Содержание
- А на обском течении держит?
- Вот прямо на любом?
- А аккумулятор какой?
- А на сколько хватает?
- А сколько стоит?
Примерно с таких вопросов у меня начинается каждый разговор о носовом электромоторе с функцией электронного якоря. По этой причине я решил написать данную статью и закрыть эти и многие другие вопросы, которые возникают, как у просто любопытных рыбаков, так и у тех, кто всерьез присматривается к покупке такой техники.
К сожалению, в наших краях электромоторы с функцией якоря на текущий момент штука очень-очень редкая. И если в центральной части России отыскать реальных пользователей айпилотов не сложно, также как и узнать мнение в личной беседе, то у нас это сделать практически невозможно.
План статьи для тех, кому лень читать многабукф.
- Выбор мотора с функцией GPS якоря
- Монтаж и установка электромотора I-Pilot
- Первый запуск электромотора
- Эксплуатация
- Что он умеет кроме как держать на точке?
- Итог
Выбор мотора с функцией GPS якоря
Лично я загорелся покупкой носового электромотора в прошлом году. Попытки найти реальных пользователей этих штук в Новосибирске в 2017 году не увенчались успехом. Знакомые, знакомые знакомых, просто слухи о наличие у кого-либо электроякоря в наших краях – ничего. Поэтому за информацией пришлось выбираться в Москву. На выставке Охота и Рыболовство на Руси весной 2018 года я немало времени уделил общению с реальными пользователями и продавцами данных моторов.
Почерпнул я для себя очень много информации, и, наверное, ее слишком много для формата статьи, поэтому постараюсь тут дать лишь сжатую информацию, а вот подробности вы можете найти в одном из первых наших роликов с канала фишингсиб о распаковке электромотора.
Итак, вопросы, которые я для себя пытался решить в первую очередь:
- Какого производителя брать – Minn Kota или MotorGuide? И, соответственно, какую именно модель в рамках одного производителя.
- Насколько нужна функция соединения электромотора и эхолота? Я знал, что здесь идет жесткая привязка по оборудованию. Minn Kota работает только с эхолотами Humminbird. Motorguide только с Lowrance. Также знал, что эта функция сразу добавляет к цене электромотора несколько десятков тысяч рублей. А насколько она в реальности нужна на рыбалке и стоит ли потраченных денег? Мне нужен был ответ на этот вопрос!
- Параметры электромотора под мою лодку. В первую очередь это мощность и напряжения питания, т.к. это напрямую связанные параметры. Я выбирал между 12В и 24В электромоторами.
Выбор производителя электромотора –Minn Kota или MotorGuide?
В личных разговорах с глазу на глаз можно услышать то, что никогда не напишут в интернете. Именно на это я и рассчитывал – узнать реальные отзывы, а не рекламную шелуху. В сухом остатке после нескольких дней выставки и всех разговоров в голове у меня вертелись следующие мысли – «бери новую минкоту, не пожалешь» и «тебе нужна terrova». Почему так? Читайте дальше.
Плюсы минкоты по отзывам пользователей:
- более качественные материалы
- более удобный механизм развертывания в рабочее положение
- более стабильное и точное удержание на точке, особенно у новых моделей после 2017 года
Минусы тоже были – аналогичные по параметрам моторгайды стоят на несколько десятков тысяч рублей дешевле. Минус может и один, но очень жирный. Тут было над чем подумать, но решение принял все таки в пользу Minn Kota, и после сезона эксплуатации ничуть об этом не жалею.
Сравнить или подтвердить преимущества, выбранного мной производителя, за этот сезон мне так и не довелось, так как в нашей акватории я не встретил ни одного владельца GPS якоря MotorGuide. Зато мне было очень приятно, когда гостивший в Новосибирске с семинаром, Андрей Чуланов подтвердил абсолютную правильность моего выбора. Он, как человек, имеющий опыт рыбалки с MotorGuide, подтвердил, что Minn Kota работает тише, разворачивается легче, точку держит лучше.
Выбор модели – Terrova
В модельном ряду Minn Kota, на момент моих поисков, в продаже в России было три серии электромоторов с функцией GPS якоря. Это PowerDrive, Terrova и Ulterra. Ulterra это топовая серия с автоматическим механизмом развертывания мотора в рабочее положение. Невероятно крутая штука, но с ценником 250+ т.р. он явно выходил за рамки разумного приобретения для меня.
В итоге весь мой выбор сводился к решению между моделями PowerDrive и Terrova. И здесь я чуть не совершил ошибку из-за недостатка информации. В голове лишь крутился совет одного из участников турнира PAL – тебе нужна Terrova. А почему именно она, я понял несколько позже, уже после покупки мотора.
Если вы берете электромотор Minn Kota с функцией якоря, то скорее всего вам нужна Terrova!
Серия моторов PowerDrive самая доступная у Minn Kota, но у них есть существенный недостаток – отсутствует магнитный компас в комплекте. А компас это очень важная штука, т.к. именно он позволяет вам корректировать положение лодки на точке, просто нажимая кнопки на пульте. Компас можно докупить отдельно и укомплектовать им мотор PowerDrive, но тогда разница в цене между аналогичными по параметрам моторами PowerDrive и Terrova пропадает. Кроме этого, у серии PowerDrive менее удобный механизм развертывания мотора в рабочее положение. В итоге получается, что брать мотор из серии PowerDrive не имеет никакого смысла. Брать надо Terrova.
I-Pilot или I-Pilot Link? Разбираемся что есть что.
На самом деле все просто.
I-Pilot - это система удержания судна на точке, т.е. тот самый электронный GPS якорь, которым вы управляете с пульта.
I-Pilot Link это тот же самый I-Pilot, плюс возможность соединить ваш электромотор с совместимым эхолотом компании Humminbird и получить дополнительные возможности управления мотором прямо из вашего эхолота. Несомненно, удобно, но насколько применимо и полезно в реальной рыбалке?
По результатам обсуждения и опросов пользователей электромоторов на выставке в Москве, я пришел к выводу, что функция, конечно, полезная и интересная, но пользуются ей далеко не все. Только один человек, из всех опрошенных, уверял меня, что он активно пользуется этой возможностью. Также не забываем, что функция Link добавляет к цене мотора около 40 т.р. и заставляет пользоваться эхолотами только одной марки.
В общем, если денег у вас много и вы фанат эхолотов Humminbird, то надо брать I-Pilot Link. Если же это не про вас, то можете смело брать простой I-Pilot, как сделал это я.
Параметры мотора – напряжение питания, длина штанги и т.д.
Также важно подобрать электромотор по параметрам именно под вашу лодку. Основных параметра два – это тяговое усилие и длина штанги.
Тяговое усилие (оно же напрямую определяет напряжение питания электромотора) влияет на то, какого размера лодку и в каких условиях электромотор может эффективно удерживать на точке. Наиболее популярными являются модели с тяговым усилием 80 lbs и напряжением питания 24 В. Они хорошо подходят для большинства лодок около 5 метров и условий средней полосы России.
У меня маленькая и легкая моторная лодка – Windboat 45DCX, ей достаточно мотора с тягой 55 lbs и питанием 12 В. Именно такой мотор я и выбрал. Преимущества 12 В системы для маленькой лодки очевидны - нужен только один аккумулятор, что занимает меньше места, меньше веса и делает монтаж и эксплуатацию системы более простой.
Длина штанги электромотора должна определяется исходя из высоты борта вашего судна. На моей лодке борта довольно низкие и мне достаточно минимальной длинны штанги 137 см. Здесь важно помнить, что у мотора должен быть хороший запас погружения, т.к. при волнении на воде нос лодки может сильно задирать и при недостаточной длине штанги электромотор будет периодически вылетать из воды. Поэтому более универсальной длиной штанги для большинства средних лодок будет длина 152 см.
Мой выбор - Minn Kota Terrova 55 i-Pilot/BT/137 см/12V
Именно такую модель электромотора я выбрал для себя.
55 – это тяговое усилие в фунтах (lbs).
i-Pilot – функция электронного якоря без соединения с эхолотом.
BT – поддержка Bluetooth. По наличию поддержки Bluetooth можно понять, что это электромотор новой серии 2017 года выпуска и позже.
137 см – длина штанги.
12V – напряжение питания электромотора.
Розничная стоимость такого мотора составляет около 130 т.р.
Также в моем электромоторе отсутствует педаль управления и датчик эхолота, встроенный в корпус мотора. Наличие этих опций добавляет еще примерно 30 000 рублей к цене мотора. По отзывам многих рыбаков – педаль управления не очень нужная штука в наших условиях рыбалки. А подключать еще один эхолот к датчику мотора я в принципе не планировал. Так что 30 тысяч я сэкономил без каких-либо сомнений.
Монтаж и установка электромотора I-Pilot
Про установку можно было бы написать, наверное, еще целую статью. Чтобы не затягивать просто сошлюсь на свое же видео по установке мотора, которое мы снимали для видеоблога фишингсиб.
Установка у нас прошла достаточно гладко. Во-первых, я заранее абсолютно правильно подготовился и купил все необходимые материалы. Во-вторых, на лодке была идеально ровная носовая площадка, куда отлично встал электромотор на быстросъемном креплении, и рундук рядом, где также отлично разместился тяговый аккумулятор. Ну и в-третьих, напряжение питания 12 В делает монтаж предельно простым – всего одно прямое подключение электромотора к аккумулятору.
Поделюсь полезными моментами, которые я бы хотел знать до начала монтажа:
- Где купить хорошие цветные провода с большим сечением? Я искал провода в магазинах, торгующих электрикой. С цветными толстыми проводами там полная беда, в итоге взял черные и помечал их термоусадкой. В этом нет ничего плохого, но перфекционист во мне немного взгрустнул. За толстыми цветными проводами надо ехать в магазины автозапчастей.
- Как надежно закрепить аккумулятор? Народ в лодках аккумуляторы часто крепит стяжными ремнями. Мне это показалось неудобным. В итоге, через некоторое время я нашел так называемое «нижнее крепление аккумулятора» от девятки. Искать их надо в магазине автозапчастей для отечественных авто. Аккумулятор должен быть с «юбочкой» снизу. Если ее нет, то такое крепление не подойдет.
Первый запуск
Про него стоит сказать отдельно, так как при первом пуске требуется соединить компас и мотор по Bluetooth, а также откалибровать компас. Процедуры это обязательные и пропустить их не удастся, но делается все очень просто. Лучше этог показать на видео, чем объяснять словами, поэтому, если интересно, смотрите ролик
В этом же ролике есть тест мотора по удержанию на точке на сильном Обском течении. Было начало лета, воды в реке много, течение сильное, поэтому первое, что мы сделали – это просто встали посреди реки возле бакена и простояли рядом несколько минут. Держит!
Эксплуатация
Сезон прошел. Имею полное право делать выводы и делиться впечатлениями.
Удержание на точке
В основном ловил на Оби в районе Новосибирска и немного ниже. Несколько выездов было на Бердский залив и Обское водохранилище. Условия разные – ветер, волна, течение разной силы.
Держит, всегда, везде!
Разница только в скорости работы электромотора. Чем хуже условия (течение или ветер), тем быстрее он работает. Но даже на самом сильном течении на Оби еще есть запас - мотор обычно работает на скорости 7-8 из 10. На спокойной воде скорость работы мотора 2-4 из 10.
Точность удержания на точке меня полностью устраивает. Есть небольшие «гуляния» в пределах одного метра или около того. Если честно, я не пытался это никак мерить, т.к. точность постановки меня устраивает на все 200%.
Аккумулятор, питание, зарядка
Я использую AGM аккумуляторную батарею емкостью 92 АЧ. Аккумулятор этот 5 лет стоял в автомобиле и был заменен после того, как однажды зимой отказался заводить машину. В сервисе по аккумуляторам его зарядили, проверили и уверили меня в том, что он вполне еще живой. Поэтому я решил не тратиться на новый, и попробовать покататься с тем, что есть.
Компания Minn Kota в инструкции к электромотору рекомендуют использовать тяговые аккумуляторы морской серии емкостью не менее 105 АЧ. Однако, я полностью доволен тем АКБ, который у меня есть, хоть он и меньшей емкости.
Моего аккумулятора 92 АЧ хватает на целый день рыбалки от рассвета до заката в любых условиях. И еще остается 1-2 деления заряда по индикатору емкости на электромоторе.
Не было еще ни одного случая, чтобы батарея у меня села посреди рыбалки. Но я и не пытаюсь этого добиться, поэтому перед каждой рыбалкой заряжаю аккумулятор полностью.
Зарядное устройство я приобрел довольно простое с поддержкой зарядки AGM батарей. Это Hyundai HY 800. Оно гораздо дешевле специализированных морских зарядок, но со временем я бы хотел обзавестись специализированной зарядкой, чтобы установить ее прямо в лодке. Сейчас же я после каждой рыбалки вытаскиваю АКБ из лодки и увожу в гараж для подзарядки. Это не очень удобно, но приемлемо с одним аккумулятором. Если же вы планируете 24В систему с двумя АКБ, то лучше сразу решите, как заряжать батареи, не доставая их из лодки.
Что он умеет кроме как держать на точке?
Умеет кое-что, но не очень много, особенно если мы говорим про i-Pilot без линка. С линком возможностей гораздо больше, но они все завязаны уже на эхолоте.
Лично для меня самым востребованным оказалось удержание на точке и все функции мотора, связанные с этим.
Первое, это возможность скорректировать положение лодки на точке. Достаточно просто нажать кнопки на пульте, которые отвечают за смещение лодки влево, вправо, вверх или вниз относительно ее текущего положения и ориентации на воде. Это очень круто, когда вам кажется, что вы встали на точке немного не так как хочется, или хотите обловить какое-то пространство немного с другой позиции.
Второе, это возможность запомнить постановку по GPS координатам в памяти электромотора. Позже, находясь поблизости с сохраненной постановкой, вы можете выбрать с пульта следование к ней, мотор сам приведет вас на точку и будет там стоять. Конечно, практически то же самое можно сделать с любым GPS прибором, но с электромотором это гораздо удобнее и обеспечивает 100% повторяемость постановки, чего очень трудно добиться с обычным якорем, даже если у вас есть точка с GPS координатами.
Кроме этого, на электромоторе можно перемещаться на небольшие расстояния. Я иногда пользуюсь этой функцией, если хочется перейти относительно недалеко с одной постановки на другую. Также есть очень интересная функция «автопилот». С ее помощью можно задать курс движения под электромотором, и мотор будет сам вести вас по выбранному направлению независимо от ветра или течения.
Итог
Я доволен приобретением на все 100%. Все, что я ожидал от мотора, я получил. Конечно, эта игрушка не из дешевых. Но если вы всерьез задумываетесь о покупке электромотора с функцией электронного якоря, то даже не думайте, действуйте! Электрическая лебедка по уровню комфорта, скорости и точности даже близко не подбирается к возможностям i-Pilot, ну а про ручное тягание якоря, я даже не говорю.
Друзья, если я в этой статье что-то упустил, спрашивайте! Я прекрасно понимаю, что электронный якорь штука для наших рыбаков новая и неизведанная. Точно такой же загадкой он был для меня в начале этого рыболовного сезона. Информацию приходилось собирать по крупицам из разных мест. Именно поэтому пишу, делюсь, готов отвечать на вопросы. Надеюсь, был вам полезен.
нормальные провода есть в магазинах со сварочным оборудованием.
На транец бывают штыри механические. Но там глубина ограничена. Да и не очень популярны они почему то.
Попробуйте все таки продавца озадачить, может он что то знает.
Испытал на воде, конечно как троллинговый он не для русла Волги и при нынешнем сбросе далеко не уедешь, но как якорь держит ПРАКТИЧЕСКИ везде повторюсь что при нынешнем сбросе это очень хорошо. Лодка Прогресс 2 + 4т Ямаха 50. Еще раз Спасибо за обзор, до сих пор у Вас он самый информативный и наглядный. Удачи!
Кстати, вы какой мотор взяли - на 12 или 24в?
По моему мнению, если у вас лодка в районе 5 метров, то вам этих батарей должно хватать на несколько дней в режиме работы якоря. Конечно, это сильно зависит от условий, но никак не 4 часа.
Ладно, буду на это наедятся. А Вы зарядку не ставили на тяговый АКБ? Есть в ней смысл?
Зарядку от мотора имеете в виду? Я не ставил. Она имеет смысл если генератор на моторе мощный и переходы длинные. В моем случае смысла нет. Как у вас - надо анализировать.