Как дополнение к нашему рейтингу зимних сапог для рыбалки, решил написать обзор своей рабочей модели - «Yamaska 12», от канадской фирмы «Acton». Купил я их очень давно, они до сих пор полностью целы и невредимы и радуют мои ножки в любые морозы своим удобством и теплом. То есть, их есть за что похвалить, несмотря на то, что эта модель была выпущена очень давно и её сейчас даже нет в продаже (и, кстати, мне интересно, почему производители снимают с производства такие хорошие модели?). Надеюсь, этот обзор будет полезен для тех, кто до сих пор ходит на рыбалку в валенках )) и планирует купить настоящие сапоги для зимней рыбалки. В нашем рейтинге все описания краткие и по ним сложно понять как работает конструкция современных зимних сапог, и вот я решил на примере своей модели очень подробно всё расписать. Если не лень и есть время – читайте )))
Сапоги для -75°С?! Это реально?
Когда изучал описание этих сапог перед покупкой, меня первым делом удивила фантастическая цифра допустимой температуры эксплуатации – аж минус 75 градусов. Я ловил до этого, пару-тройку раз, в мороз ниже тридцати градусов в толстых валенках, с двумя шерстяными носками, и то ножки подмерзали. А тут прямо-таки арктический холод -75°С. Да это же чушь полная и никакая обувь не спасёт от такого мороза, если она без обогрева )) Начал разбираться и понял, что эта температура указана не для комфорта ног, а для материалов. То есть, до минус 75-ти градусов, эти сапоги не задубеют и не лопнут на морозе. Хотя логично возникает вопрос – а кто и где ходил в такой обуви и тестировал их при таких температурах? ))) И каково будет вашим ногам в такой морозище? )) Этого никто в описании не написал почему-то )) И вот в этом обзоре я и поделюсь своими практическими впечатлениями и опытом эксплуатации этих сапог в условиях уральского, далеко не мягкого, климата.
Из валенок в современные зимние сапоги
В те далёкие, постсоветские времена, подобной «крутой» зимней обуви на прилавках магазинов почти не было, и рыбачили мы все в валенках, поверх которых натягивали т.н. «бахилы» ОЗК. Всё бы ничего, но подошва этих бахил скользила по гладкому льду, а в мороз они изнутри отпотевали и валенки становились просто мокрыми. И вот тут мне повезло. Тогда по работе я общался с представителями известной торговой группы «Сальмо» и вот однажды они предложили мне испытать новинку, которая у них только что появилась в продаже – сапоги Acton «Yamaska 12», с условием написания обзора-отзыва о них.
Почитал в интернете о производителе, и оказалось, что бренд «Acton» - это известная во всём мире канадская фирма по производству обуви, а модель «Yamaska 12» оказалась самой передовой, на тот момент, не только в ряду этой фирмы, а вообще среди всей зимней рыболовной обуви. И конечно же мне загорелось их испробовать в деле )))
Параметры и характеристики
В описании было написано, что Acton «Yamaska 12» - это специализированные зимние сапоги для рыбалки, с рекомендуемой температурой до -75С. Тогда я вообще не понимал что обозначает эта невероятная цифра и реально думал, что в этих сапогах можно рыбачить при 70-ти градусах мороза ))) Но, увы, это конечно не так. Эта цифра просто указывает на максимально допустимый нижний предел температуры, при которой эти сапоги не разрушатся. То есть подошва не лопнет, галоша будет мягкой и пластичной, пластиковые детали и материал голенища не потрескается и т.п. А какая будет температура внутри сапога, зависит от многих факторов и точно указать её никто не может. Для каждого конкретного человека (в зависимости от его физиологии), при разной активности и погоде, комфортная температура внутри обуви будет разная. Поэтому производитель просто не может указать конкретную цифру допустимой температуры комфорта для своей обуви.
Конструкция и материалы
Но, конечно, зимняя обувь сильно различается по своей конструкции и материалам, и давайте рассмотрим все эти параметры на примере этой модели, а начнём с веса этих сапог, который меня сразу удивил. Пара Yamaska на взвешивании показала аж 2920 грамм! То есть почти три кило... А в те времена мотоснегоходы были только у самых крутых бизнес-рыбаков )) И топали мы по заснеженному льду своего высокогорного озера Зюраткуль по три-четыре километра пёхом. А тащить на ногах три кило веса такое расстояние по снегу... Ну, знаете ли...
Короче мне этот параметр ТОГДА (!) очень не понравился. Но потом я всё понял. Хорошие, тёплые и качественные сапоги, просто не могут быть очень лёгкими. Для примера... Я покупал однажды супруге зонт, и мне казалось, что один из самых важных параметров – это его лёгкий вес. Но продавец мне сказал: «Вы хотите качественную надёжную модель? Тогда сразу пробуйте зон на вес. Чем он тяжелее – тем прочнее.» То есть, чем он легче, тем тоньше все его детали. Ну и на ветру он просто выворачивается наружу. И уходит на свалку ))) Примерно тоже самое и с сапогами. Хотя это довольно-таки утрировано по отношению к сапогам )))
Если вам нужна реально тёплая и долговечная обувь, то она не может быть совсем лёгкой, как, например, зимние кроссовки. Это же СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ обувь, где должна быть толстая (читай: «теплоизоляционная»), устойчивая подошва; многослойный, а значит и не лёгкий чулок-вкладыш; толстая стелька; тёплый, не тонкий материал голенища и т.д. То есть изначально вес сапог не может быть очень лёгким. Но, благодаря современным материалам, производители этот вес минимизируют, насколько это возможно. И современный сапог может весить даже меньше килограмма. Но, это не будет сверх тёплая модель, даже в наш 21 век. Тут приходится выбирать каждому своё – для лещатника, который неподвижно целый день сидит над лункой в ожидании поклёвки – это одно, а если вы активный рыбак, который бегает по лункам с безнасадкой, в поисках активной рыбы, то требования уже другие. Но, думаю, хватит демагогии и пора поговорить непосредственно об этих сапогах.
Высота у этой модели классическая – 42 сантиметра. Это компромисс между проходимостью по снегу и просто комфортной ходьбой. Голенище (для тех времён) было достаточно прочное и водонепроницаемое. Плотность материала по стандарту DIN – 600 (сейчас этот показатель зашкаливает уже выше тысячи), которого по моему опыту использования этих сапог, более чем достаточно.
В верхней части сапог располагается манжета, с утяжкой шнуром, а основа голенища имеет 2 слоя, где под износостойким нейлоновым верхом «INTERLOCK», располагается слой теплоизоляционного вспененного материала «SLIMTECH». Также, для герметизации, все швы проклеены, а наружный материал пропитан специальным водоотталкивающим составом. Ну, лично для меня - круче и быть не может ))))
- Верхняя регулировка ширины голенища
- Нижняя шнуровка
Для справки: Водонепроницаемость по стандарту DIN 600 мм – это, по сути, просто защита от дождя, но допускается кратковременное окунание в воду. Значит, голенища не промокнут, если вы будете идти под снегом с доджём, и даже можно в таких сапогах преодолеть небольшой участок снега, под которым будет вода. По технологическим параметрам, такая ткань начнёт пропускать воду примерно через час (не проверял!). Но если её пропитать специальной водоотталкивающей пропиткой, то водонепроницаемость ДОЛЖНА повыситься в несколько раз. Возьмите это на заметку, с условием, что стоит эта пропитка совсем немного. Я её испытывал и на вейдерсах и на простой зимней обыденной обуви. Работает.
Сменный чулок-термовкладыш (утеплитель)
Голенища – это конечно важно, но главная часть ТЕРМОсапогов – это теплосберегающий внутренний вкладыш. И эта деталь должна быть очень сложной по конструкции и применяемым материалам, так как требования к ней очень неоднозначные. В данной модели чулок многослойный, и армирован специальной пористой (!) термофольгой «Radiantexa». Это не простая фольга, которая зачастую представляет из себя полиэтиленовый кулёк с металлизированным покрытием, в котором нога при активной ходьбе моментально отпотевает и, конечно же, начинает мёрзнуть. Термофольга «Radiantexa» - это особый перфорированный металлизированный нейлоновый материал, который пропускает через себя пот (влагу) из сапога наружу, но в тоже время преграждает (отражает) доступ холода извне, одновременно сохраняя внутреннее тепло, отражая его обратно в сапог.
Многослойность также важна и для создания множественных воздушных (читай: «теплосберегающих») прослоек, и также каждый слой отвечает за отвод влаги от ноги в следующий слой, в итоге чего нога остаётся сухой, а значит тёплой и в комфортных условиях. Этому же способствуют и используемые специальные материалы, которые тоже «дышат». Они мягкие, упругие и комфортны для ног. Чулок-вкладыш этой модели сапог легко снимается и быстро сохнет. А если сушить его негде, то при покупке можно дополнительно заказать сменный чулок и менять его прямо на рыбалке, если она затянулась на пару дней. Мне ни разу этого не потребовалось, но иметь сменный вкладыш лишним не будет.
- Общий вид
Основной теплосохраняющий материал термовкладыша - это уникальный американский утеплитель известной фиры «ЗМ», «Thinsulate» - модель «Ultra Insulation Extreme Perfomance». Самая важная особенность этого утеплителя – ооочень малый вес, теплоемкость и влагоустойчивость (то есть он не намокает). И отдельно следует выделить, что данный материал отлично пропускает через себя пар, то есть он хорошо «дышит» и отводит влагу от наших ног.
- Термическая пористая фольга «Radiantexa»
Также данный материал хорошо вентилируется (то есть даже под активной нагрузкой остаётся почти сухим), потому что его микроволокна имеют полую структуру, и даже будучи влажными, они продолжат удерживать достаточное количество воздуха, который и удерживает тепло.
- Защита пятки вкладыша
- Вид изнутри - утеплитель «Thinsulate»
И теперь немного личных впечатлений... Этот термовкладыш реально дышит. В первое потепление я, конечно же, ожидал, что в сапогах будет паровая баня. Но, несмотря на заявленные -75 градусов, при постоянной беготне по лункам, ноги не вспотели! Чудо, да и только )))
А далее был вообще супер-тест. После такой плюсовой рыбалки, по незнанию, чулок я не просушил, а просто бросил сапоги в багажник авто, до следующей рыбалки. А она оказалась морозная и температура была тогда аж минус 25 градусов. Достав промёрзшие в багажнике автомобиля сапоги, я ожидал, что ноги сейчас попадут в морозильную камеру. Но ничего подобного! Удивительное свойство современных материалов – даже в простых носках я почти не почувствовал перехода из тёплых ботинок в холодные сапоги и буквально через пару секунд ногам уже было тепло. И следующие рыбалки, в мороз ниже -30 градусов, показали, что в таких сапогах можно ходить даже без специальных «термо» носков. Простые нетолстые носочки, связанные любимой тёщей из шерсти и пуха нашего пёсика Бимки )) Я ничего не рекламирую! Это так и есть! ))
- Структура и обработка вкладыша
Комфорт и качество
Если говорить про комфорт, то вес оказался не главным фактором, а даже наоборот. Сапог устойчив на всех поверхностях, сидит на ноге как влитой и ноги, даже при больших нагрузках и длительных переходах, не устают. Надеюсь вы понимаете что это не реклама ))) Этих сапог, к сожалению, уже давно нет в продаже.
Внутренний комфорт, во-первых, конечно зависит от вкладыша. Когда я его в первый раз примерил на ногу и походил дома по полу, то мои домашние тапочки – «отдыхают» ))) Подошве ноги очень комфортно и вся конструкции сидит точно по ноге.
А отдельно нужно похвалить стельку. Это некий «сендвич», который состоит из съёмной «Thermo Igloo-Eva» стельки (водоотталкивающая изолированная термостелька, с литым амортизирующим слоем EVA), предохранительной войлочной и второй предохранительной - полипропиленовой. Вся эта конструкция создаёт дополнительную термоизоляцию, комфорт и отвод испарений и влаги от ступни.
- Стелька «Thermo Igloo-Eva»
Галоша сапога «Thunder» выполнена в анатомичной форме, из комфортного каучука высокого качества в современном дизайнерском исполнении. Она имеет усиления, которые добавляют поперечную устойчивость в области носка и пятки. На рыбалке я просто обстукиваю обледеневший черпак или об носок или об пятку сапога, не боясь повредить обувь.
- Усиление носка сапога
Подошва «Stalker» также изготовлена из прочного, нескользящего натурального каучука, с особым профилем, который не требует шипов. Кроме того, этот материал имеет хорошую термоизоляцию (этот каучук обладает низкой теплопроводностью), повышенную эластичность при низких температурах и долговечность.
- Каучуковая подошва «Stalker»
У подошвы «Stalker» специально-направленная конструкция протектора DQS, которые разработали специально для этой модели, инженеры ACTON. Каблук сделали шире, но в тоже время меньше по высоте, что уменьшило возможность травмирования. Рисунок протектора разработан так, что не скользит во всех направлениях, даже без шипов. Сам проверял )))
Но резина – это не основной материал подошвы. Конструкторы внедрили в район пятки носка специальный облегчённый вспененный полимер, который лёгкий, тёплый и упругий одновременно. Эти детали снижают ударную нагрузку на стопу в целом и работают как слой «воздушной подушки» во всей конструкции подошвы.
- «Acton Yamaska 12» - тепло и комфорт
И как итог....
Несмотря на устаревшую, по нашим временам, модель, сапоги «Yamaska» очень удобно сидят на ноге, устойчивы на всех поверхностях (без шипов!) и имеют прекрасный термобаланс – в них и не жарко и не холодно. Когда мы составляли наш рейтинг зимних сапог для рыбалки, мне очень хотелось внести их в ТОП, но, увы, их нет в продаже. Почему – большой вопрос.
Напоследок, хочется порекомендовать всем рыбакам с Урала и Сибири... Не жалейте денег на сапоги! Оно того стоит. Но подбирайте обувь под свой стиль ловли. Например, мне нужна средняя модель. Я часто ловлю жерлицами, и в начале рыбалки активно «верчу» ледобуром и активно перемещаюсь по территории. А вот потом просто сижу с безмотылкой над лункой и жду хватку.
И, получается, мне нужно иметь две пары сапог – лёгкие, и не очень тёплые (в начале ловли), а затем просто переобуваться в валенки ))) И вот тут и требуются дорогие сапоги типа Acton или Баффин, изготовленные по всем современным технологиям. И в пассиве не холодно и когда бегаешь, ноги не потеют. Посмотрите какие космические технологии применяют в сапогах Kamik OSLO, которые мы представили в нашем обзоре-рейтинге зимних сапог. Работает это или нет – не знаю. Но описание впечатляет )))