Енисейская губерния-2, или Сбыча Мечт
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Потихоньку наступает время «Ч». Закуплены снасти, заранее приобретено ружье: теперь у нас на четверых целый арсенал – два ТОЗ-34 у меня и у брата и МР-153 у Сани. 26-го вечером подтверждается выезд, мужики кто после работы, кто после отдыха - уже в пути. Ложусь спать, с утра бегу на работу подчищать хвосты, в обед закупаю продукты в семью, чтоб без меня не ходили лишний раз по магазинам. СМС-ки типа «Проезжаем Омск» и «Проехали Чулым» не дают покоя. Бегаю по квартире, распугивая домочадцев и судорожно прибирая пол: вещички еще со вчера стоят упакованные. И вот поздним вечером во дворе появляется «Эскудик» - на крыше привязаны тубусы со спиннингами и 4 весла, все серьезно. Встречаю ребят – вид у них уставший, они гнали 20 часов без перерыва, меняясь за рулем. Кормлю их пельмешками, и решаем перед выездом поспать пару часов. К полночи просыпаемся – кто легко, а кто и с трудом, пьем чай и идем паковаться. Сразу ясно, что в эскудин багажник весь хабар не влезет, поэтому часть мешков привязываем на крышу, под завязку забиваем багажник и еще распихиваем мелочевку по салону. В салоне вонишша – источник ее находится быстро, это прокисли на жаре уральские червяки, заботливо накопанные в огороде. Жалко, но делать нечего, выкидываем в стоящий рядом мусорный контейнер. Вроде, все влезли в ставший тесным джипчик. Присели на дорожку – и вперед, на восток!
Дорога по ночному Новосибирску легка и приятна – машин почти нет, и я только довольно ухмыляюсь, прикидывая места, где днем на улицах стоят плотные пробки. Светофоры мигают желтым – рули не хочу. Пролетаем центр, проходим пашинскую развязку, на выезде пост ГАИ – инспектор смотрит бумаги и интересуется, куда едем. - «На рыбалку!» - «Счатливого пути!» Гоним по ночной трассе, скорость выше 100-110 не поднимаем, иначе и без того тряский эскудик начинает нехорошо стучать подвеской. Болотное, Топки и вот въезд в Кемерово. Время уже 5 утра, но город имеет ночной вид. На заправке достаем колбасу, и ежась от холода, съедаем по куску с хлебом, запивая «Карачинской». Едем дальше – в центре города прикалываемся над разметкой – разделительная линия помечена желтыми светоотражающими маячками – любопытно, такого никто из нас раньше не видел. На выезде на посту очередная проверка документов, но и здесь вызывающе торчащий в салоне чехол с «Муркой» ментов не интересует. И хорошо. Кусок дороги между Кемеровым и Мариинском, несмотря на ночное время, радует глаз: по сторонам тайга, прямо по курсу спуски и подъемы. Машин мало. Светает, проезжаем Мариинск и за мостом спускаемся к Кие – умыться и размяться. Вода теплая и быстрая, над рекой легкий туман, день обещает быть жарким. Жмем дальше. Боготол, граница с Красноярским краем, встречает колоссальным кирпичным дворцом, который стоит здесь уже лет 12 и все никак не заработает, а на фасаде огромный же плакат с предложением приобрести это чудо архитектуры. Опять ДПС, но проходим без остановки, еще через час на горизонте появляются трубы Ачинского глиноземного комбината. Мост через Чулым, слева от него мы раньше не раз ночевали у реки, когда ездили на более тихоходных 66-х. Проезжаем Ачинск, и двигаем к Красноярску. Дорога на этом участке странная – то широченная четырехполоска, то узкая и кочковатая полоса, на которой эскудик неприятно пробивает. Ну и сами хороши – машина очень основательно перегружена. Время к обеду, и вот приближается Красноярск. Проходим его по объездной без проблем, и выезжаем на Енисейскую трассу. Еще километров 35, и в сосновом бору очаг культуры – многочисленные кафешки, которые, судя обилию стоящих машин, недостатка в клиентах не испытывают. Особо не выбирая, заходим, кажется, во вторую справа. Солянка, плов, чай – порции большие и все вкусно, чебурек уже не осилил никто. Короче, накормили на все деньги – чуть более сотни с рыла. Заправляемся, и двигаем на север, в Енисейск.
Асфальт так себе, хотя опять же виноват перегруз. Ближе к вечеру справа среди деревьев начинает мелькать Енисей, для половины из нас это первая встреча с отцом сибирских рек. В Новокаргино у живописной беседки на берегу делаем кадры на память. Лесосибирск проходим прямо, не размениваясь на объездные, слава богу, у нас не грузовик. Покупаем карточки на телефон и начинаем решать Санины проблемы. Дело в том, что он врач узкой специализации, которых на стотысячный город всего двое. И почему-то получилось так, что он не взял отпуск, а оформил себе больничный. И теперь у него проблемы из-за того, что кто-то из коллег его «сдал» начальству. Но после долгих переговоров по сотику, ругани и посылания ряда товарищей в известные места, придумывания легенды о том, что он якобы ездил в Новосиб на консультацию к некоему светиле медицины по поводу собственного здоровья, непоправимо утраченного тяжким трудом, вопрос вроде бы утрясается. Быстренько, пока не передумали, доезжаем до Енисейска и ищем паром на тот берег Енисея. Сворачиваем по вывеске, доезжаем до берега – но парома не видать ни на той, ни на другой стороне. Интересуемся у играющих на берегу детей – те ничего сказать не могут. Приходится возвращаться назад на трассу и спрашивать - как и чего. Опять на берег – видим, что попали на нужное место, но паром стоит на другом берегу. Приходится ждать, а день уже идет к концу. Последние звонки по сотику – дальше связи не будет.
Наконец, паром отчаливает с того берега и неторопливо едет к нам. С него соскакивают запыленные машины, и первыми грузят два Камаза, следом мы и еще пара легковушек. Отчаливаем. Подходит толстенькая кассирша, глядит на увешанный гермиками и веслами «Эскудик»: - А это джип у вас? – Ннуу… - На рыбалку едете? – Типа того… - Хариуса будете ловить? Отвечаем неопределенным мычанием, что тут скажешь? И хариуса, наверное, тоже… И вот тот берег. «Поедете до конца асфальта по деревне, а дальше налево!» - говорят местные. Спасибо, мы в курсе, что асфальта дальше не будет. Но чтоб так резко! Дорога отсыпана крупной енисейской галькой, в которой накатаны добротные колеи и прячутся незаметные, но поганенькие ямки. Едем почему-то вдоль берега Енисея, хотя дорога должна идти на восток. Включаю ЖПС, и понимаем, что поворот чуть дальше: просто паром ходит немного не там, где был во время моего прошлого визита в 96 году. Итак, движемся по трассе. Машин много, в основном грузовики, везут грузы на золотодобывающие предприятия. Стемнело. Дорога сначала идет по плоскотине, а потом начинаются небольшие горки. Кругом мрачная в ночном уже свете енисейская тайга. Саня с Алексеем пытаются высмотреть ранее невиданные ими кедры, а еще лучше – увидать на вершинах гроздья кедровых шишек.
Через час пути начинается спуск в долину речки, у моста через которую традиционное место ночевки для многих, путешествующих в этом краю. К ней подъезжаем уже в темноте, уткнувшись фарами в фермы моста. За мостом сворачиваем налево и спускаемся к воде. Все на сегодня! На другом берегу табунятся грузовики дальнобойщиков, а по мосту частенько проносятся с ревом и клубами пыли все те же разномастные Камазы и им подобные изделия мирового автопрома. При свете фонариков разбираем барахло и достаем палатки, на газовой плитке готовим лапш с тушенкой. Водилы устали – двое суток за рулем, а подремать в тряском Эскудике можно только при большом желании. По пивку и спать.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. Утром просыпаемся почти на рассвете – сегодня много дел: доехать до Деревни, найти машину, купить продукты и если все хорошо – добраться до Реки. Утренний пейзаж прекрасен: широкая петля реки окаймляется высокими скалами, все портит только пыль и рев грузовиков с трассы. Алексей не выдерживает, и налаживает спин; у него, как у опытного рыбака неплохой (по крайней мере, недешевый) ультралайт StCroix, ну и естественно, катушка и шнур под стать палке. Идет под мост, в ямку, и пока мы позевываем над закипающим чаем, делает несколько забросов. И небезрезультатно! Смотрим, как он вытаскивает рыбку и несет ее к нам. Это ленок, небольшой, грамм на 300. Понятны эмоции человека, впервые познакомившегося с пресноводным сибирским лососем. Ленка присаливаем и берем с собой. Трогаем дальше! Дорога лучше, чем я от нее ждал, укатана грейдерами, но местами откровенно убитая большегрузами. На мосту через живописную речушку фотографируемся на фоне тайги, гор и реки. Наконец, спуск к большой реке и Деревня, где решится судьба нашей поездки. Поскольку телефонной связи с ней не было, я не смог договориться с заброской на реку заранее, однако нас утешали, что этот вопрос мы решим на месте. Едем по адресу, но дом, увы, закрыт. Решаем, что хозяйка на работе и едем туда, но она в отпуске и уехала в райцентр, будет вечером. Едем по другому адресу, находим человека, но у него машина ГАЗ-66 не на ходу – маленько сгорела в прошлом году еще. Блин! Едем по третьему адресу – облом. Там хозяин УАЗика отказывается, ссылаясь на слабое здоровье. Настроение падает все ниже. Четвертый адрес более перспективный, но и там неудача: хозяин вчера вернулся с другой речки, сейчас машина на профилактике, а завтра ему на работу. И, судя по развороченному мосту Урала, сегодня он никуда не поедет. Еще один адрес – и там облом: хозяин ЗИЛ-131 не может, работает. Екарный бабай, ну почему телефон не работал!
Наконец, последний шанс: некий Валера, который сейчас в отпуске. Находим его в местной кочегарке – он сидит и бухает с напарником, поллитровка полна на треть, и видимо она уже на сегодня не первая. Вступаем в разговор, слово за слово, но мужик подписывается. Типа, ура. Выходим, смотрим на машину: шасси ГАЗ-66, кабина ГАЗ-51, колеса хрен пойми от чего. На облезлом боку кабины нарисован здоровенный российский флаг – типа, знай наших. Но стоящие рядом мужики заверяют, что «Коломбина», как кличет свою таратайку хозяин, в прекрасном техническом состоянии и доедет хоть до северного полюса. Итак, разгружаемся и едем за продуктами. Хозяин грузовика бодро излагает свои подвиги, но мы потихоньку следим, чтоб ему больше не наливали, ибо на милицейском посту могут и того… «У меня все менты знакомые, проблем нет!» Ну, нет, так нет. Мечемся по магазинам, список длинный. Как очередь по списку доходит до водки, в магазин заходит… знакомый водитель с работы. – Ты как здесь? – На рыбалку. – А мы с полей возвращаемся! – Следом заходит еще пара знакомых. – Как погода? – Дрянь, дожди, вода высокая, рыбы мало, всего флягу засолили… - Ну-ну. Прощанья, приветы, едем назад, к нанятой машине. Возле нее уже кучка местных мужиков поддерживает разговор: слухи о приехавших с Урала чудо-рыбаках уже разлетелись по поселку. Пробуем заводить машину – рукояткой, по старинке. Не заводится. Толкаем вперед, потом назад – нет контакта, причем, даже не схватывает. Предлагаем принести аккумулятор. Хозяин: «Ну, есть у меня… А нах** он нужен?» Ну, типа, завести, стартером-то. «Дык, у нее стартера и не было никогда!» Блиннн, клоун. Толканья и пиханья, вставления зверских перемычек на клеммы ни к чему не приводят. Очередной консилиум над открытым капотом престарелого пациента, и вот найдена причина – вывалился центральный провод. Ну, просто выпал: «Кто б его воткнул-то, мля!». Тонкой лучинкой провод впихивается на место, и о чудо – «Коломбина» завелась с полоборота! Пока суть да дело, брат ставит свою машину в гараж к мужикам, мы покупаем пару канистр бензина для забросчика. И, наконец, попутно взяв запас масла для тачки («Тайга это вам дело серьезное, мля!»), потихоньку трогаемся. Крейсерская скорость по трассе – 40 кмч, но нас устраивает и такая. На выезде из поселка пост милиции, но, несмотря на явно бухое состояние водителя и лежащий в кабине ствол, его действительно пропускают. Мы сидим тихо. Машина отъезжает, мент оборачивается ей вслед и видит нас в кузове под тентом из дюраля, делает неопределенный жест рукой, но с достоинством разворачивается и идет восвояси. На радостях открываем пивко, и по очереди щурясь от пыли, приканчиваем одну полтораху и не видим причин, почему бы отказаться от другой. Но быстро пиво дает о себе знать, и приходится изгаляться на тряской дороге, чтобы спровадить за борт продукты жизнедеятельности – получается не у всех и не с первого раза…
Машина сворачивает с трассы и рулит в лес. Над крышей нависают ветки деревьев, светит солнышко, настроение повышается еще больше. Первые километры дорога ведет себя прилично, но я-то в курсе, что дальше будет веселее. И точно, вскоре выезжаем на разъезженную заболоченную плоскотину. Дорога расползается на несколько колей, щедро залитых водой; вариантов засадить тачку по самое не балуй – один краше другого. Выбираем крайний объезд, но медленно крадущаяся «Коломбина» таки предательски тонет в колее. Ну, у хозяина машины есть бензопила, и она даже работает. Валим пару стволов, ломаем ветки, но лысая резина не цепляется за них. Да и дальше ехать непонятно как – впереди разъезд еще веселее. Во всем виноваты геологические «Уралы», нарезавшие глубокую, не по нашим колесикам колею, но даже и они, судя по развороченной дороге, тут тоже проходили с трудом. Глушим мотор, припекает. Из соседних кустов бодро подлетает мошкА, интересуясь свежими пациентами. Кусты увешаны черникой, а по кочкам и брусника уже поспела. Да, еще вдоль дороги грибов немеряно, больше подосиновики с подберезовиками. Несмотря на сухое лето, тайга балует урожаем. Но не нас. Хозяин чудо-автомобиля протрезвевая, ходит вокруг – то берется за бензопилу, то курит, присев на край колеи. До него доходит, что сидим плотно. Кидает коронную фразу: «Мужики, а пешком не дойдете?» Ага, щасс! Лучше уж еще покопаемся, а там видно будет.
Рассеянно выхожу на главную дорогу, осматриваю дальнейшие перспективы – вроде дальше немного посуше, но нам-то пилить еще больше 20 км. Смотрю назад – и тихо охреневаю: следом за нами, по дороге, где ездят хорошо, если раз в неделю, покачиваясь, неспешно приближается кабина ГАЗ-66. Вот это пруха!!! Кидаюсь нашим спасителям навстречу – в кабине двое мужиков и пацан, в кузове кажись пусто – во всяком случае, нам четверым и нашему бутору место найдется. Сбивчиво объясняю ситуацию, водитель подъезжает к «Коломбине», выдергивает ее, мы прощаемся с гостеприимным, но, увы, мало дееспособным хозяином ее и грузимся на 66-й. Один из мужиков охотник, едет к себе на участок; товарищ с сыном сопровождает его. «Ну, до реки я вас довезу, но только не сегодня; время уже позднее, а ехать по ночи я не буду. Машина быстро не идет, заночуем по дороге». Нас это устраивает более чем. Часть кузова накрыта низким тентом, под ним немногочисленный скарб хозяев. К борту изнутри привязана бочка с соляркой – оказывается, у машины стоит двигатель от трактора: 40-сильный атмосферный дизель с воздушным охлаждением. На удивление, мощности его хватает для лазания по глубоченным говнам сполна, вот только облака черного дыма периодически так накрывают кузов, что ни вдохнуть, ни это самое… Тарахтящий дизелек неспешно тащит машину по лесной дороге, топкие места мы проехали без проблем, и медленно ползем в гору. Ветки стучат по крыше, иногда лупят по пальцам нам, сидящим в кузове.
Время близится к вечеру, и все бы ничего, но начинает накрапывать дождик – сперва по чуть-чуть, затем уже заливает конкретно. Достаем куски полиэтилена, но в кузове от тряски все сползает из стороны в сторону. К речке, притоку Реки, мы подъезжаем уже в начале сумерек и под конкретно проливным дождем. Переезжаем ее, и прямо на дороге останавливаемся – типа, на ночлег. Большая часть вещей промокла, а нам бы палатки поставить… Ждем, вроде ливень то утихнет, то зальет опять. Ну и ладно. Быстро достаем палатки, ставим их (все промокает, конечно); кидаем внутрь вещи. Было бы неплохо перекусить, но костер разжечь под ливнем просто нереально. Все уже мокрые буквально насквозь. Это как раз тот случай, ради которого я просил брата прихватить газовую плитку – она исправно загорается, ставим на нее чай, достаем всякую разную нехитрую закусь (хлеб, банку маринованных огурцов, консервная каша)– и под разговоры с мужиками под чай и всякое остальное выпиваем 2 бутылки водяры из 3 имеющихся. В темноте дождик утихает, на прощанье припугнув близким ударом молнии – хорошо, что гроза, а не обложной. Сливаем из бака соляры, льем на насквозь мокрые дрова, пытаемся согреться у чадящего костра, но, в конце концов, расползаемся спать.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Просыпаемся на рассвете от тарахтенья заведенного дизеля. «Мужики, собирайтесь!» Е, блин, эта – а может чаю попьем? «Не, некогда, впереди дорога хрен пойми какая, есть еще два места плохих, надо торопиться!» Ну, надо, так надо. Быстро-быстро, вперемешку кидаем мокрые вещички в кузов и трогаем. Да, куренье натощак вредно, очень, но насытиться придется нескоро. По совету мужиков, достаем ружье, пятизарядку: на старых дорогах бывает много дичи. Потихоньку заползаем на очередной перевал, здесь тайга достаточно чистая, земля покрыта мхом, много грибов. Вертим головой по сторонам, но пока никого не видать. Вдруг брат хватает ружье и кидается к левому борту, я смотрю: по лесу чуть ли не из под колес уходят какие-то немаленькие птицы. Выстрел! Первая хлопает крыльями на месте – готов! Еще – и второй тоже! Гляжу, в отдалении еще одна, кричу брату «Третий!» и показываю рукой. Машина чуть проезжает вперед, и третий выстрел! Есть! Машина останавливается, прыгаем за борт. Это молодые глухари, выводок. Молодые-то молодые, но весу в каждом по паре кило точно. Славная добыча, да и то сказать, стреляли-то метров с пятнадцати, грех было промазать. Брат принимает поздравления, кидаем добычу в машину и трогаем дальше.
И вот очередной гаденький участок – заболоченный вялотекущий склон, по сути, ручей бежит прямо по дороге. Рано или поздно, водитель, как пишут в сводках, не справляется с управлением в процессе перескока с одной колеи в другую, и 66-й садится левым задним колесом в ямку. Пробуем поддавать гари – остальные колеса хоть и крутятся, но беспомощно скребут по глине. Оп-па! Соскакиваем, пытаемся толкать, но, как водится, садимся все глубже. Ага, а вот и на раму задом сели. Глушим движок, охотники достают бензопилу, вырезаем длинное бревно и подложки, чтоб этим рычагом приподнять машину. Ну, вшестером мы ее таки приподнимаем за ступицу, сантиметров на пять. Подпорки под вагу одна за другой уходят в глину. Пихаем под колеса ветки, палки, но в результате левое колесо уходит в жижу полностью. Снова глушим мотор и устраиваем толковище. Решено делать все сразу – приподнимать машину вагой и домкратом, подкапывать задний мост (уже сидит и он), натаскать камней под колеса, а также раскопать колею, чтобы ушла часть воды. Гляжу, сидим плотно, работы не на один час. Развожу костерок (солнышко уже встало и лес начал подсыхать), ставлю чай, запариваю «Доширак». Между делом перекусываем. Мужики достают домкрат, режут коротенькие чурки-подставки, и начинается процесс подъема машины из грязи. По чуть-чуть сначала приподнимается рама, выбирается ход рессор, затем «пошел» и задний мост. Подкапывается непросевшая сторона, чтобы колеса не скребли впустую. В каменистой глине расковыриваем проход для моста. Я пока тем временем обжигаю на костре от краски будущую коптильню – банку из-под кинофильмов (были такие раньше).
Время уже далеко за полдень, но вот, наконец, решаем, что пора бы и попробовать. Под два колеса подсовываем доски, прихваченные в Деревне для платформы на катамаран. Становимся сзади, готовимся толкать. Шоферы поднимают кабину и заводят мотор (почему-то с кабины он у них не стартует). Раз-два-три! Ура! Пошла! Машина выскакивает из ямы, и водитель на радостях с разгону отъезжает аж метров на 70, чтоб не засесть в глину еще раз. Хватаем вещички (они уже наполовину выгружены), закидываемся обратно – и снова вперед! Спускаемся по долине ручья, солнышко светит, и через каких-нибудь 6-7 км слева сквозь деревья и кусты засверкала на солнце цель нашего путешествия – Река! Но съезда к воде нет, поэтому еще с километр едем вдоль берега. И вот перед спуском дороги на брод тормозимся. Вокруг в лесочке на прибрежной террасе каркасы под палатки, столы и нары – остатки базового лагеря геологов. Хозяева машины разжигают костер, ставят котелок, а мы выгружаем свое барахло и начинаем развешивать и раскладывать буквально все – начиная от документов и сотовых телефонов до сапог и носок: солнце и ветерок должны помочь нам просушиться. Мужики тем временем варят бесхитростный супчик из гречки, и приглашают нас к столу. На радостях охомячиваем двушку пива, пьем чай, прощаемся с мужиками. Я предлагаю им денег – те отказываются с возмущением: «У нас в тайге так не принято!» Увы, у нас в городе принято вот так. Ну и ладно. Охотники грузятся, даем им на прощанье одного из застреленных глухарей, те для порядка отказываются, но затем его берут. Заводится мотор, прощальные взмахи рукой, 66-й, чадя дымом, уползает вверх по речке.
Через несколько минут приходит тишина – лишь шумит ветерок в кронах сосен на косогоре и тихо плещется вода в реке. Накатывает состояние абсолютного покоя и релакса, но сильно расслабляться некогда. Принимаем по соточке за приезд, и Саня идет теребить птичек, а мы потихоньку ставим палатки, разбираем вещи и готовимся к сплаву. Сегодня уже никуда не дергаемся, но решено все подготовить и накачать плавсредства. С лодкой все просто, и вот приступаем к сборке катамарана – благо, в геологическом лагере полно жердей для рамы. Сначала не можем додумать, как вяжется каркас, но в четыре головы таки сообразили, да и старые воспоминания помогают. На раму сверху прикрепляем доски, получается некислая такая платформа – хоть стой, хоть лежи, и место для бутора остается. На ужин предполагаются копченые глухари. Тушка одного сравнима по размеру и весу с нормальной курицей. Солим, распластываем, присыпаем пряностями одну, крошим ветки ольхи – и в коптильню. Решаем ждать полчаса с момента появления дыма. Тем временем кончаем разборки и пробуем кидать спин в речку – но у Алексея в сливе переката всего одна поклевка и сход, а под перекатом глубина маленькая и рыбы, видимо, нет. Полчаса прошли, снимаем коптильню, открываю крышку. Птица явно перекоптилась на вид, все почти черное. Ставим следующую порцию коптиться, выдерживаем минут двадцать, на этот раз вид более приятный. За стол! Тем временем, солнце уходит за гору, становится свежо, скоро ляжет роса, поэтому все мокнущее прячем по гермикам и палаткам. Наливаем по пивку, потом еще, глухари на вкус ничего, но жестковаты. Все не съедаем. С наступлением темноты расползаемся по палаткам. Брат ставит в воду на ночь сделанный днем кораблик, а оснастку для него нам дали напрокат в Деревне – вместо мух там навязаны… мыши! Типа, грузите тайменей бочками!
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. Спится хорошо, хотя и прохладно. Но холодная ночь – это, как правило, ясный день, поэтому ночная прохлада радует. Утром выползаем из палаток часов в восемь – над рекой и вокруг туман, какая погода – пока непонятно. Но по опыту знаю, что туман – это гуд. Варим чай, завтракаем, туман тем временем рассеивается. На небе ни облачка, и вот выглядывает солнце, сушит нам палатки. На мега-кораблик не попался никто. Понемногу собираем шмутки, пакуем все в гермики, на лодку грузим немного, основной загруз приходится на катамаран. И вот – отчаливаем! Сразу же понятно, что ходовые качества у посудин разные, поэтому чтобы особо не разбегаться по реке, вяжем лодку к корме катамарана. Так и идем всю дорогу. Первые километры какие-то скучные: ни перекатов, ни выраженных плесов, река почти равномерно течет по широкому, но мелкому и каменистому руслу. Но глубины для сплава хватает. В устье ручья пробуем кидать – но и тут мелко, да и рядом колея ураловская в бичевнике – то ли рыбы нет, то ли обловили. Плывем дальше. Солнце припекает, начинаем снимать утренние одежки. Еще перекат, но и тут счастья нет – река широкая, много крупных камней, чего делать, куда кидать – непонятно. Ближе к устью пересеченного накануне притока реки жмемся под крутой берег. Опаньки, а где дно? Нету! Вроде, вот только что было, а тут нет, и веслом не достать. Спешно чалимся тут же под бережок, и определяем границы ямы: в длину от переката до переката метров сто, в ширину 20-25, сверху и снизу по течению камни. И это притом, что ширина реки минимум метров 70 – плыли бы под другим берегом, где мелко – могли бы при плохом свете и при ветре проскочить мимо. Глубина навскидку больше трех метров.
Через пару минут после высадки в камнях начинает плескаться кормящийся хариус. Алексей убегает вверх, Саня вниз, мы с братом налаживаем снасти пробуем кидать посередине. Первая рыба у Алексея – леночек на полкило. Затем ловит Саня, тоже ленка. Он снимает блесну и вяжет поплавок (щепку) с мухой. И тут же на месте бульканья у него ловится неплохой хариус. У нас с братом забросы пустые. Вот поклевка у Лехи, он упирается в свой ультралайт, но вытаскивает неплохого ленка – не меньше килограмма. Саня не выдерживает и кидается к нему, в головку ямы, и бросает муху неподалеку. Фотографируем ленка. Я, чувствуя, что у меня по какой-то причине клева не будет, развожу костерок и делаю чай. Тем временем Леха ловит на блесну первого в своей жизни хариуса, неплохого, грамм на 600-700 – ну все, у него, кажись, рыбалка состоялась, он так мечтал о своем хариусе! Я снял сапоги и сижу у костерка. Вдруг Саня орет истошным голосом «Фотоаппарат! Несите фотик, ****» Ага, щас обуюсь и побегу! Но он уже бежит сюда сам с добычей. Это хариус, но какой!!! Почти черный окрас, огромный спинной плавник, все как полагается – и очень, очень большой. Я таких не то, что не ловил – не видел никогда, ну разве что на Байкале, но там-то хариус другой: какой-то вялый, что-ли. А этот крутобокий, в ладони в обхват не помещается. Фотаемся в разных ракурсах, а я приговариваю: «Не, Саня, таких коней не бывает!» Но обратный пример – вот он, перед глазами. Кучка рыбы получается уже приличная, кило на 4-5, мелочи-то нет совсем. Перед отчаливанием приступаем к разделке улова, ибо ночевать планируем чуть-чуть пониже, в устье того самого притока, там по карте еще показана охотничья изба. Потрошим хариуса, и тут спохватываемся – забыли его взвесить! Достаем кантарик, и рыбка тянет на 800 грамм без потрохов и жабер – в пойманном виде все 900 с лишним грамм, почти кило – полный и безоговорочный зачОт! Но сей красоте недолго быть в первозданном виде: этого красавца я пускаю на согудай - развожу уксус, чищу лук, снимаю шкуру и отделяю филе. Солю, перчу, и заливаю слабым усусом рыбье мясо и крошеный лук. Остатки – в речку! Грузимся и плывем дальше.
Буквально через полчаса подъезжаем к устью притока. Но там ямки нет, и забросы мух и блесен безрезультатны. От избы осталось одно воспоминание, но место хорошее – высокая, редко залесенная терраска. Решаем вещи и лодки оставить внизу, а палатки поставить на терраске. Напротив видна плоскотина, где в редком замшелом лесу предполагается ягодник и наличие дичи. Достаем пиво, заботливо охлажденное на дне лодки, а Саня разводит чистейший медицинский спирт, добавляя туда тут же собранную пригоршню истолченной брусники. Тем временем, мы с братом решаем прогуляться вверх по притоку, покидать мух (его ширина метров 10-15), и заодно проверить на дичь ягодник. Идем вверх по речке, и почти сразу понятно, что хорьковых ямок тут нет: русло сильно каменистое и мелкое, и воде задержаться просто негде. Проходим метров семьсот, и сворачиваем на другой берег. Здесь очень пологий склон, лес редкий, под ногами мох и много черники – классическое место для боровой дичи. Но… нет ее. Ходим туда-сюда, доходим до Реки, проходим вдоль – пологий склон быстро переходит в более крутой и заваленный буреломом. Да и хрен с ним. Возвращаемся на табор – мужики уже охомячили полтораху пива, мы с братом догоняемся, и ставим коптиться присоленных днем ленков. Рыбка поспевает скоро, и вот он, ужин. Первую чарку наливаю под согудай – ребята удовлетворенно закусывают и просят немедленно повторить, да и то – закусь царская! И понеслась – под горячих копченых ленков и под хлебушек брусничная настойка на медицинском спирту! Красота! Леха с Саней вдруг чего-то закричали друг на друга – гляжу, они доели согудай, и спорят – один хочет выкинуть маринованный лук, а другой ему не дает – типа, самый смак. Ну, веселье! Подоспел супчик – гороховый, с подосиновиками – тоже закусь отменная. Тем временем смеркается, брат идет спать, а мы еще немного гомоним у костра, но насыщенный день и не менее сытный ужин дает о себе знать. На горшок – и в люлю.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ. Просыпаемся снова в тумане – недаром вчера пили и за погоду тоже. Разводим костер, ставим чай, завтракаем лапшой с тушняком, а копченую рыбу, кажись, подъели всю еще вчера. Но засол решили пока не трогать. Часикам к 11-12, слегка пообсушившись от росы, собираемся и выплываем. Пока едем впустую, речка мелкая, кое-где соскакиваем и протаскиваем катамаран: он двухместный, а грузу на нем на троих. Посматриваю на карту и космоснимки из Гугля, но пока места, которые могли бы быть перспективными, себя не обозначают. Тем временем за очередным поворотом каменистый перекат, за которым обозначается достаточно глубокий, около двух метров, протяженный и широкий плес. Мужики, увидев яму, тут же чалятся и пристают к берегу. На струе кто-то плещется, скорее всего, это хариус или некрупный ленок. Первые забросы подтверждают это – у Алексея ленок грамм на 800, у Сани тоже ленок, затем хариус около полкило. Только у нас с братом на наши блесны никто не кидается. Пытаюсь изобразить «балду» из лески и мушек, но только зря трачу время. Тем временем, Леха ловит еще пару рыбок и опять – в головке плеса. Я опять ставлю обед (решено сварить уху – рыбы на нее уже хватит, а на жаре юшка самое то), снимаю сапоги и разгуливаю по камушкам в носках, ибо мошка таки дает о себе знать. Мы уже подтягиваемся чистить рыбку к костру, но Леха что-то задерживается (он не пользуется карабинчиком, и поэтому, меняя блесны, каждый раз их перевязывает заново). Но на этот раз причина посерьезнее – глядим, спин в дугу и что-то там непросто у него. Но вот кто-то плещется у берега уже рядом с ним, потом издалека вижу, что рыбина у него уже в руках, и он несет ее к нам. Это ленок, да какой! Красно-крапчатый, жирный, да и не маленький. Взвешиваем – 2,5 кг. Это очень и очень достойный результат, к тому же пойман на ультралайт, доставив его хозяину отменный всплеск адреналина во время десятиминутного вываживания. Фотаем трофей и потрошим добычу. У Сани тоже штуки четыре с этой ямы, и лишь у нас с братом ни фига. В чем дело? Смотрю на Лехину блесну – а она у него с черным лепестком. Блин, ну почему нет черного маркера, у нас с братом блестяшки! Леха тут же протягивает мне… черный маркер! Спасибо! Крашу блесну, несколько забросов, поклевка, и… сход. Ну, не судьба, да и пора дальше двигать.
На космоснимке вижу пару широких кос, прислоненных к левому берегу километрах в 4 ниже по течению. Решаем, что для разнообразия неплохо бы заночевать на хорррошей такой, чистой как аэродром галечной косе. Плывем, и действительно, в положенном месте видим косу. Подгребаем к ней, и вот сюрприз – перед косой река сужается. И аккуратным таким сливом скатывается в шикарную – дна не видно – яму. Десантируемся на гальку, хватаем спиннинги и вперед! Первые забросы – первая добыча: у Сани и Лехи по ленку, затем проскакивает и хариус – и все в голове ямы. Я кидаю чуть пониже, и вот есть контакт и у меня. Тащу, рыба не очень крупная, в прозрачной воде вижу, что вроде хариус, но какой-то не такой. Выдергиваю ее на гальку – ба, да это сиг! Первый раз в жизни ловлю сига, пусть не очень крупный, с полкило, но настоящий, а запах от него еще более дразнящий, чем у харька, чисто огурчик малосольный. Кидаю еще – и еще один сижок, копия первого. Третья рыба – хариус. Но время к вечеру, и решаем табориться здесь же. Пока ставим лагерь, в ямке периодически кто-то плюхает, ну ладно, мы еще до вас доберемся. Только у брата пока ничего не поймалось, не его день… Ужинать решаем жареной рыбой – благо, ее хватит и на засол тоже. Из леса через протоку уже натаскана гора дров. Для жарки делаю типа таганка из трех камушков, разжигаю небольшой костерок из сучков в палец толщиной – и вперед, на пару с братом приступаем к жарке. Рыбку обваливаем в манке с солью, в жарку идут исключительно крупные, чтоб не возиться с мелочевкой, ленки. Выходит четыре закладки. Достаем прохладное пивко, и до упора наедаемся свежайшей горячей жареной рыбой. Вечереет. Под рыбку и перед чайком проскакивает и брусничная настойка, и под вызвездившимся небом идут долгие разговоры – почему-то об альпинизме, и о том, насколько оправдан в таких экспедициях риск для жизни – каждый, как водится, уходит на боковую при своем глубоко обоснованном мнении, но с неизменным уважением к оппоненту.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ. С утра не пожравши, народ кидается на многострадальную яму, я же тем временем ставлю чай. Погода нынче, как и вчера – с утра туман, потом ясно и жарко – пруха с погодой продолжается. Наконец повезло и брату – с головки плеса он вытаскивает отличного ленка – взвешиваем – 1,8 кг. Настроение у всех радужное, ловим, кажется, еще две или три рыбки (хариус и ленок), пропускаем очередной уже налет уток (летят вдоль речки, гады, без предупреждения!) и устраиваем мерянье пиписьками, т.е., ружбайками. Ставим прихваченные из лагеря геологов чурки в конец косы и шмаляем – по банкам, по гильзам, а, разошедшись – и до пуль дело доходит. С большим отрывом сосновую чурку забарывает пуля Майера, а моя Полева-2 в аутсайдерах. Зато ружжо мое свежеприкупленное вызывает у матерых стрелков вполне лестные отзывы – типа, осыпь хорошая и все такое. Ну, успокоили.
Отчаливаем. Сразу за поворотом реки начинается достаточно прямой участок, солнце светит в глаза, но очки поляризационные рулят. А вот опять яма, вернее, широкий плес. Здесь тоже ловится, но как-то вяло, хотя тут отличается брательник – у него пара сигов. Плывем дальше, пробиваем еще одно местечко – голяк. Другое (ямка, в устье ручья!) – один небольшой ленок. Двигаем дальше, течение ускоряется, в русле появляется все больше камней, и за очередным поворотом видим, что это, похоже, те самые пороги, о которых нам говорили заранее, но на картах они не показаны. А вот и ямки между камнями-чемоданами. Между струй притыкаемся к берегу и идем пробивать перспективные точки. И они работают! Один за другим из ямок с бурлящей прозрачной водой достаются хариусы и леночки, но среди последних много совсем мелких, несколько штук даже выпускаем назад. Да и хариус тоже не очень большой, хотя у Сани опять попался один хорошо за полкило. Лишь у брата опять непруха, он кладет спин и вытягивается подремать на досках катамаранной платформы. Рыбалка в порогах очень увлекательна, но высокотехнична, да и зацепы здесь часто «мертвые».
Вволю оттянувшись, плывем дальше. Каменистый участок кончается, по берегам тянутся склоны, поросшие кедрами, соснами и прочей растительностью. Светит солнышко, красота и тишина, которую нарушает только карканье заблудшей невесть откуда вороны. Подплываем ближе, и выстрелом из ружья братец сбивает каркушу наповал – нефиг каркать тут! Хороший выстрел, жаль не по уткам. А эти заразы то налетят сзади, то вырулят сбоку, пока ружжо выдернешь – тю-тю, улетели, родимые! Подплываем к серии островов, разделенных прихотливыми перекатами. А вот и очередная яма, но чтоб ее обловить, мы десантируемся не на берегу, а на затопленной отмели посреди широко разлившейся реки. Катамаран с лодкой садим на камушек, чтоб не унесло. Делаем забросы, и первые поклевки не заставляют себя ждать. Как и везде, здесь преобладает некрупный ленок и нормальный хариус. К сожалению, часты сходы: выводить рыбу некуда, берег очень далеко, а брать из воды скользкого ленка то еще развлечение! Неплохо отловившись, отчаливаем, предварительно с братом прогулявшись по протокам. Как и предполагалось, проходить это многоостровье нужно по средней, самой мощной по космоснимку (спасибо Гуглю!) протоке. За островами река снова начинает петлять. В лесу, слева слышится свист рябчика. Мужики (Саня с братом) хватают ружья и решают пробежаться, а я сначала сижу в лодке, а потом беру спин и спускаюсь вниз, к перекату. В самой струе ловить нечего, а вот пониже классическое ленковое место: каменистый умеренно глубокий участок под перекатом с чуть замедленным течением. Бросаю несколько раз, но слишком легкая для моей палки блесна улетает недостаточно далеко. Наконец, забросы получаются получше, и вот хорошая такая поклевка; начинаю подтаскивать, в прозрачной струе даже вижу сверкнувший как стальная полоса бок неплохого – около килограмма – ленка, но, увлекшись, дергаю посильнее и… тут же сход. Повторные забросы безрезультатны. Мужики отчаливают, подплывают ко мне, я сажусь на борт и едем дальше.
Ночевать решено в районе устья крупного правого притока. Время еще дневное. Перед притоком остров, на котором уже снова видны остатки очередного стойбища геологов и – к нашему разочарованию – колея «Урала». Ну, понятно, подъезжали снизу, значит самые козырные для рыбалки места остаются сзади. Я иду к устью, на нем неплохая галечная коса, булыжники хоть и крупноваты, но устроиться можно. Зову мужиков, они прихватывают еще порцию чурбаков для сидений и столика, и сплывают ко мне. Начинаем разгружаться, тем временем, очередной налет уток, но Саня с братом (я на свое ружье уже давно махнул рукой) не успевают. Только они собрались положить волыны на место, я вижу еще тройку свиязей, ору им, они стреляют. Одна из уток приземляется на воду и хлопает крыльями к берегу. Вроде, подранок! Мужики бегом обуваются и бегут через протоку на остров, затем по острову, затем под тот берег и скрываются за поворотом. Их нет минут уже пятнадцать, но вот раздаются 3 выстрела – уже в лесу на противоположной стороне. Наконец они возвращаются, Саня чего-то несет, но на утку не сильно похоже. Уже когда он выходит на наш берег, видно, что это рябчик.
Посовещавшись, решаем на ужин сварить рябчика и сделать тройную уху – рыбы на сегодня наловили предостаточно, а остатки ее пойдут в засол. Но до этого делаем попытку пройтись по притоку с ружьями, втроем – вроде, по склону свистел тот же рябчик. Но в лесу пусто. Зато речушка радует глаз – небольшие омутки, заломы – но вот плеска рыбы не видно и не слышно, скорее всего, все уже обловлено до нас, да и проверять никакого желания, если честно. Жара, и поочередно устраиваем себе купание, для чего требуется сначала перейти ледяной ручей, чтобы попасть в более теплую воду Реки. Делаем с братом еще один кружок по плоскотине на другой стороне, где подстрелили рябчика – но безуспешно, после чего возвращаемся на лагерь. Кажется, кое-кто за этот длинный остаток дня успевает даже подремать. Идем на плес сразу ниже лагеря, но там, несмотря на глубину, почему-то никто ни у кого не ловится, скорее всего, обловлено раньше; на берегу у самого глубокого места вбит солидный кол – сильно подозреваю, предшественники (геологи или просто рыбаки) сеть тут ставили… Алексей, оставшись в одиночестве, сообщает потом, что слышал в кустах то ли рычанье, то ли хриплое мычанье, в подтверждение его слов в лесу стрекочет явно обеспокоенная кем-то сорока. Думаем, гадаем, и решаем – на косолапого не очень похоже, скорее всего, это или олень, или лось, но проверять желания нету.
К вечеру приступаем к ухе: выделяем солидную – килограмма три с гаком порцию хариусов и ленков, чистим, потрошим, вырываем жабры, отрезаем головы и хвосты. Они идут в первую закладку. Провариваем и в миску. Вторая закладка – тушки харьков – аналогично. Третья закладка – ленки и лук, в конце добавляю зелень и пряности. Саня с Лехой, не выдержав, наливают «опередива» и заедают рыбьими бошками, а затем и вареным хариусом. Но вот констатируется готовность продукта! Наливаем по единой, и понеслась. По тарелочке съедаем - только шорох стоит, а вот по второй уже и не лезет – чистый протеин, а не бульон. А и ладно, в остатки юшки вваливаем хариусов и оставляем на утро. Спать, спать! Вечер откровенно теплый, боюсь, как бы не было дождя…
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. Опасения насчет погоды не оправдались – просто, вчерашний день был очень жаркий, да и сегодняшний, видимо, будет под стать ему – а ведь уже третье сентября!! В прошлом году в этих краях лежал снег уже! Завтракаем чаем и остатками ухи, собираемся и, традиционно обсушившись от росы, выплываем. Чуть ниже проходим широкий плес после переката – классическое место, но рыбы нет вообще! Да, здесь уже чувствуется рыболовный пресс. Следующая петля, еще круче и красивее, снова десантируемся, снова кидаем, поклевка у Лехи, потом у Сани ловится отличный ленок, явно за килограмм, у меня пока ноль. Вдруг слышим какой-то гул, это мотор, рев приближается очень быстро – но вертолет не похоже, на моторку – тоже нет. Про себя думаю – либо аэроглиссер, либо воздушная подушка, идет по реке, но очень уж быстро. Рев приближается снизу, перед ним проносится здоровенная стая уток, и вот видна посудина – это действительно катер на воздушной подушке, «Хивус». На всякий случай Саня прячет ленка в камни. Чуть не доезжая до нас, катер притормаживает, с него стреляют почти в нашу сторону, затем делают вираж, подбирают подстреленную утку, и на всем газу проносятся мимо – успеваем разглядеть, что в кабине четверо: двое мужиков, женщина и подросток. Не интересуясь нами, с ревом посудина пролетает вверх по течению. Ну, не рыбнадзор, и на том спасибо! Настроение резко падает – похоже, конец нашему уединению. Размышляем, откуда в таежной, в общем-то, глуши взялось это чудо техники, но ни к чему утешительному не приходим: были б деньги, а забраться можно куда хочешь. Да и ладно, плывем дальше, по карте обозначена охотничья избушка, но, как и в прошлый раз, от нее в тайге остался только затянутый мхом и дерном квадрат на месте сруба. А так хотелось переночевать в нормальной избе; может быть, воспользоваться банькой – если зимовье базовое. Но времена теперь другие – избы ставят больше не на реках, а по ручьям, и часто в верховьях, в самой глухомани, чтобы пришлые не докучали.
Снова едем вниз, впереди снова плес под перекатом, но рыба ловится вяло – пара небольших, около полкило, леночков. Хотя, на сегодня улов у меня под ногами в лодке уже солидный – штук семь или восемь рыбин, да и мелочи почти нет. Но плес, похоже, тоже обловлен. Едем посередке, течение вялое, время к вечеру, отмахали уже порядочно. Вода чистая, глубина чуть меньше полутора метров. Вдруг Саня кричит «Сом! Гляди вон, в камнях!» Ну, откуда тут сомы, налим, конечно! Да и фиг с ним, налим, давай, ловим! А как? Блесной подцепим!!! Ну-ну, пока развернули лодку, течение снесло, выгребаем наверх, смотрим – пропал налим. Расстроено плывем опять. Но тут брат соскакивает и орет Сане (они сидят на кате, спереди) «Вон, еще, мля, здоровенный!!!» Я рыбу не вижу, но помогаю снова выгребаться против течения. Вроде, видим его опять, подплываем вплотную. Брат хватает весло, прицеливается, и со всей дури ребром лопасти бьет налима по спине. Есть! Видим, что рыб готов – не уплывает, а переворачивается кверху пузом. Пытаемся подцепить его веслами, но это дохлый номер, он скользкий дюже. Понемногу веслами, периодически отгребаясь вверх по течению, толкаем налимье тело к берегу, но глубина все равно больше метра. Саня не выдерживает, и с криками «Да задрали вы уже!!» раздевается догола, прыгает в воду, берет налима под жабры и вытаскивает наверх. Ни фига, да он еще здоровее, чем казался! Кидаем его в лодку к хариусам и ленкам, мне под ноги. Плес вскорости заканчивается большим островом, но коса в его головке слишком низкая и сырая для табора. На всякий случай, обходим с братом остров – встать на нем негде, в траву лезть неохота. Возвращаемся и снова плывем дальше. Через некоторое время видим косу в устье ручья, по времени уже пора и становиться на ночлег, что и делаем. Снова разгружаемся, ставим палатки, и решаем, что делать с налимом (благородную рыбу всю пускаем в засол). Кстати, налимчик потянул на 2,5 кг. Решаем закоптить, потрошим, аккуратно вынимаем печенку (грамм 200, не меньше), и кладем в коптильню. И, надо отметить, идея с копчением налима оказалась на редкость правильной: мяско выходит довольно жирным и плотным, ну а печень вообще выше всяких похвал. Из ручейка опять вылетает утка, но опять подстрелить ее не успеваем. Вечером слышен снова рев мотора: это утренний «Хивус» пролетает назад, к устью. И снова мы его не интересуем. Ну и хорошо, нам же спокойнее. Ужинаем копченым налимом и, кажется, еще чем-то.
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. И опять просыпаемся рано, и над рекой стоит туман. Постепенно он поднимается выше, и в просветах видны уже по-осеннему пестрые склоны гор. Вообще, одно из самых красивых зрелищ, что я видел – это осенняя тайга: темная зелень елок и пихт, дымчато-светло-зеленые кедры, золотые березы и красные, до багрового осины – все это перемешано в самой разной пропорции, краски перетекают одна в другую, а на фоне уже почти осеннего ярко-голубого неба просто взгляда не отвести! Завтракаем остатками налима, пьем чай, и решаем разобраться с засоленной рыбой – ее у нас набирается уже килограмм 15, если не больше – около ведра в коптильне лежит в полиэтилене и еще шестилитровый котелок. В большой засолке уже навалом тузлука, выглядит и пахнет все уже вполне по-готовому. У меня есть запас литровых полиэтиленовых ведерок из-под соленых овощей, туда мы перекладываем уже просолившуюся рыбу, добавляя пряности и отрезая головы с хвостами, чтобы сэкономить место и вес. Получается восемь баночек, по две на каждого. К слову сказать, рыб мы посолили довольно круто, если не сказать пересолили, но на жаре эти предосторожности оказались нелишними. И еще потом я понял, что немного перебрал с пряностями – лишним был лавровый лист и гвоздика, явственно перебившие вкус рыбы. А вот смородиновый лист в любой засолке к месту. Котелок решаем пока не трогать, но все равно, рыбу оттуда тоже обезглавливаем.
Управившись с рыбой, собираем вещи и отплываем; до устья остается чуть более 10 км. Первоначально мы решили, что последнюю ночевку будем делать перед устьем, а затем доплывем до него, поднимемся бечевой до деревни, заберем машину и спокойно уедем на Енисей. Однако с самого утра стало понятно, что сегодня с рыбалкой будет еще хуже, чем вчера: ям попалось всего одна или две, и все практически пустые. Но, тем не менее, Леха и Саня таки ловят по паре леночков и хариусов, в основном, в ямках под перекатами. Недалеко от устья должны быть коса и остров, судя по космоснимкам, не заросшие травой, на которых я предполагал табориться. К этому месту мы подплываем в обед, и видим, что и там, и тут все заросло кустарником, а дневать в компании с мошкой в наши планы не входит. Мужики совещаются и решаем – времени на сегодня еще много, поэтому жмем до устья, там обедаем и пробуем сегодня же добичеваться до машины и рвануть в обратный путь. Наши с братом аргументы о том, что лишний день, проведенный в тайге не совсем то, что этот день в городе, малоубедительны. С другой стороны, погода шепчет, а ни на охоту, ни на рыбалку уже надежды нет. И вот устье. На другом берегу уже маячит кто-то со спиннингом и с лодкой – конец нашему уединению. Выгружаемся на приустьевую косу, перебираем вещи, прячем ружья, варим лапшу с тушняком, делаем прощальные кадры – и вверх, по большой реке. Объясняю ребятам принципы бечевания, немного экспериментируем, и начинает получаться. Выходим на большую воду и видим – ниже устья нашей речки целый табор сплавщиков. Вода в большой реке мутная: это далеко выше в притоках работают драги, в общем, совсем не то, что пройденная уже Река. На прижиме приходится проплывать с полсотни метров, но течение здесь слабое. Здорово припекает. Я иду впереди, высматриваю дорогу, остальные гуськом тащат наши плавсредства. Впереди остров, протока по нашему берегу неходовая – много камней. Приходится переплывать на островной берег и идти там. Мимо вверх едет мужик на моторке, машем ему, чтобы подвез, но тот отказывается, типа, нет бензина. Да и фиг с тобой. С острова снова на берег переходим вброд, хотя дна из-за мути не видно, глубина небольшая. Идем дальше, на плесах бодро, на перекатах похуже, но втроем тоже справляемся. Вот последний поворот перед Деревней. Вдоль нашего берега плоскотина, на которой раздаются пересвисты рябчиков – краем глаза вижу неспешно уходящего в лес петушка. А ружья уже собраны – деревня близко! Жаль. Жарко, несмотря на вечер, еще припекает; по берегу сочится ручеек с ледяной водой – набираем бутылку, пьем по очереди. Потихоньку на другом берегу показывается деревня – смотрим место, куда можно проехать на машине. Тащим снова, берег становится круче, уже не идем по травке, а прыгаем по прижимам. Наконец, хватит! Садимся в лодку, и гребем на другой берег, причаливаем аккурат у съезда в воду – здесь стоит вчерашний катер на подушке, внутри никого. Рядом лесопилка, мужики на ней рассматривают нас, интересуются уловом. Ну, улов по их меркам так себе, о чем и сообщаем с чистой совестью.
Идем с братом за машиной, с ней все в порядке, садимся, заводим, едем на берег. Вещички уже перекиданы, время около восьми вечера, быстро разбираем катамаран, моем-сушим лодку и поплавки, пакуемся, и по-быстрому выруливаем из деревни. Начинает смеркаться, а у нас впереди еще почти восемьдесят километров до предполагаемой ночевки. Опять тряская и пыльная дорога, в свете фар то и дело выскакивают зайцы – насчитали четыре штуки. Уже в темноте доезжаем до реки, на которой ночевали по пути туда. Едем на другой берег, спускаемся направо, и по берегу… В темноте видим неплохой галечный пляжик, останавливаемся, в свете фар выгружаем вещи, собираем дрова, ставим воду на костер. Из темноты выползает пьяный мужик – он с компанией ночует чуть дальше, пришел поинтересоваться чего и как. Все сильно устали, день был жаркий и тяжелый. В свете налобных фонарей я чищу картошку, достаю пару пакетов супа-харчо, несмотря на желания остальных поскорее сварить дежурный лапш с тушняком. Ну, грамотный супчик варится тоже быстро, а для нажористости кидаем туда аж две банки тушенки. Получается вкусно, под суп допиваем остатки вина (кадарка отлично шла по жаре, разбавленная водой), я достаю коньяк, с братом принимаем еще по 50 капель, после чего идем спать.
ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. Ночью был небольшой дождик – первый за неделю, но совсем небольшой. Да, урвали мы погоду – я такого не ожидал. Все утро в лесу рядом пересвистывались рябчики, поэтому сон у меня получился беспокойным, хотя в целом отдохнули хорошо. Завтракаем, собираемся, грузимся уже с расчетом на всю дорогу – я свои вещи кладу поближе в багажник, а мужики свое барахло кидают в гермики и вяжут на крышу, причем туда уходит по меньшей мере центнер, аж крыша «Эскудика» слегка прогибается. Загрузились, сели, поехали! По пути обгоняем «Камаз» с погруженным на него «Хивусом» - не иначе, едут в Енисейск или Красноярск. Дорога до парома проходит нормально, выезжаем на берег и буквально на одну минуту опаздываем на рейс парома – жаль, но делать нечего. Ждем следующего рейса, а тем временем пытаемся отзвониться домой. Но тут проблемы – у меня наглухо (видимо, от сырости) села батарея, у Сани и брата мало денег. Ну и ладно, достаю симку, вставляю в братов телефон, звоним – у всех дома в целом все нормально. Приходит паром, а машина чего-то не заводится, проблемы с аккумулятором, отвалилась клемма внутри. Еле завелись. Похоже, придется покупать новый. Решаем заехать в Енисейск – посмотреть базар, купить аккумулятор и еды в дорогу. В городе парни с интересом рассматривают старинные дома сто и более летней давности. Паркуемся, бегаем по магазинам, покупаем тару под рыбу – часть ее засоленной лежит в котелке, замотанном в полиэтилен. Брат покупает аккумулятор, при этом долго вымеряет посадочные места, но все подходит без проблем. На базаре скучно: ягоды нет, рыбы тоже не видать, но покупаем кедровый орех по 100 рублей литр: не сказать, чтобы дешево, но год нынче неурожайный, а свежего ореха привезти охота. Все, едем домой!
Деревни, деревни, едем вдоль Енисея, проезжаем Лесосибирск, опять деревни, затем дорога идет по лесу, время уже обеденное. Доезжаем до Казачинского, там в кафе на объездной обедаем – аппетит у всех уже разыгрался. Жмем к Красноярску, проходим по объездной, здесь я попадаю в домашнюю сеть и делаю звонки домой и на работу. Снова дорога на Ачинск, туда прибываем уже в сумерках. Ночевать никто не хочет, а вот подремать на заднем сиденье всегда пожалуйста. Боготол проезжаем уже в темноте, решаем перекусить, но в кафушке берем почему-то оладьи и мороженное: все дорого и невкусно. К Мариинску подъехали ночью, за рулем меняемся все чаще, спать хочется всем. И то, в городе пропустили поворот на Кемерово и упороли на Томск, хорошо, очнулись, всего лишнюю двадцатку намотали. В Кемерово приехали часа в три ночи, но на улицах немало машин, и почему-то ментов. Проверка документов, все ОК, трогаем, и чуть было не пропускаем поворот на Новосиб. Дальнейшая дорога была ужасна и представляла собой непрерывную борьбу со сном у всех, включая водителей – а ведь движение на трассе даже ночью довольно оживленное. Перед Новосибом, километров за двадцать, Алексей, чья очередь была вести, вдруг, ни говоря ни слова, съезжает с дороги, глушит мотор и все мгновенно вырубаются.
ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ. Спим минут сорок, просыпаемся – а на улице уже светло. Мимо пролетают машины, торопясь по своим делам в славный Новосиб. Заводимся, едем, въезжаем в город, часовой сон освежил всех, но усталость все равно накатывает. Проходим центр, машин уже много, время семь утра, но до пробок по времени еще далеко. И, наконец, добираемся до моего дома. Жена кормит нас лапшой с котлетками, пьем чай и ложимся поспать. Спим до полудня, и вот я прощаюсь с братом и мужиками – они едут еще сутки до Урала. И сразу – на работу и решать накопившиеся за время отсутствия вопросы.
РЕЗЮМЕ. Поездка, несмотря на краткость, считаю – удалась. Не поймали разве что тайменя (вполне возможно, что его там и не было), но по хариусу и ленку оторвались по полной. Немаловажным считаю невысокий бюджет – основные расходы были на бензин, жратва с пивом обошлась около тысячи на человека, может, немного больше за счет кафешек по дороге.
Однако отдаю себе отчет, что очень, очень крупно повезло дважды – с погодой и с заброской. Заброска, кстати, обошлась всего в 2 канистры бензина, отданных незадачливому деревенскому алкашу-водиле. Если бы нанимали «Урал», то ценник выглядел бы несколько иначе…
За весь вояж (5 дней х 4 спина) поймали примерно голов 50-60 рыбы, общим весом кил 30-35. Килограмм 15 привезли засола, остальное сожрали на месте. Охота, за исключением 3 глухарей и 1 рябчика, не заладилась (то ли распугали до нас, то ли погода была слишком жаркая), хотя на дичь я, например, надеялся в большем количестве. Одного ружья на толпу было бы более чем достаточно, но иметь его надо возможно ближе под рукой – утки летают без предупреждения.
Большую помощь в планировании маршрута оказали, помимо карт, Гугль и GPS. Координаты ключевых точек из Гугля загонял в прибор, очень удобно. Весьма информативны распечатки космоснимков в максимально крупном масштабе – хотя наличие уловистых мест и потенциальных стоянок читалось по ним не всегда.
Что касается снастей, то мелкие вертушки с темным лепестком показали себя наиболее универсальными – ловилась и мелочь, и крупняк. Мухи хороши, но ширина и глубина речки не позволяли с обычной удочкой облавливать все перспективные места. Да и навыка не было, сказать по правде. Кстати, таких мест за всю дорогу было около десятка или чуть больше, причем в низовьях они не работали по причине обловленности. Поэтому тактика облова всех мест, невзирая на время, оказалась правильной. Ну и в целом, речка наиболее интересна для нахлыста; даже, можно сказать, идеальна – как по рыбе, так и по воде.
Ну и напоследок, никакая поездка не доставит удовольствия, если не подберется хорошей компании. Нам вот в этом отношении, считаю, тоже крупно повезло! Спасибо вам, мужики!!!
14.09.2007
Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Для быстрого входа вы можете воспользоваться вашим логином в социальное сети или почтовом сервисе
Отличная поездка и отписал хорошо! Респект!
Тихо завидую и поскуливаю!... :-)
Сам почти из тех мест, но когда приезжаю на Родину, не удается так выбраться.... ЭХ....
Удачи!!! :-)
Как прошло, без проблем?
3 штуки потерялись где-то при заливке на сервер. Обратно выдернуть не сумел.
Повторно заливать не стал - и так сойдет.
Я так понимаю это были 07_Bol'shomu kusku rot raduetsja!.JPG и 05_Tut zhivut har'ki.JPG
Все из за апострофа - '. Он недопустим в названии файла, да и пробелы крайне нежелательно использовать.
Таких тонкостей не знал. Спасибо, учту на будущее:)
Молодца!!! Спасибо за рассказ...
С уважением и завистью www.edas@int.lt
только вот зачем ворону в расход пустили, непонятно.
мешала она вам? ну это так, чтобы поворчать :)
C ув.
А дичи там навалом, просто ходить надо острожнее. А лучше не ходить, а прятаться ))