Начало глухозимья. Леску толще 0,1 уже не везде поставишь. Почти все озера «глохнут», на речках ещё куда ни шло, а кое-где нормально.
Десятого декабря сидел на Оби, в матвеевском заливчике, полавливал ерша и подлещика. Довольно много мужиков блеснили в отвес, но вытаскивали судачков редко. До этого постояли морозы -32, а тут почти оттепель – -9. По самой закраине бегал пацан. Потом прошел дедок с палочкой. Остановился, по-деловому попинал пяткой валенка льдинку, торчащую на краю воды, и пошел дальше.
Проверил буром в трех местах. Оказалось, на ГЭС так удачно качнули воду, что оторвало лёд толщиной 40 см. Благо живу недалеко, вечером пришел со спиннингом. Бросал как с балкона или набережной. Все зацепы оказались у меня под ногами и за спиной. Новая закраина не намерзала – вдоль толстого льда шло уже приличное течение.
Поставил «банджо-гальяна» внизу, а 60 сантиметров выше – баковый стример на коротком поводке. Пока не стемнело вытащил щучку на «банджо» и первого судака на стример. Стемнело. Народ за спиной и не думал расходиться, наоборот, подтянулись новые, всего человек двадцать. Все блеснили. Мелкий снежок, судак стал ловиться один за одним: через заброс, через два на третий. Брал только на стример и подальше, и у самого льда. За спиной на всю толпу поймали парочку. Тихо, все слышно. Появился еще один спиннингист – сторож с «индинковской» дачи. Бросал салатный твистер, но поклёвок не было. Подошел ко мне, спросил на что ловлю. Я показал и сразу забросил. Если сделать паузу мушка быстро превращается в сосульку. «У меня таких нет», - посетовал рыбак. «Да, у тебя таких нет, они самодельные», - подумал я. Лезть в потемках в рюкзак, с подмерзающими в перчатках пальцами, в этой ситуации было не с руки. Поймал еще штуки три, собрал разбросанную рыбу и пошел домой, греться. На следующий день ледовая обстановка резко изменилась, рыбалка получилась уникальной.
Декабрь - лучшее время для самоделок. Начало подготовки к новому сезону.
За неделю до Нового года меня познакомили с Андреем, профессиональным режиссером и оператором рекламных роликов. Для съемки он пригласил профессионального актера из «Старого дома» и ему потребовался профессиональный рыбак для осуществления задуманного сюжета. Он обрисовал задачу. Был нужен живописный участок реки, желательно с ёлочками на берегу. Недалеко от города, с хорошим подъездом. Желательно с помещением, где можно погреться-переодеться актерам. И чтобы рыба ловилась крупная.
Я мысленно покрутил пальцем у виска. Нашел время. Конец декабря – разгар глухозимья. Налим – это ночной экстрим. Судак на море – это тоже как повезет, да и пейзаж не тот. Всё далеко, особенно ёлочки. На Чаны ехать ещё дальше. Чтобы наверняка половить мелкого окуня или ельчика нужно от машины топать по снежной целине, хорошо если полчаса. Какой уж там домик с гримерной. Рыбалка – это не шоу.
Шоу! Меня осенило. В тот год обгородили забором котлован на Горской, с красивой скалой на фоне. Запустили туда форель для платной рыбалки. Ёлки новогодние продаются на горе, на каждом углу. Купить несколько штук, да повтыкать в сугробы. Кто догадается, что они не растут? Никуда не ехать, подъездная дорога и домик сторожа должны быть.
В тот же день, ближе к вечеру, налегке рванул на котлован и, о чудо, обнаружил там своих – молодых спортсменов городской команды. Приехали тоже впервые, узнать «что за форель такая?» Уютный, отапливаемый домик на самом берегу, расчищенная площадка для машин. Под домиком тарахтел компрессор, качающий воздух на середину водоема. Там, где поднимаются пузыри – незамерзающая майна. Возле нее мешки с гранулами, напоминающими собачий корм и доска, за которую заходить опасно.
Взял удочку у Димы Попова и довольно быстро подсёк. Сопротивление бешенное, всё на грани, а обрывать нельзя: мормышка-то чужая, спортивная, самодельная. Подвел до лунки и, к моему удовольствию, форель соскочила. Не платить же за неё. Удочку вернул хозяину в целости и сохранности, разведка удалась.
За пять дней до Нового года команда профессионалов со свитой подъехала к домику. Сошли на лёд. Определились с фоном и где будет стоять тренога с большой камерой. От покупки ёлок Андрей отказался – и так красиво. Пришло моё время.
Просверлил рабочую лунку, поставил стульчик. Показал актеру, человеку очень далекому от рыбалки, характерную позу, правильные движения и он ушел переодеваться. Одну лунку, на длину вытянутых рук, просверлил за доской безопасности. Затем, через 1 метр, наделал цепочку лунок до нужного места. Пригоршню гранул бросил в майну – вода поднялась и закипела. Потом чуток на край, со своей стороны. Потом щепоть в первую лунку, во вторую и «цып-цып-цып» до удочки с мормышкой. Поклевка произошла на глубине чуть больше метра. До дна там в десять раз больше. Пришлось быстро пару метров добавить, потом ещё. Рыба очень бойкая. Выгладил обратно на себя. Лёд не толстый, голова оказалась под рукой, но настолько плотная и скользкая! Да и жаберные крышки на ощупь почти отсутствуют, щели как у акулы. Длинная форель уходила из лунки дважды и было незаметно, чтобы она устала, всё начиналось с нуля. С третьего захода как-то вцепился и вытащил (1,3 кг на леску 0,12). Спросил, что с ней делать: в лунку или в садок? Отпускать первую не решились, опасаясь, что больше не поймаем. Я спорить не стал и отнес трофей (форель, кстати, оказалась самой крупной, последующие были на 0,8-1 кг) в садок возле компрессора.
Поднялся погреться в домик. Девушка быстрыми движениями кисточек наносила актеру грим. На столе стоял открытый коньяк с рюмками, для всех желающих. Когда всё было готово опустились на «сцену».
Реально оценив мощь рыбы дал удочку со шнуром 0,22 и крепкими крючками. Помог распределить «массовку» (махали руками без лунок). Сделал «цып-цып». Рыба конечно же клюнула, съемка прошла с первого дубля.
Уходить никому не хотелось, включая главного режиссера. Кроме меня все впали в азарт и надергали десяток форелей, оборвав при этом весь мой хлам – «корявые» блёсны на шнурах 0,18-0,22. Только успевал им привязывать, рыба сильная. Потом понесли улов на весовую, рыба дорогая.
Мне досталась одна, небольшая, и тысяча рублей гонорару, четвертая часть тогдашней зарплаты. Таким образом я еще никогда не зарабатывал. А соленая форель явно отдавала гранулами из мешков – мы есть то, что мы едим. Ролик же, снятый для нефтянников Сургута, побил там все рейтинги.