Удивительно, насколько живучи некоторые рыболовные мифы. Например, есть такое мнение, довольно распространенное среди рыбаков, что если рыба ушла вместе с крючком, то в течение какого-то времени этот крючок либо "растворится", либо будет "отторгнут тканями рыбы" и выйдет наружу. Так или иначе, но рыба от крючка освободится. Источник этого мифа вполне понятен: редко приходится ловить рыбу с крючком (или его остатками), вросшим в губу или еще куда-то. Бывает, попадаются хищники (чаще всего это щуки) уже с чьей-то блесной в пасти. Но это обычно списывается на то, что рыба оборвала у кого-то блесну недавно и просто еще не успела от нее избавиться путем "растворения" или "отторжения" крючка.
Этот миф имеет вполне практические последствия, поскольку из него делается вывод, что рыба, ушедшая с крючком в губе, в глотке и даже в желудке, не погибает и, таким образом, не пропадает попусту.
Но так ли это?
Недавно, этот вопрос был подвергнут интенсивному и высокотехнологичному изучению на примере североамериканской щуки - маскинонга (заметим, кстати, что маскинонг - ближайший родственник нашей щуки и очень с ней близок по всем своим основным физиологическим характеристикам).
Исследования, о которых выше шла речь, были начаты одной канадской рыболовной общественной организацией, базирующейся на озере Чиппева Фловейдж. Эти работы заслуживают интереса как по их результатам, так и по тому, каким образом эти результаты были получены.
Итак, в первый год было отловлено 47 щук. 9 из них были пойманы на живца и глубоко заглотили крючок. Остальных поймали на спиннинговые приманки. На щук повесили специальные радиометки, позволяющие следить за их перемещениями в течение достаточно длительного времени (до 3-х месяцев).
4 из 9, помеченных радиопередатчиками щук, скончались в первые же сутки. Всех их отыскали, провели вскрытие и установили, что смерть наступила из-за ранений стенки желудка, нанесенных проглоченным крючком.
Остальные 5 меченых щук благополучно уплыли и оставались живыми до тех пор, пока не разрядились батарейки радиометок. Дальнейшая судьба этих рыб осталась неизвестной.
Все щуки, пойманные на спиннинговые приманки, и затем выпущенные, показали 100-процентный уровень выживания. Только одна из них, пойманная на джеркбейт, погибла. Но при вскрытии оказалось, что в желудке у нее находится старый крючок и обрывок поводка - след от поимки на живцовую снасть.
В 1999 году местное индейское племя, которое профинансировало это исследование, решило завершить проект, сочтя его результаты достаточными. С этим не согласился, однако, рыболовный гид из Висконсина Джон Деттлофф. Он решил довести дело до конца и убедиться окончательно, гибнут щуки из-за живцовых крючков или нет.
Осенью 1999 года Джон и его команда отловили на живцовую снасть 14 щук. На этот раз радиометки, которыми пометили этих рыб, имели батарейки, рассчитанные на 600 суток непрерывной работы. 3 из 14 щук вскоре погибли. За передвижениями остальных команда Деттлоффа продолжала следить.
Позже в интервью одной из местных газет Джон говорил: "Новости не утешительны. К концу мая, по крайней мере, половина из меченых маскинонгов погибла. 4 или 5 продолжали плавать по озеру, но к июлю и они все были мертвы".
Используя для поиска погибших рыб работающие на их телах радиометки, Джону и его коллегам удалось выяснить судьбу этих щук. Несколько трупов обнаружили на дне, двух других выбросило на берег, и их утащили медведи.
Затем еще двух помеченных щук поймали спиннингисты. Одну, длиной 86 см, поймавший ее рыбак, обнаружив метку, сразу же отпустил. "Она выглядела нормально, - сказал он, - может, была чуть истощенной". Через полтора месяца мигающий значок ее метки на дисплее аппаратуры Деттлоффа остановился и больше уже не двигался - и эта дважды выпущенная щука скончалась.
Вторая щука, длиной 106 см была поймана другим спиннингистом 4 июля 2000 года. Ее удалось живой доставить в лабораторию. В 1999 году, когда ее пометили радиометкой, она весила 9,5 кг. Теперь, спустя 8 месяцев, она была истощена до крайности - "худая как рельса", по словам Деттлоффа. Выпущенная на свободу она скончалась через две недели.
Таким образом, в течение неполного года 100% щук погибли. Смерть всех 14 помеченных щук окончательно убедила Джона, что ловля на живца с одинарным крючком, не предполагающая немедленную - до того, как щука проглотила наживку, - подсечку, недопустима.
"На некоторых озерах в год ловят и отпускают с крючком в желудках до 100 крупных маскинонгов, - говорит Деттлофф. - Люди это делают именно потому, что убеждены в том, что крючки растворяются, и что все отпущенные рыбы выживут. Обычно, узнав о наших результатах, они полностью прекращают пользоваться этим методом ловли.
411
Ну и конечно лично мне не понять спортивную рыбалку
Ловить рыбу чтобы поесть это на мой взгляд ещё нормально
Очень подходит к принципу пойма-отпусти.
Очень подходит к принципу пойма-отпусти.
Ну и конечно лично мне не понять спортивную рыбалку
Ловить рыбу чтобы поесть это на мой взгляд ещё нормально
Вероятно тут было сообщение:
1. «В 1999 году местное индейское племя, которое профинансировало это исследование, решило завершить проект, сочтя его результаты достаточными». Индейцы, думаю не самые богатые люди, выделили деньги на исследования. А вы готовы дать деньги на зарыбление водохранилища или установку искусственных нерестилищ?
2. «Все щуки, пойманные на спиннинговые приманки, и затем выпущенные, показали 100-процентный уровень выживания». А вы готовы выпускать щук?
И вывод из статьи напрашивается важный – предлагаю запретить рыбалку на жерлицы. Ведь именно здесь чаще всего щуки обрывают снасти и уходят с крючками. А потом, как следует из статьи - погибают. Вот шуму-то будет...
Да уж, ору от владельцев крокодилов будет