Содержание
Начинающим водомоторникам, которые впервые решили купить лодку НДНД (с дном низкого давления), порой непросто определиться, какой размер киля нужен для их требований и условий. «Профи» в форумах этот вопрос обсуждают поверхностно, без подробных объяснений, а статей с понятным описанием - в чём различие между плоским дном, малокилевым и выраженным, почти нет. Давайте попытаемся разобраться, в чём же разница, когда и для каких условий лучше то или иное дно, с разным размером киля. Если у вас будут замечания по содержанию – пишите, пожалуйста, их в комментариях - будем править и дополнять статью и сообща составим понятное и правильное пособие для начинающих: «Как выбрать размер киля, если вы решили купить лодку ПВХ».
Перед покупкой надувной лодки требуется сделать выбор между килевым дном и плоским, в зависимости от условий предполагаемой эксплуатации. Давайте сначала разберёмся - что же такое киль и для чего он вообще нужен.
Килевая лодка – что это и для чего нужен киль
Киль – это специализированный надувной отсек на лодке ПВХ, который за счет своей специальной треугольной формы улучшает возможность маневрировать на волнах, в поворотах, стабилизирует движение и ходовую устойчивость. Во время движения надувные лодки с килем не скользят по водной поверхности всей плоскостью, а рассекают волны килем, и поэтому они более устойчивы на воде.
Надувное килевое дно формируется двумя плоскостями из ткани ПВХ - верх (палуба) и низ (днище), которые соединяются между собой перегородками особой конструкции из плотной ткани, и которые имеют разную высоту. В центральной части они максимального размера, а следующие перегородки постепенно уменьшаются в направлении борта. И в итоге палуба остаётся плоской, а днище образует необходимую килеватость и приобретает V-образную форму киля.
В отличие от плоскодонок, на которых требуется скидывать обороты двигателя при сильном волнении, килевые модели очень маневренны даже на большой скорости и мягко идут, разрезая волну. Лодки НДНД с сильной килеватостью предпочтительнее для большой открытой воды. Они более мореходные – лучше режут волны, тем самым уменьшая вибрацию, удары в корпус и образуют меньше брызг при движении.
У больших лодок, использующихся на крупных водоёмах с сильным волнением, килеватость требуется выше, а у моделей меньшего размера, которые эксплуатируются на небольших реках со спокойным течением или небольших озёрах — ниже. Лодка с умеренной килеватостью хорошо идет и на веслах, и под мотором.
Плюсы наличия киля
- Высокие ходовые характеристики - стабильно держит курс на волнах и при ветре
- Значительное снижение тряски и ударов о поверхность воды при наличии волн
- Хорошая курсовая устойчивость, отсутствие «рыскания», при движении на высоких скоростях
- Хорошая манёвренность, отсутствие бокового смещения с курса при прохождении поворотов
Минусы килевого дна
- Более сложная конструкция, а значит и более высокая цена
- Утяжеление и увеличение размера сложенной лодки, за счёт дополнительных элементов киля
- Не устойчивы на суше и их более сложно спускать с берега на воду
- Тяжелее выходит в глиссирующий режим, поэтому требуется мотор большой мощности, а значит и более дорогой
Лодки с плоским дном. Когда они нужны и зачем?
Как видим, у килевых лодок НДНД много весомых плюсов и особенно это касается мореходных качеств. А плоскодонки не так маневренны, хуже держат курс, особенно на волне и под мощным мотором. Они тяжелее проходят волны, сильно ударяясь о них плоским дном, а на большой скорости такой удар может даже закончится аварией - лодка может просто перевернуться («поймать оверкиль»).
Следующее отличие плоскодонки от килевой в том, что на лодку с килем можно ставить мотор большей мощности, чем на плоскодонку. А лодка с плоским дном на моторе с излишком лошадиных сил ведёт себя нестабильно. Хотя, с другой стороны, плоскодонке требуется мотор меньшей мощности и она проще выходит на глиссирование.
И вот кажется что килевая лодка однозначно лучше плоскодонки. Так ли это? Давайте перечислим все положительные и отрицательные стороны лодок с плоским дном и оценим разницу.
Сначала минусы
- Плоское дно не может резать волну и поэтому у них больше вибрация и сильнее удары о них, особенно на высокой скорости
- Плоскодонка не так маневренна, хуже держит курс и требует постоянного контроля курса при движении
- Судно с плоским дном более подвержено сильному ветру и поэтому нестабильно удерживает курс при волнении и боковом ветре
А теперь плюсы
- Плоскодонки легче идут под мотором малой мощности и проще выходят в режим глиссирования
- У них хорошая поперечная остойчивость, что важно для ловли стоя
- Лодки с плоским дном имеют меньшую осадку и, соответственно, они лучше проходят мелководье
- Плоское дно проще в производстве и как следствие цена лодок меньше
- В надутом виде, на суше, плоскодонная лодка стоит устойчиво, в отличие от килевых
- А также она легче и её проще транспортировать к водоёму и спускать на воду
- В упакованном виде плоскодонки имеют меньший размер
И вот мы видим, что у лодок с плоским дном, в определённых условиях, не меньше плюсов, чем у килевых. Оба варианта хороши, но только для каких-то своих требований, и получается, что для каждых особых условий эксплуатации нужна отдельная модель? То есть в арсенале нужно иметь как минимум две лодки, если вы рыбачите и на большом водоёме и на небольших озёрах или реках? А существует ли компромисс, который можно использовать во всех условиях? И вот давайте теперь рассмотрим варианты малокилевых лодок (с умеренной килеватостью) и посмотрим, можно ли их назвать универсальным вариантом.
Умеренная килеватость
Мы поняли, что и у лодок с выраженным килем, и у плоскодонок достаточно минусов и поэтому часто бывает так, что лучше купить лодку с умеренной килеватостью, которая сочетает в себе многие плюсы этих моделей.
Какие же преимущества, плюсы у лодок небольшим килем?
- Они дают более быстрый и легкий выход на глиссирование, и при этом будут иметь хорошую остойчивость на воде
- Это компромисс стабильного движения с большей скоростью, на менее мощном моторе, и с меньшим расходом топлива
- Достаточно ровный комфортный ход по волнам
- Хорошая курсовая устойчивость и лучшая управляемость, в отличии от плоскодонок
- Лодка с умеренной килеватостью хорошо идет и на веслах, и под мотором
Получается, что малокилевая лодка – это действительно компромисс между выраженным килем и плоским дном. Хотя, нужно признать, что это всего лишь универсальный вариант, который далеко не всегда будет лучшим решением для ваших персональных требований.
И что мы имеем в итоге
Если вы рыбачите только на небольших водоёмах, с мелководными участками, и вам не требуется мощный мотор (скорость), то переплачивать за киль нет никакого смысла. А вот если ловля будет на водохранилище, крупном озере или реке, и вам нужна высокая скорость (мощный мотор), то выбор однозначен – большая лодка с выраженным килем. Ну, а модели с умеренной килеватостью – это универсальный, но не всегда лучший, вариант.
Эта статья является дополнением к нашему рейтингу лучших лодок НДНД под мотор, (ссылка) который мы составили по рекомендациям и отзывам о лодках ПВХ с надувным дном низкого давления, на самых крупных рыболовных форумах.
-Не устойчивы на суше и их более сложно спускать с берега на воду
Более сложно по сравнению с чем?
2.Лодки с плоским дном. Когда они нужны и зачем?
1.А также она легче и её проще транспортировать к водоёму и спускать на воду
Как это легче лодка? как правило наоборот.
2.Проще спускать на воду.
Почему?
-Не устойчивы на суше и их более сложно спускать с берега на воду
Более сложно по сравнению с чем?
2.Лодки с плоским дном. Когда они нужны и зачем?
1.А также она легче и её проще транспортировать к водоёму и спускать на воду
Как это легче лодка? как правило наоборот.
2.Проще спускать на воду.
Почему?
Лодка с умеренной килеватостью хорошо идет и на веслах, и под мотором
Грести веслами на лодке с малым килем и меньшим одинаково трудно по сравнению с обычной весельной, поэтому данный пункт я бы вообще не упоминал, опять же если речь идет о полноценном размере, а не 260-290 якобы под мотор))))))))
Ещё есть замечания? Пожалуйста, перечитайте всё внимательно. Хочется добиться идеала ))
1.А также она легче и её проще транспортировать к водоёму и спускать на воду
Как это легче лодка? как правило наоборот.
Просьба удалить мой текст т.к меня понесло в обсуждение пайольных лодок))))))))))))
Короче, не удаляю... Одно другому не мешает. Давайте и про пайолки поговорим. Сравним с НДНД )))
Почему-то упустил этот момент в статье. А надо было бы провести сравнение....
Плюсы НДНД в сравнении с пайольными лодками.
Хотя раз прокатился на Гидре с выраженной килеватостью интерцептера. Да идет, как по рельсам. Но стабилизируется, после прохождения волны дольше. А "плоская" на корме лодке быстро убирает раскачку.
" Морской Дротик" от Альтаира не понравился, из-за реданов управляемость чрезмерно чувствительная. Страшно румпель ослабить, не то, что отпустить. Плюс еще обратный крен в повороте. Без привычки, так даже не по себе становится.
И последнее время раздражать стала большая килеватость в носу. Утюг, а не лодка.