Как и обещал ранее, даю некоторые комментарии к принятому закону. Хочу сразу предупредить — это будет взгляд на закон со стороны рыбака-любителя, и поэтому не обессудьте, если что не так.
Прежде всего, соглашусь с многочисленным хором — «закон хороший» и хорош он прежде всего тем, что снял многочисленные страшилки, принятые в первом чтении в виде платности за право осуществления любительского рыболовства, карты рыболова, рыболовных участков и именного разрешения на вылов ценных видов рыб.
К сожалению, закон не урегулировал вопрос любительского рыболовства на рыбоводных участках. В статье 6 упомянутого закона сказано, что любительское рыболовство запрещено «на водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры, за исключением случаев,…если на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу водных животных и растений не являющихся объектами аквакультуры». Достаточно туманная формулировка закона, которую каждая сторона (рыбак-любитель или рыбовод) могут трактовать в свою пользу. Кроме того статьёй 9 закона установлен запрет на применение при любительском рыболовстве на рыбоводных участках только сетных орудий лова. А следовательно, применение иных орудий лова допускается, при условии, что рыбаки-любители не вылавливают объекты аквакультуры. Но ведь быстрорастущая форма карася, завезённого рыбоводным хозяйством из другого озера, может быть объектом аквакультуры! А если рыбак поймает карпа или пелядь, то выпустит ли он их?
Относительно любительского рыболовства на рыбоводных участках есть решение Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ17-989 от 12.01.2018 г., в котором разъяснено, что рыбоводные участки с позиций их использования при осуществлении рыбохозяйственной деятельности не относятся к водным объектам общего пользования. Следовательно, любительское рыболовство на них может быть ограничено или запрещено полностью. Такую поправку в правила рыболовства рекомендовало внести Правительство Курганской области, где проблема любительского рыболовства на рыбоводных участках стоит очень остро. Теперь остается ждать, какое решение по этому вопросу примет Минсельхоз России, который осуществляет правовое регулирование рыбохозяйственной деятельности и утверждает правила рыболовства.
Считаю необходимым отметить, что закон не позволяет рыбоводам заниматься организацией любительского рыболовства на рыбоводных участках. А такая практика существует и иногда даёт хорошие результаты. И уж совсем не ясен запрет на осуществление любительского рыболовства на прудах и в обводнённых карьерах, не находящихся в собственности граждан или физических лиц ( пункт 4.1. статьи 6). Почему нельзя, кто бы объяснил!
Чем закон плох? Закон разрешил применение сетных орудий лова на водных объектах Сибири. С упразднением рыбопромысловых участков для организации любительского рыболовства, где сегодня допускается применение сетей, высока вероятность того, что сети будут выставляться повсеместно, за исключением мест запрещённых для рыболовства. И это отнюдь не будет способствовать сохранению запасов рыб на высоком уровне.
По сетным орудиям лова возникают и другие вопросы, в частности, закон устанавливает, что они должны быть подвергнуты маркировке «путём нанесения фамилии… рыболова, характеристики сетного орудия лова и его учетного номера» и занесены в «реестр сетных орудий лова». Пока совершенно не ясно, как это будет выглядеть на практике, ведь желающих легально применять сетные орудия лова может оказаться не одна тысяча. Кто и каким образом будет осуществлять маркировку сетных орудий лова? Да и захочет ли житель отдалённого посёлка, например, в Томской области ехать в город для маркировки сетей, если сегодня он спокойно рыбачит сетями и без всякой маркировки.
Посмотрел еще раз свои фотографии и подумал, как плохо, что в наших водоёмах не водятся крокодилы и пиранья. Они бы искореняли браконьеров.
Закон подтверждает наличие такого ограничения, как «суточная норма вылова», которое уже прописано в Правилах рыболовства. Однако не даёт расшифровки этого понятия, а именно — сколько рыбы рыбак имеет права выловить, если он рыбачил два дня, но не более одних суток (менее 24 часов) — приехал на рыбалку вечером, а уехал днём на следующий день. Остался никак не урегулированным и другой более важный вопрос — сколько рыбы рыбак может вывести с водоёма при многодневной рыбалке? Тут есть еще одна юридическая заковыка. В статье 5 закона говорится о том, что после вылова рыба становится собственностью рыболова. А на каком основании можно ограничить рыболова в перевозке своей собственности?
Очевидно, этот вопрос будет решаться в рамках правил любительского рыболовства, которые будут разработаны в субъектах РФ по согласованию с территориальными управлениями Росрыболовства.
И в заключении хочу сказать, что закон о любительском рыболовстве вступит в силу с 1 января 2020 года и к этому времени должны выйти подзаконные акты и правила любительского рыболовства, которые должны урегулировать все проблемные вопросы любительского рыболовства. А пока будем рыбачить по старому.
И еще, вопрос о рыбалке. Мой приятель похвалился такой уловистой снастью. Крючки с искусственным мотылём вертикально перемещаются по леске. А у вас так ловят?
Кто на них рыбачил втихаря - тот и будет рыбачить, если только его не остановит величина штрафа. А вот официальные сети будут, скорее всего лицензированы. А количество лицензий должны определять соответствующие службы. А как будут выдавать лицензии - честно или нечестно - это другая тема для разговора.
О снасти:
Эта снасть для ловли на хорошем течении. Поэтому крючки всегда будут в нижнем положении, у стопора - на подсечку не влияет. Так что ничего особенного в этой снасти нету.