ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Управление экономики, имущественных отношений и перспективного
развития Федерального агентства по рыболовству
Начальник Управления – Крылов Станислав Игоревич
Москва, март 2011 года 2.
ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации
«Развитие рыбохозяйственного комплекса»
Ответственный
исполнитель
- Федеральное агентство по рыболовству
Соисполнитель - Федеральная служба безопасности
Российской Федерации
Подпрограммы - Подпрограмма №1 «Сохранение и воспроизводство водных
биоресурсов»
Подпрограмма №2 «Аквакультура»
Подпрограмма №3 «Организация рыболовства»
Подпрограмма №4 «Обновление материально-технической базы»
Подпрограмма №5 «Обеспечивающая деятельность»
Подпрограмма №6 «Научная и инновационная деятельность»
Подпрограмма №7 «Сопутствующая деятельность»
Подпрограмма №8 «Обеспечение создания условий для
реализации государственной программы»
Программно-
целевые
инструменты
- Федеральная целевая программа «Повышение эффективности
использования и развитие ресурсного потенциала
рыбохозяйственного комплекса в 2009-2017 годах»
Цели - 1. Сохранение, воспроизводство и рациональное
использование водных биологических ресурсов
2. Переход рыбохозяйственного комплекса от экспортно-
сырьевого типа к инновационному типу развития
Задачи - 1. Развитие воспроизводства, аквакультуры, мелиорации и
повышение эффективности использования водных
биологических ресурсов
2. Сохранение водных биологических ресурсов и среды их
обитания, (создание рыбоохранных зон и
рыбохозяйственных заповедных зон)
3. Техническое перевооружение и модернизация
действующих рыбоперерабатывающих мощностей,
строительство и модернизация современного
рыбопромыслового флота, восстановление и 7.
обновление аварийно-спасательного и другого
вспомогательного флота
4. Развитие науки и технологий в сфере
рыбохозяйственного комплекса
5. Повышение эффективности государственного
управления в сфере рыбохозяйственного комплекса,
формирование конкурентной институциональной
среды, развитие рынка рыбной продукции
Показатели и
индикаторы
- 1. Объем добычи водных биологических ресурсов, тыс.
тонн
2. Объем производства товарной пищевой рыбной
продукции, включая продукцию улучшеннего
ассортимента, тыс. тонн
3. Среднедушевое потребление населением Российской
Федерации рыбных товаров, кг
Сроки и этапы
реализации
- Государственная программа реализуется
в 2012-2020 годах, контрольный этап реализации
государственной программы – 2015 год
Реализация государственной программы будет проходить в два
этапа:
– первый этап – 2012-2014 годы
– второй этап – 2015-2020 годы
Объемы
бюджетных
ассигнований
- Финансовое обеспечение государственной программы по
базовому варианту (в соответствии с доведенными предельными
объёмами бюджетных ассигнований на текущий 2011 год и на
плановый период 2012-2013 годы) составляет:
– 2011 год – 12 160 614,10 тыс. рублей
– 2012 год – 11 359 960,80 тыс. рублей
– 2013 год – 10 777 214,00 тыс. рублей
Финансовое обеспечение государственной программы по
оптимальному варианту составляет:
– 2011 год – 12 160 614,10 тыс. рублей
– 2012 год – 12 876 452,01 тыс. рублей
– 2013 год – 12 220 045,54 тыс. рублей 8.
– 2014 год – 17 238 561,11 тыс. рублей
– 2015 год – 20 761 379,18 тыс. рублей
– 2016-2020 годы – 76 899 474,99 тыс. рублей
Ожидаемые
результаты
- Обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного
комплекса для удовлетворения растущего спроса населения
Российской Федерации на рыбную продукцию российского
производства
Выход отечественного рыбохозяйственного комплекса на
лидирующие позиции в мировом рыболовстве и обеспечение
устойчивого социально-экономического развития
инновационного типа
Развитие научно-технического потенциала отрасли и выход на
передовые позиции российской рыбохозяйственной науки по
приоритетным направлениям научных исследований
Широкое использование научно-технических достижений
передового отечественного и мирового опыта развития
аквакультуры
Рост объемов производства продукции акваультуры
Расширение интеграции рыбодобывающего и
рыбоперерабатывающего секторов в мировую экономику на
основе их встраивания в глобальные цепочки производства
добавленной стоимости
Обеспечение глобальной конкурентоспособности
рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего секторов за счет
использования инструментов таможенно-тарифной политики,
регулирования внутреннего рынка и привлечения иностранного
(в том числе венчурного) капитала
Рост объемов производства отечественной рыбной продукции с
высокой долей добавленной стоимости
Увеличение среднедушевого потребления отечественной рыбной
продукции в стране
Управление водными биологическими ресурсами на принципах
устойчивости и долгосрочности
Решение проблемы занятости, обеспечение сохранения и
создания новых рабочих мест, создание условий устойчивого
социально-экономического развития 9.
Активное участие в международных институтах сотрудничества
и поддержка российских рыбохозяйственных компаний на
внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций
российских компаний, при соблюдении норм международного
права и обязательств Российской Федерации
Защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его
прав в зарубежных странах 10.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО
КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I.1. Текущее состояние
Освоение пространств и ресурсов Мирового океана является одним из
главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии.
Сущностью национальной политики ведущих морских держав и
большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем станет
самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового
океана, а также неизбежное соперничество в этой области.
Состояние и тенденции развития мирового рыбного хозяйства в
настоящее время характеризуются усилением соперничества среди стран,
осуществляющих рыболовство, за право использования водных
биологических ресурсов (водные биоресурсы, ВБР), особенно наиболее
ценных видов рыб, ракообразных и моллюсков, а также за рынки сбыта
рыбопродукции.
Многие страны рассматривают рыбное хозяйство как компонент
стратегического значения, обеспечивающий безопасность, заселенность
отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическое развитие.
В этой связи большинством государств с протяженной береговой линией
проводится протекционистская политика по отношению к рыболовству и
рыбоводству и созданию такого правового поля, которое бы позволяло
национальному рыбному хозяйству эффективно функционировать и быть
защищенным от внешней конкуренции.
Исторически Россия является ведущей морской державой исходя из ее
пространственных и географических особенностей, места и роли в
глобальных и региональных международных отношениях.
Российский рыбохозяйственный комплекс (РХК) является комплексным
сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности – от
прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли
продукцией из водных биоресурсов в стране и за рубежом.
Правительством Российской Федерации заключены
межгосударственные соглашения об организации промысла ВБР в 11.
исключительных экономических зонах иностранных государств, районах
действия международных конвенций по рыболовству и исключительной
экономической зоне Российской Федерации.
В РХК осуществляют деятельность более 5 тыс. организаций различных
форм собственности. В экономике рыбохозяйственный комплекс играет
важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической
продукции.
Организации РХК являются градообразующими во многих приморских
регионах страны и обеспечивают занятость населения. Особое значение это
имеет для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где добыча водных
биоресурсов является основным источником обеспечения жизнедеятельности
населения, в том числе коренных малочисленных народов.
Сырьевая база РХК имеет ряд особенностей, связанных с подвижностью
ВБР, сезонностью промысла, трудностью прогнозирования запасов водных
биологических ресурсов и определения рациональной доли их изъятия без
ущерба для воспроизводства. Изучение, добыча, сохранение и
воспроизводство водных биологических ресурсов обеспечиваются
специализированными научными, рыбопромысловыми, рыбоохранными
организациями с использованием специализированных судов и объектов
воспроизводства рыбных запасов.
В 2010 году рыбная отрасль продолжила работу в новых условиях,
сформированных в 2008-2009 годах. Практически достигнут уровень уловов
2000 года (4 млн. тонн), что выше уровня предыдущего «лососевого» года на
5,8% и самого кризисного в новейшей истории отрасли 2004 года на 39%.
Объем производства товарной пищевой рыбной продукции составил 4,6
млн. тонн (рост к уровню 2009 году составил 1,5%).
Объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы
Российской Федерации (в том числе по экспорту) в 2010 году составил 1,6
млн. тонн, что на 0,3 млн. тонн (19,8 %) больше значений 2009 года.
Импорт рыбной продукции увеличился на 3,8 % и составил около 1 млн.
тонн. При этом в условиях стабильного роста экспорта рыбной продукции
объем импортных поставок традиционно значительно ниже и имеет более
низкие темпы роста, а в отдельные годы происходило его снижение.
В то же время благодаря устойчивому развитию отечественного
рыбохозяйственного комплекса по предварительным экспертным оценкам 12.
доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке за
2010 год составила порядка 77,5 %.
По данным Федеральной службы государственной статистики (даее –
Росстат) потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения за 2009 год
определено в количестве 15 кг. При этом в ряде субъектов Российской
Федерации, и в первую очередь в прибрежных, этот показатель значительно
выше (Сахалинская область – 34 кг, Камчатский край – 30 кг, Тюменская
область – 21 кг).
Индекс производства по виду экономической деятельности
«Рыболовство» в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 98,5%, в
декабре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года значение
показателя составило 159,8%.
Оборот организаций рыболовства и рыбоводства в 2010 году составил
108,3 млрд. рублей (рост к аналогичному периоду предыдущего года
составил 6,1%).
В 2010 году сальдированный финансовый результат по виду
экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство» в действующих
ценах составил 11,5 млрд. рублей, что на 15,6% больше, чем в 2009 году, и в
18,7 раза больше уровня 2008 года. При этом доля организаций в рыбной
отрасли, получивших прибыль, увеличилась до 76,9% (66,5% в 2008 и 74%
2009 годах, соответственно).
Индекс физического объема валовой добавленной стоимости по виду
экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство» в постоянных
ценах 2010 года составил за 2010 год 103,3% к предыдущему году.
Среднемесячная зарплата (без выплат социального характера) за 2010
год по виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство»
составила 28 405 рублей, превысив на 4,9% ее размер за предыдущий год и
на 25% общероссийский уровень.
Согласно официальным данным Росстата индекс потребительских цен
на продовольственные товары за 2010 год составил 112,9%. При этом рост
потребительских цен на рыбу и морепродукты составил 4,8%. Росту цен на
рыбу и рыбопродукцию в конце 2010 года способствовал рост цен на рыбу
мороженную разделанную лососевых пород и икру лососевых рыб на 2,3-
2,4%. 13.
Таким образом, в 2010 году темп роста потребительских цен на рыбу и
морепродукты замедлился в 2,2 раза по сравнению с 2009 годом, а в рейтинге
по росту цен среди 11 основных продовольственных товаров рыба и
морепродукты заняли предпоследнее место.
Доля рыбопродуктов в структуре потребительских расходов населения
для расчета индекса потребительских цен в 2010 году составила 1,9% от всех
товаров и услуг против 1,8% в 2008-2009 годах.
В структуре стоимости минимального набора продуктов питания в 2010
году в расчете на одного человека стоимость рыбопродуктов составила 3,7%
против 4,5% в 2009 году.
Согласно официальной статистической информации Росстата на начало
2011 года в оптовом звене находилось 34,4 тыс. тонн рыбы и продуктов
рыбных переработанных и 17,5 млн. условных банок рыбных консервов (для
сравнения: запасы мяса и колбасных изделий составили 62,3 тыс. тонн,
мясных консервов – 14,7 млн. условных банок, муки, крупы и макаронных
изделий – 38,2, 48,6 и 10,9 тыс. тонн, соответственно).
Значительно увеличились запасы рыбы и морепродуктов в рознице, их
обеспеченность составила 13 дней торговли (против 8 дней по мясу и
мясопродуктам).
Принятие в 2004 году Федерального закона от 20 декабря 2004 года
№166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
(далее – Закон о рыболовстве) и его последующее совершенствование,
закрепили и обеспечили соблюдение и успешную реализацию основных
принципов государственной политики в области рыболовства и сохранения
водных биоресурсов.
I.2. Основные проблемы
Основными проблемами, препятствующими эфф
http://fish.gov.ru/lawbase/DocLib/Проекты%20нормативно-правовых%20актов.aspx
смотреть за 23.03.2011 год