РЕКА ОБЬ
Что есть Обь? Обь – это жидкая субстанция, состоящая из воды и растворенной в ней рыбы, данная Новосибирску богом и судьбой для того, чтобы мы, его жители, были счастливы. Ну, а если серьезно, то это одна из самых великих рек мира, на берегах которой стоит наш крупный мегаполис. Сочетание подобных условий повсеместно и неизбежно приводит к тому, что формируются свои рыболовные школы спиннинга, нахлыста и т.п.
Под «школой» подразумевается отработанная система ловли той или иной снастью по отношению к каждому отдельному виду рыб по времени года, времени суток, поиску, применяемым имитациям и особенностям их подачи.
Действительно, все крупные реки нашей страны очень разные, даже внешне – из окна поезда. Волга синяя, Кама бурая, Иртыш желтый, Енисей сталисто-серый, Амур как кофе с молоком, а Обь зеленоватая. Что уж говорить о температурном режиме, ширине-глубине, гидродинамике, грунту, кормовой базе, видовому составу и т.п. Например, рыбалка в районе Новосибирска и по применяемым имитациям и по их подаче значительно отличается от школы ближайшего Красноярска. Хотя, казалось бы, и Обь и Енисей - реки северного стока, текут параллельно, бок о бок.
Реки южного стока, за эталон возьмем Волгу, и по видовому составу, и по биопродуктивности безусловно богаче Оби, что также накладывает свой отпечаток, создавая различия в рыбацких подходах. Например, обской язь, о котором будем говорить подробней, успешно занимает ниши таких волжских рыб, как жерех, голавль и чехонь. Гораздо больше на Оби приходится уделять внимания поиску, т.к. реки северного стока к рыбакам относятся гораздо холоднее и неприветливей. В определенные периоды, на многие километры Обь оказывается пустой. Рыба мигрирует, покидая самые привлекательные с виду «квартиры», занимая далеко не все перспективные точки или участки. Совершенно реально всю сознательную жизнь, с применением идеальных снастей, рыбачить на Оби и остаться без улова. Поймать что-либо в нашей суровой реке на «обум Лазаря», в первом попавшемся месте, - это все равно, что пытаться подстрелить из карабина медведя – с завязанными глазами, посреди сибирской тайги. Хотя бывает и по-другому, изредка Обь добреет.
Если в какой-нибудь идеальной для нахлыста, небольшой речке, какой-нибудь сменившийся ветерок способен изменить всю ее внутреннюю жизнь, то на Оби все глобально, как ее ширина, длина, глубина и скорость потока в паводок. Все проистекающие в ней процессы незыблемы и отработаны тысячелетиями. Например, с появлением огромного количества малька-сеголетка, ни один хищник не будет гоняться за прошлогодним, шустрым мальком, с развитым чувством опасности, и ни одна «мирная» рыба не станет грызть своими глоточными зубами «бекараса» (твердые домики ручейников). В природе все «подвязано» к пище и все идет по пути наименьшего сопротивления, - все едят сеголетка.
Если же на Оби вылетает ручейник, например, большой коричневый или «чернокрылка», то спасу от него нет ни людям, ни технике. Бабочки лезут за воротник рубашки, в уши, ноздри и забивают карбюраторы «Вихрей». А облака из белой обской поденки имеют черный цвет и гудят как пчелиный рой. Так гудят высоковольтные провода в сильный ветер. Ну и какой же типичный хищник, особенно «слабый» окунь не растеряется? Зачем ему гонять малька, тратить силы?
Немного истории
С учетом всех вышеперечисленных особенностей, на Оби возникла своя школа спиннинга. По таким рыбам, как судак, окунь, язь, лещ, щука, елец и по сигам она вполне оформилась. У обского нахлыста все, конечно, впереди и базироваться его развитие будет, во многом, за счет наработок обского спиннинга с учетом разницы в подаче имитаций.
Окунемся в недавнюю историю – науку, недолюбливающую эмоции и уважающую даты, цифры и факты без прикрас. Итак, обской нахлыст – как все было на самом деле, с чего все начиналось.
Продолжение следует...
С уважением, Сергей Шаталов.