Доброго времени суток, уже прошла неделя, как я вернулся с Алтая. Закинул несколько фото и пропал-)) Но время пришло и я хочу поделиться своими впечатлениями о данной поездки. Дело в том, что для меня это первый выезд так далеко. Я бывал на Алтае в далеком 2002 году, но значительно ближе, есть несколько фотографий , возможно и с той поездки с смогу что то написать. А сейчас речь пойдёт о далекой дороге на Южный Берег Телецкого Озера и не только....
Итак начнём, на поездку меня с подвигла моя подруга, девушка, женщина, будущая жена-)
- А ты что в отпуске делать будешь?
- в каком отпуске улыбнулся я , что это такое? -))
Работа , работа и еще раз работа-) Но подумав, поговорив с
начальством решено - надо ехать. Наташа была в данном районе и поэтому примерное понимание есть. что и куда. Но хочется больше, хочется нового. И мы прокладываем маршрут до ЮБТО (Южный Берег Телецкого Озера, вот кстати наша карта-))
Выезд планируем 13 июня рано утром, хоть и отпуск начался 12 -го...но я должен был выскочить на ОВХ окунька подергать, что и сделал кстати (об этом позже в новом видео)- не реклама...
Будильник звонит в 4-30, все уже собрано, пицца состряпана, часть вещей загружена, кофе...посидеть на дорожку и в путь-) Выехали в 5-27, время буду указывать точное (гаджеты помогают-)) В планах было доехать до Акташа, там переночевать , а уже с утра до перевала Кату Ярык (там кстати и будет лагерь) А уже от туда добраться до ЮБТО. В 9-25 добрались до Бийска, там ничего интересно, я покурил наконец то XD
И вот оно, первые горы....Я четко помню этот момент, рука моя лежала на коленке (не своей) , я бросил всё, достал телефон, камеру начал фотать , снимать....Наташа еще посмеялась, да это еще фигня. Я конечно понимал , что дальше интереснее, фотки то прогуглил , да и отчет Натали читал, но для меня было очень эпично.
Еще одна остановка на перекусить, домашняя пицца и кофе, что может быть вкуснее.
Двигаем дальше и ОПА, стоять-))) Я не мог не сфотаться у данного населенного пункта. Вообще фоток очень много, и загружаю я их с трех устройств-) Но отчет позволяет принимать только 40 фотографий и я постараюсь уложиться. В соц сети тоже не все заливал еще, но кое что есть. Кому будет интересно мой профиль ВК в профиле ФС.....ну вы поняли-)
Дальше в путь, перед Семинским перевалом открылась вот такая картина. Как раз в фотогалерее было обсуждение данных цветочков-)
Купа́льница (лат. Tróllius) — род многолетних травянистых растений из семейства Лютиковые (Ranunculaceae). Наиболее близок к другому роду лютиков — калужнице, которая способна расти прямо в воде.
Я не дружу с камерами большими , я про фотоаппарат-)) но часть фоток делал сам, так сказать учился-)) На мой вопрос
- Вань, ну не в фокусе
- Ну там же горы....XDXDXD
Я не знаю почему эти цветы в красной книги и переживает ли кто то из за них, но выглядит это всё весьма красиво-))
Ну и сам перевал, ничего не обычного, отличная дорога, иногда закладывает уши, печка включена. На вершине остановка, фото , уборная (ктстати годная)-)) Кстати есть связь, откуда можно позвонить домой-))
Семи́нский перевал находится на 583-м километре автодороги Р-256 «Чуйский тракт». Высота перевала 1717 м, подъём (с северной стороны) 9 км, спуск (на южную сторону) 11 км. Дорога пересекает Семинский хребет между вершинами Сарлык (2507 м) и Вершина Тияхты (1900 м) в том месте, где хребет изменяет направление с широтного на меридиональное, а с севера к нему примыкает Чергинский хребет. На север с перевала стекает река Сема, на юг — Туэкта.
На вершине перевала между 1958 и 1961 годами (точных данных нет) была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи. С этого места видны горы Сарлык и Вершина Тияхты, на склоне последней расположен учебно-тренировочный центр «Семинский» с летними беговыми дорожками для лыжероллеров, зимним горнолыжным спуском с вершины горы и одним горнолыжным подъёмником.
Я нет нет, но буду обращаться к Википедии, так и мне понятий и вам полезнее-))
И снова в дорогу, впереди нас ждет Онгудай и перевал Чеки -Таман. Но , хотел бы остановится здесь....
Это просто дом, внутрь не решились зайти, но блин, я там стоял минут 20. Меня вдохновило это место, можно сказать какая то таинственная энергетика посетила меня. Дорога, дорога, леса , горы ..и БАХ - домик. Возможно брошенный, а может и нет-) И начинает мозг думать, а когда построен он, а кто там жил, почему тут, для чего....где блин мария-ра тут по близости-))) И самое интересное таких мест очень много, единственное что удручает, это все же мусор. О нем совсем немного.... Нет, конечно откровенных свалок нету. Ну там пару бычков (хотя я сам вот что то всё складывал в карман)-) А вот когда я увидел бутылки, пакет от чипсов - возникает вопрос.
- Человек , ты ебобо??
Не будем о грустном, просто печально видеть пакет или еще что , в таких красивых местах....Хотя бомбить у меня начнет еще сильнее уже скоро.....
Еще понравилась вот эта деревяшка-)) С мини водопадом-)
Ну и фотограф-))
Следующая остановка - Онгудай и снова обратимся к википедии
Онгуда́й (южноалт. Оҥдой) — село в Республикe Алтай России, административный центр и крупнейший населённый пунктОнгудайского муниципального района, образует Онгудайское сельское поселение.
Основано в 1626 году. В 1856—1857 годах основан стан-поселение Алтайской духовной миссии Русской православной церкви. В 1860 году открыта первая школа, для которой в 1881 году построено здание. В 1879 году построен и в 1881 году освящён Успенский храм. В 1908 году построен храм Святителя Иннокентия Иркутского. В 1910 году в селе жило около 800 человек.
Мы тормознули, потому что высоко на горе сохло бельё-))) Забравшись повыше , снова интересные мысли, вот там ребятишки играют в футбол, вокруг красота, безмятежность и горы - может переехать-)) Так же подумал, а не выстрелит ли мне кто нибудь в попу, заподозрив меня в краже простыни....
А внизу шикарная пельменная и местный рыбак. Про улов спрашивать не стал, что бы не отвлекать от процесса, но руки зачесались.....
Ну двинули на Чике-Таман
Чике-Тама́н (южноалт. чике «прямой» + южноалт. таман «подошва» — букв. «прямая подошва») — горный перевал на 659 кмЧуйского тракта. Высота перевала — 1295 м, подъём, спуск — 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.
До начала XX века дорога через перевал проходила в другом месте, изыскания археологов выявили следы древней дороги, датируемой X−XII векам. До начала XX века через Чике-Таман вела конно-тележная тропа с 34 крутыми и опасными поворотами при подъёме. Со смотровой площадки современной дороги ещё виден этот путь, ставший тропинкой, поросшей растительностью.
В 1903 году было завершено строительство новой дороги через перевал, а после дополнительной реконструкции, произведённой в 1924−1925 годах, стало возможным и автомобильное движение через Чике-Таман. Тогда насчитывалось 47 зигзагов. В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу не на месте существующей, а по старой дороге, которая проходила по самому низкому месту. В 1927 году была закончена прокладка новой трассы со щебёночным покрытием. Работы по прокладке современной дороги были чрезвычайно трудоёмкими. Пришлось переместить более 500 тысяч тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и насыпать дорогу. Новая трасса была введена в строй в 1984 году
И вот тут я припотел)))) Более резкие повороты что ли, в ушах гул, навстречу фура....ух...А вершина......ВОТ ОНО ребята...счастье, если исключить кучу машин, маленький базарчик с магнитиками по 300 (об этом позже), то красота посетила моё сердце и душу.....
Насколько я понял, раньше тут был Сартир-)) Ну это жестко мне кажется..
Но не побыть руферами мы не смогли, без фанатизма конечно. Я вообще хотел залезть на дерево, у меня и корочки есть до 100 метров....но мне кажется там повыше падать-)))
Старая дорога, вообще жуткая, но ведь как то передвигались....
Самый кайф , это горячий кофе из термоса, и просто молча посмотреть в даль....
Ну а мы приближаемся к Акташу
Акта́ш (южноалт. Ак Таш — белый камень) — село в Улаганском муниципальном районе Республики Алтай России. Но сначала нужно заехать к "Кольке"
Интересное место- грустная история....Едим дальше. Но я хотел рассказать от чего у меня полыхало всю дорогу и везде, и я не про мусор. Я про надписи на стенах, камнях...и я повторяю
- Человек , ты ебобо??
Повсюду - "Красноярск 2017", Новосибирск 2019 и дальше по городам, тут был петя, тут вася, я умышленно пишу эти имена с маленькой буквы. Ибо это не люди, быдло тупое и ограниченное. Я даже хотел, у меня фотка есть камня, там крупными буквами написано ОЛЯ и хотел подписать, что Оля -девушка низкой социальной ответственности , но ведь она же не поймёт.....Ну и про магнитики, чем дальше от дома, тем они дороже, я купил по 50 р на АЕ-))
Ну а мы проехали Акташ и рванули на ГЭС примерно в 19-57-)) Дорога получилось долгая, но мы очень много делали остановок.....для фото-)))
Недостроенная ГЭС на правом берегу реки Чуя, за селом Акташ. Отказались от строительства в 70-х по экономическим и экологическим соображениям.
Акташская ГЭС — расположена на реке Чуя, вблизи села Акташ Улаганского района. Планировалась для энергоснабжения Акташского ртутного рудника.
Планируемая мощность ГЭС — 8,1 МВт, среднегодовая выработка — 55,7 млн кВт.ч, с возможностью дальнейшего увеличения мощности до 14,4 МВт и среднегодовой выработки до 96,6 млн кВт.ч.
Создана по деривационной схеме, с отводом части стока Чуи в её древнее русло. Состав сооружений ГЭС: земляная плотина, водосливная плотина, водозаборное сооружение, деривационный канал длиной около 2 км, напорный бассейн, уравнительный резервуар, напорные водоводы длиной 360 м, здание ГЭС, отводящий канал.
Строительство ГЭС началось в 1961 году, велось хозспособом, преимущественно студенческими стройотрядами, и по причине недостатка выделяемых средств сильно затянулось. К 1972 году строительство ГЭС было в значительной степени завершено (необходимо было выполнить перекрытие реки земляной плотиной и монтаж уже завезённого гидросилового оборудования), однако оказалось, что качество выполненных строительных работ недопустимо низкое и достройка станции была признана нецелесообразной. Позднее сама концепция данной ГЭС была признана неудачной, в связи с большими площадями затопления и ухудшением перспектив гидроэнергетического освоения нижележащего участка реки.
В настоящее время, сооружения ГЭС заброшены и частично разрушены, оборудование сдано в металлолом
И в этот момент я понимаю, что начинаю экономить на фото, ибо места остается по 9 слайдов, и мне это не нравится.....Думаю придется всё же писать вторую часть отчета-)))
Про ГЭС, это крайне эпичное место, особенно вечером, тишина вокруг..а вдоль дороге ....как в том кино-)))) Быстро стемнело и мы отправились спать.
С утра пораньше снова дорога и нас ожидают Красные ворота
Искусственно прорубленное ущелье за селом Акташ. Имеет красный оттенок из-за содержания киновари - ртутной руды.
Кра́сные Воро́та — природная достопримечательность Республики Алтай. Находится на территории Улаганского района, в долине реки Чибитка, на стыке Курайского и Айгулакского хребтов.
Красные Ворота представляют собой узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Скалы сложены эффузивными горными породами, содержащими киноварь, чем и объясняется их цвет. Высота скал — около 50 метров.
Через Красные Ворота проходит участок автомобильной дороги Акташ — Улаган. При прокладывании дороги узкий проход Красных ворот был расширен с помощью взрывных работ.
Эпично пробежали кони, что крайне понравилось Наташе-))) Любит она очень этих ребят-)))
Ну и Улага́н — село в Республике Алтай России, административный центр Улаганского района и Улаганского сельского поселения. А чем вы думаете он примечателен, дело в том что это крайняя точка-)) Где можно закупить еды, воды и сделать контрольный звонок домой, ну и фоток в исту залить-))))) Что собственно мы и сделали. Дальше асфальт кончился и началась дорогу к перевалу Кату Ярык......
По пути много красот, но мы решили остановиться здесь. Я не смог найти информации по этому озеру, нашел только по Чейбеккель, но оно еще до Улагана. Узнал у местных что дорога там есть и хотели строить там базу, но что то пошло не так.....А так очень красиво.....
Ну и вид конечно впечатляет , снежные горы....бесконечный лес....
И только что я понял , что лимит фоток видимо увеличен, понять бы на сколько-)) Тогда так, крайняя точка перед самым технически трудным перевалом - Кату Ярык. Так сказать смотровая площадка
Б - блогер-))
Чулышманская долина - Каньон шириной до нескольких километров, глубиной более 500 метров и длиной более 135 км. В долине протекает река Чулышман.
Долина реки Чулышман (также называют ущелье или каньон Чулышмана) простирается от самых верховьев реки — озера Джулукуль до впадения в Телецкое озеро.
Река Чулышман одна из крупнейших рек Горного Алтая. Его длина 240 км, площадь бассейна — 16 800 км². Исток Чулышмана от высокогорного озера Джулукуль, где северный заболоченный берег озера постепенно мелкими ручейками дает начало великой реке. В этом месте, так называемое Чулышманское нагорье, расположено более 300 различных озер. Наиболее крупные: Джулукуль, Теренколь, Тадинколь и др. С высоты 2200 м Чулышман, сливаясь с мелкими притокам, из болотистой местности входит в ущелье гор. Здесь река показывает свой настоящий горный характер, скорость течения сильно увеличивается, появляется множество порогов, водопадов, шивер и перекатов. Верховье Чулышмана необитаемо, тут нет ни одного населенного пункта, только изредка могут попасться домики лесников или охотников.
В среднем течении река протекая в каньоне набирает свои силы, появляется первый населенный пункт —Язула. У села находится единственный автомобильный мост через Чулышман. С этого места начинаются многие маршруты туристов-водников, но сплав по реке под силам только опытным спортсменам. Река очень мощная с большим количеством сложных порогов. В районе Язулы 15-и километровый участок каньона представляет собой сплошной опасный Язулинский порог. Скалы вплотную прижимаются к Чулышману, есть места непроходимые даже пешком. Ниже притока реки Адулюгем река становится абсолютно непроходима для сплавов, сплошная смесь глыб камней и воды.
Еще 20 км вниз по течению — перевал Кату-Ярык. Начинается наиболее популярная часть до южного берега Телецкого, где каньон имеет впечатляющие размеры с отвесными стенами. В этой части, вдоль Чулышмана проходит автодорога, соединяющая села Коо и Балыкча с Улаганом. На берегах много туристических баз, это самая обжитая часть. Говоря про долину реки Чулышман, многие представляют именно эту часть каньона. По берегам очень много водопадов, больших и маленьких. Именно здесь, на реке Чульча — правом притоке Чулышмана, самый большой каскадный водопад — 160 метров. Недалеко на правом берегу находятся уникальные скальные образования — каменные грибы. Ученые говорят что уже через 50 лет их не останется — разрушатся под воздействием эрозии. После села Коо в Чулышман вливается река Башкаус.
И вот в 70 км от перевала Кату-Ярык — устье Чулышмана. Река впадает в Южную часть Телецкого озера, давая 70% всей воды озера. Место впадения Чулышмана в Телецкое озеро — конечная точка многих путешественников: туристы водники, сплавляющиеся с верховьев реки; автотуристы приехавшие сюда через перевал Кату-Ярык; или туристы прибывшие сюда на катерах через все Телецкое озеро из Артыбаш.
Ущелье Чулышмана всегда притягивало своей грандиозностью, это то место — где нужно обязательно побывать на Алтае!
База, но мы не там будем-))
Многие рискуют так, но что то ветерок подул......Ябнестал
Лимит по фоткам исчерпан, 50 шт. Но путешествие только набирает обороты, впереди он - перевал Кату Ярык, уже сколько я о нем писал.....
Оставайтесь с нами и не переключайте канал, продолжение очень скоро....
Источники которые мне помогали
http://welcometoaltai.ru/
https://ru.wikipedia.org
Идея посетить это место неистребимо запала в душу.
Только с погодой должно повезти,обычно,даже в хорошую погоду вершины видны часов до 10 утра,потом за них облака цепляются и держатся,только если совсем безоблачно,можно в любое время лицезреть самую впечатляющую панораму Горного Алтая.
Я кстати , сидя вечером у костра, размышлял периодически....вот кто нибудь окликнул бы меня , из завсегдатых на Алтае, было бы круто-)))