Как было бы хорошо, если бы на всех реках, через каждые 50 км, стояли удобные и надёжные мосты. Но, увы, не везде их можно построить, да и не дешёвое это удовольствие. И пока «мечта не стала былью», мы часто пользуется переправами, когда нужно сократить путь и перебраться на другой берег водоёма. Летом – это паром, а зимой – ледовые переправы. А знаете ли вы, как они устроены, как их сооружают, какие требования к ним, и при каких условиях их допустимо эксплуатировать?
Что такое ледовая переправа
Ледовые переправы очень распространены в Сибири, так как зимы имеют устойчивую низкую температуру и лёд достаточную стабильную толщину для сооружения безопасной переправы по льду. Но проектирование, сооружение и эксплуатация надёжной переправы довольно непростая задача и в этом деле есть свои особые правила, нормы и требования.
Ледовая переправа – это инженерное сооружение, оборудованное по ледяному покрову рек, озер, морей и других водных преград в целях организации безопасного пропуска транспортных средств.
При организации ледовой переправы руководствуются назначением переправы (пешеходная, автомобильная и т. д.), интенсивностью грузопотока, шириной, глубиной и скоростью течения реки или водоема, характеристикой ледового покрова (структура и толщина льда) и снежного покрова.
Ледяные переправы через реки и водохранилища устраивают в регионах, где зима имеет устойчивые отрицательные температуры, лёд стабильную достаточную толщину, а глубина воды подо льдом на переправе, в течение всего периода ее работы, должна быть не менее 1 м при самом низком уровне воды и наибольшей толщине льда.
Ледовая переправа – как это делается?
Строительство ледовой переправы происходит в два этапа, в соответствии «Инструкции по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ». Летом осуществляются подготовительные работы по подготовке инженерного оборудования, дорожных знаков, необходимой техники и материалов, а также дорожные работы на подходах к переправе.
Зимой, после становления льда и наступления устойчивых морозов, проводят все основные работы по строительству и обустройству переправы. Начинают с установки по береговым створам ориентирующих вех и контрольного промера по всей намеченной трассе толщин льда и глубин воды под ним. При необходимости направление трассы корректируют и промеры повторяют. Для ускорения нарастания льда в этом районе, ниже по течению реки (на 150 - 200 м от створа переправы) с одного берега на другой на поплавках натягивают трос или боны для остановки шуги.
Когда лёд набрал достаточную толщину, его очищают от снега, затем срезают ледорезной машиной, бульдозерным отвалом или отбойными молотками наплывы льда и торосов, а далее наращивают ледяной покров или усиливают его колейным настилом.
Покрытие дорожное колейное – это покрытие временного типа или специального назначения, устраиваемое из железобетонных плит или деревянного настила в виде двух узких раздельных полос, расстояние между осями которых соответствует ширине колеи колесного или гусеничного транспортного средства.
Очистка рабочей полосы переправы от снега вручную допускается при толщине льда не менее 15 см, а механизированная очистка - при толщине льда, допускающей продвижение снегоочистителей. Для тепловой и механической защиты ледяного покрова на его поверхности следует оставлять слой уплотнённого снега толщиной 3 - 5 см.
Когда ледовая трасса подготовлена, заменяют ориентирующие вехи маркированными, устанавливают дорожные знаки, шлагбаумы и другие средства инженерного оборудования переправы.
Перед началом всех работ необходимо тщательно проверить состояние ледяного покрова (толщину, структуру льда), установить его надежность и выявить имеющиеся дефекты. Эта проверка должна осуществляться группой из трех человек. Первый непосредственно обследует лед, второй на расстоянии 5 - 7 м наблюдает за ним, и страхует страховочным канатом длиной не менее 10 м, и дополнительно имеет спасательный шест длиной 5 м. Третий, находящийся на расстоянии не менее 50 м от второго, наблюдает за передвижением первых двух и корректирует их работу.
Как определяют требуемую толщину льда
Для определения толщины пробиваются лунки диаметром от 6 до 10 см по обеим сторонам дороги на расстоянии 5 м от ее продольной оси в шахматном порядке через каждые 10–20 м по длине. На прибрежном участке трассы лунки должны пробиваться через каждые 3–5 м. Это необходимо для своевременного обнаружения возможного «зависания» льда в местах съезда на лед при колебаниях уровня воды в реке или водоеме. Если уровень воды в этих лунках составляет менее 0,9 толщины льда, то это свидетельствует о наличии «зависания» льда и возможности его обрушения. В таких случаях лед обрушают искусственно, и на этих участках, в прибрежной части, устраивают специальные съезды с берега на прочный лед.
Толщина льда, необходимая для пропуска транспорта и грузов, определяется по специальной формуле, в которой учитывается коэффициент интенсивности движения, коэффициент распределения колёсной нагрузки на лёд и масса груза.
Полезная (рабочая, эффективная) толщина льда определяется по формуле Н = (Hпр + 0,5Hмут) t1k2
H– фактическая толщина льда;
Hпр – толщина прозрачного слоя льда;
Hмут – толщина мутного слоя льда;
k2 – коэффициент, учитывающий структуру льда.
При определении толщины льда толщина «снегового» льда, который отличается по структуре и цвету, не учитывается. В расчёт идёт только слой прозрачного, прочного льда.
Необходимая толщина льда при организации переправ машин через реки и водоемы:
Примечания:
1. При пешеходной переправе толщина льда должна быть не менее 15 см.
2. При средней температуре воздуха за последние 3 суток выше 0 °C, допустимую толщину льда следует умножать на коэффициент 1,5.
3. Указанные в таблице значения определены для пресноводного раковистого льда. Если лед наморожен или мутный (пористый), толщина льда увеличивается в 2 раза.
4. Грузоподъемность льда при частых оттепелях и изменениях уровня воды следует устанавливать практически, пропуская по льду грузы. При этом необходимо уменьшать массу груза в 2 раза и более, против норм, указанных в таблице.
5. Для стационарных нагрузок допустимая толщина льда увеличивается в 1,5 раза и более.
При малых толщинах льда производится естественное увеличение толщины льда существующей температурой воздуха, что достигается регулярной очисткой льда от снега. Искусственное намораживание льда поливом водой, производится при толщине льда 35–40 см, слоями толщиной от 1 до 5 см, когда толщина общего слоя нарощенного допускается не более 20–40 % толщины естественного льда.
Как выглядит процесс намораживания
Сначала лед очищают от снега. По трассе проходят трактора с отвалом, потом пускают шнек, который отбрасывает снег на обочину. И только потом приступают к намораживанию. Для этого бурят лунки шириной пятнадцать сантиметров, вставляют в лунку шланг и включают помпу. Шланг свободно лежит на льду, вода заливает все вокруг, а чтобы дорога была залита равномерно, шланг передвигают.
Когда участок залит, воду разравнивают с помощью трактора или вручную и переезжают дальше, к следующей лунке. Если делают усиление, то по всей длине переправы выкладываются доски, которые потом заливают водой для прочности.
Сезон создания зимней переправы начинается, когда толщина льда достигает 20 сантиметров и по нему можно ходить без опаски. В этот период намораживают дорогу без тяжёлой техники, качают воду ручными помпами. А когда толщина достигает 38 сантиметров – время открывать переправу для небольшого транспорта, весом до трёх с половиной тонн. А когда намерзло уже полметра, дают зеленый свет грузовикам до 10 тонн весом. Если к концу сезона толщина ледяного моста достигает полутора метра, допускается максимальный разрешенный к проезду вес транспорта - 30 тонн.
Рабочий персонал постоянно мониторит толщину льда, по необходимости намораживая его снова и снова. Сейчас техника очень продвинулась, и ледовые переправы — это современное и достаточно надежное сооружение, для контроля которого используются современные технологии. Есть разные разработки, уже используемые на Крайнем Севере. Например, это специальные приборы, которые позволяют быстро и точно определять толщину льда. На автомобиль устанавливается эдакая «удочка», на которой перед машиной висит специальный «толщиномер», индикатор с которого в салоне предупреждает о критически опасной толщине.
Размер штрафа за запрещённый выход и выезд на лёд
Напоминаем, что за несанкционированный выход и выезд на лед в запрещённых местах, предусмотрена административная ответственность. В соответствии со ст. 4.8 Закона Новосибирской области от 14 февраля 2003 года «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» несоблюдение требований пункта 60 «Правил охраны жизни людей на водных объектах в Новосибирской области» является административным правонарушением.
На водных объектах запрещается:
1. выезд на лед транспортных средств ВНЕ ЛЕДОВЫХ ПЕРЕПРАВ, за исключением: спецтранспортных средств ГИМС, МЧС; оперативных служб с целью оказания экстренной помощи людям, терпящим бедствие; а также снегоходов, снегоболотоходов, мотовездеходов, вездеходов (с шинами низкого давления) в период с декабря по февраль.
2. выход на лед в местах, где выставлены запрещающие знаки, в периоды ледостава и освобождения водоёмов ото льда.
Нарушение «Правил охраны жизни людей на водных объектах в Новосибирской области» влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 1000 рублей, на должностных лиц - от 1500 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 5 до 8 тысяч рублей.
Использованные фото взяты с сайта l-a-m-p-a.livejournal.com
А в тайгу на рыбалку на такой машине сложновато ехать. Ширина 2,88 метра и гидромеханическая коробка передач. Правда и блокировок море. В кабине жил всю поездку в командировке.
А в тайгу на рыбалку на такой машине сложновато ехать. Ширина 2,88 метра и гидромеханическая коробка передач. Правда и блокировок море. В кабине жил всю поездку в командировке.
Во куда надо ехать на рыбалку☝🤭