Зимой 1984 года, в красочном журнале "Новые товары" на лицевой обложке, во весь формат А3 красовалась катушка с никелированной шпулей "Орион-001". По дизайну, на ту пору, это было что-то космическое. Через месяц я привез ее из Москвы. Через год приобрел такую же в Новосибирске. Позже купил ещё две. Стоила катушка 45 рублей, при зарплате работника отдела на заводе - 90.
Катушка имела два шарикоподшипника. Несмотря на небольшие размеры, была очень крепкой. При скоростной ловле "Орион" легко справлялся с тремя четырьмя окунями за один заброс.
Корзина, со вставными прутьями в ручках, до верху - 18 кг. + детская ванна - это утренняя норма 90-х годов.
"Орион" выполнял любую, самую тяжёлую работу.
Никелированная или хромированная шпуля - это отдельная тема. До сих пор (а катушки рабочие до сих пор) на шпулях нет ни единой царапины. Слой хрома (или никеля) на столько толст, что хоть молотком бей. Такого и в помине нет на современных "Стеллах", "Твинах" и "Сальтигах".
К недостаткам, как и везде раньше, относятся примитивные ролики лесоукладывателя. Позже завод стал комплектовать катушку запасным роликом и стал высылать ролики под заказ. Я вышел из положения, заказав два десятка роликов на заводе им. Коминтерна в керамическом цеху. Ульяновский приборостроительный завод, кстати, одно из лучших предприятий России, до сих пор выпускает декоративные (под старину) прочные, настенные барометры.
Кроме ролика, у Ориона маленькая площадь фрикционных шайб. Что приводило к подклиниванию фрикциона и сходу очень крупных рыб. При вываживании крупной добычи фрикцион становится главной деталью катушки.
Если бы не эти две причины, да если добавить мультистоп, - был бы "Калашников".
Два Ориона и обская разнорыбица.
Несмотря на то, что Орион не "планетарка" и что у него нет бесконечного винта, намотка самых тонких современных шнуров тянет на 4 с плюсом. Сам, казалось бы, устаревший механизм подачи шпули вперед-назад - никогда не подводил.
После Ориона-001 на прилавках появился "Орион-102". Стоил на 10 рублей дешевле и имел вместо хромированной черную крашеную шпулю. Во всем остальном - копия.
"Орионы" 001 и 102.
Году в 1985-м, тогда я много ездил на поездах, Горбачев завалил всю страну кубиками Рубика, классными индийскими джинсами и катушками "Риоби". От Владивостока и Ташкента до Калининграда подул ветер перемен.
Катушка "RSx" (звали "Эрэсками") была аналогом "Ориона", в том числе по лесоемкости. Стоила 50 рублей. Не имела ш-подшипников, уступая в этом Ориону. Самым большим плюсом был ролик лесоукладывателя. Он был коричневого цвета, из новейшего тогда материала SiC (карбид кремния).
С появлением RSx пошла серия ошибок. Первым её скопировал Ульяновский же завод, выпустив "Орион-003" и "Орион-006". Катушки оказались неудачными. В первую очередь, по главному показателю - по намоткам. У RSx шпуля небольшая, намотка плотно-идеальная. У 003-006 увеличили лесоемкость, что было неоправданно.
Найди 10 отличий.
Второй копией RSx была несколько более крупная "Форель". Тупиковое направление. Из существующих абсолютно рабочих Орион-001 и 102 и RSx продолжали выпускать бестолковый ширпотреб.
Как-то зашёл в Военохоту на улице Серебренниковская. Висит новая катушка рублей под 30. В начале решил, что это новая модель Ориона 001-102. Корпус такой же, только серого цвета. Оказалось "КСБХ-7 "Харьков".
Корпус орионовский, ротор от "ЛЭМЗ". Гибрид. Деньги были, взял. Раньше нельзя было по-другому. Сразу не возьмёшь - год ждать новый завоз, или совсем не привезут. В первую же серьезную рыбалку катушка начала гнуться и мяться, начиная с рукоятки. Намотка лески была ниже всякой критики.
Пожалуй лучше вернёмся в наши времена к современным катушкам.
Дайва.
Продолжение следует... Начало здесь.
Карбид кремния - SiC
Ждем продолжения.
Спасибо!
Milbro новый купил на Авито - детская мечта, так сказать.