Содержание
Выбор лодочного мотора задача очень непростая. Ведь от его правильной и стабильной работы зависит не только хорошее настроение на рыбалке, улов, но и безопасность на воде.
Какой лодочный мотор выбрать?
К выбору ПЛМ (подвесного лодочного мотора) нужно относиться очень ответственно. Хорошенько взвесить все за и против. Посоветоваться с более опытными водномоторниками, которые имели реальный опыт ремонта и обслуживания и двухтактного и четырехтактного двигателя.
Любой рыбак, сталкиваясь с выбором мотора, решает для себя несколько непростых вопросов.
Какой мотор купить:
- Двухтактный.
- Четырехтактный.
- Новый японский.
- Б/У японский.
- Новый китайский.
Казалось бы, выбор очевиден, идем в магазин и покупаем себе новый японский мотор на гарантии и все проблемы решены! Эх, если было все так просто, то и эта заметка не появилась бы тут.
Не всегда наши желания совпадают с возможностями, и из-за этого подчас возникает множество проблем.
Двухтактный или четырехтактный мотор?
Для начала нужно четко понимать и разобраться в достоинствах и недостатках обоих типов устройств.
Плюсы двухтактных моторов
- Цена
Первое и самое главное достоинство этих моторов в том, что они дешевле своих собратьев в 4 тактном исполнении.
- Простота конструкции, неубиваемость.
Даже если вы купили не новый мотор, и в нем что-то вышло из строя, вы потратите на ремонт гораздо меньше денег и сил, чем при ремонте 4 тактного агрегата. Дубликаты запчастей на двухтактник сейчас можно подобрать от новых «копий» выпускаемых в Китае.
- Требовательность к качеству бензина и масла.
Большинство 2 тактных моторов - карбюраторные (если мы не говорим о таких моторах как Еvinrude, Jonson и некоторых моделях Tohatsu), устроены достаточно просто. Способны лучше переваривать некачественный бензин. Это преимущество обычно играет роль в удаленный уголках, тайге. Там, где бывают проблемы с качественным топливом и его разводят не пойми чем. В большом мегаполисе это нивелируется стабильным качеством топлива на заправках.
- Вес мотора.
Ввиду простоты конструкции весят такие моторы меньше, чем свои более сложные собратья. Это может иметь решающую роль, когда вы выбираете мотор для ПВХ-лодки, мобильного комплекта, и вам придется его таскать на себе. К тому же, общий вес судна всегда лучше облегчить - это тоже влияет на расход топлива.
- Тяга на старте.
2 тактный мотор более оборотист со старта и лучше подхватывает, выводит лодку в глиссирующее положение.
На этом, пожалуй, плюсы и заканчиваются.
Минусы двухтактных моторов
- Большой расход топлива и масла.
2 тактные моторы жрут больше бензина, чем 4 тактные, и в дополнении к этому требуют смешивания бензина с маслом для смазывания цилиндров, что приводит к дополнительным затратами. Масло не самое дешёвое. Это два самых главных и существенных недостатка этих агрегатов.
Таблица расхода топлива двухтактных моторов
- Экология.
2 тактные моторы куда больше загрязняют окружающую среду, поэтому в развитых странах на них распространяются высокие налоги, или они вообще запрещены к эксплуатации.
- Шумно, жестко работает, особенно на низких оборотах.
2 тактники обычно издают больше шума, чем их 4 тактные братья. Если вы ловите троллингом или перемещаетесь постоянно на низких скоростях, лучше вам отказаться от такого приобретения.
Здесь стоит отметить, что 3 цилиндровые моторы работают мягче и менее шумно, чем их 2 цилиндровые 2 тактные собратья. Двухтактные моторы бывают как с одним карбюратором, двумя и тремя. С системой автоматического смешивания масла (аutomix) и чаще без нее, что также усложняет конструкцию. Появляются дополнительные элементы для поломки и ремонта. Обращайте внимание на простоту и неприхотливостью конструкции при покупке, если вы хотите раскрыть этот плюс двухтактного мотора в деле.
Разрез двухтактного мотора.
Плюсы четырехтактного мотора
- Расход топлива.
Основной и самый весомый аргумент в пользу выбора 4 тактного мотора - это его низкий расход топлива. Но нужно учесть во внимание, инжекторный это мотор или карбюраторный. Старые карбюраторные моторы ненамного экономичнее своих двухтактных друзей. Лично я не вижу смысла в покупке старого карбюраторного 4 тактного мотора. Мне не нужна сложная, тяжелая конструкция, при сомнительной экономии топлива. Если уж покупать 4 тактный мотор, то он должен быть с инжекторным впрыском, чтобы раскрыть полноценно все достоинства этого класса двигателей. Но вы можете поспорить со мной в комментариях и попробовать доказать обратное ;)
Конкретные цифры проводить не буду, они разные для разных моторов, производителей и режимов эксплуатации, но экономия достаточно существенна. Особенно это играет решающую роль, если вы постоянно на воде и наматываете очень много моточасов.
Сравнение расхода топлива двух и четырехтактных ПЛМ Yamaha
- Менее шумные в эксплуатации. Лучше справляются с работой на низких оборотах.
Любителям троллинга и тишины рекомендуется.
- Меньше вредят экологии.
Об этом мало кто у нас задумывается, но это так.
Минусы четырехтактных моторов.
- Цена - главный недостаток.
Ввиду сложности конструкции, 4 тактные моторы стоят дороже.
Устройство ПЛМ Yamaha
- Сложность конструкции и дорогой ремонт.
Запасные части на 4 тактный мотор стоят дороже, в общем и целом, и найти их в наличии сложнее, чем от двухтактных моторов.
Перед покупкой откройте каталоги, прайс-листы, посмотрите цены на расходные материалы, фильтра, насосы, инжекторы и прочее. Возможно цены вас неприятно удивят. Сравните их с расходниками на двухтактные моторы. Еще раз пересчитайте амортизацию и прикиньте стоимость ремонта, если что-то пойдет не так с вашим ПЛМ.
- Требовательность к качеству бензина и октановому числу.
Считайте выгоду
При покупке вы должны оценить, сколько вы накатываете в сезон моточасов. Переведите на расход топлива. Сравните, возможно, на разницу в цене моторов, вы можете купить под тысячу галлонов бензина, которого вам хватит на несколько сезонов, тем самым вы нивелируете завышенный расход двухтактного агрегата. Для примера, допустим, 100 000 рублей разницы в цене мотора, это почти 2 500 литров топлива. На сколько вам хватит такого количества бензина, и когда вы начнете выигрывать на экономии 4 тактного двигателя? Но не забывайте посчитать и стоимость масла для двухтактника из расчета 1 л масла на 50 л бензина. Четырехтактный мотор тоже требует замены масла в картер раз в сезон, и разумеется, он может его подъедать, особенно Б/У, так что это тоже нужно учитывать.
Устройство ПЛМ Honda
Общие выводы и советы
В целом, не вдаваясь в подробности, общие советы таковы. Если вы не согласны с моими выводами - напишите свои комментарии, обсудим, дополним статью вместе ;)
- Покупку 4 тактного мотора целесообразно совершать, если вы много проводите время на воде, выкатываете много моточасов. Тогда расход топлива со временем отобьёт и его цену, и амортизацию.
- Выгода от покупки 4 тактного мотора будет ощутима, когда разговор идет о мощных моторах, начиная от 50-60 л.с, тут вы заметите разницу в расходе топлива, и экономия может быть уже существенна, если вы часто выезжаете на лодке.
- Если вы выбираете мотор для ПВХ-лодки в пределах 8-20 л.с., или какой-то мобильный комплект алюминиевой/пластиковой лодки. Я лично не вижу смысл покупать 4 тактный двигатель, хотя бы по тому, что он весит больше своего аналогичного по мощности «брата». Зачем мне таскать на себе лишний вес? И разница в расходе топлива на таких мощностях не настолько существенна, чтобы вы ощутили серьезную выгоду и отбили разницу в цене между 2 тактной и 4 тактной конструкцией при покупке. Если только вы не любитель ловить троллингом.
- Если вас не поджимают финансы, вам нужен мощный мотор 50+ л.с., и вы можете себе позволить покупку нового мотора - берите 4 тактник на гарантии и наслаждайтесь его работой многие годы. Ухаживайте, вовремя проводите ТО, берегите его, и он прослужит вам долго. А в случае каких-либо проблем, они вылезут, скорее всего, в первый сезон вашей дружбы и вы сможете исправить их по гарантии, не сильно попав на «бабки».
- Если вы скованны в финансах и выбираете Б/У мотор, как минимум очень серьёзно задумайтесь, стоит ли вам брать 4 тактный двигатель в непонятном состоянии и на последние деньги. Очень многие покупаю такие моторы, и потом еще вкладывают половину стоимости (не считая нервов, времени и сил пока приведут его в рабочий вид). Если вы уверены в истории и работоспособности такого агрегата, знаете продавца, это может иметь смысл. Но покупая у незнакомого человека, и не дай Бог из Владивостока по Интернету соленый мотор, вы практически наверняка обречены на проблемы. Запомните одно простое правило – «хорошие моторы - дёшево не продаются». Поэтому если вы не готовы вкладывать свои силы и деньги в ремонт 4 тактного двигателя, рассмотрите лучше двухтатный агрегат. Его проще привести в достойное состояние и это обойдется вам дешевле. А на разницу вложенных средств вы можете купить себе много бензина и масла, чтобы нивелировать расход. Покататься пару сезонов, подкопить денег и купить свежий 4 тактный инжекторный двигатель.
- Ищите Б/У дилерский мотор, который куплен у вас в регионе и не видел соли. Таких моторов мало и их живые конструкции разбирают сразу как горячие пирожки, чаще всего между знакомыми и друзьями. Если такой мотор долго не продаётся и попал в объявления, к нему нужно отнестись с особым вниманием.
- Если вы покупаете мотор для ПВХ-лодки или другой небольшой лодки, на которой вы будете выезжать несколько раз за сезон по выходным, то лично я не вижу никакого криминала в приобретении нового китайского агрегата. Имею положительный опыт общения с такими моторами. И именно для небольших пробегов вполне могу рекомендовать китайские аналоги (здесь должна была быть реклама :). Сейчас они идут вполне достойного качеств и имеют много положительных отзывов на форуме. Возможно, они и имеют немного меньший ресурс и качество металла, но зато новые и на гарантии, а если вы эксплуатируете их не часто – навряд ли вы выработаете весь их моторесурс.
Со временем сложилось очень много стереотипов касательно правильного выбора мотора. Многие думают, что выбор всегда только за 4 тактными двигателями, другие полагают, что китайские моторы вообще не имеют право на жизнь... Обычно столь резкие заявления, плод суждения диванных капитанов ;) Выбор всегда очень сложный и неоднозначный, все имеет свою цену, которую приходится платить, и порой очень немалую.
9.9 всем хорош, но таскать 26 и 35 кг- большая разница.
Дополнительные очень важные моменты - вес мотора и еще раз вес! Для небольших лодок (до 3.6 м) все что тяжелее 35 кг - уже дискомфорт. Поэтому 2-х тактники предпочтительнее. Мы, например, очень часто мотаемся в ТО, в том числе для залетов на озера. Поэтому на хозяев 4-х тактников насмотрелись: класть надо только на правильный бок (иначе не заводится потом), то один не может ни поднять, ни перенести, ни установить на транец.
Еще важно - следить за мотором, хоть раз в 2 года отдавать в сервис, ну и не лить г....е масло.
И главное - безопасность: соотносите мощность с мореходными качествами Вашего судна, чтобы не взлететь, или не пойти боком, или не кувырнуться!
Успехов всем Коллегам!
Может кто то подскажет тут в развернуто,т.к форум уже прошерстил)))
Лодка ПВХ нднд 3 метра(выезды от 5 до 10 за сезон)
выбор таков- 9,9 однозначно нет, 9,8 тяжеловат, 6ка возможно будет мала.
Вот мучаюсь Ямаха 8 б\у(заказ через проверенное лицо) или иной вариант? но какой? )))
9.8 весит всего 27 кг, один легко справляется, если думать о перспективе, то надо брать 9,9 чтоб потом его "раздушить" в 15-ку.
))))))))))))))))))))))))))
По поводу дилеммы китаец или нет. Я эту дилемму решал для себя 6 лет назад и не жалею, что выбрал Хайди. Весь вопрос в деньгах! Тогда правда и разница в ценах была еще существенней. Для нечастых выездов это хороший вариант. Зато он будет новый, и на гарантии. Вопросов к мотору у меня нет, и заводится отлично, даже на старых свечах.
Ну если у тебя есть проверенный мотор БУ японец, в котором ты уверен, то бери его! Но нужно быть уверенным, что мотор годный. Чтобы его проверил как следует твой знакомый перед покупкой.
Все никак не могу понять,эххх мне бы 3 мотора разных для попробовать))))
9.9 всем хорош, но таскать 26 и 35 кг- большая разница.
Сейчас пользую еще 320 и четырехтактник 6( взял его только потому, что в ЕС двухтактные моторы сильно дороже- экологические ценовые барьеры)- для одного вариант хороший, для двоих- плохой.
В выходные провели тест- лодка 300 нднд,мотор китаец 6ка. Общий снаряженного комплекта : 2 человека 150кг,мотор 25кг.лодка 30кг,вещи 10кг=итого 215кг на которые нужны 7 лошадей из расчет 1лошадь на 30 кг.
И так при полной загрузке имеем скорость 9-9,5 км/Ч и не более.
Убираем из лодки 90кг остается 125 которые на которые нужны 4 лошади.
И таккккк разгон- время разгона не засекал но происходило следующее лодка плавно набирает скорость до 11,5 км/ч после чего как будто меняется звук мотора и включается турбина)))) лодка набирает скорость чуть быстрее и максимально стабильная скорость с которой затем идет лодка это 24,5 км/Ч.
Маленькая поправка если мотор отрегулирован на 2 ое отверстие от мотора то скорость 20,5 км/ч, если на 4ом отверстии то лодка идет 24,5.В положении 4 явной кобры или кобры более чем на 2ом отверстии я не заметил.
Вывод таков - на наши 215 кг нужны минимум 7 китайских лошадей.
Я вчера детей на 15 ке катал, дак блин так уныло показалось после 60 ;)
Имею лодку Фрегат 2,8 с надувным дном. Скорость меняется по случайному закону. То быстрей, то медленней. На предыдущей лодке такого же размера, было аналогично.
Сейчас хочу 5 лс тойже марки. Как изменится движение. Мой вес 95, лет 67. Рыбачу один.
К китайцам отношусь плохо. Насмотрелся на фокусы.
Вы замерьте по GPS какая скорость у вас сейчас, будет с чем сравнить.
Больший вес уже тяжело будет таскать.
Был на рыбалке. Недалеко стояли парни такой очень солидной комплектации. Лодка у них была блик 5 м. Мотор какой большой.
Подхожу к ним. Говорят хочешь прокатиться, ато ползаешь как черепаха. Сажусь. Предупреждают, пристегни фал. Поехал. Летит...... Самолеты летают медленнее.
Потом посмотрел как они втроем снимали двигун. Ну нах.
1 - скорость вашего комплекта очень сильно будет зависеть от развесовки лодки. Чуть вперед, чуть назад, вещи в лодки там сям - уже будет эффект. Попробуйте найти оптимальный баланс + поиграйте с рычагом, который регулирует положение мотора. Переставьте, замерьте скорости в разных положениях.
2 - бензин с разных заправок, разного качества.
Bezrukov, иксперт)