Север Камчатки. Мемуары (окончание)

lebedev
lebedev
1694 Петропавловск-Камчатский
16 февраля 2021, 09:38

На первой точке простояли недели полторы. Отрабатывали самые верховья ручьев. Платина если и попадалась, то очень мелкая и мало. Рыбы не было совсем, да и откуда ей взяться на меляках да еще и среди прошлогодних снежников. За то грибов на горных тундрах было навалом. Подосиновики и белые. Червивых не попадалось.

Поблизости жило множество семей евражек. Это местные мелкие суслики обладатели громкого неприятного свиста. Так вот они массово заготовляли грибы. «Валили» и переворачивали вверх ножкой на просушку. После второго или третьего дождя заметили странную, на первый взгляд, особенность. Иногда все добытые грибы лежали перевернутыми ножкой вниз. Оказалось, что суслики переворачивали добычу за 2-3 часа до дождя. Примета, однако. Позже пригодилось.

Отдельно скажу о пище. В те годы снабженцы не баловали нас разносолами. В этот раз мы получили настоящий шедевр. Основу рациона составляла сублимированная лапша «Кукси» в едва ли не в самом остром варианте, на втором месте была «тушёнка» голландского производства по прозвищу «Люпак». Столько лет прошло, а не забывается. Эту смесь кошачье-собачего корма, невозможно было кушать ни в каком виде. Еще было много сухарей и немного вкусняшек (чай, сахар, сгущенка, соль). Как-то, в наше отсутствие в лагерь забрел прохожий медведь. Узнали только по следам. Почти ничего не тронул. Наступил на пару пачек лапши, похрустел одним сухарем, к Люпаку не притронулся. С того момента мы залабазировали навечно весь тушеночный запас. И перешли на грибы.

Так за работой и борьбой за жизнь пролетело время первой стоянки. Кстати, в последние дни мне повезло намыть один крохотный самородок (со спичечную головку). Место мы отметили и начали сборы на сплав. Коля был трудоголик и ответственный человек. Он справедливо поделил нашу флотилию на 3 части. Всем достались нормальные плавсредства, а нам резинка типа Уфимки-200. Зловещее число «200». Груза кг 500 с нами, плюс, по старой геологосъемочной традиции, дно лодки обвязывалось толстым брезентом. Дебаркадер получился тот еще. С учетом первых 15 км нашего Алхавита, где максимальная глубина (в одном месте) достигала 1 м, а обычно 10-20 см, сплав больше напоминал картину «Бурлаки на Волге». Вдобавок брезент незаметно лопнул, поперек образовав карман на днище. В этот карман мы благополучно поймали несколько валунов общим весом как мешок муки. Последние 10 километров мы так и ишачили с этим килем. Но добрались. На следующий день мне пришлось оттачивать мастерство штопки и клейки лодки. Отточил.

Естественно, на «сплаве» не могло быть и речи о рыбалке. Хотя редкие гольцы и попадались.

Новое место было привлекательнее первого. В русле появились микроплесы и наноямы, но рыбы не прибавилось. Стоит сказать, что все эти Алхавитоваямы впадают в реку под названием Пустая. Есть над чем подумать, беря с собой снасти. Но на ужин кое-что добывал. Места дикие и обитатели дикие. Брали все, что предлагалось. Жаль, что не часто.

Вот так с работой и редкими рыбалками добрались до слияния всех трех речек. Разбили большой лагерь, соорудили баньку (в печке мыться ой как надоело). Далее предстоял путь по основному Алхавитоваяму до реки Пустой, и по ней до следующего перспективного притока. На это отрядили троих отважных на трех лодках. Я оказался в обойме. Собственно, с этого момента рыболовная составляющая путешествия начала стремительно расти.

Спустя пару дней после встречи, собрав продуктов на неделю, мы отчалили.  Через неделю нас должен был забрать вертолет. Сплавиться предстояло около 25 км.

Где-то на середине пути произошло первое приключение. На полном ходу мы чуть не влетели в натянутые поперек реки стальные троса. Неожиданно и опасно на дикой реке. Начали осматриваться и заметили следы присутствия людей. И точно, на высокой террасе стояло два домика, и жило в них два аборигена. Поздоровались, поговорили. Обычные оленеводы, оставленные на хозяйстве. Ловят рыбу для собак. Оказалось, они с помощью тросов ставят сети. Суточный улов 1-2, редко 3 кижуча. (Проклятие реки Пустой). Попили жидкого чая из непоймичего, оставили им банку сгущенки и несколько сигарет, и продолжили путь.

На слиянии с Пустой меня ожидал уже приятный сюрприз. Это ямища с глубиной гораздо больше метра и спокойным течением. Заброс блесны я сделал далеким, простор располагал. Впрочем, тут же пожалел. Буквально на падении произошла чудовищная поклевка. Радости нет предела, наконец-то стоящая добыча, но и выкачивать ее 40 м это уж, слишком. ХАРИУС!!! Да еще и явно закилошник, черный, с огромным спинным плавником-флагом покрытым красными и светлыми пятнами. Но течение неумолимо выносило лодку к перекату. Следующие 2 заброса делал значительно ближе. Клевало до касания блесной дна. И так на борту 3 красавца. До предполагаемой стоянки оставалось около 7 км, но подобных ям больше не встретилось.

Ландшафт радовал. Низкие, иногда с террасами берега, гигантские каменистые косы, небольшие островки. Пойменный лес уже был похож на лес. Ива, тополь, дальше, на пологих склонах кедровый стланик. Вдоль реки растительность еще вполне летняя, а тундра вся багряная. Ранняя короткая осень.

На одной из кос, присоседившись к щетке пойменного леса, мы и устроили лагерь. И началась работа. Утром в маршрут, вечером спать. За неделю надо было сделать много. Но и за работой успевали наблюдать разные замечательности. Например, я наконец-то увидел, где обитает молодь хариуса. Это был ручеек-переплюйка, состоящий из небольших ямок (3х3х0,3 м) соединенных мелким извилистым руслом. Так вот в этих ямках и стояли тучные стада 10-12-тисантиметрового харитончика. Субъект не для рыбалка, а для любования.

Еще на низком плато было множество озер. Как-то возвращаясь из маршрута, заметили на одном из них огромную стаю гусей. Особей не менее ста. Естественно, в единственном носителе ведомственного карабина проснулся охотничий инстинкт. Прозвучало 2 выстрела. Половина стаи улетела, пострадавших не наблюдалось. Настало время второго Уленшпигеля. Результат тот же. Половина половины тоже улетела. Я когда-то хорошо стрелял, потому тоже присоединился к процессу. Дистанция метров 70, цели неподвижны, и их еще много. Фигвам, тоже молоко. С воды снялись последние птицы. Никого не осталось, только 3 «охотничка». Позже выяснилось, что ствол был слегка загнут и кучность непредсказуемая.

Неделя пролетела быстро. Завтра ждем вертолета. Со связью было совсем никак (уже не помню по какой причине). Но дата вылета оговорена. Утром собрали пробы и шмурдяк, но вертолета не случилось. Видимо, на перевалах не было погоды. Так продолжалось 10 дней. Утром сборы, вечером разборы. Кончились продукты и курево. По ночам случались заморозки. В кипяточке заваривали тундровые травки, пытались из них же сварганить табачок. И главное не отойдешь далеко от лагеря. Я изучил все близлежащие перекаты, струйки, плес. Хариус был везде. Не такой, как в той замечательной яме, но вполне достойный. Ловил 3 утром и 3 вечером. Варили, запекали, тем и питались. Долго потом не мог я смотреть в сторону этой рыбы.

Но все хорошее когда-нибудь кончается. Прилетел борт и перебросил нас на другой участок. Среди груза были, и продукты и сигареты и чай с сахаром. Предстояло еще 2 недели поработать на россыпи, но уже без рыбалки и без грибов. Да и какие грибы, в одно из утр проснулись под снегом.

Думаю, не утомил повествованием. Будьте здоровы, коллеги.

P.S. Забыл про приманки. Их было не много. Две десертные ложки и несколько самодельных вращалок из нержавейки. Все это привязывалось к леске 0,3 и исправно ловило.

Лучшие комментарии
lebedev
lebedev
1694 Петропавловск-Камчатский
16 февраля 2021, 16:29
Да. Забыл пару нюансов. В предпоследний день ожидания борта на Пустой, один из товарищей обнаружил в своём рюкзаке две жмени яичного порошка. Целое богатство. Замутили омлет на три персоны, на речной водичке и сковородке. Отвратительное блюдо, но как оно лихо зашло после хариуса.
И ещё. Хоть мы и мало кушали, но периодически приходилось уединяться в пойменном подлеске.
Вот сижу, никого не трогаю. Вдруг на небольшом отдалении, на ветку прилетает птичка. Похожа на снегиря, но крупнее. Клюв короче и грудь более темная. Разговаривает одиночным свистом и отклёвывает почки ивы.
Ну ладно бы сидела, порхала, кормилась, но она, зараза, пристально меня разглядывает.
Ничего лучшего не придумал, как имитировать её посвит. Посвистел. И тут началось. Слетелось десятка три её собратьев (или сосестриц). Все бросили кормёжку, посвистывают и меня разглядывают.
Люблю я животинку. В последующем удавалось собирать вокруг себя стаи.
Вообще, обратная связь с братьями меньшими, много значит.
lebedev
lebedev
1694 Петропавловск-Камчатский
16 февраля 2021, 19:59
@Егор1, Да устало всё это рыболовство "на шару". Раньше,да, кормились. Но нынче, то чего? Всего хватает, живём в городах. Нормальная рыбалка становится экзотикой. Имеется ввиду, когда один на один, ну, максимум два на один. Это стало редкостью. Нынче за одной (десятком) рыбой выстраивается колхоз. Жалко, обидно, но так есть.
НХНЧ. То есть удачи на нашем нелёгком поприще.
Егор1
Егор1
1394
16 февраля 2021, 21:22
@lebedev, да это и не рыбалка, как таковая, а заготовка икры скорей.
А зрелище нерестовой речки незабываемое - факт!.
Комментария24
Moderator
Moderator
0
16 февраля 2021, 09:46
Помню свои впечатления, когда попал на нерест харюза в верховья Чулышмана (тут в нас, в Горном Алтае). И если в течении лета нужно было как минимум колдовать над цветом мух, то в то славное время - он кидался вообще на все...
Как вы сказали - все привязывалось к леске и исправно ловило. Точнее "хаЙрюз" (несколько раз слышал такое название именно в деревеньках "бассейна" Чулышмана), брал вообще все, что подавалось.
lebedev
lebedev
1694 Петропавловск-Камчатский
16 февраля 2021, 16:13
Где-то в анналах лежит короткий ролик про нерестовый ход горбуши. В тот раз она с её рунным ходом испортила всю рыбалку. Ибо ловим мы иное. Если найду, определю в видео. Зрелище впечатляет.
Moderator
Moderator
0
16 февраля 2021, 16:15
@lebedev, зальете, сообщите! Закреплю и в рассылку вставлю. Глянуть бы!
lebedev
lebedev
1694 Петропавловск-Камчатский
16 февраля 2021, 16:29
Да. Забыл пару нюансов. В предпоследний день ожидания борта на Пустой, один из товарищей обнаружил в своём рюкзаке две жмени яичного порошка. Целое богатство. Замутили омлет на три персоны, на речной водичке и сковородке. Отвратительное блюдо, но как оно лихо зашло после хариуса.
И ещё. Хоть мы и мало кушали, но периодически приходилось уединяться в пойменном подлеске.
Вот сижу, никого не трогаю. Вдруг на небольшом отдалении, на ветку прилетает птичка. Похожа на снегиря, но крупнее. Клюв короче и грудь более темная. Разговаривает одиночным свистом и отклёвывает почки ивы.
Ну ладно бы сидела, порхала, кормилась, но она, зараза, пристально меня разглядывает.
Ничего лучшего не придумал, как имитировать её посвит. Посвистел. И тут началось. Слетелось десятка три её собратьев (или сосестриц). Все бросили кормёжку, посвистывают и меня разглядывают.
Люблю я животинку. В последующем удавалось собирать вокруг себя стаи.
Вообще, обратная связь с братьями меньшими, много значит.
Егор1
Егор1
1394
16 февраля 2021, 18:10
" ...ролик про нерестовый ход горбуши ... "
Доводилось воочию созерцать и немного браконьерить по молодости в начале 80-х в Магаданских широтах.
За повествования +
lebedev
lebedev
1694 Петропавловск-Камчатский
16 февраля 2021, 19:59
@Егор1, Да устало всё это рыболовство "на шару". Раньше,да, кормились. Но нынче, то чего? Всего хватает, живём в городах. Нормальная рыбалка становится экзотикой. Имеется ввиду, когда один на один, ну, максимум два на один. Это стало редкостью. Нынче за одной (десятком) рыбой выстраивается колхоз. Жалко, обидно, но так есть.
НХНЧ. То есть удачи на нашем нелёгком поприще.
Егор1
Егор1
1394
16 февраля 2021, 21:22
@lebedev, да это и не рыбалка, как таковая, а заготовка икры скорей.
А зрелище нерестовой речки незабываемое - факт!.
Егор1
Егор1
1394
17 февраля 2021, 17:12
@Moderator, "... на нерест харюза в верховья Чулышмана ..."
Прям с Джулукуля или пониже? ;-)
Moderator
Moderator
0
17 февраля 2021, 17:31
@Егор1, ну если прям так дословно, то серединовья:) Но чаще всего это до Коо своим ходом и оттуда на водометах до язулы вверх) верховья это или серединовья)))) На джулукуле не был ни раз) хотя несколько раз порывались)) до Коо через кату, там крайние года три дорога что асфальт)
Егор1
Егор1
1394
17 февраля 2021, 17:42
@Moderator, мечтаю давно до Джулукуля добраться.
Машина не та и сомечтателей подготовленных нет.(((
А ваши просторы я знаю. И забрасывался туда для последующего сплава.
Харюзёвую молодь наблюдал с интересом в заливных "каменных лужах" в устье Чульчи - сотни, если не больше.
Я вообще в те места влюблен, как пацан зелёный!
Для меня они как бы даже отдельно выделяются от всех красот остального ГА!
Moderator
Moderator
0
17 февраля 2021, 18:18
@Егор1, в Коо мы ездили очень много. Все времена года. Был интересн посмотреть именно разные цвета. И вы правы, именно тот ГоА очень сильно отличается от туристического Чемала, Ай или Белокурихи))) В Акташ так вообще, кто меня ближе знает подтвердит, ездим чисто на пол дня из Новосибирска) Чтобы просто посмотреть степь Курайскую, испить чаю в круглом доме у Коли и домой, 790 км пилить)))) Чисто на выходные) За последние 7 лет были там уже порядка 20 раз или даже больше...
Егор1
Егор1
1394
18 февраля 2021, 06:51
@Moderator, Артём, Ая и Белокуриха рай не для меня.
А вот в Акташе даже ненадолго реанимировали горно-обогатительное предприятие на отходах НЗХК. Ртуть там и горы красные.
Moderator
Moderator
0
18 февраля 2021, 09:18
@Егор1, это вы про рудник ра ретрансляторе?:)
lebedev
lebedev
1694 Петропавловск-Камчатский
18 февраля 2021, 17:07
Мир тесен. Я в Белокурихе был в 70-ых, по пацанству. Лечил порок сердца. С тех пор заболел геологией. Места там волшебные.
Надо бы ещё чего-нибудь опубликовать. Нет времени. Готовлюсь к мегарыбалке в конце месяца. Отпуск зубами вырывал.
Если состоится, отчёт обещаю.
Moderator
Moderator
0
18 февраля 2021, 17:09
@lebedev, НХНЧ!
lebedev
lebedev
1694 Петропавловск-Камчатский
18 февраля 2021, 18:34
Вот не знаю, как поменять ник на @Георгич, я по нему более известен. В узких кругах. Просто, не подумавши тиснул фамилию.
Но это мелочи. Собираясь на предстоящее сафари, решил заодно поискать старые записи о хронологии былых рвболовных событиях. Среди кучи блокнотов и записных книжек, чего только не нашёл.. тут и идеи рыболовных приманок. И технология изготовления, геологическая документация канав и шурфов.
Поплыл в воспоминания. Так-то, я всё помню, но хронология хромает.
Наконец-то обнаружил записанный период с 94 по 2001годы. Это сплавы по разным рекам, рыбалки, разные рыбы. Период становления, насыщения. То есть, "как стать человеком". В отдельно взятом месте (регионе).
Не думаю, что это поможет большинству увлечённых стать , хотя бы не ближе, но рядом с природой. Но, возможно поможет остановиться и задуматься. Куда мы катимся?
Удочки у нас всё круче, но рыба то к этому не готова. Какая она была, такая и есть. За исключением некоторых продвинутых родов.
Вернусь, подумаю.
Егор1
Егор1
1394
18 февраля 2021, 18:40
@Moderator, ртутный ГОБК
Moderator
Moderator
0
19 февраля 2021, 11:40
@lebedev, вам нужно поменять ник? Пишите в личные сообщения мне, без проблем сделаем все! А что касается найденных артефактов - то они несомненно будут интересны многим!
Moderator
Moderator
0
19 февраля 2021, 11:43
@Егор1, ну да, по дороге на ретранслятор Акташский. были там, крутые виды оттуда! Правда из трех попыток на сам рудник пробрались только раз, там дорожка отвратная просто... Никакой даже катуярык не стоял радом! Плюс наверху, если в сезон попадаешь, шлагбаум и местные товарищи бабосики косят)) Мол проезд платный))) Представляешься журналистом, говоришь, что снимаешь кино про их славный край... плывут сразу))0 проверено!
Егор1
Егор1
1394
19 февраля 2021, 11:52
@Moderator, это было в 90-е. Сейчас затрудняюсь что-либо сказать.
Moderator
Moderator
0
19 февраля 2021, 11:56
@Егор1, ого.... В то время он, наверное, еще работал....
Егор1
Егор1
1394
19 февраля 2021, 13:04
@Moderator, он (ГОБК) открывался еще в сталинские годы, а к 90-ым уже исчерпал сырье. Правда там есть еще законсервированная шахта. Просто если раньше ртуть была стратегически важным элементом, сейчас уже отношение к ней не такое.
Moderator
Moderator
0
19 февраля 2021, 13:22
@Егор1, ну сейчас там разруха вообще:(
Егор1
Егор1
1394
19 февраля 2021, 13:44
@Moderator, Сейчас даже в Н-ске разруха, редко какое предприятие работает на прежних (советских) мощностях, не говоря уже про Акташ.