Вместо предисловия, или Встреча с тайменем, которая не состоялась
Таймень — рыба мечта любого рыболова. Это самый крупный представитель семейства лососёвых, достигающий 1,5–2 метров длины и 60–80 килограммов веса. Обитает в пресной воде — реках и проточных холодноводных озерах — и никогда не выходит в море. Но самое замечательное, что таймень распространен в сибирских реках.
Прослышав о том, что таймень водится в реке, впадающей в Телецкое озеро на южном его берегу, я загорелся мечтой — поймать настоящий трофей, тайменя весом от 10 кг и более. Все силы и старания тратились именно на решение этой задачи. Ну и как я привык, от мысли до дела — один шаг: подготовка, сборы... Поехали!
Все дни напролет я упирался в то, чтобы понять реку как можно лучше — где какая ямка, где выход с переката, где возможные стоянки этой великолепной рыбы. Река отвечала мне взаимностью, и рыбка ловилась именно в тех местах, где я предполагал. Но, к сожалению, ловился некрупный таймень весом до полукилограмма, также исправно ловился некрупный хариус.
Позже осмыслив происходившее, я подумал, что август не совсем подходящее время для поимки крупного тайменя, т. к. температура воды еще слишком высокая для его комфортного обитания. Поэтому рыба еще не скатилась в низовье реки, где мы, собственно, и рыбачили.
Несмотря на то что не удалось поймать трофейный экземпляр, поездка подарила кучу позитивных эмоций, массу адреналина и прекрасный отдых. А опыт, полученный в этой поездке, еще на один шаг приблизил меня к исполнению давней мечты.
О дороге. Точнее, о пути.
Мой друг детства Серега, его жена Вика, его отец Лев наняли катер на южный берег Телецкого. Долго обсуждали с капитаном их корабля детали относительно места встречи. Друзья уже в 10.00 уходят. Поговорив с местными капитанами катеров, понимаю, что озеро с характером, поэтому перед расставанием друга предупредил: «Волноваться будешь, если через два дня не приду!» Поначалу, конечно, в шутку, весело так, с иронией...Еще небольшие сборы, выдвигаемся и мы.Озеро встречает нас зеркальной поверхностью и солнечным настроением. Вокруг — горы, на горах лес. После водопада лодок с туристами стало очень мало, практически никого. Равномерным урчанием шумит на средних оборотах лодочный мотор. Легкий шелест брызг, вылетающих из-под киля, будоражит кровь. Кто ходил на пвх-лодках, наверное, поймет, о каком звуке я говорю. Ловлю кайф от этого звука с момента первого выхода на лодке!Стартовав примерно в 13.00, уже через час мы причаливаем на водопад Корбу, покупаем чебуреки и блины. По плану это единственная наша остановка на озере. Отчаливаем, сказав спасибо повару за вкуснейший обед. Чебуреки жуем уже на ходу.
Еще 40 минут после водопада, глушим мотор и по рации выходим на связь с Серегой, говорим о том, что мы уже близко и продолжаем ход. Через 20 минут видим сигнальные ракеты с берега, берем курс туда, еще 5 минут, и лодка упирается в берег. Ура, мы у цели!
На все про все ушло около 2-х часов и 20 литров топлива.
Адреналин, или Взгляд капитана, который забыть невозможно
Суббота, возвращение домой. Подъем в 6.00. Через двадцать минут, полностью экипированные, уже в лодке, заводимся и старт! На озере штиль, прощаемся с берегом, который нас приютил на неделю. Впереди просматривается небольшое волнение. Поднялась волна около 0,5 метров. Тихим ходом на глиссе идем. Ветер подымает брызги от носа лодки и закидывает их на нас. Становится сыро. Идем рядом с берегом, там и волны меньше. Через какое-то время волна начинает усиливаться и качать все сильнее и сильнее. Возникают моменты, когда лодка падает с волны и, упираясь во впереди идущую волну, сваливается с глиссирующего режима. Самое страшное, что добавлением газа проблема не решается и мощности мотора не хватает, чтобы вывести лодку в режим глиссирования и закинуть ее на волну. Приходится вставать на другой курс, вдоль волны, подымать лодку и после уже двигаться дальше — получается такая зигзагообразная траектория курса. Чтобы держать лодку на глиссе, постоянно работаю рулем и ручкой газа. Очень скоро начинает уставать рука. Ветер дует сильнее и сильнее. Рыбаки на берегу диковато смотрят на нас. Большими буквами в их глазах написано: «Идиоты! В такой ветер?!». Несмотря на это идем дальше, выбора больше нет. Вскоре солнце подымается из-за горы выше и освещает берег, которым мы идем. Становится теплее как-то на душе. Вот и показался мыс с водопадом Корбу, причаливаем, чтобы сделать перерыв и позавтракать. У охранника глаза круглые и большие, говорит: «Шутники! В такую погоду!». Выбрасываю якорь, выпрыгиваю на берег. И повернувшись к лодке, вижу, как приближающаяся волна ударяется о транец лодки и с головой накрывает Иру. Быстро вытаскиваю ее на берег и пробую развернуть лодку транцем к берегу. Но это не дает результата. Волны захлестывают лодку, наполняя ее водой. В это же время за спиной стоит охранник и говорит: «Лодку нужно на берег вытаскивать, иначе ее полностью зальет водой. Ну вы и шутники — в такую погоду ходить! Но и ждать вам особо нечего — до вечера погода вряд ли измениться». Это была ключевая фраза. Молниеносное решение. Я сажу Иру обратно в лодку. По колено в воде толкаю лодку против волны, запрыгиваю в нее, завожу мотор. Все, идем дальше натощак.
Нам предстояло сделать самое трудное в нашем пути — пересечь озеро поперек, все время до этого мы качались на волне вдоль берега. Лодка наполовину заполнена водой. Газ на полную, но мощности мотора не хватает, чтобы вывести лодку в режим глиссирования. Клапан слива воды открыт. Ира изо всех сил черпает крышкой от термоса воду из лодки. По сторонам от нас вода, вода явно выше нашей лодки.. Мы в яме! Еще секунда — и мы высоко над уровнем воды, а кругом ямы! Я пересаживаю Иру на нос лодки, она ложится на вещи и двумя руками держится за трос. Одной рукой я держу румпель, другой Иру. Ужас сковывает все мышцы, мысли охватывает страх. Я первый раз в такой ситуации. Словно серфингист, пытаюсь лавировать между волнами. Наконец, из лодки ушла вода, ее вес уменьшился, и она начала вдоль волны вставать на глис. Мне стало легче. Ира от страха уже кричит: «Может, вернемся?!», но я понимаю, что назад дороги уже нет. О чем я думал в тот момент? Трудно сказать. Я понимал одно — нужно выбираться из этой западни.
Тут на нашем пути из-за мыса вышел корабль. Я не очень хорошо в них разбираюсь, но мне показалось, что корабль проекта «Ярославец» длиной 24 метра и высотой борта более 2-х метров. До этого как-то не думал о высоте волны, но в тот момент, когда увидел, как она накрывает нос корабля, а соответственно, ее высота больше двух метров, — вот тут я хватил адреналина! Жесть! Корабль шел курсом прямо на нас, наверное, думал, что нам нужна помощь. Лицо капитана в иллюминаторе проплывающего мимо корабля я запомню навсегда...
В тот день озеро показало нам свою силу и могущество. Приходит понимание, насколько ты ничтожен в сравнение с природой. Но несмотря на это, собравшись с силами, победив дикий страх, в такие моменты нужно что-то делать, и мы делали. Мы плыли вперед и вперед. Спустя какое то время, точно не знаю какое, мне показалось это мигом, растянутым в вечности, мы завернули за мыс, и ветер стих, волна упала до полуметра. Впереди показались несущиеся навстречу моторные лодки, везущие туристов на водопад. В этот момент мы выдохнули... И поскакали по волнам, в сторону поселка Артыбаш на хорошей скорости, несмотря на тряску и брызги. Туристы улыбались и фотографировали нас, они еще не знали, что творится за мысом...
Несколько советов, собравшимся повторить этот путь
Я как-то так привык по жизни думать о безопасности своей и людей, за которых я отвечаю. Поэтому сухой расчет на берегу такой. Чем легче лодка, тем проще и быстрее ей будет идти, поэтому все по минимуму. На борту: палатка, спальник 2 шт., коврики самонадувающиеся 2 шт., ружье, бинокль, рация для связи с друзьями, запасной винт, инструмент для его замены, эхолот, насос, бензин полный бак 25 л. И канистра 20 л, ремкомплект для лодки, якорь, много веревок, гермомешок (непромокаемая сумка). В мешке: спички, патроны, соль, фотоаппарат, два комплекта теплой и сухой одежды для себя и жены, сигнальный огонь. Небольшой набор продуктов на сутки на 2-х человек. Все привязано на случай, если лодка перевернется. Остальные веще поехали с другом Серегой на катере.Одежда не по погоде: несмотря на температуру воздуха + 25, термобелье, кофта, непромокаемые куртки, теплые носки, кепки (шапки) солнцезащитные очки. Пояс на пояснице, чтобы не застудить ее. О такой одежде ни минуту не пожалели: это важно — сохранять тепло! Вода очень холодная плюс ветер.По прибытии я видел, как собирались ребята из Екатеринбурга покорять озеро, как я понял, примерно тем же маршрутом. Часть компании на наемном катере, а двое смельчаков на моторной лодке под мотором 9,8 л. с. собрались идти совсем без экипировки. «Если что,— говорят,— нас возьмут на буксир». А вроде мужики взрослые... И так легкомысленно к жизни... Я попросил озеро не проверять их на прочность — они не готовы к этому.Не шутите с природой, продумывайте наихудший сценарий развития событий и будьте готовы выжить, несмотря ни на что. Тем более о многом можно позаботиться заранее.
Выводы
Я после этого сидел на берегу и думал, кто победил? Я или озеро? И понял, что победителей тут нет. Озеро показало свой характер, я попробовал его понять и действовать в соответствии с ситуацией, и все.
А тайменя я еще поймаю, позже.
А таймень на Г/Алтае и так на вес золота - пусть живет и плодится....
Ни кому не пожелаю.
А Вам очень повезло. В следующий раз подумайте несколько раз на берегу стоит или не стоит идти в такую погоду.
Осенью бывало неделю шторм пережидаешь. Жизнь она, знаетели, дороже.
Рад, что вернулись живыми.
кстати еще заметил, что возле самого берега там волна всегда гораздо ниже, и опасного прибоя не бывает, по крайней мере на левом берегу.
про волну у берега - согласен, там она ниже, но нам нужно было пересечь озеро поперек от берега до берега, это и был самый страшный участок. Про полный газ и не было речи, лодка на глиссер и минимально возможная скорость - вот была задача. Когда выходили на южном берегу был полный штиль.
Ну а про безопасность - я не сторонник того, что дома сидя за телеком очень безопасно. Я считаю, что есть мероприятия которые я затеваю с достаточным риском для жизни, но даже в таких случаях нужно думать о своей безопасности. Я описал снаряжение которое было у меня с собой на случай переворота привязанно в лодке, при любых непредвиденных обстоятельствах я бы смог вместе с женой продержаться на берегу достаточно долгое время, больше трех дней это факт! - это я считаю разумные мысли о безопасности.
Забавно смотреть на людей которые в пустой лодке с полторашкой пива собираются покорять озеро, а запасной вариант у них - если что то нас на буксир возьмут друзья которые пойдут на наемном катере...
В общем без обид. Уровень безопасности для каждого свой.
Еще раз всем кто комментировал - СПАСИБО!
А вот личное безрассудство и разгильдяйство можно покрывать какими угодно отмазками, это я про рыбаков. Я знаю тысячу таких примеров: можно не пристегиваться на трассе, все равно при столкновении после 100 км/ч ремень ломает грудную клетку, можно курить сокращая свою жизнь - мы все равно умрем и т.д. Только статистика показывает совсем другое.....
В общем, каждый сам выбирает свой путь...
А ведь с ним мог быть и я