В предисловии хотелось бы сказать. Что все мной написанное не имеет отношения к текущему времени.этот контент станет ценным через несколько лет. Возможно, стараниями наших законотворцев,ранее. Но дело не в этом. Я старался не гадить на водоемах и вообще. Просто описал некую ситуацию в некое время. Это наша общая история.
1994 год. Год не однозначный. В это время кто-то подбирал деньги под ногами, а кто-то едва сводил концы с концами. Я, скорее, относился ко второй категории. Но нет худа без добра.
Начальником партии в Геологосъемочной экспедиции был мой друг. Мы с ним отучились в Томском Универе полный курс заочного обучения.
Когда я был без работы, он мне предложил должность маршрутного рабочего в своём подразделении. В это время, я, имея офуительную квалификацию, но, не имея работы, согласился.
Да, как бы, маршрутный рабочий и геолог не большая разница, только в зарплате, но меня, в тот момент , это не волновало.
Сборы были не долги. Коля мне помог переабазироваться из поселка Мильково в Петропавловск.
Вот так я стал опять столичным жителем.
Сезон, как сезон. Будучи в своей должности, пахать, пришлось, мама не горюй.
Первое, что мне пришлось сделать, это погреб для закупленного ранее картофеля.
Картофан наш дохранился до октября. То есть я доказал свою профпригодность. Может это прозвучит смешно, но раньше корнеплоды хранились не более 2-х месяцев, если повезёт.
Так и влился в коллектив.
Собственно, с лопатой я так и не расставался. А в этом девайсе я знаю толк. Ещё со времён первых практик уяснил, что это моя кормилица. Её надо особым образом точить, беречь от коррозии и т.д. Да вообще, лопата в умелых руках может чудеса творить.
Но речь не о лопатах, а о рыбалках. Вот с этим были проблемы. Была леска, крючки и большая проблема. То нет свободного времени, то маршруты сухопутные. Но я умудрился открыть счёт своих первых хариусов.
Казалось бы, ну рыба как рыба, но на Камчатке она водится далеко не везде. Ближайшую к Петропавловску можно поймать в 110 км, и то, в ограниченный период и если очень повезет. Мне не везло. Вообще не понимал, как её ловить. Но не везет в одном, повезет в другом. Или мы в палатках по двое. Мне достался в соседи старый ительмен Ювенальич. Я его знал уже несколько лет по деревне Мильково. Он в своё время закончил Владивостокский политех, работал на Камчатских морских россыпях, потом уехал в Кузбасс. Был главным геологом где-то, потом спился и вернулся на родину уже пенсионером. Нормальный мужик. Собственно они подсадил меня не хариуса. А я его на спиннинг. Мне тогда 33 было, а ему 60. Я с ним впервые столкнулся в саом начале дефицитных девяностых. В то время, в нашей деревне невозможно было что-либо купить, но мы с ним любили рыбалку. Поэтому много времени проводили на берегу реки. Река называлась Камчатка, главная артерия полуострова. Ловили мы на донки и на поставухи. Нормально ловилось, на пожрать хватало. Приходилось с Ювенальичем делиться, ибо семья у него большая, но я не в обиде, мне везло всегда. В те времена (до 1994 г) я потихоньку начал подсаживать Ювенальича на спиннинг. Эх, романтические времена. Ювенальич всё пытался обучить меня исконно камчатским способам ловли, но это прокатывало на диком севере и в его детстве. Здесь и сейчас не канало.Например, надо снять штаны а иногда и трусы (все от глубины зависит), привязать к голени ястык икры какой-нибудь лососевой рыбы (обычно горбуши) и войти в воду в этой экипировке. По самые здрасти. Далее , ндо исполнить в воде танец, типа сиртаки.
Это для того, чтобы поднять муть. На эту муть и шлейф запаха от икры, придет гоелец. Придет и начнет тыкаться в голень. Вот здесь, главное, н зевать. Надо его успеть схватить свободной рукой. И вот добыча уже в сумке. Казалось бы простая и понятная технология. Ан нет. Я еще до этих уроков пытался поймать рыбу руками. Не все так просто. Аборигены могут, а я нет. И сейчас следя за полемикой КМНСов с Росрыболовсвстом, вспоминаю те времена. Какого хрена позволять коренным народам бесконтрольно процеживать реки капроновыми сетями??? Разве это осуществление традиционного образа жизни? ХХоешь ыбки,добро пожаловать в каменный век. Крапива и звериные жилы тебе в помощь. Но речь не об этом.
Ювенальич. Дорогой мне человек. Как я его не учил, забрасывал он блесну по своему. Это надо было видеть. Но вкратце расскажу. Берет он свойспин (древний аналог Крокодайла), внимательно осматривается на 360, и начинает заброс. Именно, начинает. Прелюдия заброса состояла из нескольких замысловатых па, из области балета. А апофеозом бала поза ласточки из области художественной гимнастики. То есть, он стоял на одной ноге бросающая рука, тело и задняя нога, были вытянуты в струну параллельно поверхности воды. Всегда удивлялся, как он в эту воду не падал.
Ну, хватит о былом. Вот так и коротали мы за работой время. Без выходных и проходных. До самой осени. К тому времени были отработаны все окрестности, перелопачены необходимые кубометры грунта, начали появляться свободные деньки. Вот, перед одним из таких дней мутим с Ювенальичем рыбалку. Начальство было не против, тем более, пищевые запасы заканчивались. У старика уже все рыбацкие прибамбасы были готовы, осталось экипировать меня. Когда-то давно я уже так собирался, но тут, как внове. Вырубили мне прут (3 м) из прибрежного кустарника, сделали глухую оснастку из лески клинской 0,4. На конце гак номера примерно 10, по той еще классификации. Грузило подразумевалось, как опция. В общем, все типа тенкары. Еще до заката солнца мы были готовы. Единственное, что осталось, это добыть наживу. Гена сказал: Не ссы, будет утро, будет наживка. А кто я такой, что бы с гуру спорить.
Утром он поволок меня в столовую. Увы, не завтракать. Мы с ним начали собирать в спичечные коробки насекомых с полиэтиленовых окон. Основной добычей были осы и крупные оводы. Тут я понял, почему не днем, а с утра мы этим сбором занялись. Днем осы были еще живы и могли ужалить. А тут снулые, собирай и собирай. В общем затарились.
Наступило время рыбалки. Хотя шлепать до места около километра. Странно. Мы вроде все и всегда при работе, а тропа весьма натоптана. Видимо, некоторые манкировали своими обязанностями. Дошли быстро. И вот она Маимля. Ширина русла около 5 м, глубина до 2-ух. В месте ловли был изгиб русла уходящего вправо и далее в перекат. Обстановка позволяла провести приманку метров 6. По поверхности или с поплавком, по дну. Собственно, все зависело от настроения рыб. Так и были настроены наши удочки, ни вашим, ни нашим. Приступили к процессу.
Приступил Гена, я наблюдал, восхищался и хихикал незаметно. Уж больно комически выглядело действо. После второго пойманного хариуса, я был допущен к процессу.
Вот оно, начало моей хариусовой лихорадки. Нацепил на одинарник № 10-12 мертвую осу. На леске присутствовало грузило грамм 7 и поплавок чисто символический, скорее - сигнализатор поклевки. Хариус желал брать в полводы. И он взял. Какой сигнализатор??? Поклевка отозвалась в руку электрическим разрядом. Затем характерные хайрюзовые двойные толчки. Жаль, что оснастка коротка. Не успел прочувствовать все нюансы вываживания благородного борца. Но мы собирались съесть добычу, так что долой сантименты. За 20 минут было поймано два десятка полукилограммовых хариусов. Впечатлений и приобретенного опыта масса. Я, как аналитик, потом все это тщательно обдумал и сделал выводы.
Как молодому, мне пришлось тащить добычу на базу. Далее, тоже интересно. Пришли мы в лагерь. Оказывается, нас боссы потеряли. Мы были необходимо нужны для каких-то работ. Демонстрация ведерного улова еще более удручила наше положение. Начальствующие начали воротить морды от чешуйчатой рыбы. Лосося им подавай. Блин!
По быстрому распотрошили добычу и засолили на ночь по моему рецепту из книги по домоводству 1958 года издания. На следующий день с раннего утра, пока все спали, развесили харитона под дым. Хоть и осень, но мухи было много. А, надеюсь, все знают, как эта двукрылая тварь может свести на нет все старания. По рецепту, рыбе надо было провисеть трое суток. Но, странное дело, на вторые сутки , количество ее уменьшилось наполовину. В общем, к концу готовки, нам с Ювенальичем осталось по паре хвостов (это из двадцати!). Генералитет сожрал всё. Я их понимаю. Хоть и хариус с белым мясом, но на свежем срезе он радужный ( не подумайте о ЛГБТ, мы тогда и слов таких не знали). Просто получился продукт довольно плотной консистенции (есть что пожевать и потом поковыряться зубочисткой), в меру соленый ( пойдет даже счастливым обладателям нефрита). Ну, то есть само оно.
После этого нашего с Геной похода, нас склоняли его повторить. Но мы оба инженеры работающие на должностях «принеси-подай». Скромно (корректно) отказывались.
Вот такие впечатления о полевом сезоне на стратегическом объекте МО у меня остались. Тогда я еще не подозревал, что мне придется провести на этой площади несколько лет. Закрыть геологосъемкой много квадратных километров, поймать очень много разных рыб, встретить великое множество медведей и прочих зверей, познакомиться с разными людьми. Позже, возможно, что-то напишу, но сейчас надо собираться на актуальную рыбалку. Ночевки при минус под 40, практически на открытом воздухе это не шутки.
Ну, пардон, накрылось два компа домашних. Не получилось в Ворде подкорректировать.
А времени нет. Спешно собирался на рыбалку бомбическую.
Она состоялась. Возвращаемся домой.
Думаю о повествовании.