасным утром, к нашей стоянке подкатил капитан на УАЗе санитарке. Отягощенные изрядным количеством приготовленного накануне плова, мы неспешно собрались и погрузились в машину. Мы подозревали, что путь предстоит неблизкий, но реальность оказалась еще круче. Почти 18 часов движения по пересеченной местности сначала до областного центра Мурен, а затем и до Хатгала. При этом в Мурене нас ждал ряд приключений, описать которые стоит отдельно, но не здесь. Отмечу только, что, несмотря на то, что монголы в большинстве своем наивны и доверчивы как дети, настучать на иностранцев для них первое дело, т.к. в случае выявления нарушения они имеют с этого свою долю. Второе, не пренебрегайте требованиями закона той страны, где находитесь. Мы имели минимальный конфликт с законом, оцененным штрафом в 250 руб. на всех. Конфликт заключался в том, что у нас не имелось разрешения на рыбалку в пределах сомона (района), который мы пересекали сплавом. А такое разрешение надо получать в каждом сомоне. Это довольно хлопотно, т.к. надо ехать в центр конкретного сомона и кого-то там найти для получения разрешения. При этом в глубинке они понимают по-русски примерно так же, как мы по-монгольски. В Мурене же мы довольно сносно общались по-русски с представителями власти, и по-английски с полицейскими.
Высаживались мы в районе Хатгала в 4 часа ночи под проливным дождем. УАЗ со смертельно уставшим водилой и двумя его родственниками тут же уехал куда-то в ночь (беременная жена и свояк, которых он взял для безопасности?? (сумма, которую мы ему заплатили, для них баснословна - размер оплаты следствие дороговизны бензина в Монголии)).
Но где наша не валялась. У всех фонарики на лбу. Двое держат тент, трое ставят палатку. Через пять минут лагерь стоит и мы, накрывшись тентом, наливаем по первой за прибытие. Только опрокинули, как дождь стих и через минуту кончился совсем. Мы рухнули спать. Утром проснулись в совершенно чудном месте на берегу реки Эгийн-Гол, вытекающей из озера Хубсугул, в окружении краснокнижных журавлей. Птицы в Монголии людей совсем не боятся. Они на них не охотятся. Зачем? Мясо всегда под рукой - они же все скотоводы. По этой же причине они и рыбу не ловят, хотя едят с удовольствием. А сказки про переселение монгольских душ в рыбу - это для слабонервных. Кстати патрон под нарезное оружие стоит там столько же, сколько бутылка водки - бешенные деньги для простого монгола. Поэтому охотятся они всегда толпой, на крупного зверя и бьют только наверняка.
Перебрались на берег озера и собрали катамаран. Но отчалить в тот день не получилось. Очень бодрый ветер дул навстречу.
Вышли на следующий день по совершенно чудной погоде. Озеро Хубсугул уникально во всех отношениях. В отличие от своего старшего брата Байкала на его берегах нет ничего, что могло бы его загрязнить. К сожалению, полноценно порыбачить во время прохождения Хубсугула не получилось. С утра до темноты под мотором 110 км за два дня.
В устье р. Ноен-Гол устроили дневку. Мы заранее уговорились с Батжаргалом еще при заброске на Ур-гол, что его зять Батувшин приедет сюда за нами и увезет к границе. Готовили баранину во всех видах в дополнение к поднадоевшей уже рыбе. Ходил со спиннингом вдоль двухкилометрового пляжа. Эдакая местная Копакабана, только абсолютно безлюдная. Ловились ленки приличного размера (около 1,5 кг) совершенно особой расцветки. Очень светлые по сравнению с теми, которых где-либо приходилось видеть. На ночь поставили пару поставков на налима. Насадка - внутренности ленков. Утром поехали проверять. На одном кто-то сидел приличный. От дна подняли, но при вываживании оторвал поводок 0,4. На том рыбалка и закончилась. Приехал Батувшин - загрузились и через сувенирный магазин в Ханхе - на границу. По дороге к границе вызвали микроавтобус из Слюдянки. Границу проскочили моментально (меньше часа). Через час подъехал микроавтобус и в путь до Иркутска. По дороге водитель подсказал, у кого в Култуке можно затарится качественным омулем и сигом - с этими сувенирами и приехали домой.
После хорошего похода на некоторое время возникает состояние сродни катарсису, когда, закрыв глаза, оказываешься сразу во всех точках пройденного маршрута одновременно. И хочется снова и снова вернуться в это состояние.
Но для этого надо затевать новое путешествие....
Фотографии: Некрасов Дмитрий, Насибулов Андрей
http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=341&t=103582 Пойду сейчас прогуляться вокруг Тайваня. Бесклевье на ОВХ не страшно после катарсиса ваших статей. Спасибо за мечту! Буду бурить лунки и мечтать о реке Ур-гол- ванне, полной тайменей. О Хубсугуле, где рыбу ловят руками.
http://www.hubsugul.ru/article.php?id=33&c=1
А чо за хозяйка на "Серебрянном берегу"?
А как же г-н Донской?
Не при делах уже?
Хозяйка в смысле "на хозяйстве"
to rewqa
а это наше около рыболовное путешествие в Монголию 2009 года:
http://forum.awd.ru/viewtopic.php?p=1089096#p1089096
да и это оттуда же: http://www.fishingsib.ru/photo/section1/59594/
Хорошо и увлекательно читается! СПАСИБО!!!
И ребята адекватные и бережливые к природе: брали в меру, а не набивали бочки рыбой...
Мужики пишут, что завидуют, а мне что написать(какой я лох) ?
Молодец. Напиши тогда и про 2009г
Примечательно то, что дал это прочитать отцу ( который рыбачил последний раз в детстве)
и никак не ожидал услышать от него "Блин сынок а может ты меня спиннингу научишь , да мы то же рванем ?!"