Вступление
В этом блоге хочу попытаться убедить вас в том, что хищник запоминает приманки и те постепенно перестают работать. Ну или работают со временем хуже. У разного хищника это выражено в разной степени. Щука и судак, ИМХО, не так «умны» и память у них не слишком долгая, а вот голавль – это действительно умный (для рыбы!) белый хищник. И более того... Он даже передаёт информацию на генном уровне следующим поколениям. Это лично мои убеждения, к которым я пришёл за многие годы ловли голавля спиннингом.
В первом блоге приведу результаты научных исследований поведения щуки при ловле на искусственные приманки и на живца. Очень показательно и о многом говорит. Почитайте и, думаю, эти эксперименты вас убедят, что щука далеко не «тупая» рыба. А в следующем блоге я уже напишу анализ своих наблюдений в ловле голавля. Опишу, как он быстро учится и почему я думаю, что он даже может передавать информацию об опасных приманках следующим поколениям. На генном уровне.
Часть первая. Источник: канал Яндекс Дзен «Наш рыболов».
Статья: «Поддаётся ли щука обучению? Как работает её память?»
Предполагается, что у рыб существуют некоторые способности к обучению. Например, если щука просто не хочет брать искусственную приманку, то считается, что хищница, мол, уже знакома с ней, а поэтому избегает. Так это или нет?
Рыболовы и учёные из Нидерландов решили выяснить, как долго щука должна «обжигаться» на приманке, чтобы начать её бояться. По заданию Организации по улучшению рыболовства во внутренних водах Лекс Раат проанализировал полученные результаты экспериментов.
Эксперимент 1
Эксперимент, который проводился в 1967 году, не потерял свою актуальность и по сей день. Отчёт о проведении этого исследования был публикован в журнале «The American Midland Naturalist».
Исследование проводилось на большом пруду площадью 0,2 га. В нем находились 79 щук длиной от 36 до 64 см. В течение трех дней пять опытных рыболовов рыбачили на этом водоеме по пять часов в день. Ловля велась на две различные приманки: мелкую вращающуюся блесну (серебристая с красными полосками) и живую плотву. Пойманных рыб сразу же отпускали обратно.
Анализ уловов показал, что печальный опыт общения с вращающейся блесной заставляет щуку с осторожностью относиться к приманке (см. график ниже). После того как хищница однажды повисела на крючке, ее уже не так легко было поймать на искусственную приманку.
А вот изменений в реакции на живую рыбку-приманку не было. Щука охотно брала живца даже после знакомства с крючком. Таким образом, в пруду она не научилась отличать плотву с крючком от плотвы без крючка.
График: «Результаты ловли на искусственные и натуральные приманки»
Эксперимент 2
В 90-х годах экспериментальную базу расширили. В качестве опытных водоемов теперь служили два больших пруда площадью 0,4 га, в которые выпустили 60 щук длиной от 43 до 67 см. В период с конца октября до конца ноября на водоемах побывал 151 рыболов (все они - участники эксперимента). На одном из прудов ловили исключительно на искусственные приманки, причем выбор их был свободным. Пойманных щук метили и отпускали обратно. С течением времени уловы заметно снизились.
На другом пруду ловили как на искусственные приманки, так и на живых и мертвых плотвиц. Пойманных рыб также метили и бережно отпускали. Оказалось, что в течение всего эксперимента со смешанными приманками частота поимки рыбы почти не менялась.
График: « Частота уловов на искусственные и смешанные приманки»
Если более тщательно рассмотреть результаты уловов, то получается следующая картина: в пруду, в котором использовались различные приманки, результативность ловли на живую и мертвую рыбки осталась одинаковой. А вот уловы на искусственную приманку и здесь снизились.
В то же время данные по уловам свидетельствуют о том, что щуки, которых еще никогда не вылавливали, вначале лучше брали на искусственные приманки.
Правда, потом вступал в силу эффект обучения. Частота поимки щук на искусственные приманки быстро падала. И напротив, результативность ловли на живую и мертвую рыбки в течение длительного периода времени оставалась стабильной.
Данные этих двух экспериментов свидетельствуют о том, что щука все же кое-чему учится и память у неё есть.
- Предыдущий блог: «Всем щукарям. Поведение щуки. Реальные наблюдения»
- Следующий блог: «Эти опасные воблеры. Почему перестают работать приманки?» ссылка будет чуть позже...