Камбала. Дельта Северной Двины
7 октября 2009 года
Вот и пошла камбалка в матушку-реку Северную Двину.
Знакомый позвонил, что в Никольском русле напротив Рикасихи хороших десяток попалось, другой, мол в воскресение на Маймаксанском , аж, 36 штук взял, во вторник 11-ть.
Что ж и нам пора сезон открывать.
Созвонились давече с Борисычем, глянули прогноз погоды, разрыв меж штормами, як на утро среды прришёлся.
Выбирать то неча. Борисыч на работе дела свои решил, я тут всё отставил. Рыба нас зовет. Тут уж, як магнитом. Ничего не попишешь. Судьба, знать, такова:)))
В три часа выезжаю из дома, заезжаю в гараж за снастями. Донки с прошлого года лежат горою, поплавки намотаны и спокойно дремлют в мешках под грудой колес. Всё имущество извлекаю под свет фар. Сохранно, пригодно, в машину. Под лай местного дворого строжа загружаюсь. Блин, и чего гавкашь, сейчас бабуль кака в милицию позвонит, не хватало еще ночью выясняться:)))
Всё, миром разошлись, только палкой помахал чуток кобельку в след:) В Соломбале жду Борисыча на заправке, где зимой забирал, он оказывается за углом у дома меня поджидает, где по осени с ним встречались. Охранник заправки явно беспокоится. Звоню Борисычу.
- Опаньки! Понял. Еду к тебе.
Приходится заправляться на Двинской. Покачивающийся на ветру мужчинка пытается выяснить куда мы едем. Очень ему хочется домой. Да такого друга, пожалуй, никто не возьмет. Придется ему тут до утра проветриваться. Стойкость к ветру приобретать:)))
По погоде определяемся куда ехать? Толи на Карелы за деревню Повракулку, толи на Экономию. Борисыч за Карелку, я за Экономию. Грести сегодня в лом, тем более спал то всего час. Как бы за рулем носом не ткнуться.
Борисыч рассказывает о рыбалке в Белоруссии, как он там семь карпят помал. Три на 7 кг, остальные по пять. Тут уж не до сна. В мыслях уже с ним тягаю здоровенного царя-прудов. Эх! Только б не сошёл. Надо дать заглотить. Мелкий, что до четырех он поплавочек сразу в сторону потащит, что нормального телосложения, вначале попритопит, подумает, потом ужо в сторону уверенно поведет. Тут его и подсекай. Я его и подсекаю. Ух! В ямину влетели! Рассказывай дальше!
Эт, рыбина, мощь чувствуется, як 40 метров в сторону рванёт, ну, я её к себе, тоже помогаю Борисычу подматывать. Уду прижимаю к воде, чтоб не дал свечу:) Иль он их не даёт? Фрихцион трещит. Я ж знай мотаю. На леску слона вытащишь. Веришь иль нет? Ни один не сошел. Конечно, Верю. Как на рыбалке. Без это полна плешь:)))
Так и дорулили до Экономии. Тут тишина. Ветер утих, вода стекло. Темнотой отливает. Никого. Вдали видны оставленные поплавки. Видать ловили, да на ночь и оставили. С утра приедут. Что ж, придётся, чуть поодаль ставиться.
Качаем лодку, я ж скумбрию разделываю, вжик вдоль хребта, вжик, позвоночник с хвостом в сторону. Теперь филюшку вдоль на две-три полоски. Смотря на сколь крупна. Борисычу заказал, так, чтобы не стыдно было камбалину угостить. Вот он и прикупил монстриков. Режу на наживку - не нарадуюся! Полоски на кубики. Кубики отдельно в газетку заворачиваю.
Скумбрию надо с вечера из морозилки в холодильник переложить, и так, чтобы она полностью не отошла. Иначе потом при резке одна каша будет. Вот такую, ещё чуть мороженную я и шинкую на кусочки. Кусочек см на два см будет. Обязательно, чтобы с кожей. Иначе на крючке неудержаться. Ужо очень нежное мясо у рыбки-скумбрии.
В газету же заворачиваю для того, чтобы при таянии лишняя вода и рыбий сок в газету впитывался, мясо же суше было, и тогда его даже растаявшее легче насаживать. Чуток подвяленное получается. Хитрости, нате, ещё какие!
Лодка готова, низ выкладываем полиэтиленом, донки железные - пруты, чтоб не повредили резину, ложим рядочками вдоль бортов. Лодку на воду, дальше подгружаем, ставим мешок с поплавками. Всё поплыли!
Места все знакомы. В том году - там рыба была, по за том - там, здесь - постоянно.
Едем. Донка за докой плюхаются в воду.
Борисыч, сидя на корме, достаёт железяку-прут, отцепляет крючки от душки, что как раз посерёдке прута прикручена. Наживляет скумбрию. Потом отцепляет от пластиковой бутылки-поплавка карабин, защёлкивает. Донку осторожно в воду, мне ж бутылку в руку. Медленно верёвка журчит за-а борт, бух-бух-бух глухо раздается над водой, крутится бутылка, скидывая с себя виток за витком трёх миллиметровую капроновую верёвку.
Стоп. Дно. Отпускаю ещё с метр на приливную воду. Закрепляю верёвку за резинку на поплавке-бутылке, чтобы дальше не распускалась. Плюх за борт.
Берусь за вёсла. Выверяю следующую позицию.
У Борисыча еще одна донка уже оснащена.
- Можно?
- Кидай!
И опять.
И так одна за одной.
Бульк-бульк, бульк.
Стави-им, ставим. Ставим.
Тепло, разогрелся на вёслах. Борисыч замерз. Температура нуль, ему двигаться почти не приходится. От воды холодит. Хорошо ещё штиль пока:)
7.05
Ну, вот закончили. Теперь можно к берегу к костру.
Первые стрелки ветерка пробежали по воде. Вовремя поставились. К обеду опять шторм обещали. Лениво гребу в сторону берега. Тишина над поворотом. Кто говорит на пирсе: «Камбала… Ловят…», и слова теряются в уголках предрассветных сумерек.
Мысль, что может прийти судно проскальзывает на дальнем горизонте и теряет так же, как и неведомо кем произнесенные слова.
На берегу разводим костер. Уютная бухточка. Сколь не убирал в ней. Все ж трудно до конца чистоту привести. Постоянно на берег выкидывает всё новый и новый мусор сплавляемый сюда Славный городом Архангельском да еще тысячей деревенек, поселков и городков, что по выше течению выросли за прошлые века.
Костерок уверенно жует щепки от полугнивших сараек. Много их тут покосившихся и брошенных по берегам доживает свой век. Раньше народ лодки держал, моторы, всё гудело, шумело. Сейчас пыл у рабочего люда угас. И рыбаков меньше в разы стало, по моторам и лодкам, вообще, тишь. Редко, когда катерок пропыхтит, или моторка под навесным пронесется. Другие времена. Другие взгляды.
Вода забулькала в котелке. Пора снимать с огня. В машине каши заварили, бутеры с дома, булочки, печенье, колбаска, хорошо. Как всё ж классно, когда стол полна чаша. Живем же!
После кушания я в обруб, Борисыч тож вздремнул, потом ушел куда то спин пулять. Да сейчас мал вероятно на его поперра чё зацепить.
Я ж летаю меж небом и землей, и чё тольк не снится. То назойливый раскрасневшийся мужик, размахивая руками настойчиво твердит – не пиши рассказов, не выдавай клёвные места лиходеям. Придут, все опоганят, бумажек накидают, стёклы набьют, рыбку любиму электрвудачками понасилуют, злодеи, лиходеиии. Мне ж куда свою любимую да дочку малютку на природу вывозить из бетона города. Ась? И тычет крюковатым пальцем мне аж в грудь, где сердце бьётся:))) Седой весь в шрамах ему вторит, я тут написал, потом краем уха слышал, брэки за спиной шепчуся, вычитали идолы мой места, теперь по мои следам ходют. Уйлюлюлю. Сам никогда терь никому. И nsss Не пишииииыыЫ! Ой! Страшно мня. Чувствую себя виноватым за всех злодеев, мусорщиков и хулиганов разных, что по берегам нашим и тайге ездят. И никто им не рассказал, как там себя вести, и что тот край, есть их край, и что это их дом. Их родной дом. Снится, снится... То улыбающаяся русалка шепчет милу песню под набегающий шум усталых волн Летнего берега Бела моря, то форелина бьет апелисиновый воблер, то усталый хариус вынурнул с моей мухой рядом и смотрит так пристально. Что рыбак, мня помать хочешь?... То письмо читаю, что есть на Севере мужики, что по честному пишут, что, где и как. И что таким людям верю всегда и дружбу с ними веду. Потому как это и есть истинно поморское, человечье. Сейчас вспомнилось, что в каждой деревне на берегу моря рассказывали нам, где и что клюет, и даже местные деды в Карелии на речеке Водле точно подсказали, где щука может быть. Эт так.
Просыпаюсь, потягиваюсь. Солнечные зайчики пляшут по машинке. Эх! И здорово!
Фоткаю свои вкладыши чунь и как портянку туды-растуды мотать. Ребята просили все описать. Надо делать. Тепло, уютно, мягко, прочно, дешево и сердито:)))
Выбираюсь из машинки.
Вода начала свой новый круг, убывает.
Когда ложился, эта веточка по макушку в воде была.
Ветер развернул на юг и начинает набирать силу. Рябь уже видна даже в заливе.
Пока спал, приехал рыбак, поставил пять донок на начало убылой воды.
Борисыч говорит: «Он уже пять камбалин снял».
Сам сидит на бревнышке, деревянный ножичек выстругивает, чтоб из камбалы крючок сподручнее было доставать.
В лодке, Туристе-3, вместо сидюльки, приспособился досочку на борта ложить. Сидеть выше, что гораздо удобнее, чем раньше, да и грести сподручнее.
Полиэтилен для жерлиц, ведро для камбалки готовы;)
Сидим, рассуждаем с Борисычем. Толи сейчас ехать сниматься.
Толи дождаться полной убылой воды. Есть мнение, что здесь лучше на убылой клюёт. Это, как раз до трех дня ждать.
Эх! Время времечко! Тикай:)
Подошел местный.
Рядом дом стоит на речке Долгощёлке, что у порта в Двину впадает.
- Как рыбалка?
- Ещё не доставали.
- Да в этом году рыбы мало, да и в том не было. Похоже, суда не ходят. Уже с месяц в порту никого. Тишина полная. Дно то в том году углубили. С эхолотом тут ездили, говорят, то 7-мь, то 18-ть, то 10-ть показывает. Сплошные ямы и бровки. Суда бы походили. Хоть бы выровняло чуток.
Мама!-Мия!
Сомнений нет. Пипец настал. Толи седею, толи нет. Сердце, вродь, сильнее постукивать стало. Приятно отслеживать свои эмоции, особо, когда гибнет всё, что несколько лет своими руками создавал.
Два буксира и океанский сухогруз утюжат наши поплавки.
Всё идет просто и неторопливо. Как во сне:) Бутылки затягиваются потоками воды к винтам, цепляются за лопасти. Пятнадцать метров тонкой верёвки медленно наматывается на винт, прут, оторвавшись от дна, летит всё выше, выше, молниеносное напряжение. Бзиньк, и донка уже свободно падает на дно. Одна за другой лопаются верёвки. Одна за другой поют струну в моей душе.
Буксиры топчутся туда, сюда, трудяги. Нужно таку махину на место завести.
Сидим. Задними умом сильны, кумекаем, перекидываемся словами. Смотрю Борисычу совсем поплахело. Даж беспокойство за него. так уж он расстраивается. Да уж, думаем, как всегда опосля. Надо было б кого в порту спросить, будет судно или нет? Эх! Ма! Могли б до судов край снять.
Видим, как матросы на причале швартуют корабль, заодно вытаскивают крюками наши донки. Ого! Даж с рыбой! И чего б раньше нам не крикнуть, что судно ждут. Да уж. Трудно понять человеку другого.
Мож и голос, что с утра мне послышался, об этом гутарил. Уж, очень он меня шевельнул своим тоном подковыристым тогда. Сейчас только понял, что не само, что сказано меня задело, именно интонация, тон в голосе был, как-кой то цепляющий.
Знаки ведь они всегда есть, вот следовать им или нет, тут уж каждый сам решает. Например, говорил Борисович в Карелы ехать, были б донки целы, с утра слышал речь, дак можно было б подгребсти к пирсу да поискать с утра кого. То и всё бы нормально было. Никогда не поверю, чтоб кирпич с неба упал, и не было перед этим знака. Знаки они, как светофоры в жизни. Только слышу иль вижу я их или нет, то от меня зависит.
Буксиры начали отчаливать от сухогруза.
До трех часов не усидели. Решили ехать, смотреть, как там и чего.
Как ни странно, поплавков плавало достаточно. Может, когда философски к переживаниям относишься, всё в жизни образуется к лучшему.
На первой же донке камбалка попалась.
Потом еще и ещё. Дело пошло. Одна так проголодалась, что два крючка заглотила.
В стороне от причальных работ, вообще, всё нормально. Поплавки на месте. Можно вытаскивать. :-D
Чайки наши постоянные спутники. Что наживка осталась, с крючка и за борт. Они тут как тут, кричат, ныряют, словом кушают в удовольствие.
Сматываем донку за донкой.
Нет, нет. Да рыбка попадётся!
Выехали ближе к руслу. Убылая вода была еще в силе. Течение крепко тащило к морю, даже поплавки поднялись.
Рыбка попадалась
Чайки кружились.
Тут Борисович: «Что сильно дергает!»
- Ух, под лодку потащила!
- Выводи, Блин!!!!
Ух! Ты!
Сразу две попалось!
Кйф продолжается, иль, по-русски, эт - Счастье.
Чайки, Борисыч, матюги, рыба, ворчание, весла, гребля-грюбля, ветрюган, штормяга пошел :-D
Экземплярчик, скажу вам, что надо!
Для полного счастья, наши донки еще проутюжил заправщик. Прям развернулся на нетронутом еще до него куске буксирами :%)
Такого обилия удовольствия мы уже не выдержали и погребли к берегу на перекур!
Загрузка, точнее разгрузка, после первого раза
Это наши честно пойманные двенадцать камбал.
В половине пятого после чая и небольшого перекура снова поехали на воду.
Перед отплытием разговаривал с рыбаком. Вот, мол, сегодня ничего не поймал, прекращаю ставить донки, буду ловить сеткой. Поговорили о рыбалке сетках, лове, вспомнили слова северного писателя Шамиль Галимова об отношении к рыбе. И о том, что ловля сетками приравнивалась им к насилию. Таки дела.
Шамиль Галимов «Костры над плесами»
«Сетевики — всегда агрессоры, всегда насильники. Хочет рыба или не хочет, они берут ее силой. Это негуманно. Это жестоко».
Мы уже далеко от берега. Рыбак же лодку у берега собирает. Пусть думает. Сетку то он уже булькнул у берега, мы потом узнали. Поживем, увидим. Что дальше?
Ветерок поднялся не на шутку.
Веслами пришлось махать нещадно. Попытались поднять доки, где поездил заправщик. Вытащили в куче четыре поплавка на них восемь донок напутано.
От ветра пришлось укрываться за пришедшими судами и пирсом. Хоть здесь смог отпустить весла и помочь Борисычу отпутать пруты от веревок.
В три часа прошёл поворот. Видно рыба поклевала на убылой получше. Стало почаще попадаться на донки. Хоть и ветер жестокий, все равно приятно и весело поднимать снасти.
Около семи вечера в сумерках уже закончили сбор донок.
Попутно заехали еще на пирс, мужики отдали, что при швартовке из-под сухогруза выдернули на причал. Три штуки спасено. Тоже приятно:)
Фото. Последняя рыбка и к берегу
Долго возились на берегу, пока лодка, да снасти, да еще распутывать клубок из веревок.
К восьми только управились.
Эт, мой улов, такой же у Борисыча.
Всего 18 камбалин, 3.6 кг весом.
Ну, всё! Пока Экономия! Пока рыбалка!
Пора домой!
До свидания!
Гриня - Молодцом пиши еще
Спасибо ребята! После таких отзывов, обязательно!
Егор1 - Вспомнил ловлю камбалы с пирса на донку в Охотском море (Магадан).
Классно бы послушать!
Поручик - Хорош отчет! Сразу вспомнил рыбалку на поставки на леща :)
Лещ тоже упорная рыба бывает. Камбалу её ж , как кирпич тащишь, да еще взбрыкивающийся постоянно:)
valera_kemerovo - а на что другое, кроме донок и сетей, камбала ловится?
Сетями не ловлю лет пять может больше. Ловят по зиме. И очень интересно на мормышку и на донки, коли интересно размещу здесь рассказ.
хорошо, душевно...