Перволедье – это первые недели становления льда, когда он еще довольно тонок, но уже в состоянии выдержать вес рыболова. Этот период зимней ловли считается самым добычливым. Столько рыбы, как в перволедье очень сложно поймать в зимний период, а в глухозимье, практически невозможно.
Несмотря на то, что рыба в это время довольно пуглива, наживку она берет довольно охотно, даже жадно. Вода по первому льду очень прозрачна, но и этот фактор не мешает рыболовам ведрами таскать добычу, радуя тем самым своих домашних, и не только кошек… Объяснить это можно тем, что рыба после становления льда начинает самым активным образом питаться всем, что попадется ей на глаза, дабы набрать немного жира на зиму, без разбора кидаясь на мальков, на блесны, мормышки и пр...
В этой связи вспоминаю пару случаев, произошедших со мной по первому льду на Сахалине.
Один из них произошел на озере Аинском в Томаринском районе. Многие сахалинцы знают, что раньше это озеро было богато тайменем. Особенно успешной была рыбалка поздней осенью и в начале зимы по перволедью. Самые заядлые и нетерпеливые рыбаки стремились ухватить адреналину именно в этот период. Заранее приезжали на озеро, иногда ждали появления самого первого, но очень ненадежного льда, несколько дней.
Я не причисляю себя к такой категории “раненых” рыбаков, считаю, что здоровье и безопастность на льду в этот период гораздо важнее, чем самая дорогая рыба. Обычно, мы выбирались с друзьями на уже устойчивый лед для рыбалки. Не помню уже по какой причине мы в этот раз собрались раньше обычного, очевидно, среди моих друзей кто-то оказался очень “больным” рыбаком. К тому же мне позвонил егерь с этого озера, которое входило в состав приписного участка Томаринского общества охотников и рыболовов. Егерь сообщил, что лед вскоре встанет, уже много приехало рыбаков-тамешатников со всего юга острова.
С двумя своими друзьми я быстренько собрался, вот мы уже мчимся на моей “Ниве” в сторону Красногорска. Заезжаем к егерю - Олегу, спрашиваем его, где лучше остановиться для рыбалки. Получив исчерпывающие рекомендации, (Олег с нами отказался ехать...), через полчаса мы уже подьезжаем к озеру. “Мама Родная”, похоже, что здесь собрались все сахалинские рыбаки, кого тут только нет. Со многими я уже знаком, так как являлся председателем охот-рыболов общества. Мы кое-как нашли свободное место у одного из заездов к берегу и начали располагаться. Кругом устроились уже другие рыбаки, стояли палатки, кое-где горели костры, мужики ждали своего праздника. Действительно, я первый раз увидел такое количество “наркоманов” от рыбалки на этом озере.
Надежной палатки у нас с собой не было, решили, что двое переночуют прямо в машине, а я решил устроиться на свежем воздухе. В тот период я занимался охотой и имел олений спальник, привезенный с Камчатки. Уже несколько раз мне приходилось в нем спать прямо на снегу в приличный мороз, настолько спальник был теплым. Я накидал на снег еловых веток, соорудил на случай снега примитивный навес и забрался в свое экзотическое жилище. Под самое утро просыпаюсь, ощущение такое, как будто меня укрыли тяжелым одеялом. Кроме этого слышу под самым ухом журчание ручейка. Ничего не могу понять, с трудом приподнимаюсь...
Вот это номер! Меня завалило ночью толстым слоем снега, и рядом с моей головой один из друзей стоит с растегнутой ширинкой и “журчит”. Он даже испугался, когда я показался из под снега, как “Етти”... Вот было хохоту...
За ночь, действительно, навалило прилично снега, кругом суетились мужики, самые нетерпеливые уже собрались на лед. Мы решили не торопиться, перекусить вначале, понаблюдать за “первопроходцами”, если лед держит, то тоже будем выходить сегодня. Пока готовили завтрак, один из нашей компании уже убедился, что несколько человек на лыжах вышли на лед и продвигаются к середине озера. Пока мы собирались, много рыбаков прошли в сторону берега, нужно было видеть нашего “раненого” компаньона, это действительно, больной человек. Наконец, мы тоже полностью готовы к выходу: у всех широкие лыжи, есть длинная веревка, запас сухой одежды в рюкзаках, один бур и одна пешня, чтобы проверять крепость льда.
У самого берега растет камыш, кое-кто уже провалился, находим место, где набросаны ветки на лед, здесь надежнее всего выходить на лед. Обычно, самый ненадежный лед, не считая полыньи, это возле берега, где растет трава и осока. Пробуем лед, его толщина примерно 4-5 см, этого вполне достаточно, если идешь на лыжах. Но видим много рыбаков, кто идет по льду пешком, на многих надеты сверху одежды костюмы АЗЛК. Довольно удобная вещь в этот период, если и провалишься ненароком, то можешь остаться сухим, так как штаны предохраняют примерно 2/3 нижней части тела от попадания воды.
Пока идем по тропинке, лед поскрипывает, иногда громко трещит, пуская трещины. Вдрагиваешь, останавливаешься, но через несколько секунд идешь дальше. Первым у нас идет самый легкий по весу, за ним тянется длинная веревка. Если он “ухнет” под лед, мы его выдерним из ледяной купели. Через полчаса страх совершенно проходит, осматриваемся, пока никто из рыбаков не провалился и никому не требуется оперативная помощь. Значит, идем еще немного дальше, так как в этой стороне озера его глубина незначительная на расстоянии 150-200 метров от берега и не превышает 1-2 метра.
Осматриваемся, вроде бы можно начинать здесь, основная масса рыбаков уже распределилась по озеру. Готовим по 2-3 лунки, вначале придется немного пошуметь, рыба все равно должна подойти, заметив наши обманки. Предполагаем не только блеснить, но и попробовать на тампоны, которые мы навязали из горбушевой икры еще дома. В озере много красноперки и кунджи, такая рыба больше предпочитает именно эту “вкуснятину”.
Наконец, снасти запущены под лед, рыбалка началась... Теперь можно и слегка “употребить”, за “Удачу”, чтобы позже не отвлекаться. Только опустил поплавочную удочку на тампон, поплавок почти сразу же вздрогнул и исчез под водой. Подсечка, это первая кунжичка у меня. “Продвинутый” рыбак из нашей компании уже выхватил пару, наш третий компаньон вскоре тоже поймал крупную красноперку. Такое начало рыбалки вдохновляет, разумеется, но хочется солидной поклевки. Тем более, что слышим неподалеку восторженные крики и поздравления удачливому рыболову. Все ясно, кто-то уже отличился и выхватил “рябого”.
Я поменял свою блесну на “махалке”, выбор у меня не очень большой, так как я не “тащусь” эт этого “железа”. Но иногда мои друзья мне дарили кое-что из своих богатых рыбацких запасов. В то время среди нашей братии были очень популярны самопальный блесны из волноводов, а материал этот у меня был в наличии, так как я работал на станции космической связи, и волноводы у нас имелись в ЗИПе. “Кулибины” изготовляли специальные пуансоны и выдавливали из этого материала уловистые блесны любой конфигурации. Естественно, мне тоже причиталось из каждой партии одна блесенка...
Блесна была примерно 8-10 см длины, изготовлена из специального сплава посеребренного с одной стороны. Имела вытянутую форму и показывала хорошую игру имеено в стоячей воде, была относительно легкой. Я слегка поддергивал блесну, не особенно надеясь на успех, выбор блесен у вдохновителя сегодняшней рыбалки был значительно солиднее и разнообразней.
Неожиданно блесна как бы за что-то зацепилась на дне, я потянул сильнее. Мою удочку чуть не выдернула какая-то неведомая сила из рук. Удильник очень сильно изогнулся, я попытался сбросить леску с катушки... Но было уже поздно, леска ослабла, и я спокойно вытащил свою блесну наверх. Все понятно, на мою блесенку позарился таймень, но удача на этот раз была не на моей стороне. Проперся, одним словом... Друзья заметили мои телодвижения, я рассказал про поклевку подробне. Вы бы видели в этот момент нашего таймешатника...
Он начал так эмоционально переживать, давать какие-то практические советы, на него было жалко смотреть, как-будто не у меня, а у него сошел крупняк. Пришлось его успокаивать, только после выпитой рюмашки наш друг смог успокоиться. Не заметили, как подошло время к обеду. Клевало не сказать чтобы уж очень, но общими усилиями мы поймали несколько десятков кунджи и красноперки. “Рябой” больше не порадовал нас своей поклевкой, хотя неподалеку еще несколько удачливых рыбаков праздновали открытие сезона именно таким трофеем. Напомню, что в начале 80 годов не было запрета вылова спортивными снастями этой реликтовой рыбы.
Появилось солнце, стало довольно тепло, мы перекусили слегка, и я вновь подошел к своим удочкам. Только уселся на стульчик, увидел неподалеку от берега двух мужиков, которые тащили за собой детские санки, на которых лежал человек. Мы ничего не поняли сразу, только вечером наши соседи рассказали, что один из рыбаков провалился в полынью и у него случился инфаркт от переохлаждения и полученного стресса. Сердце не выдержало, рыбак “крякнул”, вот ведь как бывает... Не рассчитал свои возможности, уж очень захотелось, наверное, побывать на рыбалке.
Я сбросил куртку и решил перейти к крайней лунке. Вял с собой стульчик, начал садиться на него, и ничего не понял. Раздался треск, я вместе со стулом начинаю проваливаться под лед. Под лучами солнца лед потерял свою прочность, кроме этого я непредусмотрительно пробурил еще пару лунок поблизости от старых. Вот, поэтому и получил ситуацию. Сразу же промок по пояс, начал барахтаться в ледяном крошеве, мои друзья сразу же пришли на помошь. Без суетни бросили мне веревку, я за нее уцепился, и мужики выволокли меня на лед...
Здесь крепкий лед, вроде бы меня держит, начал раздеваться до самого нехочу... Парни смеются, бросают мне мой рюкзак с вещами. Быстренько переодеваюсь в сухое, честно скажу, никакого мандража, мне 31 год всего, здоров как буйвол, инфаркт пока мне не грозит... Но, все равно, такой купели я не ожидал сегодня. Мужики уже налили солидную “рюмку”, опрокинул, вдогонку еще одну, пошло тепло изнутри. Я не успел испугаться и замерзнуть, да и проваливался уже не один раз на охоте в начале зимы, когда был совершенно один на промысловом участке далеко от избы и людей. Ничего, пока обходилось, может быть под старость “аукнется”, что нежелательно, разумеется. Все же закаливание после русской бани -- это великая вещь. Постоянно, всю свою сознательную Жизнь старался укреплять свое Здоровье всеми возможными способами. А уж, баня всегда была на самом первом месте.
Мои друзья советуют мне идти на берег и согреться в машине, считаю, что это не самый правильный выход. Я весь в сухой одежде, немного попрыгать и пошевелиться -- это будет самое правильное решение. Тем более, что нет ветра и очень хорошая погода. А оказался я в воде по собственной глупости: рискованным было бурить лунки рядом друг от друга на таком тонком льду. На будущее это хороший урок для меня...
Эта наша поездка закончилась на положительной ноте: все живы-здоровы, хорошо порыбачили, получили свой адреналин. Правда, не порадовал нас больше “рябой” своей поклевкой, но, рыбацкое счастье такое изменчивое и непредсказуемое... Когда мы собирались домой, поинтересовались успехами у своих соседей. Кое-кто обрыбился, т.е. поймал тайменя в этот раз, некоторые отличились не один раз. Зависти у меня никакой, только наш таймешатник полностью был не удовлетворен...
Другой случай произошел на озере Тунайча, это очень солидное озеро на юге Сахалина, его длина более 20 км и оно сообщается с океаном Красноормейской протокой. Среди рыбаков-любителей это озеро славилось тоже крупным тайменем. Естественно, в нем была и другая достойная рыба: заходил на нерест лосось - кета и горбуша, было много красноперки и кунджи, попадался карась и камбала, корюшка и селедка. Разумеется, кое-кто “баловался” сетками, но такого беспредела, который наступил в начале 90 годов тогда не было. На первый лед предметом вожделения был, конечно, таймень. В то славное время меня не особенно возбуждала зимняя рыбалка, свой адреналин я получал на охоте.
Тем не менее, я иногда составлял компанию своим друзьям-фанатам именно зимней рыбалки. Особенным специалистом-таймешатником был Алексей Рыбин (пусть Земля ему будет пухом...). Мы с Алексеем были большими друзьями, и он был, как говорят иногда, Рыбаком от Бога. Даже фамилия у него была рыбацкая. Мой товарищ работал на ТВ ретрансляторе, который стоял прямо на берегу озера, поэтому мы с дузьями приехали заранее, чтобы ухватить самый-самый первый лед. Пару-тройку дней ждали этого момента, было тепло, наконец, ночью ударил настоящий мороз, градусов под 15. Алексей рано утром вышел на улицу с биноклем, внимательно посмотрел на озеро и сообщил: - “Пора, мужики! Есть еще полыньи, но мы их обойдем, я рыбачу здесь не первый год”.
Мы быстро собрались, у кажного из нас были широкие лыжи, длинная веревка у нас тоже была приготовлена, пошли... У самого берега уже с неделю стоял крепкий лед, дальше была полная неизвестность. Я вроде бы не из пугливых, если у меня и были какие-то сомнения в сегодняшней рыбалке, но они отпали, так как я попал в очень опытную рыбацкую компанию. Подходим к берегу, надеваем люжи, Палыч еще раз в бинокль осматривает лед, чтобы выбрать самый правильный и безопастный маршрут. Мы сами видим невооруженным глазом, что кое-где блестит вода, это незамерзшие полыньи. А идти нам примерно мимо них пару км в сторону острова к ямам, где будем ловить тайменя.
Промелькнула мысль: - “Мы все взрослые мужики, у каждого есть семья, но эта рыбалка больше похожа на аферу...” Алексей для меня и других парней обладает очень большим авторитетом. Если он сказал, что идем сегодня, значит, никто не сомневается в правильности выбранного решения. Надеваем лыжи, наш “Сусанин” выходит на лед первым. Треск, но это не страшно, мы уже знаем, что если лед трещит, значит, он держит. “Отказников” в нашей компании нет, все настроены поймать тайменя. Пошли...
Справа, вдалеке от нас, видим еще одну компанию, которая направляется к далекому острову, значит, не одни мы сумашедшие, это вселяет надежду... Палыч уверенно продвигается вперед, через каждые 10-15 метров проверяет лед пешней, пока даже не пробивает его до появления воды. Значит, здесь он уже крепкий, по нашим понятиям. Кругом стоит треск, мы к нему уже почти привыкли, стараемся не замечать этот посторонний шум, хотя, сделать это не так просто. Под нашими ногами уже примерно 4-5 метров глубины и 3-5 см непрочного льда.
Впереди первая полынья, очевидно, ключик на дне не позволяет над собой сковать льдом воду. Алексей осторожно обходит это опасное место, мы идем за ним след в след, как говорится, как за минером по минному полю. Похоже, что конкуренты справа прибавили темп и обогнали нас на пару сотен метров. Алексей говорит, что эти рыбаки тоже каждый год ждут этого момента и ловят солидных тайменей возле острова. Нашему проводнику удавалось “обрыбиться” 15-20 кг “рябыми” не один уже раз. Успокаевает нас: - “Мы своих тайменей возьмем...” Эти слова вселяют надежду в исходе нашей рыбалки.
Наконец, мы почти на месте. Наши конкуренты уже разматали свои “махалки” и начали рыбачить. Мы тоже расположились неподалеку. Алексей предупредил нас, чтобы ни в коем случае не подходили близко друг к другу. Он пробил пешней довольно широкую лунку и опустил в нее свою самую уловистую блесну, рыбалка началась. Когда я приготовил тоже лунку, из нее начала медленно выходить на лед вода под тяжестью моего веса. Я тоже начал разматывать свою удилишку.
Только опустил блесну в воду, заметил, что кто-то из наших соседей начал бороться с рыбой. Через несколько минут солидный таймешонок начал кувыркаться на чистом льду. Внимательно присмотревшись, я заметил, что возле каждого рыбака уже приличная лужа воды, которую выдавило из подо льда. Когда я готовил свою лунку, заметил, что толщина молодого льда значительно меньше, чем была возле берега. Если кто-то провалится, что тогда делать? А под нами глубина около 15 метров. Стало как то неуютно, я вспомнил случай, произошедший со мной на озере Аинском.
Я вытащил свою блесенку и решил возвращаться обратно, такой риск не оправдан и мне не нужет. Сказал об этом Палычу, тот начал меня отговаривать, ведь лед-то держит всех. Я показал на других парней, под тяжестью которых лед значительно прогнулся, это было заметно невооруженным глазом. Через пару-тройку часов солнце начнет пригревать, не знаю, как они будут выбираться отсюда, мне лично не хочется купаться за пару км от берега.
Я аккуратно развернулся на своих лыжах и, пожелав своим друзьям успехов, медленно двинулся по старому следу обратно. Отойдя метров на 100 от компании, я обернулся и еще раз убедился, что под каждым рыбаком образовалась вмятина на льду, любое неосторожное движение и не избежать неприятностей. Подумал: - “А если еще и рыбы поймаешь ненароком... Тогда вообще как с грузом выбираться? Нет, такая рыбалка не по мне...”
Уже отойдя метров на 500 от рыбаков, услышал шум и возгласы с той стороны. Обернулся и увидел, что кто-то барахтается в воде и парни стараются оказать потерпевшему свою помошь. Похоже, что провалился рыбак из другой компании. Не сразу неудачника удалось вытащить на более менее крепкий лед. Похоже, что он уже отрыбачился сегодня. Заметил, как “утопленник” медленно потопал к берегу. Я подумал, вот сейчас тоже все соберутся и организованно пойдут обратно. Не тут-то было. Обе компании, как ни в чем не бывало, продолжали махать своими удильниками. Вот что такое рыбацкий азарт...
Я спокойно добрался до места, где мы вышли на лед, еще раз посмотрел назад, провалившийся рыбак уже тоже подходил к берегу. А оставшиеся ненормальные, иначе их никак больше не назовешь, рыбаки - экстрималы остались на льду. Часа через полтора, когда я уже отогрелся и напился чаю на ретрансляторе, пришли наши рыбаки. Поймали они одного небольшого таймешонка и несколько кунжин, это был весь улов. Конкуренты тоже не очень отличились: несколько кунжичек и пара “рябеньких” составила их улов.
Спрашивается: - “Стоит-ли так рисковать из-за этой рыбы?”... Не учимся мы на своих и чужих ошибках...
"Голубой лед и красные плавники окуней - это зимний праздник для рыболовов. Тяжело устоять перед искушением и соблазном, чтобы не опустить мормышку или блесну под тонкий лед. Но не безопасно на первом льду, нужно всегда об этом помнить и выполнять правила поведения на льду, чтобы зимний праздник не стал трагедией..."
Никогда не забывайте:
- нельзя скапливаться группами на первом льду, рубить лунки ближе 5 метров друг от друга;
- выходите на тонкий лед только с пешней, постоянно контролируя прочность льда;
- чтобы избежать коллективного купания в холодной воде, выбирайте место для ловли на первом льду, где глубина небольшая и отсутствует течение;
- в своих снастях имейте самоспасатель и прочную веревку 15- 20 метров длиной.
Дождитесь прочного льда, толщиной не менее 5- 7 см, после чего смело можно идти на первую зимнюю рыбалку. Там, где собирается большое скопление рыболовов, толщина льда должна быть не менее 10- 15 см.
Прочный лед ложится на тихих и спокойных озерах уже через 4- 5 дней при морозе 5- 10 градусов.
“По первому льду на семь верст уйду” - гласит рыбацкая пословица, но добавим: не теряя головы, соблюдая осторожность и правила. Помните: глупо утонуть из-за нескольких рыбешек, не обуздав свой рыбацкий азарт, риск здесь не оправдан.
Крепкого вам льда!
Скорее всего я ошибся в названии или быть может мы их так называли...
Я их и имел ввиду ;+)
Но если хорошо затянуть ремень на поясе (а лучше на своем горле...), то будешь плавать как поплавок... Шутка, конечно ;+) Просто,ИМХО, не нужно рисковать понапрасну по первому или последнему льду...
Кстати, мы как-то со Степанычем были весной на одном из озер НСО, лед был очень плохой, но у нас была лодченка-раскладушка (раньше для охотников ее выпускали на Чкаловском заводе). Ни черта не поймали, но без всяких последствий вышли на лед и обратно вернулись на берег... Хотя, по дороге иногда проваливались по колено... Но это никому не советую делать... Всем УДАЧИ в новом сезоне!
А Сахалин и Камчатка всегда рыбой славилась!