Современные катушки, взгляд изнутри. Продолжение.

sergey_shatalov
sergey_shatalov
8938 Новосибирск
28 октября 2021, 11:53

Рыболовных магазинов, в советское время, было совсем немного: «Турист», «Чемпион», «Старт», «Спорт» и две точки «Росохоты». К сезону 96-го года начал функционировать первый современный «Рыболов» напротив ДК «Чкалова», за магазином «Мелодия». Ещё через полгода – «Таймень» (где я работал с момента открытия) на улице Титова и – понеслось! Предложение породило спрос. Возникло новое поколение спиннингистов. В короткий срок появились рыболовные журналы, видеофильмы, и, конечно же, катушки. К старым, брендовым, добавились новые: «Шимано», «Риоби», «Банакс», «Вондер», «Силстар», Тика» и многие другие. Если раньше наличие одного подшипника гордо выдавливалось во весь корпус («Балльберинг»!), то во второй половине 90-х были уже «многошаровки», «планетарки», бесконечные винты, первые мультистопы. 

Современных катушек, по ассортименту, реально много. Константин Кузьмин в разговоре на выставке-ярмарке «Рыболовный рай-98» выразился с откровенностью не питерца, но москвича: «Все катушки – “Г”. Бывают плохие и очень плохие и на этом уровне выбираем». Я слегка возразил: «Но вы же на своих видеокассетах успешно ловили рыбу ульяновскими «Орионами». Если у человека есть недостатки, это не значит, что он “Г“.

Специального технического образования у меня не было тогда и нет сейчас. Но, так случилось, что, если принесут разобранную до последнего винтика катушку я её, само собой, соберу. И все пружинки, саморезы и болтики с плоскими или округлыми шляпками, длинные или короткие, толстые или тонкие – лягут на свое место, как были с магазина. Если принесут десять разобранных и перемешанных, то и это решаемо, как с пазлами. Только времени нужно, естественно, побольше. Поэтому все дальнейшие оценочные суждения и советы исключительно личного характера, с позиции практика.

На любую рыбацкую версию должен быть вопрос «почему?» и ответ на него. Попробуем разобраться с катушками. «Плохие и очень плохие…» — это субъективное подразделение по качеству. При взгляде изнутри в современном парке, имеющемся у людей на руках, без очков вырисовываются пять основных классов:

1)      Ширпотреб (типа «Кобра» и все, что на них похоже).

2)      Дорогой ширпотреб (далее ДШ, 70% рынка).

3)      Катушки с планетарной подачей шпули вперед-назад, как у ширпотреба, но всё хорошего качества.

4)      С бесконечными винтами подачи шпули (пресловутая «крестообразная намотка», но дешевле «культовых» на порядок.

5)      «Культовые»: для людей особо «продвинутых», сильно увлеченных или тех, кто не хочет платить за катушку менее 50 000 рублей (цены на 2020 год). Это «Стелла» от «Шимано», «Сальтига» от «Дайвы», «Сёгун» от «АБУ» и другие топовые модели от ведущих фирм.

Стелла.

С первым классом, «ширпотребом», все понятно. Нужна катушка ребенку – купил. Одних только «Кобр» (по началу они назывались SKL) выпускает несколько китайских заводов и, не смотря на внешнюю схожесть, унификация, т.е. возможность замены деталей, не всегда возможна. По качеству «Кобры» и т.п. ширпотреб тоже очень разные. Как повезет. Той же SKL я отловил воблерами по ночам 6 лет, заменив её в будущем на тайландский «Регал» и т.д.

Из плюсов. Некоторые «Кобры» (будем условно называть первый класс так) на удивление неплохо мотаю, а это главная характеристика наших «сматывающих устройств». Ни цена, ни мягкость хода, ни шумы, ни лесоёмкость, ни общий вес, ни передаточное отношение, ни передний-задний фрикцион – на первом месте всегда намотка. Если мотает хорошо – человек ловит, если плохо – мучается. Если катушка пучкует – вытравливает мелкие бороды – один раз за пятнадцать (пятьдесят) забросов, то так и будет всегда, это система. Если барабон не переполнен, то на первый план выходит такое понятие, как «сочетание катушка-шнур». Устраняется двумя путями:

1)      Увеличением диаметра шнура

2)      Увеличением жесткости шнура. Подальше от «швейных ниток», поблише к «проволочному», «Файерлайну».

Если не помогает, значит катушка предназначена только для лесок и очень толстых шнуров.

Отсутствие мультистопа, он же «обгонная муфта», он же «+1» (игольчатый подшипник, который без люфта стопорит ручку при её движении назад), тоже можно отнести к плюсам т.к. нечему ломаться, ржаветь и потом гудеть. Исходя из того, что во всем должен быть смысл, они не заменимы при ловле на донки – фидеры на Оби и Обском море при ловле с берега. Вопрос «почему?» и ответ на него. Катушки стоят на тычках, близко к песку. Часто падают и это для более дорогой катушки (особенно ДШ) трагедия. Запоминайте слова, которые необходимо произнести. «О, боже! Это конец!! Никогда, никогда она уже не будет такой, как прежде!!!» Спокойно продолжайте рыбачить. Метет песчаная поземка. Идет судоходство. Толкачи без барж поднимают захлестывающую, прибрежную, мутную волну. Руки в каше, глине, прикорме, чешуе мальков и т.п. К концу сехона не важно «Кобра» это была или культовый «Твин», получится коробочка с песком, полная воды и грязи. Нигде катушки так не убиваются, как на донках. Поэтому «Кобры» для этих целей берутся самые дешевые, обязательно одношаровые (шариковый подшипник только в роторе). По плечам главной шестерни подшипников скольжения (втулок) вполне достаточно, т.к. катушка работает только от поклёвки до поклевки, а этого хватит на вс. Жизнь, зато уйдут обязательные для ширпотреба коррозии.

По истечении срока службы снимаются шпуля, ролик лесоукладывателя, рукоять. Остальное – в костер. Далее покупается точно такая же модель, с того же завода. Всегда выгоднее иметь две одинаковые катушки, чем пять разных. Потому что у пяти разных срок службы будет пять лет, а у двух одинаковых – десять. То же самое относится и к более дорогому ширпотребу. Один год любая катушка может отслужить не хуже «культовой», а затем, каждый год, приобретается то же самое, под свой достаток, лишь бы не напрягала по деньгам.

Можно порекомендовать «Кобры» и тем, кто ловит на горных речках старыми способами: на «балду», на «сплетню», «байкальским» или «иркутским» настроем, с огромными поплавками и толстой основной леской. Эти рыбалки характерны тем, что часто используется заброска по скользким камням, на бешенном течении. Дешевые катушки проще разобрать, вылить из них воду, посушить и смазать.

Второй класс – дорогой ширпотреб. Таких катушек на рынке подавляющее большинство. Их основные признаки:

- Выглядят дорого, передние стенки шпули и ролики лесоукладывателя часто покрыты «золотым» нитридом титана.

- Кноб рукояти (который держим в пальцах) часто из красного дерева.

- Подшипников не жалеют, т.е. в наше время это уже не показатель качества.

- Имеют мультистоп, т.е. игольчатый подшипник с волнообразной внешней обоймой, обеспечивающий мгновенный стопор ручки при попытке оборота назад. Ржавеет первым.

Но внутри это обычная «Кобра», как по строению, так и по качеству исполнения деталей. Такие катушки не могли не появиться на рынке. Так бы она стоила 300 рублей, а облагороженная внешне до уровня «культовой» - 1300-3300. Девиз таких катушек: «Кругом вода – береги от воды; кругом песок – береги от песка». Их лучше использовать с лодки.

К плюсам можно отнести часто неплохие намотки и хорошие ощущения от рыбалки на первом году, иногда на втором. Но к третьей весне внутри – ржавые ручейки и хлопья. А с виду – нет, как новая. После стандартного регламента с промывкой, просушкой и наложением нужных смазок на изъеденные детали, остается неисправимый гул. Нужно купить точно такую же, а первую использовать на запчасти. Это подход, это политика, и она оправдана – затраты хоть и ежегодные, но небольшие.

Наиболее типичные и, пожалуй, наиболее удачные в своем классе, особенно по намотке, это «барахольные» «Глоба» и «Альтеза». «Глоба» так это вообще почти «Калаш», тот тоже ржавеет, если не смазывать.

                Третий и четвертый классы – «наши». Это те, которые по качеству и цене стоит покупать с точки зрения мастера по ремонтам и не только. Из характерные особенности:

- Эталонная намотка. Даже в третьем классе, где нет бесконечных винтов.

- Отсутствие коррозий, т.е. повышенная долговечность.

- Хорошая унификация, ремонтопригодность.

- Адекватная реакция при подборе смазок, с которыми всегда напряженка.

Далеко не у всех катушек это есть, хотя, казалось бы – простые вещи.

Катушки, преобладающие на руках сибиряков: «Шимано», «Дайва», «Риоби», «Банакс», «Тика». Похожие на них, интересные «Вондеры», топовые «Германы» из четвертого класса и т.п. редки, почти единичны. Прошли мимо нашего рынка. Поэтому их не рассматриваем.

                Шимано.

Простой русский парень заходит в ресторан и заказывает на завтрак стейк за 2800. На запить берет компот за 350 или бокал фреша за 500. Слегка перекусив, заходит в ближайший «Рыболов» и покупает «Стеллу» за 100 000 для предстоящей рыбалки. Все сделано правильно. Не хочет он платить за катушку меньше «полтинника», а «Стелла» - катушка хорошая. Она гармонично завершает ценовую нишу на мировом рынке. Не более.

Все дорогие катушки просты по конструкции. Цена в деталях: твердые покрытия, герметичные прокладки, самые качественные подшипники. На фото у «Стеллы» согнуло ось шпули как у простой «Кобры». Катушку заклинило. Следов от удара на шпуле не видно, фрикцион наглухо затянут и шла принципиальная борьба с зацепом (не прикладая рук), ось согнуло, не глядя на ценник.

В другом случае заметил одну тенденцию. Чем дороже катушка, тем больше хозяин ею, со временем, недоволен. Особенно если для него это реально дорого, но он несмотря ни на что отдал дань своему хобби, ожидая вечного счастья. Момент неоправданных ожиданий. Оказывается катушка, как катушка. Аналог статусному автомобилю. Правильнее было купить на эти деньги 20-30 «Риоби», навсегда закрыв проблему, или старенький «Запорожец» тоже в отличном состоянии, для рыбалки, естественно.

Забавно, что уже через сезон эксплуатации ко мне обращаются с такими катушками и жалобами на легкие звуки, которые не нравятся. Спрашивается, - зачем было отдавать такие деньги, чтобы сразу бежать в подворотню к кому попало, в надежде, что она станет лучше, чем с завода? Года через три – еще понятно, надо любую подсвежить.

Есть производящие фирмы и есть торгово-закупочные. Последние – набирают каталоги, создают оптовые склады и реализующие сети, а товар, под своей маркой, заказывают на фирмах производящих. «Зебко», «Микадо», «Коттус», «Бальзер» и многие другие. Так вот «Шимано» — это великая фирма-производитель. В рыбалке она «выскочка», т.к. всегда выпускала велосипеды, фурнитуру для них и шариковые подшипники, которые считают лучшими в мире. Но она сразу выбрала явно правильное направление по конструкциям всех линеек катушек. Всё лучшее от велосипедов (по лужам гонять) перенесла на эти изделия. У катушек фирмы «Шимано» очень мало слабых мест, т.е. когда ломается одно да потому. Как и любые механизмы они ложе ломаются, но равномерно. Плюс – огромная унификация даже с разных линеек. Некоторые детали с самой недорогой модели «Хикерлоп» (без мультистопа) можно поставить не только на схожие «Аливию», «Катану», «Нексейв», «Эксейдж», «Сейдо», но и на более дорогие «Ультегру», «Техниум» и т.д. с других линеек. Катушки продолжают работать, как ни в чем не бывало.

К сожалению, КБ «Шимано» нужно, добившись совершенства, чем-то заниматься дальше и в последние серии катушек («Сахара» и т.д.) были внесены изменения, приведшие к трудностям в замене запчастей. Такова жизнь. Да и переднюю стенку шпули скосили, наверное, зря. Говоря тем самым: «Мотайте вот до сюда». Намотки шимановских катушек настолько хороши, что справлялись и с переполненным барабаном. Это важно при концепции сверхдальнего заброса. Идеальным было бы комплектовать каждую катушку шпулями и старой, и новой конструкции. Старые – для дальнего заброса, новые – для озерной ловли по окнам в траве, вокруг себя накоротке.

Катушки одни из самых адекватных. То есть, приложив руки, получаешь результат, которым доволен. Как-то принесли «Техниум 2500», выловленный со дна Оби. Я их зову «утопленниками». Катушка, сама по себе, лучший из механизмов, придуманный человечеством. Если бы болтик крепления оси шпули был более доступен – был бы «Калаш», а так – нет. Не тянет по скорости разборки. Ведь ось шпули – это самое трущее место механизма, требует частого ухода, как дуло автомата. А тут – гиблый вариант – у катушки не вращалась ни одна деталь. Пролежать на дне она могла и пять, и десять лет. Разобрав её, не нашел ни одной ржавчинки. Выгреб песок, промыл, тщательно высушил, прикинул износ и, как художник с мольберта, набросал смазку: где густую, где гель, где жиденькую. Все узлы оказались рабочими, ручка бесшумно выдавала обороты как-будто только обкатку прошла. И так на всех линейках «Шимано». Даже «Хиперлоп» и «Аливию» рука не поднимается ставить в класс ширпотреба.

Делают «Шимано» судя по информации на крепежных лапках (а она самая достоверная, как принято) в Японии и в Малайзии. Разницы в деталях, даже под лупой, никакой. По качеству, похоже, тоже. Как с одного станка. Интересна ценовая политика. Возьмем «Супер 4000», «Техниум 4000» и «Биомастер 400» - это одна и та же модель. Катушки нулевых годов, но если их сегодня запустить в серию, то сошли бы за новинку. Лучше сегодняшних они хотя бы в том, что иголки мультистопа не рассыпаются при его снятии. Разница между ними в один подшипник и значительно растущей цене. «Твин Пауэр» отличается от «Супера» не сильно: формой корпуса, количеством подшипников, посадочным местом шпули, недолговечным напылением шестерен, специальным кольцом антисброса дужки, резьбовым креплением ручки. Всё главное, что внутри, принципиально одинаково. А культовая «Стелла» она на базе «Твина». Вывод такой: берете самое недорогое из лучшего (условно, «Супер»), добавляете в правое плечо подшипник 11х7х4 (получается «Техниум») и наслаждаетесь рыбалкой.

Одна деталь. Если не занимаетесь самостоятельным регламентом, при этом хотите ловить подольше – берите катушки у которых справа на оси главной шестерни стоит шариковый подшипник, а не подшипник скольжения. У «Шимано» первоклассный, скользючий фторопласт, который даже в обсохшем виде делает свою работу. Но со временем (2-3 года) подшипник скольжения в правом плече необходимо промывать и смазывать. Иначе, на третьем-четвертом году, черная, обсохшая наработка, как образивом, начнет быстро вытачивать канавку в оси главной шестерни. При этом сама втулка страдает в меньшей степени. Изменяется угловое отношение в зубьях, появляется урчание. Поэтому, если стоит выбор: покупать красную «Катану» или подороже синий «Нексейв», то берите его, «Эксейдж» или даже «Сейдо». Это одна линейка третьего класса знаменитая тем, что шестерни планетарки у них почти квадратные. При сборке не ошибитесь, ставьте по фабричным стрелочкам.

К слову сказать, для классического спиннинга достаточно трех шарикоподшипников: один в роторе (+игольчатый, естественно) и два по плечам.

                А теперь самая важная тема – о подшипнике в ролике. Последними словами любого продавца катушек должно быть не «спасибо за покупку», а «следите за роликом лесоукладывателя». У нас одно сердце, а у катушек – два: «ходовка» и ролик. По значимости он также важен, как главные шестерни. 50% всех катушек выходят из строя из-за него. Без ролика все оставшееся – никчемный кусок железа, мусор. За один оборот ручкой катушка, в среднем, сматывает 65 см шнура, и он обязан вращаться. Если обсох и встал, механизм умирает за одну-три рыбалки. Чтобы этого не случилось периодически нужно брать метровый конец шнура, любую леску и перекинув через ролик на один оборот погонять его, слушая звук. Если зашуршал, зажужжал, засвистел или завизжал, как поросенок, следует разобрать его, почистить, промыть керосином (и т.п.) и положить новую смазку. Любую, с большой буквы «Л», здесь важнее всего регулярность. Это относится ко всем классам катушек, без исключения.

У «Шимано» ролик посложнее, чем у других фирм, но очень надежный. Есть одно правило при сборке – все детали должны стоять также, как стояли изначально. Есть разница, отсебятина не пройдет. Если у всех катушек ролик установлен логично – конусом к дужке, то у «Шимано» наоборот – ступенчатым буртиком к дужке. Вот так он и должен стоять – шиворот на выворот.

И еще, многие ролики на разновидностях «Шимано», да это касается и других фирм, завтулены. Это очень хорошо. Вопрос «почему?» и ответ на него. В первую очередь у катушек загрязняются две вещи: рукоятка в пальцах руки (кноб) и ролик лесоукладывателя, самый высокооборотистый узел. Ну а поскольку за роликом (вторым сердцем механизма) нужен регулярный уход, а втулки это любят, происходит двойное совпадение интересов (да, не даром говорят, что все хорошие книги о любви). Смазанный подшипник скольжения даже на самых высоких оборотах бесшумен, а маленький, шариковый, являясь уже самостоятельным механизмом, выработав моторесурс шумит даже на свежей смазке и громко требует замены.

Совет. Как избавиться от неприятностей на фото.

Пропилы от шнура между дужкой лесоукладывателя и роликом. Десятки случаев.

Обязательное движение, загоняющее шнур в ролик.

В момент, когда делается первый оборот рукояти, нужно выставить вперед (перпендикулярно удилищу) указательный палец руки, держащей спиннинг. Если передаточное отношение один к пяти, за один оборот шнур ударит по пальцу пять раз. Если один к семи – семь. При этом его обязательно забьет в тупик, а тупик – это ролик лесоукладывателя. Т.е. он окажется там, где и должен быть, не застряв на полдороги. В привычку это молниеносное движение входит быстро, осечки исключены – шнур всегда будет в ролике.

Фрикционный тормоз становится главным узлом механизма, когда попадается трофейная рыба. Она, как известно, сходит чаще мелкой и фрикцион почти всегда – спасение.

Выставив порог, за который нагрузка на катушку уже не идет, вы продляете срок ее службы. Можно выставить на 100 лет, на 50, на одну рыбалку, на одну хорошую рыбу. Это когда от сильно перетянутого фрикциона все шайбы прикипают, слипаются в единый блок и их приходится расслаивать монтажным лезвием.

У «Шимано» с передним фрикционом все хорошо. Задний нельзя перетягивать ни за что – опасно. Провернет ось шпули. Точнее – деталь фрикциона, куда она входит. Достать ее сложно, живем в Новосибирске, а не в Японии.

Был год, когда первый (майский) паводок быстро скис, а «Алтая» все не было. Уровень низкий и везде ловится только мелкий окунишка. Потом, по законам природы, ГЭС сильно подняла уровень и сразу появилась всякая рыба. Напротив городского пляжа, ниже канала ЖБИ и на лицензии стал попадаться сазан.

Приходит в мастерскую (на «Мешалкина») счастливый человек – вытащил под «бронёй» сазана на 9 кг. На твистер, «в пасть». «Но вот что-то катушка…» Попросил его не уходить, снял крышку корпуса и показал: вместо зубьев – низенькие, пологие бугорки. Фрикцион был отстроен «на одну рыбу», т.е. закручен наглухо.

Звук фрикциона, в процессе всей рыбалки, должен быть разным. Катушка же была не шимановская, а довольно надежная «Лагуна», тайландская «Дайва».

 Продолжение следует…. Начало здесь. "ЛЭМЗ, "Дельфины", "Орионы". 

 Дайва.

Комментариев5
джемм_54
джемм_54
293 Новосибирск
30 октября 2021, 22:02
как интересно .очень внимательно прочитал жду продолжения))))
РЫБАНУТЫЙ
РЫБАНУТЫЙ
5136 Новосибирск
31 октября 2021, 18:37
Браво !
ЕФИМОВИЧ-01
ЕФИМОВИЧ-01
0 Новосибирск
3 марта 2023, 15:37
Очень поучающе, жду продолжения
zmanww
zmanww
22
5 марта 2023, 11:17
Все по делу.Респект
Лёха54
Лёха54
954 Карасук
6 марта 2023, 09:54
Отлично! Пожалуй в свободное время еще разок перечитаю