Опыт эксплуатации систем навигации и эхолокации

evg_e1
evg_e1
631 Новосибирск
17 августа 2006, 03:00

Вниманию владельцев эхолотов серии "МАТРИКС" и иже были с ним.

Горький опыт эксплуатации оного в показал, что если сие устройсво работает от аккумулятора с котрого, так же пускается лодочный мотор, а кнопка запуска двигателя не предполагает отключение перефирийных устройств, как эхолот и навигатор, в момент запуска стартера эти приборы могут выйти из строя. Так и случилось. При чём в эхолоте навернулись не только вторичные источники питания но и каскад генератора высокого, для датчика-излучателя.

Вывод: не пускай лодочный мотор не выключив всех систем навигации и эхолокации.

О как.

evg_e1. Н-ское водохранилище. Август 2006. Аминь.

Комментариев12
Vic
Vic
237 Бердск
18 августа 2006, 12:14
Для питания эха от такого акк можно собрать примитивный RC-фильтр и забыть о проблеме
Vic
Vic
237 Бердск
18 августа 2006, 12:16
Описка: не RC-, а LC-фильтр
BigAndrey
BigAndrey
18 августа 2006, 12:25
Думаю, что RC фильтр бы ситуацию не спас. Скорее всего дело было в скачке напряжения, мотор то поди с генератором, о нагрузок кроме эхолота и аккума небыло.
BigAndrey
BigAndrey
18 августа 2006, 12:28
Найди по Гису фирму Нейрон, спроси в ней Дёму Андрейко. Может возьмётся починить.
evg_e1
evg_e1
631 Новосибирск
18 августа 2006, 14:01
<BigAndrey>Благодарю за коментарий. Действительно выход из строя проиходит из за падения напряжения в момент запуска мотора от электростартера, а не из за помех создаваемых системой зажигания. (Vic)Более эффективным фильтром от помех будет обычный диод вставленный в цепь перед нагрузкой. Так же, можно между диодом и нагрузкой поставить конденсатор большой ёмкости на напряжение ок.50V. А ремонт осуществляет "геолазер".
evg_e1
evg_e1
631 Новосибирск
18 августа 2006, 14:01
<BigAndrey>Благодарю за коментарий. Действительно выход из строя проиходит из за падения напряжения в момент запуска мотора от электростартера, а не из за помех создаваемых системой зажигания. (Vic)Более эффективным фильтром от помех будет обычный диод вставленный в цепь перед нагрузкой. Так же, можно между диодом и нагрузкой поставить конденсатор большой ёмкости на напряжение ок.50V. А ремонт осуществляет "геолазер".
Vic
Vic
237 Бердск
21 августа 2006, 12:35
Для BigAndrey: Я поправился ниже - не RC-, а LC-фильтр.
Для evg_e1: Для электроники как старшны, цитирую тебя - не падение напряжения, а повышение напряжения. Как известно стартер обладает большой индуктивностью. При коммутации индуктивных нагрузок происходит высоковольтный скачок напряжения, который по длительности достаточно короткий. Что интересно, при коммутации инд, возникает и скачок напряжения обратный по полярности, что ещё более страшно для полупроводников. В данной ситуации Г-одбразный LC-фильтр, сгладит всё нахрен. Можно вместо фильтра также поставить параллельно мощный стабилитрон с напряжением стабилизации равным питанию, включенный катодом на "+" питания. Тогда кратковременные прямые скачки напряжения будут ограничены по амплитуде до напряжения стабилизации, а обратные скачки будут шунтироваться.
Vic
Vic
237 Бердск
21 августа 2006, 13:34
Всё-таки я считаю, что лучше поставить мощный стабилитрон, т.к. LC-фильтр хорошо работает именно тогда, когда нужно развязать два устройства по высокочастотным помехам. А для защиты от скачков нужен стабилитрон.
UVK
UVK
111 Новосибирск
24 августа 2006, 12:05
Я хоть и батаник в этой сфере. Пазволю сибе заметить. Грешить на питание неуй. В нормальных ГПС фильтра стоят. А вот когда "свистит" высокое напряжение при запуске входные цепи примника и накрылись. А дальше могло случиться все, что угодно.
evg_e1
evg_e1
631 Новосибирск
24 августа 2006, 21:42
(UVK)Позволю себе усомниться в вашей "ботаничности", и полностью соглашусь с вашими выводами. Благодарю всех откликнувшихся.
Vic
Vic
237 Бердск
28 августа 2006, 12:03
Для UVK: Как раз на питание и надо грешить, т.к. попадание высокого от зажигания - это и есть проблема питания. Фильтры ставят от помех. Скачки напряжения и помехи - разные вещи. Применение этих приборов подразумевает питание от автономных источников типа батарей и аккум. При питании от таких источников фильтры от помех и различного рода защиты не нужны. Поэтому вряд ли там установлена защита от того, о чем говорилось выше, . А стабилитрон, о котором я талдычу уже в который раз, устранит высокое в цепях питания прибора. Ваще тема защиты актуальна, но настолько изучена, что о ней спорить влом. Ставить сложное устройство не стоит. Стабилитрон - старая, испытанная неоднократно и мною и другими электронщиками, разработчиками эл. приборов, защита по питанию от всяких перенапряжениях, отрицательных импульсах. Помоему пора прекратить этот разговор. Тем более в такой лодке барахло не на плечах таскать, поэтому проще всего поставить отдельный небольшой аккум. Я использую акк 4А/ч 6V. Мне его хватило для эхолота на 30 дней каждодневной 10-12часовой рыбалке, при непрерывной работе без подзаряда. Давайте заканчивать эту тему. Для желающих могу при личной встрече провести курс радиоэлектроники, а то здесь уже пальцы болят
evg_e1
evg_e1
631 Новосибирск
14 мая 2013, 13:24
Дальнейшие испытания, проводились уже с использованием широкополосного осциллографа с памятью, и с двигателями Нептун 23 (с электростартером) и Меркурий 30 на лодке Казанка 5м3, и показали абсолютную правоту Vic. Максимальный размах напряжения который удалось зафиксировать в момент пуска электростартером составил ок 600v (!). То е -300v и +300v относительно нулевой у Меркурия и ок 530v для Нептуна. Но тут хрен редьки не слаще. Установка стабилитрона снизила амплитуду до нормы, но оставалась отрицатальная составляющая, которую отсекли при помощи диода, оставшийся небольшой (ок 60v) бросок в начале получившейся ступеньки полностью сгладил LC фильтр. Совершенно точно установили, что при запуске с ручника ни каких бросков U нет. Vic большое спасибо!