Последний месяц глухой поры. Совсем скоро, почуяв вкус талой воды, рыба оживет и будет много удивительных рыбалок. Изо всех моих февральских рыбалок, наиболее интересен был Чемпионат России по мормышке.
Попал я туда почти случайно. В тот год наши спортсмены всю зиму ездили тренироваться на ОП 52 км. На станции "Юность", что возле дома, я подсаживался в первый вагон. И в хорошей, большой, компании весело проводил время. Рыбачили по обстановке приближенной к "боевой": два тура по три часа с соблюдением итогов. По итогам Володя Абрамов, капитан команды, объявил, что у меня второй результат и мне нужно ехать в Чебоксары. Изначально, сразу отказался, уверяя, что нужно дать дорогу молодым, но потом передумал, любопытство взяло верх.
И вот, с больной душой, покинул свою новосибирскую родину и поехал на Чемпионат России. Душа болела оттого, что грянули поздние морозы, за минус 40 С. Климат в нулевые года был ещё нормальным для Сибири. Февральские ветра надули арктические ветра и остановились. Двуручной пилой заготовили с женой гору дров, все переколол и отправился в путь. С пересадкой добрались до столицы Чувашии и устроились в гостинице, стоявшей на высоком берегу Волги (Чебоксарское водохранилище). Удивили пейзаж и климат. Черные стволы деревьев необычной формы оказались сплошными дубравами. А температура воздуха колебалась в районе нуля. Было пасмурно: моросящий дождь чередовался с крупным снегом. Сразу рванули на лёд, чтобы ознакомиться с водоёмом, подобрать снасти. Времени у нас на это было с обеда до темноты. Прошли мимо прибрежной избушки с названием "Кабачок-рыбачок", стали обходить рыбаков. Кто пустой, у кого пескарь 1,5 гр., у кого плотва грамм 400-600. Глубина 9 метров и больше. В это время мимо нас кильватерным строем прошла команда в одинаковой, зелёной форме. Со знаменем, на нем - символика Апикофиш. Оказалось, что это одна из московских команд, которая живёт и тренируется здесь уже неделю. Команда профессиональная, все получали зарплату от фирмы. Увязались за ними. Москвичи уселись на знакомые им места и стали ловить очень крупную плотву. Частенько ругались, когда та рвала, видимо, сверхтонкую леску. Мормышек не жалели. Мы устроились в сторонке - на глубинах около 4-х метров поклевывал хороший ёрш. В густых сумерках вернулись в номер, стали совещаться.
По дороге через море в гостиницу, около двух км, я продумал, в нашем случае, тактику завтрашнего боя и изложил ее на совете. Дело в том, что все соревнования проходят примерно по одной схеме. После старта делают первые лунки и, проверяя их, внимательно следят за соперниками. Как правило от берега или наблюдая за поведением местных. Увидев, что кто-то что-то вытащил бросаются туда и не ближе пяти метров делают вторую лунку. У судьи два колышка с веревкой, для проверки дистанции. Если просверлил ближе, то должен покинуть позицию, причем уже от того, кто забурился правильно и тд. После перетасовки и втискивания все затихают и включают скорость. Кто остался на периферии уловистого пятака, а он может оказаться в зоне единственным, продолжает поиск. У каждого спортсмена два красных флажка. Один всегда возле ноги, второй - где угодно, но на пять метров к нему никто не подойдёт. При таком стандартном подходе мы были обречены на поражение. Если кто-то из нас поймает три рыбки, то профи из Апикофиш - четыре. Если мы 4-5, то они – 5-6. В силу более высокой технической оснащённости (лески тоньше) и лучшего понимания водоема (неделя тренировок). А как я этот водоем понял, то на нем погоду делает крупная плотва на средних глубинах по преобладающих 9-11 метров. Ну и хороший ёрш даёт стабильные баллы. 1 грамм - 1 балл. При условии высокой скорости ловли. Поэтому предложил свою тактику. Не спортивную, а рыбацкую. Не тусоваться с толпой от берега, а найдя глубину в 4 метра зафлажковать лунку и идти на нее с фарватера в пяти метрах от верхней по течению границы зоны. Тогда со спины не забурят. Чтобы не терять время на больших глубинах поисковую мормышку поставить самую тяжёлую из арсенала.
В дверь постучали. К нам зашли познакомиться, поговорить. Подарили вымпелы с гербом Чебоксар. Пошли и мы по коридорам, по гостям. Собралось 8 московских команд, две питерских, две местных (Чувашия, Мордовия) и традиционно очень сильные команды Самары, Ярославля, Владимира и тд. Звери. Всего 110 участников. Мужики из Костромы с налобными окулярами с подсветкой, маленькими жужжалками показывали искусство изготовления вольфрамовых мормышек.
Наутро был первый бой под тем самым противоположным берегом. В каждой из пяти зон по одному человеку от каждой команды. Кругом только враги и судья, посторонних нет. Зоны просторные, с интервалами в 10 метров для зрителей. В толпу не полез, а игнорируя коллективный поиск, вопреки спортивным канонам, побежал к руслу в пяти метрах от верхней по течению границы зоны. На второй лунке оставил флажок. Условия устраивали: 4 метра, полный тиховод, поклевок нет. Убежал ещё дальше в реку, сделал третью лунку и загнал до дна тяжёлую мормышку. Одиннадцать метров с течением, поклёвки нет. Следующую лунку метров через 20 к своему далёкому флажку. Десять метров с течением. Пятую, шестую лунку - то же самое. Флажок приближался. И вот он уже рядом, а у меня 9 метров, с течением. Понял, что сейчас что-то будет. Буквально несколько шагов: 4,5 метра, течение слабое и сразу поклёвка. Понял, что это плотва с полкило. Выгладил до лунки и под самым льдом она соскочила. Руки опустились. Теряя время уставился в небеса, выискивая Бога. Затем, на границе зоны, в пяти метрах за спиной, высыпал кормушку кормового мотыля вперемешку с глиной, взятой вчера из местного оврага. Флажок, на который шел при поиске переместил на 45 градусов от себя вниз по течению. Чтобы чуть отодвинуть возможных конкурентов. Удочку взял с более мелкой мормышкой и хорошим крючком. Справа остались бестолковые глубины с течением, слева - ровное и тоже бесперспективное плато. За спиной - граница зоны с кормовыми лунками. Сидел на самой бровке, клевало непрерывно, но в основном ёрш. Волжской гигантской плотвы поймал шесть штук. Не успел я познать, что в этом водоеме она стоит чуть выше дна и ерша.
В московских командах на каждого участника приходилось по одному тренеру-наблюдателю, контролирующему всю обстановку в зоне. Переговаривались со спортсменом они как глухонемые - знаками. Периодически, ниже меня и по сторонам кто-то появлялся, но быстро убегал. А вот за десятиметровой полосой для зрителей, четко за спиной, я собрал целую толпу, которая ориентировалась по мне. У них шла своя борьба, меня не касалась. У нас на пятерых был только один помощник-наблюдатель. Кинооператор и ведущий "Сибирской заимки" Сергей Спиридонов. Поскольку я сидел у края зоны он меня поснимал, я попозировал. От него же получил информацию, что иду первым, что никто ничего не ловит. Расслабился и проиграл первому месту в нашей зоне 400 грамм (одна плотва), а четвертому - 40 грамм (один ёрш). Оказывается именно в нашей зоне коллективным способом, где-то под берегом, четыре человека тоже зацепились за плотву. Мне же за три часа не хватило три минуты, чтобы скомпенсировать первый сход. Был бы абсолютно первым.
Разглядывая вывешенную на стене в гостинице таблицу результатов, утешал себя тем, что по общему весу я сумел обловить 105 почтенных рыбаков. Это вселяло надежду и вдохновляло на борьбу завтрашнего, решающего дня. Два таких результата и по наименьшей сумме мест можно стать чемпионом. В первый день подпереть лидеров помог не спортивный, а исключительно рыбацкий опыт.
Второй тур должен был пройти на каких-то "Окуневых лугах", но возникли проблемы то ли с автобусом, то ли с бензином для них. Зоны разбили прямо под гостиницей, чуть выше по течению от Кабачка-рыбачка на фарватера. Средняя глубина 11 метров. Рельеф ровный, неровности почти отсутствовали. В зоне капитанов у всех нулевой результат. В других зонах не на много лучше. Где-то один пескарь, у другого рыбака - три небольших плотвы. Видимо, он и стал чемпионом. Мне, как и почти всем участникам, от нуля уйти не удалось. Понятно, что это был провал организаторов. Итог следовало признать недействительным, переиграть. Но у большинства уже были куплены билеты на обратную дорогу. Такая вот драматургия.
С больной душой уезжал, с больной и вернулся. Жена сказала, что морозы отпустили лишь вчера. Зарёкся от таких вояжей, надо давать дорогу молодым. И в целом я оказался прав. Вскоре команда Новосиба, набираясь опыта, устойчиво стала выходить в призеры, а капитан Володя Абрамов стал таки чемпионом России в личном зачёте.
Здоровья, благополучия, ниспадающего оптимизма и удачи на рыбалке!