Читая закон о любительской рыбалке
Друзьям – все, остальным – закон!
диктатор Франко
Свершилось! Рыболовы на митингах потребовали исправить беспорядок, внесенный поправками к «Закону о рыболовстве», первые лица государства рыболовов поддержали, и вот создан новый закон, который наведет порядок и всех успокоит. Рыболовы больше не будут выходить на митинги, а пойдут, наконец, на рыбалку. С такими приятными мыслями теплым летним вечером начал я читать проект Федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве».
Я слышал, что это будет простой и ясный закон, все нормы которого будут прямого действия, то есть к этому закону не нужно будет выпускать подзаконные акты, правила и инструкции. И действительно, в самом начале закона я прочел простое и ясное положение, что «целью закона является установление правовых основ осуществления и развития любительского и спортивного рыболовства». Да, подумал я, чтобы никто не препятствовал человеку с удочкой предаваться любимому занятию, нужны крепкие основы. Этот первый абзац – о цели закона – понравился мне своей ясностью и лаконичностью, но уже следующую фразу я одолел с трудом: «Водные биологические ресурсы являются достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации». Вы смогли дочитать до конца? Я тоже! От этого канцелярского шедевра повеяло чем-то невыносимо родным из нашего славного прошлого. Это был сигнал – дальше будет хуже. Так и оказалось!
Закон по понятиям
Статья 2 об основных понятиях нового закона – пример того, как можно навести тень на плетень, то есть на самые элементарные вещи, назвав их так, чтобы никто не мог понять, о чем идет речь. Например – «любительское рыболовство» почему-то названо «деятельностью по добыче (вылову) водных биоресурсов в рекреационных целях и в целях личного потребления». Для граждан России, не имеющих высшего юридического образования в сфере рыболовного права, перевожу эту фразу на русский язык: водные биоресурсы – это рыба, «в рекреационных целях» – для отдыха, «личного потребления» – ухи поесть. Писание законов, видно, такая тонкая штука, что просто по-русски написать нельзя. Однако самое главное, что ловля рыбы удочкой здесь названа «добычей», то есть промыслом, в то время как на самом деле это вид активного отдыха с возможной поимкой рыбы. Но нет, авторы проекта из Федерального агентства по рыболовству всех рыболовов с самого начала зачисляют в промысловики и соответственно к ним относятся. Они ведь привыкли глядеть на вещи широко, они мыслят океанами, рыболовными траулерами, косяками трески, ящиками мороженой и бочками соленой рыбы. Они неспособны представить, что человек вышел на берег водоема просто отдохнуть, подышать воздухом, увидеть поклевку и поймать двух плотвичек, они считают, что его главная цель – промысел, то есть нанесение непоправимого ущерба рыбным запасам Родины. Этого безжалостного хищника – человека с удочкой – они и хотят окоротить своим новым законом. Вот другое «понятие»: «объекты любительского и спортивного рыболовства – это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы». Мало того что простую рыбу раньше уже обозвали «водным биоресурсом», теперь она еще и «объект любительского и спортивного рыболовства». Да к тому же ей для компании добавили водоросли, бобров и тюленей, которых рыболовы, видимо, тоже мечтают поймать на удочку.
Но на этом переименование бедной рыбы не закончилось! Знаете, что такое «объект зарыбления»? Думаете, пруд, куда запускают мальков? Наивные! Конечно же, это «водные биоресурсы», они же «объект любительского и спортивного рыболовства», или, по-русски, все то же слово из двух слогов – рыба! Это простое и понятное слово зашифровано в законе под тремя разными названиями, и ни один депутат его никогда не расшифрует, будет только просить рыболовных чиновников объяснить ему, что это такое. А потом и спрашивать бросит, просто проголосует «за», дабы голову себе не морочить, а авторам закона, видимо, только и надо, чтобы никто в этом законе ничего не понял.
Незваный организатор хуже браконьера
Читаем следующее «понятие»: «Организация любительского рыболовства – деятельность, направленная на оказание услуг в области любительского рыболовства, в том числе создание условий и обустройство мест осуществления любительского рыболовства».
Здесь уже немного видна настоящая цель чиновников, создавших законопроект. Хотя спрятана она хорошо – попробуйте с ходу понять, зачем нужна эта «организация любительского рыболовства»? Кому так позарез понадобилось организовывать то, что и так прекрасно организовано? Ведь любой рыболов, только скажи, легко организует рыбалку не только для себя, но и для кого угодно. В проекте закона написано, что «организация» – это оказание услуг рыболовам и обустройство мест рыбалки. Но место рыбалки рыболов и сам с удовольствием обустраивает: поставит стульчик, воткнет рогульку для удочки, опустит в воду садок, положит прямо на землю коробку с червями. Все! Больше ему ничего не нужно, а если будет нужно, он приедет на рыболовную базу, возьмет за деньги лодку, снимет комнату на ночь и закажет себе ужин. Он сам организатор своей рыбалки, это часть ритуала и особое наслаждение для рыболова, и потому он очень нервно реагирует на попытки организовывать что-то за него.
Так ради чего вдруг в постановлении Правительства РФ, выпущенном аж в 2008 году, а потом и в ненавистном всем рыболовам «Законе о рыболовстве и сохранении биоресурсов» появилась эта самая «организация любительской рыбалки»? Ответ находим в пункте 10 основных понятий законопроекта: «Рыболовный участок – водный объект рыбохозяйственного значения или его часть, предоставленная в пользование юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для организации любительского и (или) спортивного рыболовства». Слово «участок» что-то уж больно знакомое! Ну, конечно же, в старом законе, против которого протестовали рыболовы-любители, было понятие «рыбопромысловые участки», то есть отданные в аренду на десять-двадцать лет участки рек и озер. Видите, какое сильное действие произвели протесты рыболовов, заявления первых лиц государства по телевизору и многочисленные статьи в прессе! Нет больше понятия «рыбопромысловый участок для организации любительского и спортивного рыболовства». Теперь есть «рыболовный участок для организации любительского и спортивного рыболовства». Чувствуете разницу? Я нет! И искать эту разницу не стоит – не найдете! А что такое «водный объект рыбохозяйственного значения»? Это река, Волга например, или Дон. Суть осталась той же: реки, озера и водохранилища отдаются на много лет «в пользование». Что же означает это «пользование»? А означает оно, что государство, подозрительно легко признавшее свое поражение в борьбе с браконьерами, передает свое право распоряжаться водоемами России в частные руки.
Вот тут и становится ясна главная цель законопроекта, созданного рыболовными чиновниками: дать водоемам России «эффективного собственника» по примеру заводов и фабрик. Чтобы у каждого водоема был хозяин, который тут же наведет на водоеме свой порядок. Это и есть самое главное «понятие», все прочие понятия этого закона – рекреационные хозяйства, подводная охота, нормы вылова и даже европейский принцип «поймал – отпустил» – вещи третьестепенные. На водоемах, оказавшихся в «пользовании», все это будет определять не закон, а хозяин, подобно тому, как на предприятиях все определяет не закон, а внутренняя инструкция, написанная людьми, которые законы принципиально не читают. Для этого наше родное государство и раздает водоемы, а чтобы эта голая и очень неприглядная суть нового закона не слишком бросалась в глаза миллионам российских граждан, в третьей статье проекта напускается туман, в котором есть все: и «обеспечение прав граждан Российской Федерации на осуществление любительского рыболовства свободно и бесплатно», и «защита и развитие любительского и спортивного рыболовства при одновременном обеспечении устойчивой эксплуатации водных биоресурсов и учете потребностей граждан в культурном отдыхе», и «участие граждан, общественных объединений, ассоциаций и союзов в решении вопросов, касающихся любительского и спортивного рыболовства», и «социальная и экологическая ответственность участников отношений в области любительского и спортивного рыболовства». И все это в интересах будущих поколений граждан России! Просто песня!
Вы сидите с удочкой, а проценты растут!
Кто-то скажет: но ведь не все водоемы отдаются в частные руки, а лишь какой-то ничтожный процент! Я бы согласился, но ведь этот пресловутый процент растет прямо на глазах! Сначала федеральное агентство заявляло, что раздаст новым хозяевам какую-то каплю в море – всего около одного процента рек и озер России, потом премьер Путин в Госдуме обмолвился, что отдадут мелочи какие-то – два-три, ну от силы пять процентов, и вот эти пять процентов тут же оказались в проекте закона. То есть за пару месяцев площадь воды, отданной в «пользование» бизнесменам, увеличилась в пять раз. И что же это за вода? Конечно же, это те места, куда любят ездить рыболовы, то есть до которых рукой подать и где клюет. А чтобы народ не выбежал вновь на площадь с криками «Долой РПУ!», в законе прописано, что перечень рыболовных участков формируется только по результатам общественных слушаний. То есть перед тем, как раздать самые лучшие участки рек и озер новым хозяевам, власти выслушают представителей народа и только потом раздадут эти лучшие участки кому хотели. А зачем тогда, вы спросите, народ выслушивать? Так положено! Перед тем как сделать по-своему, надо выслушать народ! Вот недавно в Самаре так и сделали: и народ послушали, и местный закон о платной рыбалке приняли. Все успели! Теперь самарские рыболовы вновь готовятся к митингу!
Что же это за законы такие, что люди, их прочитав, сразу на митинг выходят? Для чего они пишутся? Один из ответов – в пункте 4 статьи 12:
«При формировании рыболовных участков местные власти учитывают возможность использования земельных участков или береговой полосы для указанных целей».
А вот статья 21: «Использование земельных участков для целей любительского и спортивного рыболовства осуществляется в соответствии с водным законодательством и земельным законодательством».
Дальше – больше: «К инфраструктуре любительского и спортивного рыболовства также относятся дороги, парковочные площадки и другие линейные объекты, необходимые для осуществления видов деятельности в области любительского и спортивного рыболовства". Так скоро дело дойдет до аэродромов и железных дорог, которые позарез необходимо будет построить для обеспечения бешеного спроса на организацию любительской рыбалки. Вы поняли? Кроме воды новым хозяевам хочется еще и кусочек берега, и дорогу к этому кусочку. И они их наверняка получат, ведь организация любительской рыбалки – такое благородное дело! Ради него не жалко пары-тройки гектаров «в живописном месте на берегу реки», как это пишут в своей рекламе фирмы, торгующие «кусочками Родины»! И некие люди получат все это практически задаром и практически навсегда: «Договор о предоставлении рыболовного участка заключается на срок до 25 лет».
А чтобы на эту очень дорогую недвижимость никто не посягал, предлагается понятие «инспектор рыболовного участка». Одного бизнесмена в 90-е годы спросили, с чего надо начинать бизнес. Он ответил: сначала надо набрать себе армию! Теперь это называется служба безопасности или ЧОП. Закон перемещает их на обширную правовую акваторию: в законопроекте написано, что хозяева рек «для обеспечения охраны объектов любительского и спортивного рыболовства наделяются правами проверки состава и количества уловов, наличия разрешительных документов для осуществления любительского и спортивного рыболовства, а также иными правами». То есть хозяин участка будет-таки иметь свою армию – армию «инспекторов рыболовного участка».
Но ведь на воде есть еще и Государственная инспекция по маломерным судам, и Государственная рыбоохрана! Вот все втроем, взявшись нежно за руки, и будут они бороться за порядок на воде. По очереди или все вместе будут подъезжать к сидящему на берегу или в лодке рыболову, проверять документы, сличать фотографии, пересчитывать пойманных окуньков, требовать карту технического осмотра удочек, карту обязательного добровольного страхования рыболовной ответственности и т.п.
Куда делась платная рыбалка?
Я прочел проект дважды. Раз уж, думал я, раздачу частникам рек и озер в новый закон из старого перенесли, то резонно поискать в нем и платную рыбалку, которая так возмутила рыболовов. И что вы думаете? Нет ее в новом законе! Платные услуги на рыболовных участках есть, а платной рыбалки, то есть взимания платы за ловлю на этом самом находящемся в чьей-то собственности участке реки или озера в законопроекте нет! Даже странно! Ведь на одном из форумов представитель рыболовного бизнеса с Кольского полуострова честно написал: «Раздать участки предпринимателям и открыть доступ к ним всем желающим – это все равно, что не давать участков, так как участки с общим доступом ни один разумный бизнесмен не возьмет». То есть ради продажи только платных услуг рыболовам брать в собственность акватории смысла нет. Чем же с 2008 года и до сих пор эти акватории были так привлекательны для бизнесменов? Конечно же, возможностью брать деньги «за подход к воде». Схема простая: выбираю место, куда ездят на рыбалку тысячи рыболовов, например подмосковное Озернинское водохранилище, беру его «в пользование», ставлю на берегу контролеров и собираю по 200 рублей с человека – вот тебе и стартовый капитал, и пожизненная материальная помощь, и «черная» наличность на взятки проверяющим. Вот почему по всей стране так бросились разбирать участки представители «авторитетного» и «чиновного» бизнеса. Кто же откажется, если деньги просто падают с неба!
Так неужели в новом законе этой халявы не будет? А если поискать? Вот статья 15 о «картах рыболова». Владельцы участков «имеют право выдавать гражданам карты рыболова». Карты эти выпускаются Федеральным агентством по рыболовству, это «документ, удостоверяющий право рыболова-любителя и рыболова-спортсмена на добычу (вылов) водных биоресурсов», то есть без карты рыболова ловить рыбу на участке вы не имеете права. Что-то очень знакомое! А далее стыдливо спрятанный в пункте 4 статьи 15 сюрприз: Росрыболовство «в случае установления платы за карту рыболова определяет ее размер». То есть не волнуйтесь, граждане, может быть, плата и не будет установлена. Но мы живем в России, и знаем — если уж о «случае установления платы» за карту рыболова заикнулись, значит, этот случай обязательно случится, и даже известно когда – сразу после выборов. «А если я не буду платить?» – спросит рыболов, и получит ответ: «А без карты рыболова ты ловить не имеешь права!» Вот она, пресловутая путевка, которую нужно каждый раз покупать и без которой ловить нельзя!
Вот где в законе спрятана все та же платная рыбалка! Подтверждение – в пункте 5 статьи 12: целиком водоем можно отдать частнику только в том случае, «если в радиусе до 5 км имеется водный объект рыбохозяйственного значения, на котором возможно осуществление любительского и спортивного рыболовства». Если плата за карту не планируется, то зачем тогда предусматривать бесплатные водоемы для тех, кто не захочет платить на проданных участках? Итак, все, против чего рыболовы протестовали на первых в истории России рыбацких митингах, в новом законе надежно сохранено. Это значит, что новые митинги не за горами! И начнутся они очень кстати – как раз перед выборами!
с первого,второго, ......го раза они не слышайт и не понимайт(власть всетаки ,положение обязывает). А то так и будем ходить с карточками рыболова....грибника......пешехода!!!!!!!