Дайва.
Представьте цветок подснежника. Он прекрасен. Олицетворение юности. Затем, довольно быстро, происходит метаморфоз. Сильно вытягивается стебель шеи, на месте цветка возникает седая шевелюра одуванчика, листья напоминают скрюченные пальцы Бабы Яги – страшноватое олицетворение старости. Большинство моделей от фирмы «Дайва» напоминают подснежник. Они умиляют всех фанатов, пока новые. Их любят все продавцы, торговать - одно удовольствие. Приятно покрутить на диване у телевизора, полюбоваться качеством исполнения каждой детали в отдельности. Четко выраженный период прекрасной юности. Затем что-нибудь случается. Перегруз на зацепе, трофейная рыба, падение в реку и резко наступает неизлечимая старость. «Столько лет верой и правдой..!», - а потом урчание в зубьях, шум мультистопа, бряканье в осях и т.д. У других, сопоставимых по значимости фирм «зрелый возраст» более растянут по времени и переход к старости менее заметен. Возможно, оттого что по первости «Дайвы» слишком хороши. Через какой-то промежуток времени, пусть не проблемы, но всякие неприятности каждому владельцу гарантированы. Совет. Надо стараться как можно дольше сохранять их новыми. Не мочить, беречь от песка, держать слабым фрикцион и ловить в местах, где качество рыбалки важнее количества пойманной рыбы.
Если бы я был японским врачом-психотерапевтом, то спросил бы главного конструктора катушки: «А вы конструкторо-сан, никогда не задумывались о сэппуку? А вы подумайте, подумайте. Русским дикарям не понять, нооо… мы то с вами люди цивилизованные. Харакири, конечно, лишает жизни, но, что намного важнее, сохраняет честь!»
Великая фирма рыболовных снастей, старый бренд, столетний юбилей. Она не делала велосипеды, как «Шимано» и электродрели, как «Риоби». Она всегда делала снасти. Удилища «Гранд Вью», «Моретан», «Сима Икс» созданы не самураями, а настоящими рыбаками, как для себя. Эти произведения искусства будут жить в веках. Но вот по катушечной программе, в отличии от «Шимано» и «Риоби», их куда-то занесло.
Во-первых, у них несколько заводов-филиалов, выпускающих совершенно разные модели. Но даже в пределах одного предприятия унификация не всегда возможна, что для ремонта – беда.
Во-вторых, многовато слабых мест, где они ломаются одно да потому, с завидной регулярностью.
«Шляпки» гриба главной шестерни отдельно, «ножки» отдельно.
В-третьих, детали китайских «Самураев», «Регалов» магнитятся, но имеют толстое покрытие, ржавеют, что автоматом отбрасывает их в класс «дорогого ширпотреба». У них же постоянно ломаются поводки эксцентрика.
Такие катушки покупать нельзя.
В-четвертых, задуманы, как будто одноразовые: мелкие болтики или труднодоступны, или засажены, как на клей. Шлицы под отвертку, при этом, слабы – можно срезать. Это не всегда позволяет сделать полный регламент. Добиться творческого успеха, при их реставрации, не просто.
Пятое: крупные (громче шумят) подшипники под ротором, мультистопы и ходовки капризны по подбору смазок. Катушки не адекватны, много стараний не всегда приводят к результату. Если покрутить ручку обратно, то ход будет мягким, как с магазина. Это работает тыльная, не используемая часть зубьев. Если, на тех же смазках, вперед – звук будет другой. Это накопившийся в процессе эксплуатации износ. Внешнего (черного) напыления там уже нет – с рабочей стороны зуба сверкает белый металл. Процент износа катушки определяется проводя пальцем по торцу шестеренки. Она стареет также, как грибы опята – «шляпка» расползается зубьями наружу. Приходится густить смазками, что утяжеляет ход, и кропотливо выискивать самый бесшумный вариант зазора между главной и ведомой шестернями.
Шестое: мелкие, интересные конечно, конструктивные решения приводят к излишнему количеству крупных проблем. Резиновые детальки редко служат больше 4-х лет, стопорные пружиночки и мелкие шайбочки (в роликах лесоукладывателя) все постоянно теряют, а без них не работает. Не достойно «Калаша».
Седьмое: сам ролик вычурной формы, за его изготовление не каждый токарь возьмется.
Восьмое: даже довольно дорогие модели («SS») могут быть завтулены по плечам, а диаметр втулок таков, что на шариковые не заменить.
Девятое: только на дорогих «Дайвах» лапка катушки остается в катушкодержателе, а все остальное отваливается и падает в воду («Кальдия», «ТимДайва»). Тонкая стенка корпуса.
Расплата за облегченный вес.
Десятое: были бракованные партии (как со шнурами). Два разных человека принесли два «Экселера» с износом зуба 50%. Схожие истории: брали в одном магазине, ловили по выходным, в течении месяца. «Тойота», в таких случаях, отзывает всю партию автомобилей.
Одиннадцатое: основные шпули у «Дайвы», как, впрочем, и у всех современных катушек, включая культовые, сделаны из мягкого металла и, со временем, имеют неприглядный вид. Происходит это от того, что при транспортировке по бездорожью, они болтаются в одной коробке с колебалками и джигами, а при малейшем ударе возникает вмятина или царапина. В итоге передняя стенка шпули, с которой слетает шнур, забита «как ёжик». Пластиковым эрзацшпулям ничего не делается, они крепче. Совет. Отправляясь на озеро, наденьте на шпулю пару свежих носок. Собираясь домой, на себя наденьте чистые, а грязные – на шпулю. Совет полушутливый, чтобы подчеркнуть остроту проблемы.
Передний фрикцион на всех «Дайвах» удачный, а у заднего преимуществ два: мобильность при съеме шпули и удобство при вываживании крупных, вертлявых рыб, когда одной настройки фрикциона мало. Недостатков тоже два: меньшая общая площадь трущескользящих шайб и, как у «Шимано», опасность провернуть направляющие силуминового хвостовика при перетянутом фрикционе.
Катушками этой фирмы успешно рыбачат миллионы людей и на море и в пресных водоемах. У неё большой ассортимент моделей для всех возможных условий. При таких охватах не может быть все гладко. Будем добрее и скажем по-японски «спасибо». В любом случае, если стоишь перед выбором, что приобрести – «Дайву» или такую же красивую катушку малоизвестного, новоявленного бренда – лучше не рисковать и выбирать первый вариант. Заржавеет не так быстро и будет поменьше «сюрпризов».
АБУ.
Безынерционные катушки (а речь только о них, мульты не трогаем) нижнего и среднего уровня АБУ слила в Китай. По культовым моделям сделала отчаянную попутку выйти на первое место с катушкой «Сёгун». Прицел был на вершинку пьедестала. Но не помогли ни шведская сталь, ни свойственный «свейским немцам» (как их называли на Руси) «сумрачный германский гений» (технологии).
Конструкция была запредельно оригинальная и мощная. Бесконечный винт нарезали на оси шпули, а бегунок крутился вокруг, как бы на одном месте. Винтовая передача – как на силовых лебедках или мультистопах.
Но, из нескольких штук привезенных в город, у двух отломались тонкие рога ротора, а у трех – направляющую хвостовую звездочку оси скручивало в архимедов винт, катушку сразу клинило. Это то, что сам видел. Возить перестали, дорого и ненадежно. Если пару недостатков устранить, то получится не «Калаш», а танк «Армата».
Продолжение следует...
Начало здесь.
С уважением, Сергей Шаталов.